Под компетенцией в ФГОС понимается
способность применять знания, умения,
личностные качества и практический
опыт для успешной деятельности в
определенной области.
Общие компетенции - совокупность
социально – личностных качеств
выпускника, обеспечивающих
осуществление деятельности на
определенном квалификационном
уровне. Основное назначение ОК – обеспечить
успешную социализацию выпускника.
Информационные компетенции
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
активизация познавательной деятельности студентов.doc
Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее
актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ведь от качества
учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Заученные студентами теоретические положения вызывают затруднения в их применении, в
объяснении наблюдаемых явлений и решении задач, что требует научного осмысления
полученных знаний. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни
усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели
творческопоисковой деятельности. Творческопоисковая деятельность оказывается более
эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в
ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. В работе рассмотрены методы
активизации познавательной деятельности студентов при изучении химии. В
педагогической практике используются различные пути активизации познавательной
деятельности, основные среди них разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор
таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и
самостоятельность учащихся. Многолетний практический опыт показал, что наибольший
активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты сами: •
отстаивают свое мнение; • принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; • ставят
вопросы своим товарищам и преподавателям; • рецензируют ответы товарищей; •
оценивают ответы и письменные работы товарищей; • занимаются обучением отстающих; •
объясняют более слабым учащимся непонятный материал; • самостоятельно выбирают
посильное задание; • находить несколько вариантов возможного решения познавательной
задачи (проблемы); • создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и
практических действий; • решают познавательные задачи путем комплексного применения
известных им способов решения. Истина, добытая путем собственного напряжения усилий,
имеет огромную познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех
обучения в конечном итоге определяется отношением студентов к учению, их стремлению
к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их
активностью. Развитие познавательного интереса сложная задача, от решения которой
зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии
разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у студентов.
Установлено, что интерес проявляется как к3 содержанию учебного материала, так и к
организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи (Абульханова
Славская К. А., Рубцов В. В., Алексеев Н. Г., .Аллахвердов В. М., Александров Ю. И.),
активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного
интереса. В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация.
Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться (Гальперин П. Я
(В.С. Собкин, доктор психологических наук, академик РАО; П.С. Писаревский, кандидат
педагогических наук; С.Г. Равлюк) • интерес к предмету (сам процесс изучения доставляет
удовольствие). Высшая степень интереса это увлечение. Занятия при увлечении
порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается
как лишение. • сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я
сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). • принуждение (я
занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение
поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов. В отличие от других
стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков,
активизирует познавательную деятельность студентов. Так как студенты занимаются в
силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они
усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по
предмету. У большинства неуспевающих обнаруживается отрицательное отношение к
учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет
обучение и тем лучше его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству
обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и
навыков. Поэтому, для успешного обучения студентов необходимо вызвать у учащихся
интерес к овладению знаниями. Но как это сделать?
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к
продуктивному результату. При этом от учащегося; требуется не только понять, запомнить
и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в
практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом
зависит от уровня активности учебно познавательной деятельности учащегося.
приёмы активизации познавательной деятельности, например:
1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые
направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и
повышают мотивацию.
2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм
решения проблемы.
3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и
сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию
определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов
получаем ответ).
4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила
правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их
применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа,
решения познавательных задач, формируют вывод.
Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень
познавательной активности школьников. Это:
1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать
своё мнение и внимательно слушать мнение других.
2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить
план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои
ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ
в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь,
пользоваться различными источниками информации.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для
закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята
выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует
формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинноследственных связей.
1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать
следующие:
Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю
необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не
станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной
действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет
никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит
характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в
повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена
заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Творческий характер учебнопознавательной деятельности сам по себе является мощным
стимулом к познанию. Исследовательский характер учебнопознавательной деятельности
позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к
активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности
учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за
лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в
грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей
стороны (что он чегото стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений.
Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, про водимых в игровой форме.
Игровой характер про ведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор
состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный
мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное
игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её
участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать
деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход
это прежде всего у учащихся вызовет интерес к урокам, учащихся будут с радостью идти
на уроки, так как предугадать учителя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и
состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также
существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает
желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность,
приводящая в движение.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют
самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные
задания, тесты.
Активация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с
помощью специальных средств интеллектуальных, нравственноволевых и физических сил
учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между
наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в
активную познавательную деятельность имеет ориентировочноисследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней
среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное
состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса необходимое условие
познавательной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.