Программа "Край, в котром я живу"
Оценка 4.9

Программа "Край, в котром я живу"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
экология +1
Взрослым
30.06.2017
Программа "Край, в котром я живу"
Рабочая программа кружковой работы по экологии "Край, в котором я живу" для учащихся основной школы.Для детей живущих в сельской местности, формирование экологической культуры может осуществляться через знакомство с ландшафтами в окрестностях своего села. Необходимо создавать условия для воспитания экологической ответственности подрастающего поколения. Знающего как его деятельность скажется на окружающем миреПрограмма "Край, в котром я живу"
КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.docx
Содержание конкурсной работы:  Составитель:Мурашкова Галина Андреевна , учитель биологии и                            экологии МОУ «СОШ п. Возрождение» Саратовской области, Хвалынского района т.8­917­326­65­87, эл. почта     [email protected] Номинация:"естественно ­ научная" Краткая аннотация конкурсной работы:  программавнеурочной  деятельности по экологическому воспитанию. Посмотри, как хорош  Край, в котором ты живёшь.  «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сохранение целостности, сотрудничества с природой, а не её  покорение и подчинение становятся одними из главных вопросов  деятельности человека. Формирование экологической культуры, воспитание  чувства единства с природой, ответственность за судьбу, любви ко всему  живому возможно лишь при непосредственном контакте с природой. Для детей живущих в сельской местности, формирование  экологической культуры может осуществляться через знакомство с  ландшафтами в окрестностях своего селаВ сельской местности дети живут в  постоянном контакте с природой, часто бывать в лесу, на лугах,  близлежащих водоёмах и имеют возможность осуществлять  исследовательскую деятельность. Необходимо создавать условия для воспитания экологической  ответственности подрастающего поколения. Знающего как его деятельность  скажется на окружающем мире. Изучение родного края ­ это один из путей нравственного воспитания школьников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту природы. Материал   программы   носит   межпредметный   характер   так   как интегрирует   различные   дисциплины:   природоведение,   географию,   историю, естествознание,   литературу   и   соответствует   возрастным   особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов   и   явлений   во   время   экскурсий,   выполнение   творческих   заданий. Изучение   экологического   состояния   окружающей   среды   учит   учащихся любить и беречь природу родного края.  При   изучении   данного   курса   «Экомир»   школьники   знакомятся   с видовым   разнообразием   растительного   и   животного   мира,   изучают экологическое состояние сельских экосистем, знакомятся с экологическими проблемами села. По окончании изучениятеоретической части учащиеся ведут  исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка. Новизна программы состоит в следующем: ­Программа   совмещает   в   себе   краеведческое,   экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. ­Прослеживаются   несколько   линийразвития   школьника:   линия овладения   средствами   и   эталонами   познавательной   деятельности,   линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения   другого   или   других),   линия   мотивационной   готовности   и   линия смыслового аксиологического насыщения. Программа рассчитана  на обучение детей в течение года. В кружок набираются все желающие учащиеся с 5 класса   независимо от их уровня обученности.   Занятия   проводятся   1   раз   в   неделю   по   1   ч.   Программа предполагает  групповую, индивидуальную форму обучения. Всего в году ­ 35 ч. Программа  состоит из теоретической и практической частей. Цель:экологическое образование учащихся, формирование  нравственных ценностей, воспитание ответственного отношения к  окружающей среде, активизация познавательной деятельности,  способствующей решению задач патриотического, нравственного и  эстетического воспитания. Задачи: ­ Организация внеклассной работы по экологическому и нравственному  воспитанию учащихся. ­ Теоретическое и практическое обучение школьников основам  исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях. ­ Воспитание человека наделённого экологической культурой  ­ Формирование у учащихся навыков информационной культуры с  использованием интернет – ресурсов в изучении родного края. ­ Формирование условий для становления у подрастающего поколения  эмоционально     ­ ценностного отношения к природе ­ Включение учащихся в значимую общественно­полезную деятельность. ­ Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе. ­ Формирование познавательных, практических и творческих умений  экологического характера. Пути реализации: ­Создание   условий   /материальная   база,   экологизация   развивающей среды, программное обеспечение /. ­Обновление   содержания,   форм   и   методов   работы   с   детьми   в соответствии с данной  программой.  ­Обеспечение   непосредственного   общения   детей   с   живой   природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность. ­Пропаганда экологических знаний. ­Установление преемственности со школой, связь с социокультурными учреждениями села в области экологического воспитания. Условия успешности экологического воспитания:  ­интеграция   экологического   воспитания   с   другими   областями развития ребенка. ­комплексный   подход   к   проблеме   экологического   воспитания воспитания.       ­муниципальный компонент  (знакомство   с   природным   ландшафтом   сельской   местности географическими и климатическими особенностями  / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/; знакомство с русской культурой, обычаями, традициями / через районный краеведческий музей , тематические занятия /.) Методы работы ­ Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение) ­ Практический (сбор материала, оформление информационных листов, газеты) ­ Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ). ­ Поисково­исследовательский метод (самостоятельная работа с  выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для  оформления   проекта,   реферата,   отчета   о   проделанной   работе   в презентации,  проекте) ­ Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах ­ Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию,   предполагающий   единство   нравственного,   эстетического   и   других форм воспитания. Условия реализации программы Материально­техническое обеспечение: Для организации работы экологического кружка используются: ­ Школьный кабинет ­ Стенды. Плакаты, карточки ­ Компьютер ­ Принтер ­ Фотоаппарат Дидактическое обеспечение        Коллекция гербария  Коллекция горных пород и минералов Карты (настенные, атласы) Схемы и таблицы Энциклопедии Наборы фотографий животного и растительного мира Красная книга Саратовской области   Виды деятельности обучающихся: ­ теоретические занятия ­ работа со справочной литературой  ­ анкетирование ­ социологический опрос ­ экскурсии ­ участие в муниципальных, областных всероссийских, международных конкурсах  ­ выпуск школьной газеты ­ проектная и учебно – исследовательская деятельность ­ практическая деятельность ­ организация мероприятий  Формирование умений:  ­ грамотно излагать информацию;  ­ вести беседу;  ­ оценивать поступки людей  с точки зрения и этики и эстетики   ­ воспитание активной гражданской позиции  ­ информирование родителей, общественности об успехах и достижениях  обучающихся и школы, их проблемах и перспективах развития  ­ развитие творческих способностей   ­ реализация совместных проектов Способы проверки результатов работы ­выставки ­научно – практические  конференции, конкурсы ­олимпиады ­организация мероприятий. Ожидаемые результаты  Учащиеся должны знать: ­ основные термины и понятия экологии; ­основные виды растений и животных родного края; ­правила ведения наблюдений, полевых исследований; ­особо охраняемые территории и памятники природы родного края; ­историю образования и развития края;  ­основные экологическими  понятиями,  особенности  природы  родного края;  ­памятники природы;  ­природные  и антропогенные причины возникновения экологических  проблем своей местности; особо охраняемые природные  территории своего  края; Учащиеся должныуметь    :  ­выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы; ­проводить исследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе; ­оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье); ­различать охраняемые растения и животных родного края; ­применять   имеющиеся   знания   в   практической   деятельности   по благоустройству и охране природной среды своей малой родины. ­применять   экологические   знания   для   объяснения   и   оценки   разнообразных явлений и процессов;  ­применять полученные знания и умения в повседневной жизни для  сохранения окружающей среды и социально­ответственного поведения в  ней;   ­использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни. Требования к уровню подготовки учащихся  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами В   основе   данного   курса  лежит   системно­деятельностный   подход, который   предполагает   воспитание   и   развитие   патриотизма, гражданственности, нравственности   и  уважение  к  прошлому   и настоящему родного края.   Ориентирован   на   активную   позицию   в   сфере   экологической деятельности и пропаганды экологической культуры. В результате обучения по программе  «Край, в котором я живу» у школьников будут сформированы личностные,   познавательные   и   коммуникативные универсальные учебные действия.   регулятивные, Деятельность экологического кружка должна быть направлена на  достижение учащимися следующих личностных результатов:  умение   ориентироваться   в   нравственном   содержании   и   смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;  способность   к   самооценке   на   основе   критерия   успешности деятельности;    развитие в себе этические и эстетических принципов. Метапредметнымирезультатами освоения учащимися основ  программы кружка являются: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной Регулятивные УУД:  целью и условиями ее реализации;  проявление инициативы действия в сотрудничестве;  самостоятельное оценивание правильности выполнения   задания при подготовке к сообщению, презентации; умение   анализировать   и   синтезировать   необходимую информацию;  самостоятельное   адекватное   оценивание   правильности   исследованием, выполнения   действия   при   работе   над   проектом, конференцией;         Познавательные УУД: использование дополнительных источников информации ; использование различных справочных изданий с целью поиска и   извлечения познавательной информации; установлене причинно­следственных связей;  построение   рассуждений   в   форме   связи   простых   суждений   об объекте, его строении, свойствах;  установление аналогии.  самостоятельный подбор литературы по теме;  Коммуникативные УУД: понимание различных позиций других людей, отличных от  собственных;    ориентирование на позицию партнера в общении;  учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.  формированиие  навыков  коллективной и организаторской  деятельности;  умение   аргументировать   свое   мнение,   координировать   его   с позициями   партнеров   при   выработке   общего   решения   в   совместной деятельности. Основное содержание программы Тема 1. Введение. Географическое положение родного края (1ч.) Цели   и   задачи   кружка   «Край,   в   котором   я   живу».   Инструктаж   по технике безопасности  Основные   понятия:рельеф   местности,   климат,   географическое положение Форма занятий: теоретическое занятие, просмотр презентаций. Содержание   темы:   особенности   географического   положения   и природы   своего   населенного   пункта.   Метеорологические   наблюдения, народные   приметы   и   метеонаблюдения   за   погодой.   История   заселения территории. Важные природные и антропогенные объекты родного края. Экскурсия «Разнообразие природы родного края». Тема 2. Важные природные и антропогенные объекты родного края (1ч.) Основные понятия: природные зоны, водные объекты, недра, воздух, растительные объекты. Объекты животного мира. Форма занятий: теоретическое занятие, просмотр видеофильмов Содержание   темы:   лес,   степь,   лесостепь.   Полезные   ископаемые. Почвы. Река Волга, озера в окрестностях своего села и их происхождение. Разнообразие   растительного   и   животного   мира.   Пруд,   поле,   лесопосадка, фруктовый сад.     Тема 3. Мир растений. Растения ближайшего окружения.(6ч.) Основные понятия: растения окрестностей Хвалынского района и п. Возрождение Форма   занятий:   теоретические   занятия,   экскурсии   на   природу. Просмотр презентаций. Содержание   темы:   видовое   разнообразие   растительного   мира. Жизненные   формы   растений.   Условия   обитания   растений.   Разнообразие приспособлений у растений к условиям обитания. Практические   занятия:   определение   видового   состава   фитоценозов. Изучение влияния условий обитания на развитие растений. Экскурсии в близлежащие фитоценозы.      Тема 4. Мир животных. Животные  ближайшего окружения. (7ч.) Основные понятия: животный мир окрестностей Хвалынского района и п. Возрождение Форма   занятий:   теоретические   занятия,   экскурсии   на   природу. Просмотр презентаций. Содержание темы: видовое разнообразие животного мира. Жизненные   Разнообразие   Условия   обитания   животных. формы   животных. приспособлений у животных к условиям обитания. Практические   занятия:   определение   видового   состава   фитоценозов. Изучение   влияния   условий   обитания   на   жизнь   и   процессы   размножения животных. Экскурсии в близлежащие биоценозы.     Тема 5. Экологические проблемы родного края.(6ч.) Основные понятия: экологические проблемыХвалынского района и п. Возрождение Форма   занятий:   теоретические   занятия,   экскурсии   на   природу. Просмотр презентаций, лабораторные исследования. Содержание темы: экологическое состояние объектов и экосистем. Практические   занятия:   изучение   гидрологических   объектов   суши, изучение   степных   и   лесных   сообществ,   проблема   утилизации   бытовых отходов. Экскурсии в близлежащие биоценозы.     Тема 6. Экологический мониторинг родного края.(6ч.) Основные понятия: экологический мониторинг Форма   занятий:   теоретические   занятия,   экскурсии   на   природу, кскурсии в национальный парк «Хвалынский». просмотр презентаций, работа с красной книгой. Гербарием, коллекциями насекомых. Содержание   темы:   оценка   экологического   состояния   воздушной среды.   Почвы,   водной   среды,   проблема   питьевой   воды,   наблюдения   за состоянием флоры и фауны ближайшего окружения. Практические занятия: наблюдения за состоянием неживых объектов природы   изучение,   изучение   и   оценка   экологического   состояния   флоры   и фауны. Экскурсии в национальный парк «Хвалынский».     Тема 7. Охрана природы родного края.(3 ч.) Основные понятия: редкие и охраняемые виды растений и животных Хвалынского района и п. Возрождение. Памятники природы. Национальный парк «Хвалынский» Форма   занятий:   теоретические   занятия,   экскурсии   на   природу, экскурсии в национальный парк «Хвалынский». просмотр презентаций, работа с красной книгой, гербарием, коллекциями насекомых. Содержание   темы:   родники,   река   Волга,   реликтовые   виды,   виды   – эндемики, Красная книга. Практические занятия: окультуривание родников, очищение водных объектов от мусора, изготовление природоохранных знаков. Тема 8. Экологический туризм.(4ч.) Основные   понятия:   здоровье,   ответственное   отношение   к   природе, экокультура. Форма занятий: экскурсии на природу, экскурсии по экологическим тропам   национального   парка   «Хвалынский»,   разработка   и   организация экологической тропы. Содержание темы: очищение от мусора берега озера, экологические исследования,   экспресс­оценку   экологического   состояния   воды.   воздуха почвы,  флоры и фауны. Организация экологических мероприятий в природе. Тема 9. Итоговый проект. (1ч.) Программа ориентирована на систематическую  проектную и учебно – исследовательскую деятельность школьников. Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме. Тематический план экологического кружка «Росинка» Тема  Кол­во часов Форма занятий Лекция с  элементами  беседы и  дискуссии Лекция с  элементами  беседы и  дискуссии 1. 1. 6 Рассказ учителя.  Беседа. Стихи.  Кроссворды.  Изготовление  плакатов. Рассказ учителя.  Беседа. Стихи.  Кроссворды.  Изготовление  плакатов. № 1. 2. 3. Тема 1. Введение. Географическое положение родного края Тема 2. Важные природные и антропогенные объекты родного края  Мир растений Тема3  Растения ближайшего окружения 1. Лесная растительность 2. Степная растительность 3. Луговая растительность 4. Околоводная растительность 5.  Растения –меловики 6. Растения национального парка  «Хвалынский» 4.  Мир животных 7 Тема 4  Животные ближайшего окружения 1.Животные леса 2.Животные степи 3.Животные луга 4.Водные животные 5.Пернатые друзья 6.Мир насекомых 5. 6. 7.Животные национального парка  «Хвалынский»     Тема 5. Экологические проблемы родного края. 1.Знакомство с экологическими  проблемами района и села. 2.Изучение  экологического состояния  озёр. 3.Изучение  экологического состояния  родников. 4. Изучение экосистемы лесных  насаждений. 5. Изучение экосистемы степи 6. знакомство с проблемой  несанкционированных свалок и  утилизации бытовых отходов.       Тема   6.   Экологический   мониторинг родного края. 1.Оценка   экологического   состояния воздушной среды.  2.Оценка   экологического   состояния почвы. 3.Оценка   экологического   состояния водоёмов. 4. Проблема питьевой воды. 5.Оценка   экологического   состояния флоры. 6.Оценка   экологического   состояния фауны. 7.        Тема 7. Охрана природы родного края. 1.Красная книга Саратовской области. 2.Национальный парк «Хвалынский» 3.Вольерное хозяйство «Теремок» 6 6 3 Работа над  проектом  «Экология села» Поисковая  работа. Игра, дискуссия,  посещение  национального  парка . экскурсия в вольерное  хозяйства нац  парка «Теремок» 8.   Тема 8. Экологический туризм. Экскурсии, походы. Организация  экологических мероприятий в природе. 9. Тема 9. Итоговый проект 1.Защита итогового проекта. Всего: Экологический  практикум Экскурсии,  походы,  практическая  деятельность,  игры на свежем  воздухе. Паспорт, устный  журнал,  презентация. 4 1 35 ЦЕЛЬ ­ выявить наиболее актуальные для района экологические проблемы,  получить качественные и количественные показатели экологического  состояния окружающей  среды и использование полученных данных для  прогнозирования и поиска решения экологических проблем своего села. 1. Метеорологические наблюдения. (определение температуры воздуха, давление атмосферы. Скорость и  силу ветра, влажность воздуха, облачность, атмосферные явления) 2. Фенологические наблюдения в природе. (определение фенофаз у растений. Наблюдения за развитием  насекомых, изучение жизни муравейника. Наблюдения за животными) 3. Оценка экологического качества воды (определение степени загрязнённости водоёма по внешнему виду,  определение органолептических свойств воды, определение загрязнения воды по водным растениям и животным, выявление степени влияния  сточных вод на водоём) 4. Оценка экологического качества воздуха (оценка состояния атмосферы по лиственным древесным растениям, по  фитоиндикаторам и лихеноиндикаторам) 5. Оценка экологического качества почвы (определение наличия нитратов в почве с помощью химических  реакций, определение высокого содержания некоторых элементов в  почве по растениям – индикаторам, определение рекреационной нагрузки, фаунистическая боиндикация почвы­ учёт численности  дождевых червей на различных участках почвы ) 6. Изучение и оценка состояния флоры и фауны (изучение видового состава растений и животных, изучение сезонного  развития растений, исследование состояние фитоценозов, составление  кадастра травянистых растений 7. Проведение социологических опросов по проблема окружающей среды. Перечень тем проектных работ ­Бегущая вода ­Твердые  бытовые   отходы:   экологические   проблемы   и  возможные   пути  их решения. ­Первоцветы ­Аборигены и пришельцы ­Чудо на ладони ­Мусор – наше богатство ­Здоровое дерево ­Чем пахнет вода? ­Комплексное изучение озера Итоговые   результаты   экологических   исследований   по   данной   программе «Край, в котором я живу» оформляются в виде экологического паспорта, устного журнала, презентаций, фотоальбома. Литература 1. 2. 3. Анашкина Е.Н. Лесными тропами. Наблюдаем за млекопитающими. /Е.Н.Анашкина.  – Ярославль: Академия развития, 2006. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами. /Е.Н.Анашкина. –  Ярославль: Академия развития, 2004. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование:  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.П.Мелехова, Е.И.Егорова,  Т.И.Евсеева и др.; под ред. О.М.Мелеховой и Е.И.Егоровой. – М.: Издательский центр  «Академия», 2007. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии /Н.А.Голубкина. – М.:  ФОРУМ, 2009. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя / Т.Б. Державина. – М.: Мнемозина, 2010. Дунаев Е.А. Методы эколого­энтомологических исследований. – М.: МосгорСЮН,  1997. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10­11 кл. Учебное пособие для  общеобразовательных учреждений /А.Т.Зверев. Отв. ред. Ю.Б. Королев. – М.: ООО  «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. Каплан Б.М. Изучение лесной растительности. – М.: Лесная страна, 2009. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки /Е.Ю.Колбовский. – Ярославль: Академия  развития, 2004. Кулеш В.Ф. Практикум по экологии: учеб. пособие /В.Ф.Кулеш, В..Маврищев. –  Минск: Выш. шк., 2007. 11. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов. Карманный определитель. – М.: Лесная страна,  2009. 12. 13. Ласуков Р.Ю. Птицы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009. Маврищев В.В. Экскурсии в природу. Лес: учеб пособие / В.В.Маврищев. – Минск:  Выш. шк., 2009. 14. Мозолевская Е.Г. Лесные насекомые и методы их исследования: Учебное пособие  для юных натуралистов. – М.: Лесная страна, 2010. 15. Мосалов А.А., Зубакин В.А., Авилова К.В., Волков С.В. и др. Полевой определитель  птиц Подмосковья. – М.: Союз охраны птиц России; Изд­во «Колос», 2009. 16. Райков Б.Е., Римский­Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Тропикал,  1994. 17. Скворцов В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и  экскурсий в Средней России. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. 18. Харитонов Н.П. Исследуем природу: Учебно­методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии. – М.: МИОО;  Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2008. 19. Чертопруд М.В., Чертопруд Е.С. Краткий определитель беспозвоночных пресных  вод центра Европейской России. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 20. Шанцер И.А. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас. – М.:  Товарищество научных изданий КМК, 2009. 21. Экологический мониторинг: Учебно­методическое пособие /Под ред. Т.Я.  Ашихминой. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008.

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"

Программа "Край, в котром я живу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017