Формирование коммуникативной компетенции учащихся на занятиях студии художественного чтения

  • Семинары
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье дается определение компетентности, упоминается семь видов компетентности по Л.Бахману. Далее говорится о разговорной компетенции, т.к. она наиболее отвечает содержанию программы художественного чтения. Далее подробно о разделах программы: техника речи, логическое ударение. анализ художественного текста и др. А также о сценической культуре.
Иконка файла материала Статья.docx
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на занятиях студии художественного чтения          Одной   из   ключевых   компетентностей   является   коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию   в   современных   условиях   жизни.   Коммуникативная компетентность   означает   готовность   ставить   и   достигать   цели   устной   и письменной   коммуникации:   получать   необходимую   информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном   выступлении   на   основе   признания   разнообразия   позиций   и уважительного   отношения   к   ценностям   (религиозным,   этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.      Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности  особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным  задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием  успешного личностного развития школьников.      Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции  принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое  умение" и включает семь ключевых компетенций. Содержанию занятий  студии художественного чтения наиболее соответствует разговорная (на  основе лингвистической и прагматической компетенций, умение говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для  поиска языковых форм).      Современное состояние преподавания русского языка и литературы  показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной  речи. В разделе «Развитие речи» о технике речи не упоминается вообще. А  между тем владение ею является очень важной составляющей  коммуникативной компетенции.       По курсу художественного чтения мною была разработана Программа, в  которую включены разделы "Техника речи", "Литературное произношение и  ударение", "Интонация и её компоненты". Большое место в программе  отводится обучению анализа поэтического текста, именно с него начинается  обучение сначала выразительному чтению, а затем художественному. Прежде чем обучающийся сможет образно, ярко  передавать слушателю художественное произведение проходит долгий путь работы над текстом, его 1анализ,   проникновение   в   замысел   автора,   сегодняшнее   переосмысление событий и т.д. С первых шагов я учу детей находить в тексте главное, постигать его смысл   всем   своим   существом,   умом,   чувством.   Очень   важно,   чтобы исполнитель   пусть   медленным,   но   самостоятельным   путём   пришёл   к рождению   своего   собственного   способа   художественной   передачи   мыслей автора.       Как и в любом виде искусства в работе над художественным словом существуют   свои   технические   приёмы.   Умение   быстро   ориентироваться   в тексте,   выразительно   читать   вслух   незнакомый   рассказ,   повесть,   газетную статью даётся не сразу. Сначала я учу умению логически грамотно читать вслух тексты разной сложности. Такой вид работы называется «логическим чтением».   Умение   толково   и   выразительно   читать   любой   текст   с   листа   – необходимый признак культуры речи.      Для верного воплощения авторского текста в живой устный рассказ используются пересказы своими словами содержания произведений, взятых в работу на разных этапах: после первого прочтения и после того, как текст уже запомнился. При пересказе проверяется умение учащихся схватывать главное, а   также   его   внимательность   к   деталям,   способность   понимать   отношение автора к событиям и героям, улавливать подтекст.      Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с её мелодией, интонацией. А для того чтобы речь  лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным, широким по диапазону голосом. На первых же занятиях по орфоэпии и дикции требуется правильное использование дыхания и голоса. Богатство   голоса   тесно   связано     с   богатством   мысли   и   воображения,   с эмоциональной   насыщенностью   звучащего   слова.   К.   С.   Станиславский   в «Работе актёра над собой» писал о том, что хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе   и   диапазону.   Даже   хороший   от   природы   голос   следует   развивать   не только для пения, но и для речи.  Ещё   одним   важным   моментом   в   программе   является   обучение поведению   на   сцене:   умению   держаться   красиво,   передвигаться   по   сцене, чувствовать сцену. Таким образом на занятиях студии художественного чтения происходит овладение   учащимися   выразительной,   логически   четкой,   эмоциональной литературной   речью,     хорошей   дикцией   и   гибким   голосом   широкого 2диапазона, коммуникативной компетентности.   что   является   неотъемлемой   частью  формирования 3