В статье дается определение компетентности, упоминается семь видов компетентности по Л.Бахману. Далее говорится о разговорной компетенции, т.к. она наиболее отвечает содержанию программы художественного чтения. Далее подробно о разделах программы: техника речи, логическое ударение. анализ художественного текста и др. А также о сценической культуре.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на занятиях
студии художественного чтения
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная
компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и
самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная
компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и
письменной коммуникации:
получать необходимую информацию,
представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в
публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и
уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим,
профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности
особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным
задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием
успешного личностного развития школьников.
Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции
принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое
умение" и включает семь ключевых компетенций. Содержанию занятий
студии художественного чтения наиболее соответствует разговорная (на
основе лингвистической и прагматической компетенций, умение говорить
связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для
поиска языковых форм).
Современное состояние преподавания русского языка и литературы
показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной
речи. В разделе «Развитие речи» о технике речи не упоминается вообще. А
между тем владение ею является очень важной составляющей
коммуникативной компетенции.
По курсу художественного чтения мною была разработана Программа, в
которую включены разделы "Техника речи", "Литературное произношение и
ударение", "Интонация и её компоненты". Большое место в программе
отводится обучению анализа поэтического текста, именно с него начинается
обучение сначала выразительному чтению, а затем художественному.
Прежде чем обучающийся сможет образно, ярко передавать слушателю
художественное произведение проходит долгий путь работы над текстом, его
1анализ, проникновение в замысел автора, сегодняшнее переосмысление
событий и т.д.
С первых шагов я учу детей находить в тексте главное, постигать его
смысл всем своим существом, умом, чувством. Очень важно, чтобы
исполнитель пусть медленным, но самостоятельным путём пришёл к
рождению своего собственного способа художественной передачи мыслей
автора.
Как и в любом виде искусства в работе над художественным словом
существуют свои технические приёмы. Умение быстро ориентироваться в
тексте, выразительно читать вслух незнакомый рассказ, повесть, газетную
статью даётся не сразу. Сначала я учу умению логически грамотно читать
вслух тексты разной сложности. Такой вид работы называется «логическим
чтением». Умение толково и выразительно читать любой текст с листа –
необходимый признак культуры речи.
Для верного воплощения авторского текста в живой устный рассказ
используются пересказы своими словами содержания произведений, взятых в
работу на разных этапах: после первого прочтения и после того, как текст уже
запомнился. При пересказе проверяется умение учащихся схватывать главное,
а также его внимательность к деталям, способность понимать отношение
автора к событиям и героям, улавливать подтекст.
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с её мелодией,
интонацией. А для того чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно,
необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным,
гибким, звучным, широким по диапазону голосом. На первых же занятиях по
орфоэпии и дикции требуется правильное использование дыхания и голоса.
Богатство голоса тесно связано с богатством мысли и воображения, с
эмоциональной насыщенностью звучащего слова. К. С. Станиславский в
«Работе актёра над собой» писал о том, что хорошие голоса в разговорной
речи редки. Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по
силе и диапазону. Даже хороший от природы голос следует развивать не
только для пения, но и для речи.
Ещё одним важным моментом в программе является обучение
поведению на сцене: умению держаться красиво, передвигаться по сцене,
чувствовать сцену.
Таким образом на занятиях студии художественного чтения происходит
овладение учащимися выразительной, логически четкой, эмоциональной
литературной речью,
хорошей дикцией и гибким голосом широкого
2диапазона,
коммуникативной компетентности.
что является неотъемлемой частью
формирования
3