Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на основе развития речи.

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 19.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Как отмечал К.Д.Ушинский, учитель «обязан дать упражнение устной речи детей и руководить этими упражнениями» и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребенка и вызывают «выражение этой мысли в слове».
Иконка файла материала Формирование коммуникативных компетенций.doc
Формирование коммуникативных компетенций младших                  школьников на основе развития речи.                                                                               Родионова Т.Н.                                                                         учитель начальных классов Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Как  отмечал К.Д.Ушинский, учитель «обязан  дать упражнение устной речи   детей   и   руководить   этими   упражнениями»   и   при   том   дать   такие упражнения,   которые   возбуждают   мысль   ребенка   и   вызывают   «выражение этой мысли в слове». Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились   улучшить   свою   речь,   надо   «ввести   учащихся   в   роль увлекательного рассказчика», умеющего передать замысел простыми словами, «в   которые   вслушиваются   с   таким   напряженным   вниманием   слушатели… Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтенных оценок слушателей». Необходимо   развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает,   представлять   себе   те   места,   тех   людей,   о   которых   говорит   (или пишет). Важное   значение   имеет   целевая   установка   каждого   самостоятельного высказывания   детей:  нужно  требовать   от  ученика   рассказывать   так,  чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую ими картину, почувствовали бы его отношение к высказанному. Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут   быть   ограничены   только   уроками   русского   языка.   Каждый   связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого   высказывания.  Внимание   детей  должно  акцентироваться  на  таких сторонах рассказа, как личность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Общим   требованиям,   предъявляемым   к   речи,   должна   отвечать   как устная,   так   и   письменная   речь.   Учить   содержательной,   логичной,   ясной   и правильной речи надо ежедневно на всех уроках. С этой целью исправляютсяи предупреждаются речевые недочеты, проводится словарная и лексическая работа, изучаются грамматика и орфография. Учащиеся   с   первого   класса   постепенно   знакомятся   с   требованиями, которые   предъявляются   к   их   речи,   в   процессе   выполнения   различных упражнений   осознают,   что   значит   говорить   на   тему,   раскрывать   основную мысль, говорить по порядку, связно. Постепенно дети осознают, что в повествовании говориться о действиях и событиях. Повествование можно проиллюстрировать серией картин или создать по нему   диафильм.   А   в   описании   описываются   предметы,   люди,   животные, природа и т.п. В рассуждении излагаются причины явлений и событий. Ознакомление   с   этим   теоретическим   минимумом   и   активное   его использование поможет более успешному формированию осознанных умений и навыков связной речи учащихся.          Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами   построения   текста,   с   его   структурой,   с   тем   как   соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Отмечаются   две   взаимосвязанные   и   наиболее   характерные   стороны текста – связность и цельность.  Предпринята попытка вычленить основные признаки текста, а именно: наличие заголовка, информативность, завершенность, тематическое  единство; подчинение   каждого   компонента   текста   его   общей   мысли;   наличие определенной   логической   схемы   построения   (композиции   высказывания); связь   между   частями   текста   и   между   предложениями;   стилистическое единство текста. Оценивая высказывание ученика, учитель определяет, какие в нем заключены мысли и как они переданы учеником. Он выделяет аспекты анализа и контролирует:  1) отбор слов;  2) грамматическую конструкцию составленных предложений; 3) логическую   связь   отдельных   частей   высказывания   (в   письменном тексте – связь двух соседних предложения). Названные аспекты анализа должны показать учителю, умеет ли ученик (говорящий   или   пишущий)   стать   на   точку   зрения   слушателя   (читателя)   и соответствует ли высказывание замыслу автора.Опираясь на теорию связной речи Н. И. Жинкина, Т. А. Ладыженская вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе, развивая навыки связной речи учащихся, и которые должны помочь говорящему (или пишущему), создавая текст, стать на точку зрения слушателя (или читателя), реализовать   как   можно   лучше   свой   замысел.   Это   следующие коммуникативные умения:  1. Умение раскрывать тему высказывания.  2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.  3. Умение собирать материал к высказыванию.  4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.  5. Умение совершенствовать написанное (для письменной речи). 6. Умение   строить   высказывания   в   определенной   композиционной форме.  7. Умение   выражать   свои   мысли   правильно   (с   точки   зрения   норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.  Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания,   вычленить   в   нем   главное   и   собрать   материал,   зависят содержательность,   убедительность,   ясность   высказывания.   Умением систематизировать материал определяется логичность, последовательность высказывания. Формирование   умения   строить   речь   в   определенной   композиционной форме   тесно   связано   с   формированием   речевых   умений   и   умением исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

Посмотрите также