Культура познания является центральной проблемой культурно-исторической эпистемологии.Знание -важнейшиц компонент культуры,а познавательная деятельность людей составляе необходимуб и существенную сторону культуры жизни общества. Многогранность познания рассматривается как личностный потенциал ребенка, формирующийся на основах приобщения к ккльтурным ценностям в условиях современного образовательного пространства.Приобщение к культуре познания
"Книгу города листая"
Програмное содержание: формирование представлений о том, что
любая страна, любой город любит и чтит свои традиции, бережно
хранит свое историческое наследие.
Организация образовательной деятельности:
Выставка фотографий - "Я в Нижнем Новгороде"-просмотр под
музыкальные композиции о Нижнем Новгороде.
Короткие рассказы детей о месте съемки. Подвести к пониманию, что
все места находятся в Нижнем Новгороде.
Презентация "Рождение Нижнего новгорода", день рождения 12 июня,
1221г.
Беседа "Семейные традиции - традиции Нижнего Новгорода" -
сопоставление традиций семьи и Нижнего Новгорода.
Изобразительная деятельность - "Любимое место в моем городе" -
рисунки детей.
Выставка рисунков, обсуждение.
"Международный день музыки"
Програмное содержание:приобщение дошкольников к музыкальной
культуре через ознакомление с разножанровой музыкой. Создание
условий для проявления собственного музыкального опыта. Поощрять
импровизацию при прослушивании музыкальных композиций -
движения, напевание понравившихся мелодий.
Организация образовательной деятельности:
Прослушивание музык. произведений Шопена - "Вальс", "Полька",
"Марш", любой русской- народной песни.
Дид.игра"Подбери признак к жанру" (вальс какой? полька какая? марш
какой? песня какая?)
мУЗ.ИГРА"Как двигается музыка?" (дети слушают разные жанры и
передают свои ощущения через движения).
Дид.игра"Что можно делать под музыку?" (дети описывают все, что
выполняли под ранее прослушанные мелодии - кружились, топали,
ходили, маршировали, пели, приседали...)
Муз.игра "Конкурс талантов" (предложить детям любое известное
стихотворение исполнить в любом жанре 0 песня, танец, марш).Выставка портретов композиторов - дети заранее выполняют с
родителями(каждый ребенок 1 портрет) и называют их фамилии, одно
произведение, возможно короткий рассказ о жизни -3-5 предложений)
"Преданья старины:Нижегородский худ. промыслы"
Програмное содержание:формирование у дошкольников "базиса
культуры" на основе ознакомления с худ.промыслами и присущими ему
особенностями. Вовлечение детей в познавательно-исследовательскую
деятельность. Мотивировать детей к активному взаимодействию с
предметами худ.промыслов, побуждать вступать в диалог при
обсуждении увиденного.
Организация образовательной деятельности:
Рассматривание новых предметов в группе. Предложить подумать и
объяснить способ их применения.
Презентация на тему "Богородская игрушка", "Худ.вышивка",
"Нижегородск.гипюр" - краткая информация, фото.
Дид.игра "Что ты об этом знаешь?" - дети с завязанными глазами по
очереди выбирают предмет, открывают глаза и рассказывают
запомненную информацию. Остальные дети дополняют ответ.
Творч. пауза "Нарисуй, что больше понравилось и расскажи." - дети
зарисовывают любой из видов старины и объясняют его назначение,
особенности.
Дид.игра"Подбери родственное слово" - игрушка - игрушечный, играть,
игривый, игрун; вышивка -вышивать, вышитый;гипюр- гипюровый.
Дид.игра"Подбери признак" - вышивка какая ? гипюр какой? игрушка
какая?
Выставка индивидуальных папок-портфолио "Бабушки красавицы" -
фотографии бабушек, пробабушек в вышитой одежде, гипюровых
нарядах, со старинными игрушками.
"Новогодние опыты"
Програмное содержание: Продолжать обогащать знания и
представления детей оНовогоднем празднике.
Познакомить детей с жидкими итвердыми субстанциями. "Хендмейд
игрушки" (рукоделие)-привлечение детей к творчеству в сказочном
мире игрушек, разфитие фантазии.
Организация образовательной деятельности:
В гости приходит Волшебница-зима. Приглашает к оформлению группык празнику.
Творческая мастерская- "Коробочка с Новогодними вещами"-наполнение
коробочек новогодними цветами, текстурами, веточки ели, конфеты,
новогодними игрушками - под Новогодние мелодии- украшение группы.
Дид. игра "Что в коробочке" - дети рассматривают содержание
коробочек и рассказывают, что в них находится.
"Вязкий крахмал" - самостоятельное изготовление из кукурузной муки,
воды, с добалениями пищевых красителей. На твердом картоне рисуем
картину "Зима"- оформление интерьера помещения.
Конкурс стихов - дети рассказывают в оформленной своими руками
группе стихи о зиме, оценивает Волшебница - Зима.
"Новогодний колокольчик" - вырезаны из фанеры, разукрашивают
красками, обклеивают блестками и т.д. по желанию детей- подарки для
близких.
Волшебница -Зима собирает Новогодние детские пожелания для Деда
Мороза - дети по очереди рассказывают, о подарке, который хотели бы
получить.
"История одного театра"
Програмное содержание:Сформировать на элементарном уровне
представление о театре как виде искусства. Подвести к пониманию
"актёрское мастерство" через средства образной выразительности.
Познакомить детей с театральными профессиями.
Организация образовательной деятельности:
Презентация "Нижегор.академ.тетр"
Инсценировка любых сказок по желанию детей.(известные и короткие)
(3-4 сказки - "Курочка ряба", "Репка"..)
Дид.игра "Я - артист" - дети предлагают водящему любого героя для
изображения. Показ характерных особенностей. Изображать можно не
только сказочных героев, но эмоции, ощущения.(грустный колобок,
счастливый колобок...)
Выставка - "Театральные профессии" (подготовлена с родителями) -
дети презентуют свою профессию, короткий рассказ.
Дид.игра - "Я работаю в театре"- дети выбирают себе бейджики, на
которых изображение любой театральной профессии и стараются
организовать свой театр, распределить роли.
Просмотр театрального кукольного представления (запись)."Международный день родного языка"
Програмное содержание:формировать уважительное отношение к
русскому языку как национальному символу. Отметить владение
человека речью, как одно из важнейших качеств развития личности.
Познакомить с понятием "риторика" - искусство красноречия. Дать
понятие о рифме, о литературных жанрах - стихи, сказки. Познакомить с
Толковым словарем русского языка.
Организация образовательной деятельности:
В гостях Волшебница Речь - Риторика - помогает представить как
живых, любых героев.Заставляет радоваться, огорчатся, удивляться как
будто на самом деле.
Чтение стихотворения А.С.Пушкина во время просмотра зимней
презентации "Вечор, ты помнишь вьюга злилась".
Беседа с детьми - каким поэт видит вечер, на что похожа луна..
Дид. игра "Придумай рифму" (слова похожи хвостиками, как птицы)
Чтение и презентация зимней сказки(на выбор - "Лиса и волк")
Уточнить понимание детьми понятий -стихотворение, сказка.
Волшебница Речь дарит Толковый словарь - можно найти любое слово и
его значение.
Дид.игра "Я знаю много слов" -дети по очереди берут приготовленные
карточки и пытаются объяснить изображение не называя увиденное,
затем ответ дополняется другими детьми и сравниваем ответы детей с
Кокурс чтецов.Дети рассказывают короткие стихи (4-6 строчек),
разученных дома с родителями. Оцениваем умение передать
настроение произведения, правильность произенесения всех слов,
правилное ударение в словах, выделение главных слов(по критериям
стихи готовят к выступлению родители).
"Риторика" - Волшебная Речь - оценивает чтецов и дарит грамоты .
"Международный день детской книги"
Програмное содержание: Формирование у детей интереса к чтению
книг. Познакомить с праздником "Международный день детской
книги" . Расширять представление о разнообразии книжной литературы.
Воспитывать желание к постоянному общению с книгой.
Организация образовательной деятельности:
Презентация "Любимые сказки Г.А.Андерсена".Сообщить о том, что 2 апреля- в день рождения Г.Х.Андерсена
-отмечается "Международный день детской книги" .
Выставка рисунков "Сказочный лес - по страницам сказок Андерсена"
(подготовлена совместно с родителями) - дети рассказывают о своей
сказке.
Награждение участников выставки и показ - презентация о
награждении и присуждении премии "Международная премия имени
Г.Х.Андерсена" лучшим детским писателям.
Дид.игра "Отгадай сказку" по загадкам о героях.
Выставка папок - "Я знаю писателя..." - совместная работа с
родителями, в папке фото писателя, иллюстрации его произведений -
дети презентуют свои папки рассказом об этом писателе.
"Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны"
Програмное содержание: Познакомить детей с событиями В.О.В.
Воспитывать уважение и благодарность ко всем, кто защищал Родину.
Систематизировать знания о В.О.В. Воспитывать чувство гордости за
своих родственников и земляков, воевавших в В.О.В.
Организация образовательной деятельности:
Конкурс чтецов о военных событиях - 1 этап.
"Расскажи нам -прабабушка (прадедушка)" (возможно "Расскажи
бабушка о своем папе"...)- приглашение в гости прабабушек,
прадедушек с фотоматериалом о военных днях личных или
родственников (возможна презентация).
Акция "Бессмертный полк" (выставка фоторепортажей - коллажей) -
дети совместно с родителями - каждый ребенок называет имя, отчество
и фамилию своего родственника, земляка, любую информацию, которую
сможет рассказать самостоятельно.
Подвести к пониманию понятия "земляк" - на одной земле живут, в
одном краю.
Конкурс чтецов - 2 этап.
Изготовление открыток для тех, кто воевал в В.О.В. под песни, музыку
военных лет.
"Международный день семьи"
Програмное содержание: Укрепление семейных связей. Формирование о
семье, как едином целом.Организация образовательной деятельности:
Дети накануне выполняют приглашения для членов своей семьи.
Встречаем гостей, приглашаем к чаепитию.
Песни о семье и презентация "Это наша семья" - каждый слайд - фото
семьи, дети комментируют слайды (Это семья Ивановых, мой папа Иван
Петрович, Моя мама - Наталья Ивановна, мой брат - Петя.)
Выствка семейных альбомов(формат А4) на разные темы "День
рождения в кругу семьи", "Новый год в кругу семьи", "Мы на даче", "Мы
на море"...- презентация своих альбомов всей семье, короткими
стихами.
Конкурс "Мама может,а папа - поможет" - мамы накрывают на столы
угощение, папы надувают шарики и вместе с детьми украшают группу.
Чаепитие и приглашение к совместному творчеству (по собственному
усмотрению, на выбор)- или изготовление игрушки всей семьей,
поделки, рисунок на ватмане.
Поговорки о семье (доскажите ): "В гостях хорошо, а ....дома лучше", "В
семье согласно, так и дело идет....прекрасно", "Когда семья вместе, так
и сердце ...на месте"....)
"Танцевальная дорожка" -дети с родителями.