Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"
Оценка 4.7

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Оценка 4.7
Семинары
docx
биология +2
Взрослым
20.06.2017
Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"
Материал представляет собой опыт работы учителя биологии по экологическому воспитанию учащихся в процессе работы школьного научного общества и создания школьной экологической тропы. По результатам исследований на экологической тропе учащимися были выполнены различные работы. Экологическая тропа позволяет через творчество воспитывать у учащихся чувства любви к природе родного края и ответственность за ее сохранение.
Реализация экологического воспитания.docx
«РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ» Литневская Е.Ф., учитель биологии МОУ­СОШ с. Звонаревка,  Марксовского района, Саратовской области. «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…» А.А.Плешаков В   настоящее   время  в   общественном   сознании   растет   приоритет экологических ценностей. Об этом свидетельствуют те факты, что ХХI   век наречен «столетием окружающей среды», 2013 год ­ годом охраны окружающей среды, а 2017 ­  годом особо охраняемых природных территорий в России.  Важной   задачей   современной   школы   является   экологическое   воспитание школьников.   Без целенаправленного   формирования   экологической культуры школьников   невозможно   личностное   развитие,   полноценная   его  социализация[1]. Для   этого   необходимо   формировать   экологическое     сознание   и экологическое   поведение.   Следует   находить   современные   формы   и   методы экологического   воспитания. Под экологическим   воспитанием понимают составную   часть   воспитания,   направленную   на   овладение   учащимися экологических   знаний,   формирование   экологического   мышления   и   умения грамотного   экологического   поведения   в   окружающей   среде,   нравственно– эстетических качеств по отношению к природе. [1]. Решить задачу формирования экологического сознания только на уроках невозможно. Во­первых,  в настоящее время не в каждой школе есть предмет экология, да и     количество часов на естественные дисциплины уменьшилось. Если еще 7 ­ 8 лет назад на такой раздел биологии как «Растения» отводилось 104 часа, то сейчас, при усложнении материала учащимся 6 класса необходимо освоить его за 34 часа! Ребенок не успевает  осознать, удивиться, восхититься увиденным, а значит пропустить через душу и  полюбить.  Во­вторых, многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения. Для детей очень важно продолжить начатый на уроке разговор, или дело, для них важно общение с учителем и вне рамок урока.   Поэтому   начатый   на   уроке   процесс   формирования   экологического сознания необходимо продолжать во внеурочной деятельности.  12 лет назад я создала  в нашей школе научное общество учащихся (НОУ) «Эрудит». Первоначально оно имело экологическое направление работы. Сейчас в НОУ уже много предметных секций. Есть и подготовительная – для учащихся начальной школы. Но эколого­биологическое направление деятельности НОУ является приоритетным. В 2005 году в  школьном научном обществе учащихся «Эрудит» возникла идея создания школьной экологической тропы. Тропа создавалась постепенно и использовалась в режиме 2­3 станций. Это были несколько участков в лесу, где я, как  учитель биологии,  проводила с учащимися экскурсии.  По мере изучения историко­краеведческих и природных объектов, увеличивался маршрут тропы, разрабатывался материал для экскурсий. Эколого­краеведческая   тропа   –   одна   из   разновидностей   экологических троп. Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты, и использующийся для целей экологического образования. Прежде, чем начать создание экологической тропы, нами были   изучены существующие в ее пределах природные условия и примечательные объекты, а также   характер   существующего   рекреационного   использования.   От   этого   в большой   степени   зависела   протяженность,   назначение   и   выбор   типа   тропы, наиболее подходящего для данных условий.  Затем была составлена предварительная схема тропы с учетом основных критериев выбора маршрутов, главными из которых были: 1. Привлекательность тропы, которая складывается из трех компонентов ­ красоты природы, ее своеобразия и разнообразия;  2.     Доступность   для   посетителей   ­   необходимо,   чтобы   начало   тропы находилось   сравнительно   недалеко   от   школы   (тропа   предназначена,   прежде всего,   для   учащихся   школы).   Это   требование   связано   с   закономерностями восприятия любой информации: посетители не должны ощущать физической и психологической усталости к тому моменту, как будут сделаны первые шаги по тропе. Сама тропа не должна быть очень сложной для прохождения (слишком крутые   склоны,   длинные   переходы   между   точками­остановками,   длительное нахождение   на   открытом   солнце   –   все   это   нежелательно).   Чрезмерная физическая   нагрузка,   в   конечном   счете,   могла   бы   не   только   помешать любоваться красотой родной природы, но и усваивать новую информацию. 3. Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные потребности людей в области биологии, экологии, географии и других научных дисциплин – это главное отличие экологической тропы от обычного туристского маршрута.  Этапы закладки маршрута эколого­краеведческой тропы: 1. Детальное обследование территории, выделение наиболее интересных объектов; 2.   Составление   карты   –   схемы   тропы   с   нанесенными   маршрутами­ станциями; 3. Обследование и описание природных объектов на экологической тропе и опрос коренных жителей села  для выяснения этнографической составляющей. 4.   Фотографирование   объектов   и   описание   всех   точек   по   схеме, оформленное в виде альбома; 5.   Изготовление   баннеров     с   символами,   рисунками,   подписями   для отдельных станций; 5. Составление лекций для школьников младшего и среднего возрастов. При   составлении   характеристик   станций   и   отдельных   объектов использованы   материалы   исследовательских   работ   учащихся   школьного научного   общества   «Эрудит».   Для   среднего   возраста     особое   внимание обращалось   на   информативность   материалов,   для   младших   классов   –   на доступность материала для понимания.  В   настоящее   время   –   это     тропа,   на   которой проведена   прокладка кольцевого маршрута длиной около 2,5 километров. По типу использования – это учебная эколого­краеведческая тропа.  Она постоянно действующая, однако наибольшую нагрузку  получает в теплое время года. Её назначение ­ воспитание культуры   поведения   людей   в   природе,   углубление   и   расширение   знаний   о родном   крае,   повышение   ответственности   людей   за   сохранение   окружающей среды,   воспитание чувства любви к природе, своей Родине.    Тропа включает станции:  «Моя   малая   Родина»,  «Праздник   осеннего   дерева»,   «Пионеры природы» «Грибы­трутовики», «Лаборатория в природе», «Столовая для зверей и   птиц»,  «Лесная   аптека»,   «Зеленый   урок»,   «Лесная   чайная»,   «Радуга впечатлений».    При   закладке   тропы   мы   постарались   разнообразить   маршрут,   обратив особое внимание на частую сменяемость биоценозов, шаговую доступность от села   и     информативность   тропы   в   плане   биологии,   истории,   этнографии, экологии, географии. Большой интерес у школьников   вызвали экологические исследования в природе. По результатам исследований на учебной экологической тропе были выполнены   многие     работы:   «Изучение   и   улучшение   экологической   среды», «Оценка   экологического   состояния   реки   Большой   Караман»,   «Оценка экологического   состояния   леса»,   «Исчезающая   красота»   (об   экологическом состоянии   первоцветов),  «Исследование   орнитофауны   в   окрестностях   с. Звонаревка»,   «Бобры   и   их   влияние   на   экологию   реки   в   окрестностях   села Звонаревка»,   «Изучение   видового   состава   грибов­трутовиков»,   «Экология муравейника» и другие работы. Свои работы учащиеся нашей школы успешно защищают на интеллектуальных мероприятиях разного уровня. Ежегодно   ребята   становятся   победителями   районной   учебно­научной конференции   «Шаг   в   будущее»;     побеждают   на   областной   экологической конференции.  Стали лауреатами Международного форума «Зеленая планета»; представили   свои   исследовательские   работы   на   конференции   «Инициатива молодых»   в   СГУ,  В   С   ГТУ   им.   Гагарина   Ю.А.,   на   Всероссийской   заочной интернет­конференции по экологии   в 2014 году. На    Всероссийской научно­ исследовательской  конференции  старшеклассников «В  науку  первые  шаги»  в 2015 и 2016 году стали победителями.  Выступления ребят с результатами своих работ, создают стимул для их личностного роста, творческого саморазвития. И не важно, что эти ребята не посвятят себя экологии в дальнейшем. Чтобы беречь и любить окружающий мир и его обитателей, совсем необязательно быть профессиональным экологом. Экологическая тропа стала привлекательной формой организации   дея­ тельности     учащихся   нашей   школы,   так   как   позволяет   им   с   разных   сторон раскрывать свои творческие возможности,  эстетически подойти к восприятию окружающей среды.   Учащиеся не только исследуют родную природу. Ежегодно в   школе   организуется   фотоконкурс   и   конкурс   поделок    из   природного материала.   Это   позволяет   через   творчество   воспитывать   чувство   любви   к природе родного края и ответственность за ее сохранение. Создание тропы, уход за ней и периодическое дооборудование приучают бережно относиться к общему достоянию. В течение года  приходится не раз проводить акции по очистке леса и территории села от мусора. Тропа используется в ходе  учебно­воспитательного процесса  школы по самым   разным   предметам:   биологии,   экологии,   краеведению,   истории, географии,   Неоднократно проводились на экологической тропе и методические экскурсии для педагогов района и области. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс,   реализуется  связь обучения с жизнью.   изобразительному   искусству.   технологии, Список литературы 1. Глущенко   О.   Завтра   начинается   сегодня:   формирование   экологической культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе.­ 2010.­ №6.­С.44­52 2. Иванов   В.А.,   Пастухова   Т.Ю.   «Научное   общество   учащихся»   «Путь   к природе», 2005 г. 3. Суматохин С. В. Учебно­исследовательская деятельность по биологии в соответствии   с   ФГОС:   с   чего   начинать,   что   делать,   каких   результатов достичь// Биология в школе. – 2014.  №4. – с. 16 – 23 с. 3

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"

Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017