Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русская литература
9 кл—11 кл
28.03.2017
Материалы из опыта работы преподавания литературы в старших классах математического профиля, используемые при подготовке к аттестации на высшую квалификационную категорию. В материалах изложены примеры использования некоторых педагогических технологий (информационных, критического мышления, проектных и т.д.) для обучения лицеистов в соответствии с современными требованиями ФГОС.Материалы из опыта работы преподавания литературы в старших классах математического профиля, используемые при подготовке к аттестации на высшую квалификационную категорию. В материалах изложены примеры использования некоторых педагогических технологий (информационных, критического мышления, проектных и т.д.) для обучения лицеистов в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Воспиание интереса к литературе в классах тенического профиля ..docx
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую
деятельность, специфические умения и навыки.
Школа стремительно меняется, сегодня важно не столько сформировать у
современного ученика как можно больше конкретных предметных знаний и
навыков в рамках отдельных дисциплин, а способствовать развитию таких
универсальных
ему
самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Выявление
действий,
способов
которые
помогут
стратегии развития образования позволяет приблизиться к пониманию
процессов, происходящих в школе ХХI века, определить пути и способы
развития современного педагогического процесса в его целостности и
многообразии. Установление и введение федеральных государственных
образовательных стандартов отвечает требованиям Конституции РФ (ст. 43),
Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах
(ст.13) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 11).
Методологической базой служат:
Концепция федерального государственного стандарта общего
образования;
ФГОС основного общего образования;
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
формирование универсальных учебных действий в основной школе;
примерные программы основного общего образования (русский язык,
литература); требования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к
новой системнодеятельностной образовательной парадигме, которая, в свою
очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя.
Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно
коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности
расширения образовательных рамок по каждому предмету в
общеобразовательном учреждении, в том числе и по литературе. Передо мной,
как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное
обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс
развития личности ребенка. Поэтому системнодеятельностный подход
выбран в качестве методологической основы стандартов общего образования
нового поколения не случайно. Это предполагает постижение методов и
приемов организации современного урока с учетом метапредметных аспектов
внутреннего содержания проектно– технологической формы компетентностно
– ориентированной деятельности учителя.
В классах третьей ступени технического профиля учебным планом лицея на
преподавание литературы отводится минимальное количество часов.
Ученики отличаются разноуровневыми
познавательными возможностями и
творческим потенциалом, ориентированы на предметы профильной
направленности(математика, физика), что и определяет выбор учебной
литературы и моделирование учебного процесса каждым учителем. Кроме
того, возникают следующие противоречия:
необходимость усвоения большого объёма теоретических знаний и
маленький практический опыт учащихся;
широкий спектр информационных каналов и низкий уровень
информационной культуры;
необходимость формирования активной жизненной позиции и
недостаточность умений увидеть примеры способов самовоспитания и
самореализации. Как уложиться с изучением больших по объёму художественных
текстов в ограниченное число уроков? Как соблюсти баланс между
текстуальным и концептуальным рассмотрением произведения? Какие
методические средства использовать при конструировании уроков? И
главное: как добиться того, чтобы старшеклассники читали классику?
Перспективы для решения данных проблем открывает концепция
образовательного пространства нашей школы, направленного на создание
адаптивных условий для развития личности ребенка, способной к
самоопределению.
Мое педагогическое кредо средствами учебного предмета формировать в
каждом ученике полноценную творческую личность.
Целью педагогической деятельности является создание оптимальных
интереса к чтению, опыта творческой
условий для формирования
деятельности и потребности к саморазвитию через организацию
исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ в классах
технического профиля. Для реализации данной цели ставлю перед собой
следующие задачи:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением,
гражданским сознанием, чувством патриотизма;
национальным самосознанием и общероссийским
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
поэтапное,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
последовательное формирование умений читать,
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями использование опыта общения с произведениями
художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности,
речевом самосовершенствовании. На решение программных задач изучения предмета «Литература»
нацелена разработанная мною технология «Формирование интереса к чтению
в классах профильного (технического) обучения через исследовательскую
деятельность учащихся».
Цель технологии–разработать учебнометодическую технологию
формирования интереса учащихся к предмету через исследовательскую
деятельность, специфические умения и навыки.
Задачи технологии:
1.Создать ситуацию благоприятного педагогического общения.
2. Формирование мотивации и ценностного отношения к исследовательской
деятельности.
3.Формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков,
а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть овладение ключевыми
определяющими современное качество содержания образования.
4.Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы
для получения результата, огромной роли делового сотрудничества,
совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
компетенциями,
побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру.
5.Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять
проблемы, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать
практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить
гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы.
6.Умение применять полученные в школе знания и умения в реальных
жизненных ситуациях.
Результат применения технологии может рассматриваться как формирование
знаний, развитие проектно исследовательских способностей до уровня
компетенций, отношения к исследовательской культуре как ценности,
осознание смысла и значимости данного качества в структуре личности. Выстраивая учебную деятельность, я руководствовалась следующей
системой дидактических принципов, служащих ориентиром при выборе
методов и содержания работы со школьниками: деятельности, непрерывности,
целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества,
научности, системности, наглядности, осознанности, доступности и единства
обучения и воспитания. Кроме того, основополагающими в разработке
технологии стали принципы и критерии инновационного урока.
Технология предполагает такое построение образовательного процесса, в
котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой
информации, а моделируется деятельность по ее осознанному поиску, отбору
и анализу. Значительно расширяется перечень источников информации, где,
наряду с традиционными печатными изданиями, я использую интернет
ресурсы и другие форматы интернет –технологий. В основе понятия
т. е.
исследовательская деятельность лежит слово «исследовать»,
рассмотреть, изучить в целях познания какойто вопрос. Это невозможно без
самостоятельной деятельности самого ученика, учитель только руководит
этой деятельностью, направляет её в нужное русло. Этот учебный процесс
можно назвать «От познания к творчеству». Исследование на уроках
помогает плодотворно освоить большой и сложный материал, развить
творческие способности школьников. Ведь анализ художественного
произведения, без которого мы не можем обойтись на уроке, предполагает
поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелёгкий ученический
труд увлекательным и интересным. Без этого, на мой взгляд, нельзя обойтись
на уроках литературы. Технология исследования «работает» на становление
личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго
поколения. Ученик должен знать, для чего он изучает литературу, и иметь
определенную цель: развитие личностного потенциала или возможность
общения в сфере литературных интересов.
В моей практике преподавания литературы наиболее эффективно
используется совокупность элементов следующих технологий обучения:
развитие критического мышления через чтение и письмо( РКМЧП);
коллективный способ обучения (КСО);
метод проектов;
технология образования в глобальной информационной сети (ТОГИС);
технология проблемнопоисковой деятельности (по Скаткину М.Н.) .
Сложившаяся система технологий способствует формированию ключевых
компетенций (т.е. способности учащихся самостоятельно действовать в
ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем):
коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой; дает мне
возможность включить учащихся в реальное общение, опираясь на
исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные
результаты .Приложение №1.
Учебный процесс, организованный таким образом, содержит следующие
этапы:
1.Столкновение с проблемой (ввод в проблемную ситуацию, постановка
проблемы и актуализация внутреннего и внешнего противоречия,
коллективное
обсуждение
целей и
способов
их
достижения).Приложение№2.
2.Сбор данных «Верификация».
3.Сбор данных «Эксперимент» (работа в микрогруппах).
4.Построение объяснений (работа в микрогруппах).
5.Анализ хода исследования (окончание рабочего процесса, общее
обсуждение, защита выработанных позиций). 6.Выводы (определение новых проблем, рефлексия, обсуждение трудностей,
выявление ошибок, путей их преодоления, введение поправок в программу).
Исследовательская работа начинается с определения задачи или проблемы,
которая может быть простой или сложной, требующей кропотливой работы
или игры воображения, или простого проявления смекалки. Всё зависит от
уровня знаний учащихся, их возраста и заинтересованности в предстоящем
деле. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее ребята
включаются в работу.
Прежде чем ставить перед школьниками какуюто проблему, необходимо их
заинтересовать тем, чем предстоит заниматься. И помочь в этом призваны
различные приемы РКМЧП. Приложение № 3. Чтобы побудить школьников к
исследовательской деятельности, создать оптимальный эмоциональный
настрой, важно продумать начало первого урока блока: начать с необычного
проблемного вопроса, афоризма, газетной статьи и т.д. Например, изучение
творчества Некрасова отталкивалось от построчного анализа стихотворения
«Скоро стану добычею тленья…». Заинтересовать можно самым обычным
способом – задать неожиданный вопрос или привлечь внимание учеников
подготовленным для урока электронным оборудованием, видеофильмом, а
также предложить найти ответ в тексте изучаемого произведения. И те
ребята, которые не читали ранее это произведение, начинают читать и искать
ответ. А найдя его, всякий школьник испытывает радость от самостоятельно
найденной отгадки. Цель достигнута – ученик начинает читать, причем
внимательно, стараясь получить хорошую оценку. К тому же некоторые
учащиеся испытывают чувство гордости за то, что сами, без помощи учителя,
справились с трудным заданием. Особенно важно верно сформулировать свой
вывод – это развивает устную речь, формирует коммуникативные навыки, так
как нужно доказать свою точку зрения. Со временем ребята легко
вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной и обычной. Вовлекая детей в исследование, учитель реализует не
только образовательные, но и воспитательные цели. В старших классах такого
рода работа при изучении важной, большой и трудной темы просто
необходима. Показать это можно на примере изучения романа Л.Н.Толстого
«Война и мир» в 10 классе.
Приложение №4.Без исследовательской
деятельности невозможно серьезного, вдумчивого изучения литературных
произведений. Важно знать, что исследовать и как исследовать. В 1011 классе
каждый ученик имеет возможность выполнить исследовательскую работу по
изученным произведениям (учитель дает перечень тем, а ученик выбирает ту,
которая ему ближе и интереснее). Затем готовит работу в течение месяца,
выступает с ней на уроке, когда изучается творчество этого автора, или
делает презентацию. Целесообразно работать и в команде: в различных
творческих группах над какойнибудь проблемой.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для
моих учеников: выучить правило, термин или обогатить, осознать себя, своё
место в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику
почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству,
активному их применению? Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается
не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…». Осознание
этих задач привело к применению в образовательном процессе элементов
технологии развития критического мышления.
гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы,
В преподавании
использование технологии критического мышления дает возможность, во
первых, поновому интерпретировать, оценивать и систематизировать
информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения
материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики
информационного текста и художественного произведения. Это
универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде
всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям
удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы,
частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в
своей основе развивающие и воспитательные цели. Именно на это нацеливает
поиск основополагающего вопроса при планировании учебного материала.
Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся
знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях,
навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать
собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на
наш взгляд, способствует развитию диалогического мышления, обогащению
словарного запаса и грамматического строя речи, развитию творческих
способностей учащегося по созданию текстов разных стилей, типов, жанров,
необходимых современному человеку.
РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта,
идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая
мобильность);
брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний,
формирование личностного интереса к получению новой информации и
ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются
индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в
образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой
вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего
же он не знает «Что хочу узнать?» Урок «Представление поэта. Н.Рубцов»,
проведенный в 11 классе. Я показала ученикам портреты поэта, не называя
его. И попросила ответить на вопросы: что вы можете сказать, глядя на
портреты, о личности этого человека? Можно ли по ним сказать, что это поэт?
Если да, то какие стихи он пишет?
На уроке литературы в 8 классе «Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя
«Шинель» на стадии вызова я использовала прием «двойной дневник». Я
попросила ребят заполнить таблицу, что положительного и что
отрицательного принесла шинель герою. Получилось так.
+
Стал ближе к обществу
Забросил работу
Стал заметнее (о нем заговорили)
Стал делать ошибки
Стал увереннее
Испытал потрясение от встречи со
Значительным лицом
Умер
На стадии вызова можно применить кластер. Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное
получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация,
отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность
задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и
новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную
позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок
ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию
новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому
материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в
информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций
составляет сердцевину данной фазы. Урок, посвященный Н. Рубцову,
закончился письменной работой: «Сопоставьте ваше первоначальное
представление о поэте Н. Рубцове с тем, каким вы его увидели в конце нашего
урока».
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла Рефлексия") задает не только
определенную логику построения урока, но и последовательность и способы
сочетания конкретных методических приемов. Следование структуре урока,
прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и
учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Приемы технологии
развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с
текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.
Приложение №5. Например, такие приёмы и методы, как: мозговой штурм,
ассоциативная таблица, составление кластера, рассказпредположение по
ключевым словам, верные и неверные утверждения помогают выйти на тему
урока, сформулировать учебную задачу, проблемный вопрос. Этими приёмами я стимулирую учащихся к вспоминанию того, что они уже
знают по изучаемой теме, помогаю фиксации и систематизации информации.
При этом не критикую их ответы, даже если они неточны или неправильны.
Здесь для меня важно правило: «Любое мнение учащегося ценно».
Приложение №6(диск).
Применение программированного метода особенно актуально в связи с
внедрением
в образование новейших информационных технологий.
Использование их на уроках литературы оказывает заметное влияние на
содержание, формы
познавательную активность учащихся,
и методы обучения, повышает мотивацию и
качество знаний, уровень
информационной культуры, расширяет кругозор обучаемых, помогает
создавать условия успешности каждого ученика на уроке, улучшает четкость
в организации работы класса или группы учащихся, значительно экономит
время. Обучение литературе c помощью ИКТ я начала с подготовки
дидактического материала и проведения интерактивных лекций, используя
различные
сайты
компьютерные
программы
и
:// mlis
(http
. ru ,http://lit.lseptember . ru / urok , http://wwwauguo.com и др.), что
предполагает формирование навыков содержательной и эстетической
рефлексии виртуальной информационной среды и таким образом формирует
компоненты информационной и исследовательской культуры учащихся.
Приложениепрезентация №7диск).Учащиеся связывали повышение
интереса к предмету и эффективности усвоения знаний с использованием
ИКТ. В целях выявить данную зависимость в качестве критериев для анализа
были отобраны следующие показатели:
1критерий: умение учащихся пользоваться компьютерными программами,
работать с ЭИОН, тестирующими программами по русскому языку и
литературе; 2 критерий: умение создавать творческие работы, презентации, выполнять
проекты;
3 критерий: способность самостоятельно организовывать свою деятельность.
Анализ деятельности учащихся:
Отмечая все положительные стороны использования ИКТ, нужно
подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут
заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка
может только он, а применение компьютерных технологий следует
рассматривать как один из способов организации учебного процесса.
Приложение №8.
Метод проектов, по сравнению с другими, наиболее обеспечивает развитие
творческой инициативы и самостоятельности в обучении. В его основе –
какойто проблемы, что предполагает, с одной стороны, возможность
интегрирования знаний из различных сфер, а с другой – использование
совокупности разнообразных приемов, методов и средств обучения
(исследовательского, поискового, проблемного и других, творческих по своей
сути методов). Для старших классов наиболее приемлемым можно считать
исследовательский. Все эти факторы легли в основу моих разработок. Цель
проектного обучения— создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные
умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения
(умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения
эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное
мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения: 1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих
способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в
логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что
повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого
учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических
функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет
универсального их использования в разных ситуациях.
С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся
предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему
моменту сложились следующие стадии: разработка проектного задания,
разработка самого проекта, оформление результатов, общественная
презентация, рефлексия. Приложение №9. Большой упор делается и на
планирование деятельности (проект – буквально «брошенный вперед»), и на
самостоятельность действий ученика в постановке целей и задач и принятия
решений, но более всего на выполнение проекта. При этом, как и выше
названных технологиях, качественно меняется роль участников процесса
обучения: учитель (он же руководитель проекта) – консультант и помощник,
не эксперт; учащиеся – активные участники процесса, а не статисты. Так в
работе над проектом при изучении творчества А.А.Блока планируется
совместная работа учителя и учащихся на протяжении шести уроков и
самостоятельное выполнение исследовательских заданий группами учащихся в течение примерно десяти часов. Приложение №10. Возможные темы
учебных исследовательских проектов разнообразны как и их объемы.
Приложение №11. Можно выделить следующие виды учебных проектов:
Детям нравится заниматься исследовательской проектной деятельностью.
Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику,
будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт
возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует
Вот темы созданных проектов: «Тема Дома в
развитию его талантов.
сказочной повести К. Грэхема «Ветер в Ивах», «Тема любви в литературе»,
«Модель планеты маленького принца», «Образ леса в жизни и искусстве»,
«Рассказы о знаках препинания»,
«Заимствования в русском языке»,
«Рассказы о словообразовании», интеллектуальная игра «Вспоминая
Пушкина» и другие. Приложение № 12 (на диске). В моей технологии исследовательский проект может быть не только
монопредметным, но и межпредметным (интегрируется тематика нескольких
дисциплин: литературы, русского языка, истории, иностранного языка, МХК),
например, вводный урок по литературе и заключительный по немецкому
языку «Величайший немец» Иоганн Вольфганг Гете», и даже
надпредметным (Интеллектуальная игра «Золотой век»).
Решение межпредметных задач способствовало:
экономии учебного времени за счет проведения интегрированных уроков;
уменьшению перегрузки учащихся;
преодолению «клипового, фрагментарного усвоения нового знания».
В результате работы над некоторыми проектами сформировались и были
апробированы элективные курсы: «Встречи с прекрасным», «Пушкинский
проект», «Новейшая русская литература». Приложение № 13.
Выбранные индивидуальные проектные темы помогли Овсянниковой
Софье, Орловой Наталье(10 класс), Шабурову Артему(10 класс)
определиться с областью исследовательской работы для участия в научно
практической конференции. Шедевром компьютерной графики стал
исследовательский проект группы Кукелко Елены (10 класс ), посвященный
балам Пушкинских времен. Успешная работа была обусловлена тем, что
при формировании групп и выборе индивидуальных и групповых проектов
учитывалось, что тема, вопервых, должна быть интересна разработчикам, во
вторых, актуальной, и в третьих, проектной. Учитывались интересы и
увлечения, характер, воспитание и даже пол проектанта.
Аббревиатура ТОГИС расшифровывается просто: Технология Об
разования в Глобальной Информационной Сети.Функции учителя в ТОГИС не
являются информационными и надзирательскими. Структурная единица образовательного процесса – блок уроков для изучения самостоятельной темы
учебного курса. Структура блока в основном повторяет структуру блока
уроков. Каждый такой урок проектируется учителем, исходя из результатов
предыдущего урока, зарегистрированных в ходе мониторинга успешности.
Результаты урока представляют собой распределение учеников по актуально
достигнутым ими уровням планируемых результатов обучения .Следующий
урок будет проектироваться в зависимости от результатов среза,
проведённого на этом уроке.
Основные результаты применения технологии ТОГИС – осознание
учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать,
спланировать и осуществить решение возникших задач, провести
рефлексию, коллективный анализ результатов. Дополнительный результат –
умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания –
побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной
работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты
своей позиции.
Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками собствен
ного интеллектуального продукта и сравнение его с имеющимися
культурными образцами.
Деятельность учителя в технологии ТОГИС состоит из нескольких
частей:
1) подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов,
задачник и перечень информационных источников, культурные образцы);
2) проектирование последовательности процедур и организационной
структуры блока уроков;
3) управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и
экспертиза решений задач;
4) анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опытаи
корректировка блока уроков. Деятельность учащихся базируется на различных формах организации
учебного процесса. Приложение № 14.Любая из изложенных в приложении
форм классифицируется по количеству участников: индивидуальная,
фронтальная, групповая. Например, групповая экскурсия в ГПНТБ с
учащимися, интересующимися творчеством Михаила Кузмина или групповая
консультация по теме «Оксюморон в творчестве М.Ю.Лермонтова» и т.д. В
качестве примера приведу лабораторное занятие «Исследование темы
«Маленького человека» Приложение №15. В моей практике групповое
взаимодействие учеников является не только формой обучения, но и
естественным важнейшим компонентом. Она привлекает участников своей
возможностью лучше узнать
деловой направленностью,
одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки
общением,
.Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы
правильное, продуманное комплектование групп. Школьников можно
объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по
разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы
могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников.
Сразу же отметим, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не
оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые
несформированность познавательного
коммуникативные способности,
интереса, отсутствие лидера — все это не приведет к какимлибо
положительным результатам. Решение обучающих и воспитательных задач
лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более
благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный
ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных.
Кроме этого, групповая работа:
даёт возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе
обучения;
воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так
как от этого зависит успех работы всего коллектива;
предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их
отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке
зрения;
является одним из способов преодоления психологических барьеров в
индивидуальном саморазвитии личности;
позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух
соревнования и соперничества.
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не
происходит, но это не значит, что ученик не открывает ничего нового.
Конечный результат – собственная тонкая интерпретация литературного
материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения.
Чтобы этот процесс состоялся, для меня важно обозначить тему, проблему, в
решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск. Она
должна быть конкретной и дарить радость погружения в текст, читательских
догадок и озарений, чтение – это труд и творчество. Речь идет о темах,
например, Пушкинского проекта:
Словарь природных понятий у Пушкина: цветы, явления стихий.
Этикет, мода пушкинского времени.
Или:
Образ Луны в лирике И.Бунина.
Символика цвета в произведениях А.Блока. Кроме того, исследование сопровождается в нашей работе освоением
понятийнокатегориального аппарата. Очевидно, например, что тема «Книга
судеб и судьба книги» (роман Б. Пастернака «Доктор Живаго») требует
философском плане в понимании
осмысления, что
такое судьба в
Пастернака.
В работе с различными информационными источниками нужна мера, чтобы
оставался простор для самостоятельной исследовательской работы. Так для
работы над проектом «Цвет в романе Достоевского«Преступление и
наказание» группа 10Б класса сначала составила картотеку цветовых образов
по главам, проанализировала ее, а затем только соотнесла материал с
«культурными образцами» (кн. С.А.Соловьева « Изобразительные средства в
творчестве Ф.М.Достоевского» и др.)
Наконец, структура исследовательской деятельности – план, подход к
толкованию темы. Вот таким, например, был план исследования «Пиковая
дама» А.С. Пушкина в переводе П.Мериме». Приложение №16.
Форма предъявления задания, выполненного на компьютере, может быть
различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник
иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных
находок, газета, киносценарий, видео , слайдфильм, публикация, буклет,
презентация, вебсайт. Приложение № 17 – презентация, буклет диск.
Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и
познавательная значимость предполагаемых результатов.
Структурная единица образовательного процесса – блок уроков для
изучения самостоятельной темы учебного курса, где сами знания и умения
являются результатом деятельности по решению поставленных задач:
1.Вводное повторение. 2.Изучение нового материала как коллективное решение познавательных
задач (практикум), данные для которого извлекаются из различных
источников информации.
3.Срезовый контроль.
4. .Развивающее дифференцированное закрепление.
5.Изучение нового материала дополнительно.
6.Обобщающее повторение.
7.Контроль.
8.Коррекция.
Главным элементом блока в части закрепления является семинар –
практикум или семинар – защита проекта. В качестве примера приведу блок
уроков по изучению творчества И.С. Тургенева Приложение № 19.
Контроль осуществляется через защиту проектов, мини – проектов.
собой распределение учеников по
Результаты уроков представляют
актуально достигнутым ими уровням планируемых результатов обучения.
Приложение№ 20.
Обычный инструмент – матрица. Кроме того,
используются и другие формы промежуточного контроля: тесты, сочинения,
конспекты, опросы и др.
Критерии оценки качества ученической продукции (ОП):
приближенность продукта к личным целям ученика;
соответствие продукта теме урока;
чёткое следование условиям задания;
мировоззренческая глубина и обоснованность ответов;
относительная новизна или степень оригинальности элемента для самого
ученика или его одноклассников;
количество творческих, оригинальных элементов;
ёмкость, лаконичность созданных ОП; применение метапредметных способов познания ФОО (установление
закономерностей,
образного
представления объекта);
создание схемы,
таблицы,
алгоритма,
практическая польза и использование полученного продукта и т.д.
Наконец, технология предполагает рефлексию деятельности, т.е. того, что
лично каждому дало выполнение поставленной задачи, что удалось, а что нет,
в чем причины неудач.
Одной из форм такой работы является самостоятельное по значимости
сочинение «Как я работал(а) над проектом». Важно, что в таком размышлении
школьники учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей
работы. Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно
отследить по результатам их отчетов о ходе работы в проекте. Вопросы для
анкеты учащихся могут состоять из позиций, которые пригодятся при
разработке последующих проектов. Приложение №21.
Читательский уровень школьников определяет постановку учебных
совместно с
задач с определенным классным коллективом. Затем психологами диагностируется мотивация их к изучению литературы, на
которую стараюсь влиять для пользы учащихся. Экскурсии, встречи, беседы с
интересными людьми во многом стимулируют старшеклассников. В работе с
ними, привлекая преподавателей ВУЗов, ищем связующее звено между
изучением литературы и точных наук, говорим о «физиках лириках» и т.д.
Такая работа ощутимо повышает мотивацию учащихся технических классов
к исследовательской деятельности, участию в научно – практических
конференциях.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Формирование интереса учащихся к предмету через исследовательскую деятельность, специфические умения и навыки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.