"Формирование информационно-коммуникативных компетенций
Оценка 4.6

"Формирование информационно-коммуникативных компетенций

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
математика
10 кл—11 кл
13.02.2018
"Формирование информационно-коммуникативных компетенций
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общие компетенции - совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника. Информационные компетенции ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
активизация познавательной деятельности студентов.doc
Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее  актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ведь от качества  учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.  Заученные студентами теоретические положения вызывают затруднения в их применении, в объяснении наблюдаемых явлений и решении задач, что требует научного осмысления  полученных знаний. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни  усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели ­  творческо­поисковой деятельности. Творческо­поисковая деятельность оказывается более  эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в  ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. В работе рассмотрены методы  активизации познавательной деятельности студентов при изучении химии. В  педагогической практике используются различные пути активизации познавательной  деятельности, основные среди них ­ разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор  таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся. Многолетний практический опыт показал, что наибольший  активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты сами: •  отстаивают свое мнение; • принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; • ставят  вопросы своим товарищам и преподавателям; • рецензируют ответы товарищей; •  оценивают ответы и письменные работы товарищей; • занимаются обучением отстающих; •  объясняют более слабым учащимся непонятный материал; • самостоятельно выбирают  посильное задание; • находить несколько вариантов возможного решения познавательной  задачи (проблемы); • создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и  практических действий; • решают познавательные задачи путем комплексного применения  известных им способов решения. Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех  обучения в конечном итоге определяется отношением студентов к учению, их стремлению  к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их  активностью. Развитие познавательного интереса ­ сложная задача, от решения которой  зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии  разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у студентов.  Установлено, что интерес проявляется как к3 содержанию учебного материала, так и к  организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи (Абульханова­ Славская К. А., Рубцов В. В., Алексеев Н. Г., .Аллахвердов В. М., Александров Ю. И.),  активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного  интереса. В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация.  Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться (Гальперин П. Я  (В.С. Собкин, доктор психологических наук, академик РАО; П.С. Писаревский, кандидат  педагогических наук; С.Г. Равлюк) • интерес к предмету (сам процесс изучения доставляет  удовольствие). Высшая степень интереса ­ это увлечение. Занятия при увлечении  порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается  как лишение. • сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я  сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). • принуждение (я  занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение  поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов. В отличие от других  стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков,  активизирует познавательную деятельность студентов. Так как студенты занимаются в  силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они  усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по  предмету. У большинства неуспевающих обнаруживается отрицательное отношение к  учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет  обучение и тем лучше его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству  обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и  навыков. Поэтому, для успешного обучения студентов необходимо вызвать у учащихся  интерес к овладению знаниями. Но как это сделать? При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к  продуктивному результату. При этом от учащегося; требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в  практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом  зависит от уровня активности учебно­ познавательной деятельности учащегося.  приёмы активизации познавательной деятельности, например: 1.   Метод   проблемного   обучения. На   уроках   создаю   проблемные   ситуации,   которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию. 2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы. 3.   Метод   эвристического   обучения, основной   целью   которого   является   поиск   и сопровождение   способов   и   правил,   по   которым   ученики   приходят   к   открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ). 4.   Метод   исследовательского   обучения. Этот   метод   рассматривает   правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод. Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это: 1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других. 2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в   интернет.   Ребята   учатся   анализировать,   выделять   главное,   развивать   устную   речь, пользоваться различными источниками информации. 3.   Метод   самостоятельной   работы   с   дидактическим   материалом.   Это   и   карточки   для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др. 4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают   свои   гипотезы   решения   данной   проблемы.   Этот   метод   способствует формированию   приёмов   умственной   деятельности,   анализа,   синтеза,   сравнения, обобщения, установления причинно­следственных связей.   1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать  следующие: Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не  станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной  действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет  никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит  характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в  повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена  заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения. Творческий характер учебно­познавательной деятельности сам по себе является мощным  стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно­познавательной деятельности  позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к  активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности  учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за  лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в  грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей  стороны (что он чего­то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений.  Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, про водимых в игровой форме. Игровой характер про ведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор  состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный  мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное  игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию. Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать  деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход  это прежде всего у учащихся вызовет интерес к урокам, учащихся будут с радостью идти  на уроки, так как предугадать учителя не возможно. Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и  состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также  существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает  желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность,  приводящая в движение. Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют  самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные  задания, тесты.   Активация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с  помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно­волевых и физических сил  учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между  наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в  активную познавательную деятельность имеет ориентировочно­исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней  среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное  состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса ­ необходимое условие  познавательной деятельности.

"Формирование информационно-коммуникативных компетенций

"Формирование информационно-коммуникативных компетенций

"Формирование информационно-коммуникативных компетенций

"Формирование информационно-коммуникативных компетенций

"Формирование информационно-коммуникативных компетенций

"Формирование информационно-коммуникативных компетенций

"Формирование информационно-коммуникативных компетенций

"Формирование информационно-коммуникативных компетенций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018