формирование культуры познания дошкольников

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 14.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Культура познания является центральной проблемой культурно-исторической эпистемологии.Знание -важнейшиц компонент культуры,а познавательная деятельность людей составляе необходимуб и существенную сторону культуры жизни общества. Многогранность познания рассматривается как личностный потенциал ребенка, формирующийся на основах приобщения к ккльтурным ценностям в условиях современного образовательного пространства.Приобщение к культуре познания
Иконка файла материала конспекты.docx
"Книгу города листая" Програмное содержание: формирование представлений о том, что любая страна, любой город любит и чтит свои традиции, бережно хранит свое историческое наследие. Организация образовательной деятельности: Выставка фотографий - "Я в Нижнем Новгороде"-просмотр под музыкальные композиции о Нижнем Новгороде. Короткие рассказы детей о месте съемки. Подвести к пониманию, что все места находятся в Нижнем Новгороде. Презентация "Рождение Нижнего новгорода", день рождения 12 июня, 1221г. Беседа "Семейные традиции - традиции Нижнего Новгорода" - сопоставление традиций семьи и Нижнего Новгорода. Изобразительная деятельность - "Любимое место в моем городе" - рисунки детей. Выставка рисунков, обсуждение. "Международный день музыки" Програмное содержание:приобщение дошкольников к музыкальной культуре через ознакомление с разножанровой музыкой. Создание условий для проявления собственного музыкального опыта. Поощрять импровизацию при прослушивании музыкальных композиций - движения, напевание понравившихся мелодий. Организация образовательной деятельности: Прослушивание музык. произведений Шопена - "Вальс", "Полька", "Марш", любой русской- народной песни. Дид.игра"Подбери признак к жанру" (вальс какой? полька какая? марш какой? песня какая?) мУЗ.ИГРА"Как двигается музыка?" (дети слушают разные жанры и передают свои ощущения через движения). Дид.игра"Что можно делать под музыку?" (дети описывают все, что выполняли под ранее прослушанные мелодии - кружились, топали, ходили, маршировали, пели, приседали...) Муз.игра "Конкурс талантов" (предложить детям любое известное стихотворение исполнить в любом жанре 0 песня, танец, марш).Выставка портретов композиторов - дети заранее выполняют с родителями(каждый ребенок 1 портрет) и называют их фамилии, одно произведение, возможно короткий рассказ о жизни -3-5 предложений) "Преданья старины:Нижегородский худ. промыслы" Програмное содержание:формирование у дошкольников "базиса культуры" на основе ознакомления с худ.промыслами и присущими ему особенностями. Вовлечение детей в познавательно-исследовательскую деятельность. Мотивировать детей к активному взаимодействию с предметами худ.промыслов, побуждать вступать в диалог при обсуждении увиденного. Организация образовательной деятельности: Рассматривание новых предметов в группе. Предложить подумать и объяснить способ их применения. Презентация на тему "Богородская игрушка", "Худ.вышивка", "Нижегородск.гипюр" - краткая информация, фото. Дид.игра "Что ты об этом знаешь?" - дети с завязанными глазами по очереди выбирают предмет, открывают глаза и рассказывают запомненную информацию. Остальные дети дополняют ответ. Творч. пауза "Нарисуй, что больше понравилось и расскажи." - дети зарисовывают любой из видов старины и объясняют его назначение, особенности. Дид.игра"Подбери родственное слово" - игрушка - игрушечный, играть, игривый, игрун; вышивка -вышивать, вышитый;гипюр- гипюровый. Дид.игра"Подбери признак" - вышивка какая ? гипюр какой? игрушка какая? Выставка индивидуальных папок-портфолио "Бабушки красавицы" - фотографии бабушек, пробабушек в вышитой одежде, гипюровых нарядах, со старинными игрушками. "Новогодние опыты" Програмное содержание: Продолжать обогащать знания и представления детей оНовогоднем празднике. Познакомить детей с жидкими итвердыми субстанциями. "Хендмейд игрушки" (рукоделие)-привлечение детей к творчеству в сказочном мире игрушек, разфитие фантазии. Организация образовательной деятельности: В гости приходит Волшебница-зима. Приглашает к оформлению группык празнику. Творческая мастерская- "Коробочка с Новогодними вещами"-наполнение коробочек новогодними цветами, текстурами, веточки ели, конфеты, новогодними игрушками - под Новогодние мелодии- украшение группы. Дид. игра "Что в коробочке" - дети рассматривают содержание коробочек и рассказывают, что в них находится. "Вязкий крахмал" - самостоятельное изготовление из кукурузной муки, воды, с добалениями пищевых красителей. На твердом картоне рисуем картину "Зима"- оформление интерьера помещения. Конкурс стихов - дети рассказывают в оформленной своими руками группе стихи о зиме, оценивает Волшебница - Зима. "Новогодний колокольчик" - вырезаны из фанеры, разукрашивают красками, обклеивают блестками и т.д. по желанию детей- подарки для близких. Волшебница -Зима собирает Новогодние детские пожелания для Деда Мороза - дети по очереди рассказывают, о подарке, который хотели бы получить. "История одного театра" Програмное содержание:Сформировать на элементарном уровне представление о театре как виде искусства. Подвести к пониманию "актёрское мастерство" через средства образной выразительности. Познакомить детей с театральными профессиями. Организация образовательной деятельности: Презентация "Нижегор.академ.тетр" Инсценировка любых сказок по желанию детей.(известные и короткие) (3-4 сказки - "Курочка ряба", "Репка"..) Дид.игра "Я - артист" - дети предлагают водящему любого героя для изображения. Показ характерных особенностей. Изображать можно не только сказочных героев, но эмоции, ощущения.(грустный колобок, счастливый колобок...) Выставка - "Театральные профессии" (подготовлена с родителями) - дети презентуют свою профессию, короткий рассказ. Дид.игра - "Я работаю в театре"- дети выбирают себе бейджики, на которых изображение любой театральной профессии и стараются организовать свой театр, распределить роли. Просмотр театрального кукольного представления (запись)."Международный день родного языка" Програмное содержание:формировать уважительное отношение к русскому языку как национальному символу. Отметить владение человека речью, как одно из важнейших качеств развития личности. Познакомить с понятием "риторика" - искусство красноречия. Дать понятие о рифме, о литературных жанрах - стихи, сказки. Познакомить с Толковым словарем русского языка. Организация образовательной деятельности: В гостях Волшебница Речь - Риторика - помогает представить как живых, любых героев.Заставляет радоваться, огорчатся, удивляться как будто на самом деле. Чтение стихотворения А.С.Пушкина во время просмотра зимней презентации "Вечор, ты помнишь вьюга злилась". Беседа с детьми - каким поэт видит вечер, на что похожа луна.. Дид. игра "Придумай рифму" (слова похожи хвостиками, как птицы) Чтение и презентация зимней сказки(на выбор - "Лиса и волк") Уточнить понимание детьми понятий -стихотворение, сказка. Волшебница Речь дарит Толковый словарь - можно найти любое слово и его значение. Дид.игра "Я знаю много слов" -дети по очереди берут приготовленные карточки и пытаются объяснить изображение не называя увиденное, затем ответ дополняется другими детьми и сравниваем ответы детей с Кокурс чтецов.Дети рассказывают короткие стихи (4-6 строчек), разученных дома с родителями. Оцениваем умение передать настроение произведения, правильность произенесения всех слов, правилное ударение в словах, выделение главных слов(по критериям стихи готовят к выступлению родители). "Риторика" - Волшебная Речь - оценивает чтецов и дарит грамоты . "Международный день детской книги" Програмное содержание: Формирование у детей интереса к чтению книг. Познакомить с праздником "Международный день детской книги" . Расширять представление о разнообразии книжной литературы. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой. Организация образовательной деятельности: Презентация "Любимые сказки Г.А.Андерсена".Сообщить о том, что 2 апреля- в день рождения Г.Х.Андерсена -отмечается "Международный день детской книги" . Выставка рисунков "Сказочный лес - по страницам сказок Андерсена" (подготовлена совместно с родителями) - дети рассказывают о своей сказке. Награждение участников выставки и показ - презентация о награждении и присуждении премии "Международная премия имени Г.Х.Андерсена" лучшим детским писателям. Дид.игра "Отгадай сказку" по загадкам о героях. Выставка папок - "Я знаю писателя..." - совместная работа с родителями, в папке фото писателя, иллюстрации его произведений - дети презентуют свои папки рассказом об этом писателе. "Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны" Програмное содержание: Познакомить детей с событиями В.О.В. Воспитывать уважение и благодарность ко всем, кто защищал Родину. Систематизировать знания о В.О.В. Воспитывать чувство гордости за своих родственников и земляков, воевавших в В.О.В. Организация образовательной деятельности: Конкурс чтецов о военных событиях - 1 этап. "Расскажи нам -прабабушка (прадедушка)" (возможно "Расскажи бабушка о своем папе"...)- приглашение в гости прабабушек, прадедушек с фотоматериалом о военных днях личных или родственников (возможна презентация). Акция "Бессмертный полк" (выставка фоторепортажей - коллажей) - дети совместно с родителями - каждый ребенок называет имя, отчество и фамилию своего родственника, земляка, любую информацию, которую сможет рассказать самостоятельно. Подвести к пониманию понятия "земляк" - на одной земле живут, в одном краю. Конкурс чтецов - 2 этап. Изготовление открыток для тех, кто воевал в В.О.В. под песни, музыку военных лет. "Международный день семьи" Програмное содержание: Укрепление семейных связей. Формирование о семье, как едином целом.Организация образовательной деятельности: Дети накануне выполняют приглашения для членов своей семьи. Встречаем гостей, приглашаем к чаепитию. Песни о семье и презентация "Это наша семья" - каждый слайд - фото семьи, дети комментируют слайды (Это семья Ивановых, мой папа Иван Петрович, Моя мама - Наталья Ивановна, мой брат - Петя.) Выствка семейных альбомов(формат А4) на разные темы "День рождения в кругу семьи", "Новый год в кругу семьи", "Мы на даче", "Мы на море"...- презентация своих альбомов всей семье, короткими стихами. Конкурс "Мама может,а папа - поможет" - мамы накрывают на столы угощение, папы надувают шарики и вместе с детьми украшают группу. Чаепитие и приглашение к совместному творчеству (по собственному усмотрению, на выбор)- или изготовление игрушки всей семьей, поделки, рисунок на ватмане. Поговорки о семье (доскажите ): "В гостях хорошо, а ....дома лучше", "В семье согласно, так и дело идет....прекрасно", "Когда семья вместе, так и сердце ...на месте"....) "Танцевальная дорожка" -дети с родителями.