Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии
Бабушкина Ж.В.
учитель биологии
МОУ «Еланская СОШ»
В современной концепции образования все более значимой становится задача
воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего
жизненного пути в потоке социальноэкономических и культурных перемен.
Идейные ресурсы современного образования заложены в федеральном
государственном образовательном стандарте, проекте «Наша новая школа» и
новой редакции Закона об образовании. В этих документах говорится о
компетентностном подходе в обучении.
А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой
ситуации. Базовые компетенции стали своего рода общеобязательным минимумом
требований работодателей для любой специальности и профессии. В уставе ЮНЕСКО
выдвинуто требование к школе – «учить познавать, действовать, жить, жить вместе».
В результате каждый обучающийся создает свою компетентностную парадигму,
включая в нее и инвариантные для определенной профессиональной деятельности
компетенции.
Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве
окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в
которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта научения,
получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно
добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого
способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми
компетентностями, которыми окрашивается личность ученика, развиваются
способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные
проблемы.
Т.н. ключевые компетенции являются универсальными. Их характерные
признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и
междисциплинарны,
требуют значительного интеллектуального развития,
многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и
другие процессы).
К таким ключевым компетенциям относятся:
общекультурные круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо
осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности; учебнопознавательные совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности,
включающей элементы
логической, методологической, общеучебной деятельностью, соотнесенной с
реальными познаваемыми объектами это: знания и умения целеполагания,
планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
коммуникативные включают знания и способы взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе;
социальные означают владение знаниями и опытом в гражданскообщественной
деятельности, овладевание минимально необходимыми для жизни в
современном обществе навыками социальной активности и функциональной
грамотности.
информационные при помощи реальных объектов и информационных
технологий, формируются умения самостоятельно находить, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и
предавать ее.
Биология это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и
прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой
жизненной ситуации.
В документах по стратегии модернизации общего образования определено
понятие компетентность как способность использовать освоенное содержание
образования для решения практических,
ценностно
ориентационных и коммуникативных задач в различных сферах учебной и
внеучебной деятельности.
познавательных,
Для развития ключевых компетентностей нужно использовать такие
педагогические технологии, которые предполагают поиск максимально удобных
форм организации учебного процесса, не нарушающих существенную урочную
систему.
Игровые технологии
«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея
и чаще приглашать бога смеха Момуса» (Ш. Амонашвили).
Игра, наряду с трудом и учением, один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового
процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности
адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению
общаться, установлению контактов.Примерами таких игр могут служить: упражнения викторины, ребусы,
кроссворды, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, высказываний
великих людей, загадки.
Игры путешествия, служат для углубления, осмысления и закрепления
знаний. Например, в 7 классе «Путешествие в грибное царство», ребята заранее
делятся на группы. Каждая группа отвечает за определенный привал:
«Поэтический»,
«Медицинский»,
«Экологический». Ребята самостоятельно собирают информацию, подбирают
рисунки, оформляют место станции. В ходе путешествия получают информацию:
какие грибы являются съедобными и несъедобными, как правильно собирать грибы,
оказывать первую медицинскую помощь.
«Биологический»,
«Исторический»,
Использование ролевых игр способствует формированию целенаправленных
действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом
игры и распределенными ролями.
Например, во время урока «Гигиена питания» разыгрывается сюжет
английского детектива, где расследуется смерть человека, умершего от
неправильного питания. После сюжета происходит процесс обсуждения ситуации и
в результате дети формулируют правила правильного питания.
Для проведения прессконференции «Влияние вредных привычек на организм
подростка» обучающимся предлагается выбрать определенную роль: ученые, врачи,
журналисты, задающие интересующие их вопросы, заинтересованные слушатели.
Несомненно, игровые технологии способствуют развитию ключевых
компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией,
формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания,
необходимые в дальнейшей жизни.
Проблемное обучение
«Знания дети удивления и любопытства» (Луи де Бройль).
Проблема это всегда препятствие. Преодоление препятствий движение,
неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных
этапах урока.
Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее
объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся. Например, в 8
классе, изучая тему «Работа сердца», можно начать со слов: «Наше сердце
постоянно в работе, и работает оно непрерывно 7080 лет и более. В чем же
заключается секрет неутомимости сердца?». В основе разбора данной проблемы
лежит эвристическая беседа.При изучении темы «Бактерии» в 7 классе на этапе закрепления ставится
проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют
бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо
сохраняются трупы животных.
В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинноследственных
связей.
Дайте объяснение этому явлению».
Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие
качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к
нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность,
информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора,
способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию
нового для себя.
Проектная деятельность
«Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать
стремлению природы
к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци).
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование
способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что
«проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой
возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать
«естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к
реальным для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом
появляется исключительная возможность формирования у школьников
компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности,
составляющих коммуникативную и информационную компетентность.
В жизни очень важно уметь реально оценивать себя, свои возможности,
осознавать трудности, выбирать наилучший путь достижения цели. Эти умения
связаны с развитием рефлексивных качеств личности. Здесь можно обратиться к
словам Т. Бильрота: «Кто чувствует в себе силу сделать лучше,
тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».
Рефлексия это осмысление человеком собственных действий, размышление о
своем внутреннем состоянии, самопознании. Обретя самопознание, человек
приобретает свободу располагать собой конструировать свой внутренний мир,
продолжая себя.На уроках могут быть использованы различные рефлексивные моменты. Иногда
это короткая беседа в конце урока:
Чему мы сегодня научились?
Что у нас получилось хорошо?
Или другой момент, когда обучающимся предлагается закончить записанные на
доске предложения, с выбором одного или нескольких более значимых для него.
А я и не знал…
На будущее мне надо иметь в виду…
Самым сложным для меня сегодня было…
Что дает этот вид деятельности?
Вопервых, дети приучаются анализировать собственную деятельность и
объективно ее оценивать.
Вовторых, происходит процесс обратной связи, и учитель видит, как
происходит процесс усвоения программного материала, появляется возможность
оперативного
и корректировки дальнейшей деятельности.
возникающих
решения
проблем
Втретьих, материал закрепляется путем многократного повторения.
Для того чтобы увидеть свои уроки глазами учеников, в конце каждого
учебного года можно предложить закончить ряд предложений.
Мое настроение после урока биологии…
Больше всего на уроке биологии я люблю…
Если бы я был учителем биологии …
Никакие педагогические усилия не гарантируют позитивных результатов
адаптации, если ребенок не принял обращенное к нему отношение. Высшая задача
педагога состоит в том, чтобы дать детскому «Я» возможность проявлять
потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации.
1. ЗаирБек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 173 с.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. Часть 3. Ростов: Учитель, 2006. 288 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 255 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции // Народное образование. 2003. № 2, 5. 280 с.
Примечание