Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"
Оценка 4.7
Семинары
docx
биология +2
Взрослым
20.06.2017
Материал представляет собой опыт работы учителя биологии по экологическому воспитанию учащихся в процессе работы школьного научного общества и создания школьной экологической тропы. По результатам исследований на экологической тропе учащимися были выполнены различные работы. Экологическая тропа позволяет через творчество воспитывать у учащихся чувства любви к природе родного края и ответственность за ее сохранение.
Реализация экологического воспитания.docx
«РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ
ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ»
Литневская Е.Ф.,
учитель биологии МОУСОШ с. Звонаревка,
Марксовского района, Саратовской области.
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей
деятельности требованиям рационального природопользования, заботится
об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и
загрязнения…»
А.А.Плешаков
В настоящее время в общественном сознании растет приоритет
экологических ценностей. Об этом свидетельствуют те факты, что ХХI век
наречен «столетием окружающей среды», 2013 год годом охраны окружающей
среды, а 2017 годом особо охраняемых природных территорий в России.
Важной задачей современной школы является экологическое воспитание
школьников. Без целенаправленного формирования экологической культуры
школьников невозможно личностное развитие,
полноценная его
социализация[1].
Для этого необходимо формировать экологическое
сознание и
экологическое поведение. Следует находить современные формы и методы
экологического воспитания. Под экологическим воспитанием понимают
составную часть воспитания, направленную на овладение учащимися
экологических знаний, формирование экологического мышления и умения
грамотного экологического поведения в окружающей среде, нравственно–
эстетических качеств по отношению к природе. [1].
Решить задачу формирования экологического сознания только на уроках
невозможно. Вопервых, в настоящее время не в каждой школе есть предмет
экология, да и количество часов на естественные дисциплины уменьшилось.
Если еще 7 8 лет назад на такой раздел биологии как «Растения» отводилось
104 часа, то сейчас, при усложнении материала учащимся 6 класса необходимо
освоить его за 34 часа! Ребенок не успевает осознать, удивиться, восхититься
увиденным, а значит пропустить через душу и полюбить.
Вовторых, многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем
требуют дальнейшего продолжения. Для детей очень важно продолжить начатый
на уроке разговор, или дело, для них важно общение с учителем и вне рамок
урока. Поэтому начатый на уроке процесс формирования экологического
сознания необходимо продолжать во внеурочной деятельности.
12 лет назад я создала в нашей школе научное общество учащихся (НОУ)
«Эрудит». Первоначально оно имело экологическое направление работы. Сейчас
в НОУ уже много предметных секций. Есть и подготовительная – для учащихся
начальной школы. Но экологобиологическое направление деятельности НОУ
является приоритетным. В 2005 году в школьном научном обществе учащихся «Эрудит» возникла
идея создания школьной экологической тропы. Тропа создавалась постепенно и
использовалась в режиме 23 станций. Это были несколько участков в лесу, где
я, как учитель биологии, проводила с учащимися экскурсии. По мере изучения
историкокраеведческих и природных объектов, увеличивался маршрут тропы,
разрабатывался материал для экскурсий.
Экологокраеведческая тропа – одна из разновидностей экологических
троп. Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный
маршрут, проходящий через различные природные объекты, и использующийся
для целей экологического образования.
Прежде, чем начать создание экологической тропы, нами были изучены
существующие в ее пределах природные условия и примечательные объекты, а
также характер существующего рекреационного использования. От этого в
большой степени зависела протяженность, назначение и выбор типа тропы,
наиболее подходящего для данных условий.
Затем была составлена предварительная схема тропы с учетом основных
критериев выбора маршрутов, главными из которых были:
1. Привлекательность тропы, которая складывается из трех компонентов
красоты природы, ее своеобразия и разнообразия;
2. Доступность для посетителей необходимо, чтобы начало тропы
находилось сравнительно недалеко от школы (тропа предназначена, прежде
всего, для учащихся школы). Это требование связано с закономерностями
восприятия любой информации: посетители не должны ощущать физической и
психологической усталости к тому моменту, как будут сделаны первые шаги по
тропе. Сама тропа не должна быть очень сложной для прохождения (слишком
крутые склоны, длинные переходы между точкамиостановками, длительное
нахождение на открытом солнце – все это нежелательно). Чрезмерная
физическая нагрузка, в конечном счете, могла бы не только помешать
любоваться красотой родной природы, но и усваивать новую информацию.
3. Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные
потребности людей в области биологии, экологии, географии и других научных
дисциплин – это главное отличие экологической тропы от обычного туристского
маршрута.
Этапы закладки маршрута экологокраеведческой тропы:
1. Детальное обследование территории, выделение наиболее интересных
объектов;
2. Составление карты – схемы тропы с нанесенными маршрутами
станциями; 3. Обследование и описание природных объектов на экологической тропе
и опрос коренных жителей села для выяснения этнографической составляющей.
4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме,
оформленное в виде альбома;
5. Изготовление баннеров с символами, рисунками, подписями для
отдельных станций;
5. Составление лекций для школьников младшего и среднего возрастов.
При составлении характеристик станций и отдельных объектов
использованы материалы исследовательских работ учащихся школьного
научного общества «Эрудит». Для среднего возраста
особое внимание
обращалось на информативность материалов, для младших классов – на
доступность материала для понимания.
В настоящее время – это тропа, на которой проведена прокладка
кольцевого маршрута длиной около 2,5 километров. По типу использования –
это учебная экологокраеведческая тропа. Она постоянно действующая, однако
наибольшую нагрузку получает в теплое время года. Её назначение воспитание
культуры поведения людей в природе, углубление и расширение знаний о
родном крае, повышение ответственности людей за сохранение окружающей
среды, воспитание чувства любви к природе, своей Родине. Тропа включает
станции:
«Моя малая Родина», «Праздник осеннего дерева», «Пионеры
природы» «Грибытрутовики», «Лаборатория в природе», «Столовая для зверей
и птиц», «Лесная аптека», «Зеленый урок», «Лесная чайная», «Радуга
впечатлений».
При закладке тропы мы постарались разнообразить маршрут, обратив
особое внимание на частую сменяемость биоценозов, шаговую доступность от
села и информативность тропы в плане биологии, истории, этнографии,
экологии, географии.
Большой интерес у школьников вызвали экологические исследования в
природе. По результатам исследований на учебной экологической тропе были
выполнены многие работы: «Изучение и улучшение экологической среды»,
«Оценка экологического состояния реки Большой Караман», «Оценка
экологического состояния леса», «Исчезающая красота» (об экологическом
состоянии первоцветов),
«Исследование орнитофауны в окрестностях с.
Звонаревка», «Бобры и их влияние на экологию реки в окрестностях села
Звонаревка», «Изучение видового состава грибовтрутовиков», «Экология
муравейника» и другие работы. Свои работы учащиеся нашей школы успешно
защищают на интеллектуальных мероприятиях разного уровня. Ежегодно ребята становятся победителями районной учебнонаучной
конференции «Шаг в будущее»; побеждают на областной экологической
конференции. Стали лауреатами Международного форума «Зеленая планета»;
представили свои исследовательские работы на конференции «Инициатива
молодых» в СГУ, В С ГТУ им. Гагарина Ю.А., на Всероссийской заочной
интернетконференции по экологии в 2014 году. На Всероссийской научно
исследовательской конференции старшеклассников «В науку первые шаги» в
2015 и 2016 году стали победителями.
Выступления ребят с результатами своих работ, создают стимул для их
личностного роста, творческого саморазвития. И не важно, что эти ребята не
посвятят себя экологии в дальнейшем. Чтобы беречь и любить окружающий мир
и его обитателей, совсем необязательно быть профессиональным экологом.
Экологическая тропа стала привлекательной формой организации дея
тельности учащихся нашей школы, так как позволяет им с разных сторон
раскрывать свои творческие возможности, эстетически подойти к восприятию
окружающей среды. Учащиеся не только исследуют родную природу. Ежегодно
в школе организуется фотоконкурс и конкурс поделок из природного
материала. Это позволяет через творчество воспитывать чувство любви к
природе родного края и ответственность за ее сохранение.
Создание тропы, уход за ней и периодическое дооборудование приучают
бережно относиться к общему достоянию. В течение года приходится не раз
проводить акции по очистке леса и территории села от мусора.
Тропа используется в ходе учебновоспитательного процесса школы по
самым разным предметам: биологии, экологии, краеведению, истории,
географии,
Неоднократно
проводились на экологической тропе и методические экскурсии для педагогов
района и области. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый
процесс, реализуется связь обучения с жизнью.
изобразительному искусству.
технологии,
Список литературы
1. Глущенко О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической
культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе. 2010.
№6.С.4452
2. Иванов В.А., Пастухова Т.Ю. «Научное общество учащихся» «Путь к
природе», 2005 г. 3. Суматохин С. В. Учебноисследовательская деятельность по биологии в
соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов
достичь// Биология в школе. – 2014. №4. – с. 16 – 23 с. 3
Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"
Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"
Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"
Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"
Выступление по теме: "Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность по биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.