Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи.
Как отмечал К.Д.Ушинский, учитель «обязан дать упражнение устной речи детей и руководить этими упражнениями» и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребенка и вызывают «выражение этой мысли в слове».
Формирование коммуникативных компетенций младших
школьников на основе развития речи.
Родионова Т.Н.
учитель начальных классов
Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В
процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи.
Как отмечал К.Д.Ушинский, учитель «обязан дать упражнение устной
речи детей и руководить этими упражнениями» и при том дать такие
упражнения, которые возбуждают мысль ребенка и вызывают «выражение
этой мысли в слове».
Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они
стремились улучшить свою речь, надо «ввести учащихся в роль
увлекательного рассказчика», умеющего передать замысел простыми словами,
«в которые вслушиваются с таким напряженным вниманием слушатели…
Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит
от накопившихся и учтенных оценок слушателей». Необходимо развивать
творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он
читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит (или
пишет).
Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного
высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы
слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую ими картину,
почувствовали бы его отношение к высказанному.
Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не
могут быть ограничены только уроками русского языка. Каждый связный
устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно,
он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению
речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на таких
сторонах рассказа, как личность и связность изложения, полнота содержания,
правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство.
Общим требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как
устная, так и письменная речь. Учить содержательной, логичной, ясной и
правильной речи надо ежедневно на всех уроках. С этой целью исправляютсяи предупреждаются речевые недочеты, проводится словарная и лексическая
работа, изучаются грамматика и орфография.
Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями,
которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных
упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную
мысль, говорить по порядку, связно.
Постепенно дети осознают, что в повествовании говориться о действиях
и событиях.
Повествование можно проиллюстрировать серией картин или создать по
нему диафильм. А в описании описываются предметы, люди, животные,
природа и т.п.
В рассуждении излагаются причины явлений и событий.
Ознакомление с этим теоретическим минимумом и активное его
использование поможет более успешному формированию осознанных умений
и навыков связной речи учащихся.
Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми
правилами построения текста, с его структурой, с тем как соединять,
связывать в тексте части и предложения друг с другом.
Отмечаются две взаимосвязанные и наиболее характерные стороны
текста – связность и цельность.
Предпринята попытка вычленить основные признаки текста, а именно:
наличие заголовка, информативность, завершенность, тематическое единство;
подчинение каждого компонента текста его общей мысли; наличие
определенной логической схемы построения (композиции высказывания);
связь между частями текста и между предложениями; стилистическое
единство текста. Оценивая высказывание ученика, учитель определяет, какие
в нем заключены мысли и как они переданы учеником. Он выделяет аспекты
анализа и контролирует:
1) отбор слов;
2) грамматическую конструкцию составленных предложений;
3) логическую связь отдельных частей высказывания (в письменном
тексте – связь двух соседних предложения).
Названные аспекты анализа должны показать учителю, умеет ли ученик
(говорящий или пишущий) стать на точку зрения слушателя (читателя) и
соответствует ли высказывание замыслу автора.Опираясь на теорию связной речи Н. И. Жинкина, Т. А. Ладыженская
вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе, развивая
навыки связной речи учащихся, и которые должны помочь говорящему (или
пишущему), создавая текст, стать на точку зрения слушателя (или читателя),
реализовать как можно лучше свой замысел.
Это следующие
коммуникативные умения:
1. Умение раскрывать тему высказывания.
2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.
3. Умение собирать материал к высказыванию.
4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.
5. Умение совершенствовать написанное (для письменной речи).
6. Умение строить высказывания в определенной композиционной
форме.
7. Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм
литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.
Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее
требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему
высказывания, вычленить в нем главное и собрать материал, зависят
содержательность, убедительность, ясность высказывания. Умением
систематизировать материал определяется логичность, последовательность
высказывания.
Формирование умения строить речь в определенной композиционной
форме тесно связано с формированием речевых умений и умением
исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.