Формирование математической культуры младшего школьника
Оценка 4.6

Формирование математической культуры младшего школьника

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
математика
1 кл—4 кл
19.03.2018
Формирование математической культуры младшего школьника
Статья на тему: «Формирование математической культуры младшего школьника». Подготовлена студентом "Братского педагогического колледжа" (филиал г.Тулун), группы 446 - З, по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Ларионовой Екатериной. В статье кратко раскрывается понятие математической культуры и способы её формирования .В статье кратко раскрывается понятие математической культуры и способы её формирования .
Формирование математической культуры младшего школьника.docx
Братский педагогический колледж Подготовила студентка  группы 446 ­ З по специальности  44.02.02 Преподавание в начальных классах Ларионова Е.В. Статья на тему: «Формирование математической культуры младшего школьника»                            Понятие математической культуры Мир самого человека ­ это мир культуры, где он представлен как творческое существо. Человеческая реальность, в том числе и мир культуры, ­ это «человеческая …   практика,   деятельность».   Овладевая   культурой,   человек   способен   к   созданию, воспроизводству   и   трансляции   своей   культуры.   Историческим   является   процесс становления культуры, который продолжается и в современное время, и складывается под   влиянием   индивидуальных   качеств   людей,   ее   создавших,   культурных   и исторических факторов. Таким образом, математика с момента своего возрождения пыталась построить своими средствами математическую модель мира, как музыка и театр, как литература и живопись, то есть в целом искусство.  Одним из главных предметов в школе была и остается математика. В учебном плане школы математике отводится большое количество часов. Математика выступает как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.  Развитие математики стимулировали прежде всего экономические факторы. Чем активнее   человек   вторгался   в   природу   и   развивал   производство,   тем   больше   он нуждался в математике. За несколько тысяч лет математика сделала колоссальный шаг вперед: от счета в пределах десятка до ее современного состояния и фантастической сложности и невообразимой разветвленности. Роль   математики   в   жизни   бесспорно   колоссальна,   она   во   все   времена   имела бесспорное культурное   и   практическое значение,   ее   роль   в   техническом   и экономическом развитии общества трудно переоценить. Математика занимает особое место   в науке,   культуре   и   общественной   жизни,   являясь   одной   из   важнейших составляющих мирового научно­технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую   роль   в   образовании   развивая   познавательные   способности человека,   в   том   числе   к   логическому   мышлению,   влияя   на   преподавание   других дисциплин.      В современных ФГОС второго поколения предусматривается связь образования с реальной   действительностью.   Широкое   использование   математики   в   технике, природоведении   и   других   науках   делает   владение   математическими   знаниями основным   признаком   высокой   квалификации   в   большинстве   отраслей   знаний. Социальная значимость математического образования достаточно очевидна. 2014 год был объявлен в России Годом культуры. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью привлечения   внимания   общества   к   вопросам   развития   культуры.   А   существует   ли математическая   культура?   И   если   существует,   то как можно   повысить   у   учащихся математическую   культуру   для   более   успешной   мотивации   изучения   математики   с целью достижения более высоких результатов? Математика,   является   фундаментом   всему,   соответственно,   может   являться составляющей культуры.     Формирование математической   культуры –   это не   просто   передача   определенной частью     порции   знаний,   умений   и   навыков,   приобретенных   человечеством,   но   и   участие   в формировании человека. мировоззрения     Поскольку вся окружающая нас действительность фактически создана математикой, то можно утверждать, что мы живем в математически культурном окружении. И можно сказать,   что   математическая   культура –   очень   важная   часть   общечеловеческой культуры.           Культурный   человек должен  обладать  обширными  знаниями  во   всех   областях, уметь   применять   эти   знания   на   практике,   видеть   и   замечать   прекрасное,   своими поступками   создавать   прекрасное, совершенствовать свои навыки и умения, добиваться успехов.   не   останавливаться   на   достигнутом,         Одни из признаков математической культуры является овладение понятиями как элементами   системы   знаний,   использование   рациональных   приемов   и   способов умственной   деятельности   как   компонентов   информационной   культуры,   умение оперировать   с   логическими   элементами,   развитое   логическое   мышление,   которое необходимо   воспитывать   и   совершенствовать.   А   это   возможно   только   изучая математику.  Математическое   мышление –   это   составляющая   общей   культуры мышления, которое необходимо воспитывать и совершенствовать. Мышление человека только тогда можно считать культурным, если оно происходит в полном соответствии с законами   логики. Математическому   мышлению   свойственна: высокая   логичность; строгость;   выразительность; глубина; точность; лаконизм Термин «математическая культура» появился в 20—30­е годы XX века. Позднее некоторые авторы начали рассматривать математическую культуру как систему знаний и умений. В   середине   50­х   годов   в   связи   с   разворачивающейся   научно­технической революцией, возникновением и распространением компьютерной техники, внедрением математических   методов   исследования   в   другие   науки   начинается   активное обсуждение   вопросов,   связанных   с   пониманием   специфики   математического   языка, математического самообразования, математических знаний и умений. С   середины   80­х   годов   и   до   настоящего   времени   проблема   формирования математической   культуры   стала   обсуждаться   более   активно,   чем   когда­либо. Математическую   культуру   начинают   рассматривать   как   «систему   математических знаний, умений и навыков, органично входящих в фонд общей культуры учащихся, и свободное оперирование ими в практической деятельности». К   концу   80­х   годов   математическую   культуру   понимают   уже   не   только   как знания, умения, навыки и свободное оперирование ими, но начинают включать такие компоненты, как математическое мышление и математический язык. На сегодняшний день понятие «математическая культура» звучит так: математическая культура – это: 1)   совокупность   достижений   человечества   в   его   умениях   пользоваться математическим языком в качестве средства как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности; 2)   уровень,   степень   развития   человечества   в   его   умениях   пользоваться математическим   языком   как   для   общения   с   людьми,   так   и   для   описания   и познания окружающей действительности; 3)   осознанное   пользование   математическим   языком   как   для   общения   с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности. В   педагогической   литературе   не   существует   однозначного   понятия «математическая   культура».   Разные   авторы   дают   свою   интерпретацию   данного понятия,   например,   Д.Икрамов   вводит   следующее   определение:   «математическая культура – совокупность математических умений, знаний и навыков, входящих в фонд общей культуры студентов, и свободное применение их в практической деятельности каждого обучаемого». Дж. Икрамов,   В. И. Снегурова,   Х. Ш. Шихалиев   изучали   математическую культуру школьников. Дж. Икрамов отмечает: «Исходя из того, что знания в мышлении кодируются   в   виде   понятий,   суждений   и   умозаключений,   а   в   языке   выражаются   с помощью слов, словосочетаний и предложений, в данной работе основное внимание уделено   рассмотрению   двух   важнейших   компонентов   математической   культуры, понимаемой   как   «совокупность   знаний,   умений   и   навыков»:   математическому мышлению   и   математическому   языку».   В   более   позднем   исследовании   под математической культурой ученый понимает «систему математических знаний, умений и   навыков,   органически   входящих   в   фонд   общей   культуры   учащихся   и   свободное оперирование   ими   в   практической   деятельности».  При   этом   преобразования математической культуры школьников связано с овладением ими в процессе обучения математическими знаниями, отраженными в знаках. А уровень мышления школьников отражает уровень их математической культуры. Х. Ш. Шахалиев, раскрывая понятие «математическая   культура»,   отмечает   несколько   его   значений.   В   каждом   из   них математическая культура отождествляется с аспектами использования математичес­ кого   языка   в   общении   между   людьми   и   в   отражении   действительности:   с совокупностью всех достижений человечества, с уровнем развития человечества, и с осознанным   пользованием   математическим   языком.   При   этом   Х.Ш. Шихалиев указывает,   что   такое   толкование   понятия   «математическая   культура»   не   является исчерпывающим. Трудности в трактовке понятия «математическая культура учащихся» связаны со   В   понятии сложностью   и   неоднозначностью   самого   понятия   культуры. «математическая   культура»   наблюдается   интеграция   понятий   наук   сильной (математики)   и   слабой   (философии,   педагогики,   психологии,   культурологии, социологии и др.) гносеологической версии. Именно подобная комбинация порождает различные теории понятия «математическая культура». Способы формирования математической культуры Проблема   формирования   математической   культуры   в   условиях информационного   общества   становится   особенно   важной.   Тем   не   менее,   анализ литературы, посвященной обучению математике в школе, свидетельствует о том, что специально проблемами, связанными с развитием математической культуры учащихся, почти никто не занимается.  Для   того   чтобы   математическая   культура   учащихся   была   сформирована   на достаточно высоком  уровне, целенаправленная  работа по  ее  формированию  должна начинаться с самых первых уроков математики в начальной школе.   В   научно­методической   литературе   выделяются   три   составляющие математической   культуры:   графическую,   логическую   и   алгоритмическую.   Самым естественным видом деятельности в процессе изучения математики является решение математических   задач.   Поэтому   средством   для   развития   математической   культуры будут   специальным   образом   подобранные   задачи,   которые   сформулированы   таким образом, чтобы их решение способствовало формированию необходимых умений.  Кроме того, чтобы определить, повысился ли уровень математической культуры учащегося, нужно выделить признак, на основании которого можно сделать заключение об   уровне   математической   культуры.   По   нашему   мнению,   одним   из   признаков сформированности уровня математической культуры учащегося является владение им разными способами решения задач и умение выбрать из них более рациональный для данной конкретной задачи. При решении задач появляются черты математической культуры: перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуаций, видение новой   функции   объекта,   видение   структуры   объекта,   умение   видеть   альтернативу решения, комбинирование известных способов в новый. Ученными установлено, что эти черты   математической   культуры   проявляются   через   адекватные   им   мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация. Из этого следует, что, формируя   систему   мыслительных   операций   посредством   решения   задач,   учащиеся развивают математическую культуру школьников. Учить учиться, учить правильно мыслить вот в чем суть задач, стоящих перед школой.   А   умение   мыслить,   владеть   процедурами   математической   культуры заключается,   прежде   всего,   в   правильном   использовании   мыслительных   операций. Только тогда, когда учащийся овладеет основными методами, операциями и приемами мышления,  он   приобретает   способность   комбинировать   знания,  проявляющиеся   при выполнении предложенных заданий. Педагогическое   управление   процессом   развития   мышления   и   формирования математической культуры школьников может достичь своей цели лишь тогда, когда обеспечивается   единство   рационально   отобранного   и   обработанного   содержания, адекватных и хорошо отработанных мыслительных операций и действенных социально значимых   мотивов   учебно­познавательной   деятельности   учащихся   при   учете индивидуальных и возрастных различий в их мышлении. что математическая культура – это система математических знаний, форм и методов математической деятельности, которые влияют на развитие личности. Выделяются следующие элементы математической культуры: 1. Вычислительные навыки; 2. Грамотная математическая речь; 3. Умение применять в жизни математические знания; 4. Творчество; 5. Интерес к предмету. Формирование данных элементов на уроках математики может реализовываться через разнообразие форм, например таких, как: урок­консультация, математические диктанты,   урок   составления   и   решения   задач,   использование  информационно­ коммуникативных технологий. Представленные   формы   урока   позволяют   формировать   не   только   элементы математической культуры, но и работать на развитие общечеловеческой культуры и преподнести по­новому эффектно и интересно традиционно рассматриваемые темы.  В заключение можно добавить то, что формирование и развитие математического мышления связано с рядом факторов, сущность которых и связь между ними состоит в следующем. В обычном языке, связанном с культурой и познавательными процессами, можно   выделить   две   составляющие:   естественный   язык   и   формализованный   язык, которые по сути своей, так же, как обычный и математический языки, представляет собой   систему   знаков.   Математический   язык   определяется   естественным   языком, формализованным языком и языками других учебных предметов. В свою очередь он находит   отражение   в   языке   ученика,   связанном   с   языком   учителя.   Язык   учителя непосредственно   влияет   на   язык   ученика.   Кроме   этого,   язык   ученика   связан   с требованиями,   с   языком   среды,   быта,   языками   массовых   коммуникаций. Методологическое знание и, в большей мере, язык ученика, и влияет на математическое мышление, которое определяет эффективность самостоятельной деятельности.

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника

Формирование математической культуры младшего школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018