Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на основе развития речи.
Оценка 4.6

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на основе развития речи.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
4 кл
19.02.2018
Формирование коммуникативных компетенций младших  школьников на основе развития речи.
Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Как отмечал К.Д.Ушинский, учитель «обязан дать упражнение устной речи детей и руководить этими упражнениями» и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребенка и вызывают «выражение этой мысли в слове».
Формирование коммуникативных компетенций.doc
Формирование коммуникативных компетенций младших                  школьников на основе развития речи.                                                                               Родионова Т.Н.                                                                         учитель начальных классов Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Как  отмечал К.Д.Ушинский, учитель «обязан  дать упражнение устной речи   детей   и   руководить   этими   упражнениями»   и   при   том   дать   такие упражнения,   которые   возбуждают   мысль   ребенка   и   вызывают   «выражение этой мысли в слове». Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились   улучшить   свою   речь,   надо   «ввести   учащихся   в   роль увлекательного рассказчика», умеющего передать замысел простыми словами, «в   которые   вслушиваются   с   таким   напряженным   вниманием   слушатели… Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтенных оценок слушателей». Необходимо   развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает,   представлять   себе   те   места,   тех   людей,   о   которых   говорит   (или пишет). Важное   значение   имеет   целевая   установка   каждого   самостоятельного высказывания   детей:  нужно  требовать   от  ученика   рассказывать   так,  чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую ими картину, почувствовали бы его отношение к высказанному. Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут   быть   ограничены   только   уроками   русского   языка.   Каждый   связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого   высказывания.  Внимание   детей  должно  акцентироваться  на  таких сторонах рассказа, как личность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Общим   требованиям,   предъявляемым   к   речи,   должна   отвечать   как устная,   так   и   письменная   речь.   Учить   содержательной,   логичной,   ясной   и правильной речи надо ежедневно на всех уроках. С этой целью исправляются и предупреждаются речевые недочеты, проводится словарная и лексическая работа, изучаются грамматика и орфография. Учащиеся   с   первого   класса   постепенно   знакомятся   с   требованиями, которые   предъявляются   к   их   речи,   в   процессе   выполнения   различных упражнений   осознают,   что   значит   говорить   на   тему,   раскрывать   основную мысль, говорить по порядку, связно. Постепенно дети осознают, что в повествовании говориться о действиях и событиях. Повествование можно проиллюстрировать серией картин или создать по нему   диафильм.   А   в   описании   описываются   предметы,   люди,   животные, природа и т.п. В рассуждении излагаются причины явлений и событий. Ознакомление   с   этим   теоретическим   минимумом   и   активное   его использование поможет более успешному формированию осознанных умений и навыков связной речи учащихся.          Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами   построения   текста,   с   его   структурой,   с   тем   как   соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Отмечаются   две   взаимосвязанные   и   наиболее   характерные   стороны текста – связность и цельность.  Предпринята попытка вычленить основные признаки текста, а именно: наличие заголовка, информативность, завершенность, тематическое  единство; подчинение   каждого   компонента   текста   его   общей   мысли;   наличие определенной   логической   схемы   построения   (композиции   высказывания); связь   между   частями   текста   и   между   предложениями;   стилистическое единство текста. Оценивая высказывание ученика, учитель определяет, какие в нем заключены мысли и как они переданы учеником. Он выделяет аспекты анализа и контролирует:  1) отбор слов;  2) грамматическую конструкцию составленных предложений; 3) логическую   связь   отдельных   частей   высказывания   (в   письменном тексте – связь двух соседних предложения). Названные аспекты анализа должны показать учителю, умеет ли ученик (говорящий   или   пишущий)   стать   на   точку   зрения   слушателя   (читателя)   и соответствует ли высказывание замыслу автора. Опираясь на теорию связной речи Н. И. Жинкина, Т. А. Ладыженская вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе, развивая навыки связной речи учащихся, и которые должны помочь говорящему (или пишущему), создавая текст, стать на точку зрения слушателя (или читателя), реализовать   как   можно   лучше   свой   замысел.   Это   следующие коммуникативные умения:  1. Умение раскрывать тему высказывания.  2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.  3. Умение собирать материал к высказыванию.  4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.  5. Умение совершенствовать написанное (для письменной речи). 6. Умение   строить   высказывания   в   определенной   композиционной форме.  7. Умение   выражать   свои   мысли   правильно   (с   точки   зрения   норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.  Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания,   вычленить   в   нем   главное   и   собрать   материал,   зависят содержательность,   убедительность,   ясность   высказывания.   Умением систематизировать материал определяется логичность, последовательность высказывания. Формирование   умения   строить   речь   в   определенной   композиционной форме   тесно   связано   с   формированием   речевых   умений   и   умением исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на основе развития речи.

Формирование коммуникативных компетенций младших  школьников на основе развития речи.

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на основе развития речи.

Формирование коммуникативных компетенций младших  школьников на основе развития речи.

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на основе развития речи.

Формирование коммуникативных компетенций младших  школьников на основе развития речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018