Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

  • Семинары
  • doc
  • 19.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии.doc
Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии Бабушкина Ж.В. учитель биологии  МОУ «Еланская СОШ» В современной концепции образования все более значимой становится задача воспитания   человека,   способного   к   самоопределению   и   конструированию   своего жизненного   пути   в   потоке   социально­экономических   и   культурных   перемен. Идейные   ресурсы   современного   образования   заложены   в   федеральном государственном   образовательном   стандарте,   проекте   «Наша   новая   школа»   и новой   редакции   Закона   об   образовании.   В   этих   документах   говорится   о компетентностном подходе в обучении. А   что   же   такое   компетенция?   Это   готовность   человека   действовать   в   любой ситуации.   Базовые   компетенции   стали   своего   рода   общеобязательным   минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. В уставе ЮНЕСКО выдвинуто требование к школе – «учить познавать, действовать, жить, жить вместе». В результате каждый обучающийся создает свою компетентностную парадигму, включая в нее и инвариантные для определенной профессиональной деятельности компетенции. Для   того   чтобы   помочь   ребенку   самоопределиться   в   большом   пространстве окружающего   мира,   необходимо   применять   такие   подходы   и   методы   работы,   в которых   происходило   бы   изменение   позиции   ученика:   от   объекта   научения, получателя   информации   до   активного   субъекта   учения,   самостоятельно добывающего   необходимую   информацию   и   даже   конструирующего   для   этого способы   действий.   Необходимо   формировать   у   учеников   владение   ключевыми компетентностями,   которыми   окрашивается   личность   ученика,   развиваются способности   и  появляются   возможности   решать   в  повседневной  жизни  реальные проблемы.  Т.н.   ключевые   компетенции   являются   универсальными.   Их   характерные признаки   выражаются   в   следующем:   они   многофункциональны,   надпредметны   и междисциплинарны,   требуют   значительного   интеллектуального   развития, многомерны   (включают   аналитические,   коммуникативные,   прогностические   и другие процессы). К таким ключевым компетенциям относятся:  общекультурные   ­   круг   вопросов,   в   которых   ученик   должен   быть   хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности; учебно­познавательные   ­   совокупность   компетенций   ученика   в   сфере самостоятельной   познавательной   деятельности,   включающей   элементы логической,   методологической,   общеучебной   деятельностью,   соотнесенной   с реальными   познаваемыми   объектами   ­   это:   знания   и   умения   целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;  коммуникативные   ­   включают   знания   и   способы   взаимодействия   с окружающими   и   удаленными   людьми,   навыки   работы   в   группе,   владение различными социальными ролями в коллективе;  социальные ­ означают владение знаниями и опытом в гражданско­общественной деятельности,   овладевание   минимально   необходимыми   для   жизни   в современном   обществе   навыками   социальной   активности   и   функциональной грамотности.  информационные   ­   при   помощи   реальных   объектов   и   информационных технологий, формируются  умения  самостоятельно  находить, анализировать   и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и предавать ее. Биология   ­   это   наука   о   жизни,   а   жизнь,   как   известно,   у   человека   одна,   и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. В   документах   по   стратегии   модернизации   общего   образования   определено понятие   компетентность   как   способность   использовать   освоенное   содержание образования   для   решения   практических,   ценностно­ ориентационных   и   коммуникативных   задач   в   различных   сферах   учебной   и внеучебной деятельности.   познавательных, Для   развития   ключевых   компетентностей   нужно   использовать   такие педагогические   технологии,   которые   предполагают   поиск   максимально   удобных форм   организации   учебного   процесса,   не   нарушающих   существенную   урочную систему. Игровые технологии «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея  и чаще приглашать бога смеха Момуса» (Ш. Амонашвили). Игра,  наряду   с  трудом   и   учением, ­   один   из   основных   видов   деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса,   учиться   находить   и   принимать   решения;   развивать   способности адаптироваться   в   изменяющихся   условиях,   заданных   игрой;   учиться   умению общаться, установлению контактов.Примерами   таких   игр   могут   служить:   упражнения   ­   викторины,   ребусы, кроссворды,   головоломки,   объяснение   пословиц   и   поговорок,   высказываний великих людей, загадки. Игры   ­   путешествия,   служат   для   углубления,   осмысления   и   закрепления знаний. Например, в 7 классе «Путешествие в грибное царство», ребята заранее делятся   на   группы.   Каждая   группа   отвечает   за   определенный   привал: «Поэтический», «Медицинский», «Экологический».   Ребята   самостоятельно   собирают   информацию,   подбирают рисунки, оформляют место станции. В ходе путешествия получают информацию: какие грибы являются съедобными и несъедобными, как правильно собирать грибы, оказывать первую медицинскую помощь. «Биологический»,     «Исторический»,   Использование   ролевых   игр   способствует   формированию   целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.  Например,   во   время   урока   «Гигиена   питания»   разыгрывается   сюжет английского   детектива,   где   расследуется   смерть   человека,   умершего   от неправильного питания. После сюжета происходит процесс обсуждения ситуации и в результате дети формулируют правила правильного питания. Для проведения пресс­конференции «Влияние вредных привычек на организм подростка» обучающимся предлагается выбрать определенную роль: ученые, врачи, журналисты, задающие интересующие их вопросы, заинтересованные слушатели. Несомненно,   игровые   технологии   способствуют   развитию   ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимые в дальнейшей жизни. Проблемное обучение «Знания ­ дети удивления и любопытства» (Луи де Бройль). Проблема   ­   это   всегда   препятствие.   Преодоление   препятствий   ­   движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока. Создание   проблемной   ситуации   в   начале   изложения   новых   знаний,   далее объяснение учебного материала, включая  в работу обучающихся. Например, в 8 классе,   изучая   тему   «Работа   сердца»,   можно   начать   со   слов:   «Наше   сердце постоянно   в   работе,   и   работает   оно   непрерывно   70­80   лет   и   более.   В   чем   же заключается  секрет   неутомимости  сердца?».  В основе  разбора   данной  проблемы лежит эвристическая беседа.При   изучении   темы   «Бактерии»   в   7   классе   на   этапе   закрепления   ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии   гниения.   В   очень   сухой   почве,   например   в   песке   пустынь,   хорошо сохраняются   трупы   животных.   В   основе   рассмотрения   данной   проблемы   лежит   анализ   причинно­следственных связей.   Дайте   объяснение   этому   явлению». Использование   проблемных   заданий   на   уроках,   позволяет   развивать   такие качества   личности   как:   находчивость,   сообразительность,   способность   к нестандартным   решениям,   проблемное   видение,   гибкость   ума,   мобильность, информационная   и   коммуникативная   культура,   а   зачастую   и   чувство   юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя. Проектная деятельность «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы  к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци). Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способности   адаптироваться   в   изменяющихся   условиях,   ориентироваться   в разнообразных   ситуациях,   работать   в   различных   коллективах,   потому   что «проектная   деятельность   является   культурной   формой   деятельности,   в   которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Метод   проектов   позволяет   наименее   ресурсозатратным   способом   создать «естественную   среду»,   т.е.   условия   деятельности,   максимально   приближенные   к реальным для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется   исключительная   возможность   формирования   у   школьников компетентности   разрешения   проблем,   а   также   освоение   способов   деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность. В   жизни   очень   важно   уметь   реально   оценивать   себя,   свои   возможности, осознавать   трудности,   выбирать   наилучший   путь   достижения   цели.   Эти   умения связаны с развитием рефлексивных качеств личности. Здесь можно обратиться к словам   Т.   Бильрота:   «Кто   чувствует   в   себе   силу   сделать   лучше,   тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки». Рефлексия ­ это осмысление человеком собственных действий, размышление о своем   внутреннем   состоянии,   самопознании.   Обретя   самопознание,   человек приобретает   свободу   располагать   собой  ­   конструировать   свой   внутренний   мир, продолжая себя.На уроках могут быть использованы различные рефлексивные моменты. Иногда это короткая беседа в конце урока:  Чему мы сегодня научились?  Что у нас получилось хорошо? Или другой момент, когда обучающимся предлагается закончить записанные на доске предложения, с выбором одного или нескольких более значимых для него.  А я и не знал…  На будущее мне надо иметь в виду…  Самым сложным для меня сегодня было…  Что дает этот вид деятельности? Во­первых,   дети   приучаются   анализировать   собственную   деятельность   и объективно ее оценивать. Во­вторых,   происходит   процесс   обратной   связи,   и   учитель   видит,   как происходит процесс  усвоения программного материала, появляется  возможность оперативного   и корректировки дальнейшей деятельности. возникающих решения   проблем     В­третьих, материал закрепляется путем многократного повторения. Для   того   чтобы   увидеть   свои   уроки   глазами   учеников,   в   конце   каждого учебного года можно предложить закончить ряд предложений. ­      Мое настроение после урока биологии… ­      Больше всего на уроке биологии я люблю… ­      Если бы я был учителем биологии … Никакие   педагогические   усилия   не   гарантируют   позитивных   результатов адаптации, если ребенок не принял обращенное к нему отношение. Высшая задача педагога   состоит   в   том,   чтобы   дать   детскому   «Я»   возможность   проявлять потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации.   1.     Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. ­ М.: Просвещение, 2004. ­ 173 с. 2.     Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. Часть 3. ­ Ростов: Учитель, 2006. ­ 288 с. 3.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. ­ М.: Народное образование, 1998. ­ 255 с. 4.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции // Народное образование. ­ 2003. ­ № 2, 5. ­ 280 с. Примечание