Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии
Оценка 4.8

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Оценка 4.8
Семинары
doc
биология +1
Взрослым
19.06.2017
Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии
Публикация является частью публикации:
Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии.doc
Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии Бабушкина Ж.В. учитель биологии  МОУ «Еланская СОШ» В современной концепции образования все более значимой становится задача воспитания   человека,   способного   к   самоопределению   и   конструированию   своего жизненного   пути   в   потоке   социально­экономических   и   культурных   перемен. Идейные   ресурсы   современного   образования   заложены   в   федеральном государственном   образовательном   стандарте,   проекте   «Наша   новая   школа»   и новой   редакции   Закона   об   образовании.   В   этих   документах   говорится   о компетентностном подходе в обучении. А   что   же   такое   компетенция?   Это   готовность   человека   действовать   в   любой ситуации.   Базовые   компетенции   стали   своего   рода   общеобязательным   минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. В уставе ЮНЕСКО выдвинуто требование к школе – «учить познавать, действовать, жить, жить вместе». В результате каждый обучающийся создает свою компетентностную парадигму, включая в нее и инвариантные для определенной профессиональной деятельности компетенции. Для   того   чтобы   помочь   ребенку   самоопределиться   в   большом   пространстве окружающего   мира,   необходимо   применять   такие   подходы   и   методы   работы,   в которых   происходило   бы   изменение   позиции   ученика:   от   объекта   научения, получателя   информации   до   активного   субъекта   учения,   самостоятельно добывающего   необходимую   информацию   и   даже   конструирующего   для   этого способы   действий.   Необходимо   формировать   у   учеников   владение   ключевыми компетентностями,   которыми   окрашивается   личность   ученика,   развиваются способности   и  появляются   возможности   решать   в  повседневной  жизни  реальные проблемы.  Т.н.   ключевые   компетенции   являются   универсальными.   Их   характерные признаки   выражаются   в   следующем:   они   многофункциональны,   надпредметны   и междисциплинарны,   требуют   значительного   интеллектуального   развития, многомерны   (включают   аналитические,   коммуникативные,   прогностические   и другие процессы). К таким ключевым компетенциям относятся:  общекультурные   ­   круг   вопросов,   в   которых   ученик   должен   быть   хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности;  учебно­познавательные   ­   совокупность   компетенций   ученика   в   сфере самостоятельной   познавательной   деятельности,   включающей   элементы логической,   методологической,   общеучебной   деятельностью,   соотнесенной   с реальными   познаваемыми   объектами   ­   это:   знания   и   умения   целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;  коммуникативные   ­   включают   знания   и   способы   взаимодействия   с окружающими   и   удаленными   людьми,   навыки   работы   в   группе,   владение различными социальными ролями в коллективе;  социальные ­ означают владение знаниями и опытом в гражданско­общественной деятельности,   овладевание   минимально   необходимыми   для   жизни   в современном   обществе   навыками   социальной   активности   и   функциональной грамотности.  информационные   ­   при   помощи   реальных   объектов   и   информационных технологий, формируются  умения  самостоятельно  находить, анализировать   и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и предавать ее. Биология   ­   это   наука   о   жизни,   а   жизнь,   как   известно,   у   человека   одна,   и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. В   документах   по   стратегии   модернизации   общего   образования   определено понятие   компетентность   как   способность   использовать   освоенное   содержание образования   для   решения   практических,   ценностно­ ориентационных   и   коммуникативных   задач   в   различных   сферах   учебной   и внеучебной деятельности.   познавательных, Для   развития   ключевых   компетентностей   нужно   использовать   такие педагогические   технологии,   которые   предполагают   поиск   максимально   удобных форм   организации   учебного   процесса,   не   нарушающих   существенную   урочную систему. Игровые технологии «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея  и чаще приглашать бога смеха Момуса» (Ш. Амонашвили). Игра,  наряду   с  трудом   и   учением, ­   один   из   основных   видов   деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса,   учиться   находить   и   принимать   решения;   развивать   способности адаптироваться   в   изменяющихся   условиях,   заданных   игрой;   учиться   умению общаться, установлению контактов. Примерами   таких   игр   могут   служить:   упражнения   ­   викторины,   ребусы, кроссворды,   головоломки,   объяснение   пословиц   и   поговорок,   высказываний великих людей, загадки. Игры   ­   путешествия,   служат   для   углубления,   осмысления   и   закрепления знаний. Например, в 7 классе «Путешествие в грибное царство», ребята заранее делятся   на   группы.   Каждая   группа   отвечает   за   определенный   привал: «Поэтический», «Медицинский», «Экологический».   Ребята   самостоятельно   собирают   информацию,   подбирают рисунки, оформляют место станции. В ходе путешествия получают информацию: какие грибы являются съедобными и несъедобными, как правильно собирать грибы, оказывать первую медицинскую помощь. «Биологический»,     «Исторический»,   Использование   ролевых   игр   способствует   формированию   целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.  Например,   во   время   урока   «Гигиена   питания»   разыгрывается   сюжет английского   детектива,   где   расследуется   смерть   человека,   умершего   от неправильного питания. После сюжета происходит процесс обсуждения ситуации и в результате дети формулируют правила правильного питания. Для проведения пресс­конференции «Влияние вредных привычек на организм подростка» обучающимся предлагается выбрать определенную роль: ученые, врачи, журналисты, задающие интересующие их вопросы, заинтересованные слушатели. Несомненно,   игровые   технологии   способствуют   развитию   ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимые в дальнейшей жизни. Проблемное обучение «Знания ­ дети удивления и любопытства» (Луи де Бройль). Проблема   ­   это   всегда   препятствие.   Преодоление   препятствий   ­   движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока. Создание   проблемной   ситуации   в   начале   изложения   новых   знаний,   далее объяснение учебного материала, включая  в работу обучающихся. Например, в 8 классе,   изучая   тему   «Работа   сердца»,   можно   начать   со   слов:   «Наше   сердце постоянно   в   работе,   и   работает   оно   непрерывно   70­80   лет   и   более.   В   чем   же заключается  секрет   неутомимости  сердца?».  В основе  разбора   данной  проблемы лежит эвристическая беседа. При   изучении   темы   «Бактерии»   в   7   классе   на   этапе   закрепления   ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии   гниения.   В   очень   сухой   почве,   например   в   песке   пустынь,   хорошо сохраняются   трупы   животных.   В   основе   рассмотрения   данной   проблемы   лежит   анализ   причинно­следственных связей.   Дайте   объяснение   этому   явлению». Использование   проблемных   заданий   на   уроках,   позволяет   развивать   такие качества   личности   как:   находчивость,   сообразительность,   способность   к нестандартным   решениям,   проблемное   видение,   гибкость   ума,   мобильность, информационная   и   коммуникативная   культура,   а   зачастую   и   чувство   юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя. Проектная деятельность «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы  к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци). Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способности   адаптироваться   в   изменяющихся   условиях,   ориентироваться   в разнообразных   ситуациях,   работать   в   различных   коллективах,   потому   что «проектная   деятельность   является   культурной   формой   деятельности,   в   которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Метод   проектов   позволяет   наименее   ресурсозатратным   способом   создать «естественную   среду»,   т.е.   условия   деятельности,   максимально   приближенные   к реальным для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется   исключительная   возможность   формирования   у   школьников компетентности   разрешения   проблем,   а   также   освоение   способов   деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность. В   жизни   очень   важно   уметь   реально   оценивать   себя,   свои   возможности, осознавать   трудности,   выбирать   наилучший   путь   достижения   цели.   Эти   умения связаны с развитием рефлексивных качеств личности. Здесь можно обратиться к словам   Т.   Бильрота:   «Кто   чувствует   в   себе   силу   сделать   лучше,   тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки». Рефлексия ­ это осмысление человеком собственных действий, размышление о своем   внутреннем   состоянии,   самопознании.   Обретя   самопознание,   человек приобретает   свободу   располагать   собой  ­   конструировать   свой   внутренний   мир, продолжая себя. На уроках могут быть использованы различные рефлексивные моменты. Иногда это короткая беседа в конце урока:  Чему мы сегодня научились?  Что у нас получилось хорошо? Или другой момент, когда обучающимся предлагается закончить записанные на доске предложения, с выбором одного или нескольких более значимых для него.  А я и не знал…  На будущее мне надо иметь в виду…  Самым сложным для меня сегодня было…  Что дает этот вид деятельности? Во­первых,   дети   приучаются   анализировать   собственную   деятельность   и объективно ее оценивать. Во­вторых,   происходит   процесс   обратной   связи,   и   учитель   видит,   как происходит процесс  усвоения программного материала, появляется  возможность оперативного   и корректировки дальнейшей деятельности. возникающих решения   проблем     В­третьих, материал закрепляется путем многократного повторения. Для   того   чтобы   увидеть   свои   уроки   глазами   учеников,   в   конце   каждого учебного года можно предложить закончить ряд предложений. ­      Мое настроение после урока биологии… ­      Больше всего на уроке биологии я люблю… ­      Если бы я был учителем биологии … Никакие   педагогические   усилия   не   гарантируют   позитивных   результатов адаптации, если ребенок не принял обращенное к нему отношение. Высшая задача педагога   состоит   в   том,   чтобы   дать   детскому   «Я»   возможность   проявлять потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации.   1.     Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. ­ М.: Просвещение, 2004. ­ 173 с. 2.     Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. Часть 3. ­ Ростов: Учитель, 2006. ­ 288 с. 3.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. ­ М.: Народное образование, 1998. ­ 255 с. 4.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции // Народное образование. ­ 2003. ­ № 2, 5. ­ 280 с. Примечание

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии

Формирование надпредметных компетенций на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017