Формирование метапредметных и личностных образовательных
результатов обучающихся в метапредметном курсе «Учусь учиться»
Самое прекрасное зрелище на свете это вид ребенка,
уверенно идущего по дороге жизни,
после того, как ее показали ему вы.
Конфуций
Замечательные слова! Но как нам самим найти эту дорогу, чтобы
показать ребенку! Это главный вопрос любого педагога, ведь
человек в современном обществе – это человек, не столько
вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания,
применять их на практике и делать это целесообразно.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования определил в качестве главных результатов не
предметные, а личностные и метапредметные универсальные
учебные действия. Формируя у ребёнка УУД, мы ожидаем
«получения» ученика, умеющего учиться, способного творчески
подойти к процессу обучения.
Три года назад наши пятиклассники столкнулись с метапредметной
контрольной работой . Помните: дана карта Москвы, нужно было
рассчитать, сколько времени потребуется, чтобы проехать на метро
до определенного места или, например, кто из детей поможет Юре
докрасить скамью? А на рисунке показано, сколько каких банок
(желтая и синяя краски) смешивал каждый. Эта контрольная
потребовала умения анализировать информацию, представленную в
виде таблиц, диаграмм, извлекать нужную информацию из текста,
анализировать объекты по названным признакам, создать сочинение
рассуждение по прочитанному тексту. Задания были интересными,
но требующими совсем не предметных знаний по математике,
биологии, географии, русскому языку. Всего 15 заданий. Для
интереса и мы, педагоги, решали. Потребовались время и усилия. А
1 тут пятиклассники. Только из начальной школы. По ФГОСам не
шли. И вот он главный вопрос: так ли строим процесс обучения,
тому ли учим? На эти размышления наложились и высказывания
двух известных людей , Василия Васильевича Давыдова, советского
педагога и психолога: «Давно уже пора
сменить цель образования не просто давать практические навыки, а
учить учиться» и Георга Лихтенберга, немецкого учёного и
публициста :
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому,
как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения».
И тогда мы поняли: нужно нечто надпредметное, курс, который бы
сформировал Универсальные учебные действия (УУД) – то есть
обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. На поиски
ответов на вопросы «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?», а
главное «Как учить результативно?» ушел год, и наконец родился
метапредметный курс во внеурочной деятельности «Учусь учиться»
( ничего логичнее просто не придумали). В его основу легли
Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта основного общего образования (приказ Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) и Примерная
программа и тематическое планирование метапредметного курса
«Сам себе учитель» профессора МПГУ, кандидата биологических
наук Галеевой Н.Л.
Цели курса :Развитие универсальных учебных действий учащихся на
основе системы развивающих занятий.
Курс состоит из трёх последовательных содержательно
методических блоков:
Регулятивные УУД.
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
2 Чем мы занимались? Мы выясняли «Зачем я учусь?» и «От чего
зависит мой успех», открывали секреты профессии «школьник» ,
преобразовывали информацию из текста в таблицы, схемы, графики
и наоборот, учились действовать по инструкции и составлять
алгоритмы, строили мост из бумаги, строили дом из кубиков , а
научились проектированию и защите проекта. Отыскивали цифры по
таблице Шульте, рисовали по точкам, сравнивали рисунки, а на
самом деле тренировали память и внимание. Прокладывали
маршрут по городу, по пересеченной местности, а в
действительности учились ставить цели и планировать деятельность.
То есть получили те самые метапредметные умения и навыки.
Работали в паре, работали в группе, учились организовать
сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними
взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с
разными людьми, высказывать суждения, задавать вопросы, слушать
и слышать друг друга, продолжить и развить мысль собеседника,
определяли, как надо относиться к себе, миру, другим людям, к
знаниям и самому процессу их получения ( то есть личностные
результаты).
Метапредметный курс «Учусь учиться» успешно обеспечивает рост
способности детей к саморазвитию в процессе овладения детьми
знаниями о своем индивидуальном стиле учебной деятельности.
Осваивая материал курса, ученик действительно начинает учиться,
то есть, учить самого себя.
В прошлом учебном году я вела такой курс в 5 и 7 классах. По моим
наблюдениям, успешнее эти занятия прошли в 7ом, дети работали
активнее, быстрее справлялись с заданиями, логичнее строили
работу в группах, планировали деятельность. Почему? Это
особенность класса или возрастные особенности? Возможно,
именно в 1314 лет возникает интерес к собственному «Я», поэтому
и нужно именно в этом возрасте начинать активно мотивировать к
учебнопознавательной деятельности через этот самый интерес? С
3 другой стороны, изначально мы пришли к этому курсу почему? Нас
встревожили метапредметные контрольные работы. Этот курс
помогает с ними справиться. Но начиная с седьмого. А пятый?
Шестой? Значит, остаются предметные уроки. Надо честно
признаться, что каждый предметник, используя технологические
карты, научив ставить цели и задачи, всетаки больше внимания
уделяет своему предмету, а не метапредмету. Да это и понятно. Как
оценят работу учителя предметника? Правильно, по результатам
ОГЭ и ЕГЭ. А там что проверяется? Ответ очевиден. Пока
несоответствие. Вот поэтомуто и нужен такой метапредметный
курс. И, видимо, не на один год, а начиная с 5 класса и года на три.
Помните притчу:
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно
проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как
через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много
времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель
оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что
могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и
разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и
немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вотвот крылья бабочки
расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои
нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что
усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке,
чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла
летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку,
чтобы она могла расти и развиваться.
Так и в нашей с вами педагогической деятельности, чтобы дети
могли летать, надо дать им крылья и научить ими пользоваться.
Так каков он, путь к успеху? И опять обратимся к классикам:
«Главную Дорогу Человек выбирает тогда, когда начинает идти по
жизни самостоятельно. Вначале Человек учится ходить.»
4 5
Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов в метапредметном курсе "Учусь учиться"
Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов в метапредметном курсе "Учусь учиться"
Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов в метапредметном курсе "Учусь учиться"
Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов в метапредметном курсе "Учусь учиться"
Формирование метапредметных и личностных образовательных результатов в метапредметном курсе "Учусь учиться"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.