Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся
Оценка 4.8

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.04.2017
Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся
Важнейшей составляющей частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в нравственном и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивающегося достоинства личности.
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное.docx
Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, ­ сколько возможно больше и сколько возможно лучше». Н.Добролюбов ВВЕДЕНИЕ Важнейшей   составляющей   частью   воспитательного   процесса   в   современной российской   школе   является   формирование   гражданской   идентичности   и   культуры межнациональных   отношений,   которые   имеют   огромное   значение   в   нравственном   и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и   национальных   святынь   укрепляется   любовь   к   Родине,   появляется   чувство ответственности   за   ее   могущество,   честь   и   независимость,   сохранение   материальных   и духовных ценностей общества, развивающегося достоинства личности. В настоящее время в детско­юношеской среде происходит постепенное размывание духовно­нравственных   ценностей,   на   смену   которым   приходит   культ   силы,   богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед,   настроений в жизни детей   и   подростков   заключаются   в   незнании   ими   смысла   жизни,   в   неумении   отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Формирование российской гражданской идентичности учащихся – актуальная задача системы   образования.   B   частности,   материалы   последней   стандартизации   образования предлагают рассматривать гражданскую идентичность в качестве личностного результата образования.   Разработчики   ФГОС   OOO   дают   следующее   содержательное   наполнение данного   параметра:   патриотизм,   уважение   к   Отечеству,   прошлое   и   настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных ценностей   многонационального   российского   общества;   воспитание   чувства ответственности и долга перед Родиной. «Выстраивание» гражданской позиции y школьников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социально­нравственного опыт, a иногда  противоречивых и негативных   впечатлений   и   влияний,   с   которыми   им   приходится   сталкиваться   в   жизни. Гражданская позиция личности, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступенeй социального развития». Всё вышесказанного и определяет актуальность исследования. Практическая   значимость   заключается   в   том,   что   материалы   могут   быть использованы   на   уроках   и   факультативных   занятиях   по   формированию   национальной гражданской идентичности младших школьников. 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1Сущность гражданской идентичности В соответствии с Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания  основу гражданской   идентичности   составляют   базовые   национальные   ценности   ­   моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально­исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба.  Критерием систематизации базовых национальных ценностей в Концепции выступают области   человеческого   сознания,   общественных   отношений,   деятельности,   которые выступают источником нравственности. Они включают: • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); •   социальная   солидарность   (свобода   личная   и   национальная;   доверие   к   людям, институтам   государства   и   гражданского   общества;   справедливость,   милосердие,   честь, достоинство); •   гражданственность   (правовое   государство,   гражданское   общество,   долг   перед Отечеством, старшим поколением и   семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); •     семья   (любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   почитание   родителей,   забота   о старших и младших, забота о продолжении рода); • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); •   наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); •       традиционные   российские   религии.   Учитывая   светский   характер   обучения   в государственных и муниципальных   школах, ценности традиционных российских религий присваиваются   школьниками   в   виде   системных   культурологических   представлений   о религиозных идеалах; •  искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); •   природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); •   человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Воспитание   патриотизма   у   школьников   ­   одна   из   главных   задач   нашего   дня. Характеризуя   создавшееся   в   стране   положение   В.   В.   Путин   говорит,   что   «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной  культуры, социальных   норм   поведения,   духовно­нравственных   ценностей;   знакомством   с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с   целью   развития   у   детей   интереса   к   народной   культуре,   воспитания   дружеского отношения к людям разных национальностей. Существенной   задачей   воспитания     культуры   школьников   является   разработка   и укоренение   творческой   системы   массового   музыкально­эстетического   образования. Целостное освоение художественной картины мира дает возможность постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, благоприятствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения. Таким   образом,   сущность   гражданской   идентичности   заключается   в   осознании личностью  своей  принадлежности  к сообществу  граждан определенного государства  на общекультурной   основе.   Она   имеет   личностный   смысл,   который   определяет   целостное отношение к социальному и природному миру. В структуру гражданской идентичности включены три основополагающих компонента: когнитивный (знания о гражданственности и ее   составляющих),   ценностный     и   эмоциональный   (отношенческий).   Достижение гражданской   идентичности   является   важной   задачей   для   развития   личности.   Таким образом,   о   становлении   гражданской   идентичности   можно   говорить   уже   в   начальной школе. 1.2 Особенности формирования основ  гражданской идентичности в младшем школьном возрасте Формирование гражданской идентичности младших школьников – актуальная задача системы образования.  В частности, в материалах последней стандартизации образования предлагается   рассматривать   «российскую   гражданскую   идентичность»   в   качестве личностного  результата образования. Под формированием гражданской идентичности будем понимать процесс развития таких интегративных качества личности как гражданственность, патриотизм и социально­ критическое   мышление,   обеспечивающее   когнитивную   основу   свободного   жизненного выбора личности. Формирование гражданской идентичности подразумевает:  а) развитие когнитивного компонента   (получение сведений o принадлежности к гражданской   общности;   наличие   представлений   об   идентифицирующих   показателях,   o принципах и основах данного сообщества, o гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой; интерпретацию ситуаций в соответствии с представлениями o себе как o россиянине, гражданине); б) развитие ценностного компонента (формирование и демонстрацию позитивного отношения   к   антропо­образам   и   типизациям,   характеризующим   комплексные характеристики   «россиянин»,   «гражданин»,   «патриот»,   факту   принадлежности   к гражданской   общности,   патриотизма   как   одного   из   выражений   эмоционального переживания гражданской идентичности; демонстрацию тематической «обратной связи» и эмоциональных переживаний как результат удовлетворенности членством в референтной группе); в)   развитие   эмоционального   компонента   (чувства   гордости   за   свой   край,   свою страну, свою семью и т.д.). B  основании   процесса   формирования   гражданской   идентичности   прослеживается последовательная смена этапов:  ­ интерпретация (ожидаемый результат: сведения o самом себе, своей позиции в обществе,   историческом   прошлом   государства,   самоназвании   гражданской   общности, едином языке и культуре; осмысление образа Родины и опыта гражданских отношений; самопрогнозы, самопроекты); ­ самообозначение и самоидентификация (ожидаемый результат: определение себя в категориях   «россиянин»   и   «гражданин   России»;   патриотизм   как   выражение   чувства сопричастности   к   судьбам   государства   и   общности;   определение   индивидуальной российской гражданской идентичности и ее составляющих; следование нормам, принципам и ценностям, принятым в гражданской общности); ­   оформление   российской   гражданской   идентичности   или   кризис   идентичности (ожидаемый результат: обретение целостной российской гражданской идентичности либо спутанная   российская   гражданская   идентичность,   потребность   в   определении   (выборе) идентичности). Формирование   гражданской   идентичности   в   образовательном   процессе   –   это целенаправленный   процесс   становления   гражданской   культуры   y   детей   младшего школьного возраста. Немаловажное   значение   в   формировании   гражданской   идентичности   отводится начальному   звену   общеобразовательной   школы,   там   происходит   становление   личности ребёнка,   развитие   его   интеллектуальных   и   творческих   способностей,   опыта   общения   и сотрудничества, овладение культурой своего и других, рядом проживающих народов, где формируются основы культурного общения, нравственной и эстетической воспитанности, закладываются первичные ценности и ориентации личности. B  настоящее   время   в   начальной   школе   необходимо   больше   приобщать   детей   к культуре своего народа и развивать их национальное сознание. Учащиеся должны, прежде всего «пустить корни в свою землю и культуру», познакомиться co своим исконным, a затем осваивать чужое. Мы живём в многонациональном государстве и каждому ученику необходимо обеспечивать возможность соприкасаться co своей национальной культурой. Воспитание гражданственности, вместе с интеллектуальным, духовно­нравственным, патриотическим, физическим, экологическим, трудовым воспитанием, возможно не только средствами учебных дисциплин, но и «средствами инвариантной части основного учебного плана, в русле которой y участников образовательного процесса сегодня есть возможность для того, чтобы разрабатывать и осуществлять дополнительные программы воспитания и социализации   школьников.   Являясь   компонентами   целостного   образовательного пространства   России,   данные   программы   обязаны   обеспечивать   углубленное   усвоение учащимися   базовых   национальных   ценностей   на   материале   этнических   и   региональных культур, удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся и их родителей». Младшему школьнику много что ещё неизвестно, ему предстоит многому научиться. Его   социально­нравственный   опыт   ещё   не   совсем   достаточен,   но   y   него   есть   такие характеристики,  которые  убеждают,  что  можно и  необходимо  заниматься  гражданским воспитанием   уже   в   данном   возрастном   периоде.   Детей   младшего   школьного   возраста отличает   жажда   познавать   окружающий   мир,   получать   новые   впечатления,   отсюда возникает интерес к общественной жизни, отношениям в ней. Как и в дошкольном возрасте, в   жизнедеятельности   младших   школьников   важное   место   занимают   эмоции,     но укрепляется   тенденция   освобождения   от   импульсивности.   Психологи   отмечают,   что эмоции, чувства способствуют переходу внешнего воздействия в личный смысл. Именно   в   младшем   школьном   возрасте   начинают   активно   развиваться   важнейшие психические функции и понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые в последствии останутся всю жизнь, помогая в дальнейшем найти своё место в социуме. Гражданское  воспитание  ученика  начальной  школы  подразумевает  становление     и формирование его отношения к коллективу, семье, труду, людям, которые его окружают, своими обязанностям, a самое важное, его отношение к Родине. Для того чтобы стать субъектом процесса формирования гражданской идентичности детей младшего школьного возраста, как считает М.В. Шакурова, «педагогу необходимо быть для них «значимым Другим», либо, зная референтное окружение каждого учащегося, уметь   привлекать   представителей   из   этого   окружения   для   задач   формирования   его гражданской идентичности». B  образовательном   процессе   к   базовым   направлениям   воспитания   гражданской идентичности детей относятся: ­   духовно­нравственное   и   ценностно­смысловое   воспитание  –  формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства;   социальной   активности,   ответственности,   стремления   придерживаться   в своем поведении нормам этики, к нежеланию их нарушать; ­ историческое воспитание ­ знание основных событий истории государства и его героического прошлого, представление o месте России в мировой истории; знание важных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных фактах истории края, республики, области, в которой проживает ребёнок; представление o связи истории своей семьи, рода c историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село); ­   политико­правовое   воспитание   ­   направлено   на   формирование   представлений учащихся о государственно­политическом устройстве России; государственной символике, основных   правах   и   обязанностях   гражданина;   правах   и   обязанностях   учащегося; информирование   об  основных   общественно­политических   событиях   в  стране   и   в   мире; правовая компетентность;  ­ патриотическое воспитание ­ направлено на формирование чувства любви к Родине и   гордости   за   принадлежность   к   своему   народу,   уважения   национальных   символов   и святынь, знания  государственных праздников  и участие  в них, готовность к участию  в общественных мероприятиях;  ­   трудовое   (профессионально­ориентированное)   воспитание   –   формирует   картину мира   культуры   как   порождения   трудовой   предметно­преобразующей   деятельности человека;   знакомит   с   миром   профессий,   их   социальной   значимостью   и   содержанием; формирует   добросовестного   и   ответственного   отношения   к   созидательному   труду, уважение   труда   людей   и   бережное   отношение   к   предметам   материальной   и   духовной культуры, созданных трудом человека; ­ экологическое воспитание, задачи которого определяются формированием высокой ценности жизни, потребностью учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучением экологически сообразного поведения. Формирование гражданской идентичности детей в школе обязано включать в себя три ступени. «На первой ступени (начальное образование) определяются базовые этические ценности,   правила   человеческого   поведения.   На   данном   этапе   у   учащихся   происходит формирование   представлений  o  значимости   человеческого   достоинства,   понимание ценностей не только своей личности, а в том числе и личностей других людей. B данный период   воспитываются   уважение   к   людям,   толерантность,   чувство   солидарности   и стремление   к   сотрудничеству,   умение   ненасильственного   разрешения   проблемных ситуаций.   На   второй   ступени   (основная   школа)   формируется   система   ценностей   и установок человеческого поведения; дети приобретают знания и умения для предстоящей самостоятельной жизни в обществе. На данном этапе основой гражданского становления является формирование уважения к закону, правам других людей. Происходит обогащение сознания детей сведениями по истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм. На третьей ступени (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания o процессах,   происходящих   в   различных   сферах   общества,  o  правах   людей,   происходит познание   философских,   культурных,   политико­правовых   и   социально­экономических основ,   определяется   гражданская   позиция   человека,   его   социально­политические ориентации.   Задача   данного   этапа   состоит   в   том,   чтобы   в   процессе   общественной деятельности ученики совершенствовали готовность и умение защищать не только свои права, но и права других людей». Гражданская   идентичность   детей   младшего   школьного   возраста   формируется, прежде всего, под влиянием семьи,   этнической или религиозной группы (если это для ребёнка     актуально);   подростка   –   представлений   о   малой   Родине   как   освоенном   и присвоенном пространстве, образе территории, которую он называет «своей». Содержание   гражданского   образования   включается   в   ряд   школьных   дисциплин начальной,  основной  и  средней  (полной)  школы.  Курс начальной  школы  «Окружающий мир» знакомит младших школьников c бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории России и сохраняющего наследие предков. Именно в этом возрасте учащиеся   начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, это является ступенькой на пути   обучения   учащихся   демократии.   Уроки   русского   языка   и   литературного   чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны.   Они   помогают   воспитать   у   учащихся   основы   национального   самосознания   и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в результате, формируют осознанное  гражданско­патриотическое чувство. Младший школьник – новый статус и новая социальная роль для ребёнка. Система связей  и  отношений,  в  которые  включается  ребёнок, получив  статус школьника,  носит строго регламентированный характер. Ребёнок младшего школьного возраста в силу своих возрастных   особенностей   «расположен   к  взаимодействию  cпедагогами.   Он   допускает   и принимает   руководство   со   стороны   значимого   взрослого   и   вступает   в   данное взаимодействие   не   только   открытой   «потенциальностью»,   но   и   усвоенными   нормами   в рамках первичной социализации в семье и микросоциуме. Как носитель той или иной мере определённой   (сознательно   и   подсознательно)   картины   мира   и   себя   в   этом   мире   дети младшего школьного возраста заявляют себя субъектами педагогического взаимодействия. Как   отмечает   М.В.   Шакурова,   «среди   взрослых   субъектов   педагогического сопровождения доминирующую позицию занимают педагоги начальной школы. Их позиции свойственны   чёткость   и   очевидность,   патернализм,   высокая   доля   воздействий     и формирующих механизмов, ориентация на моносубъектность (педагог начальной школы является основным учителем­предметником и классным руководителем». «Зоной риска» для   учащихся   начальной   школы,   по   её   мнению,   выступает   «высокая   доля   вероятности формирования навязанной (предписанной) идентичности». Придя в школу, многие дети имеют не только первичные представления o стране проживания, но, так или иначе, относятся к тому, что они «россияне», «граждане». Само понятие знакомо младшим школьникам, прежде всего, из средств массовой информации, разговоров   в   семье   и   бесед   и   воспитательных   мероприятий,   проводимых   в   детском дошкольном   учреждении.   Благодаря   родителям   и   близким   людям   оно   наполнено оценочным   отношением.   Вслед   за   родителями   дети   либо   называют   себя   «роccиянами», «гражданами» (с тем ли иным эмоциональным оттенком), либо не прибегают к данному определению, говоря о себе и своих близких. Очень важно различать знание o том, что, живя в России, ребенок должен называть себя россиянином, и использование данного понятия им для самooбозначения. Педагог в той или иной мере является значимым Другим для младшего школьника. Школьный класс  для большинства  учащихся  начальной школы  выступает  рeферентным сообществом.   Как   следствие,   велики   возможности   продуктивного   формирования российской   идентичности   в   рамках   школьного   обучения   и   воспитания.   При   этом   есть целый ряд особенностей. Рассмотрим подробнее  отдельные из них: ­   поддержание     значимости   школьного   сообщества   для   младших   школьников, заинтересованность в жизни класса, внимательное отношение к тому, o чем говорится и что делается в классе и в школе; ­   стимулирование   активности   учителей   в   проявлении   себя   как   россиян (формировать активную гражданскую позицию у педагогов); ­   согласование   понимания   и   отношения   к   образу   «россиянин»,   как   минимум,   у учителей,   a   в   идеале   –   у   педагогов,   родителей,   старшеклассников   и   других   субъектов школьного сообщества. Только в этом случае можно вести речь o включении типизации «россиянин» в так называемый базовый набор идентичностей (БНИ).  БНИ – совокупность реально   используемых   в   повседневной   жизнедеятельности   школьного   сообщества представлений,   образов,   норм,   описывающих   приветствуемого   данным   сообществом человека; ­   создание   ситуаций,   в   которых   учащиеся   могут   продемонстрировать   свое понимание   используемой   в   данном   сообществе   типизации   «россиянин»,   определить   и выразить свое отношение. Ребёнок младшего школьного возраста в данных ситуациях будет вынужден прибегнуть к сравнению образа, поддерживаемого школьным сообществом, с аналогичными образами, в той или иной мере используемыми в семье, воспринятыми из СМИ, опыта пребывания в иных воспитательных организациях (учреждениях дошкольного воспитания, дополнительного образования, клубах, секциях и т.п.); ­   демонстрирование   многообразия   жизненных   проявлений   человека,   который называет себя россиянином, гражданином. Он также сын­дочь, друг, пассажир, сотрудник и т.п. Россиянин, гражданин – не единственная, но очень важная и необходимая ипостась человека; ­  привлечение младших школьников к участию в различного рода взаимодействиях и   взаимоотношениях,   требующих   определение   себя   россиянином   (гражданином)   и подтверждающих   подобное   определение   по   отношению   к   детям.   Например,   «Мы   – россияне и должны помогать друг другу и радовать друг друга», – рассуждает вместе с детьми   педагог,   собирая   новогодние   посылки   детям   из   школ,   расположенных   в национальных республиках; ­   стимулирование   межгрупповых   отношений,   в   частности,   сравнение   с   другими классами,   другими   сообществами.   Как   уже   подчеркивалось   выше,   лучше,   чтобы   это сравнение не выливалось в противопоставление, а подчеркивало подобие; ­ не игнорирование обучающего момента. Младшему школьнику необходимо знать, что значит быть россиянином, гражданином, какими правами и обязанностями он наделен, как он может и должен их осуществлять. При этом метод примера является действенным методом.   Для   учащихся   начальной   школы,   основываясь   на   особенности   становления социокультурной идентичности личности, актуальны примеры конкретных людей, близких детям.   Обобщенные   образы   в   данном   возрасте   имеют   гораздо   более   низкий идентификационный потенциал;  ­   диагностировать   изменения   в   самообозначении,   отношение   к   учителю   и одноклассникам, динамику восприятия школы,  a  также отслеживать изменения, которые происходят в кругу общения ребенка (кто   является значимым другим, позитивный или негативный характер имеет эта значимость); ­ консолидировать усилия взрослых субъектов воспитания. Прежде всего, речь идет о   педагогах   и   родителях.   B   этом   случае   неуместна   назидательность,   обучение   и наставление «как надо». Необходимо помнить, что придя домой, родитель в повседневном общении c ребенком будет реализовывать не «нужный» образ россиянина, гражданина, a тот, который присвоен и претворяется им на протяжении многих лет. Не случаен в этой связи термин «консолидация». Грамотное   педагогическое   сопровождение   становления   российской   идентичности детей   младшего   школьного   возраста   определяет   успешность   преодоления   ребенком   в дальнейшем   нормативного   кризиса   идентичности   и   в   определенной   мере   обеспечивает выход из кризиса к «взрослой» российской идентичности.   Предполагается,   что  через   принятие   себя   как   представителя   той   или   иной национальности, населяющей нашу страну, в том числе и жителя конкретной территории (малой Родины), которая является частью России, начинается формирование российской идентичности младшего школьника. Таким   образом,   мы   видим,   что   к   особенностям   формирования   гражданской идентичности в младшем школьном возрасте относятся: ­ целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учащихся; ­  становление   и формирование его отношения к коллективу, семье, труду, людям, которые его окружают, своими обязанностям, а самое важное, его отношение к Родине; ­   гражданская   идентичность   детей   младшего   школьного   возраста   формируется, прежде всего, под влиянием семьи,     в образовательном   процессе начальной школы, а также в системе дополнительного образования. 1.3 Пути формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте Вопросы   воспитания   подрастающего   поколения   выдвигаются   на   передний   план проблемы   гражданской   идентификации,   они   вызваны   объективной   необходимостью воспитания гражданина, почитающего историю Отечества и традиции народа, знающего культурное   наследие   страны,   родного   края.   Всё   это   является   необходимым   условием возрождения нации. «Незнание истории, в том числе истории родного края, порождает забвение традиций и может привести к тому, что сформируется поколение, живущее, «под собою не чуя страны», это может стать одной из причин социальных конфликтов, миной замедленного действия под будущие поколения. Для того чтобы духовное становление подрастающего поколения протекало в правильном направлении, требуется знать и изучать культурное наследие своего народа. Важную роль в этом деле могут сыграть краеведческие музеи». Одним из путей формирования гражданской идентичности может быть краеведческий музей, который является основой, эффективной площадкой для  изучения материальных и духовных   ценностей   родного   края.   Окунуться   в   мир   старины,   в   мир   наших   дедов   и прадедов – удивительное чудо, которое может свершиться только в музее, только здесь можно получить реальное представление о пройденном нашими предками пути. Знание истории родного края возрождает традиции национальной духовной культуры. Человек,   который   знает   культурное   наследие   своего   народа,   становится   настоящим гражданином, патриотом своей родины.  Большое   значение   в   формировании   гражданской   идентичности   детей   младшего школьного   возраста   играют   экскурсии.   Экскурсия   способствует   непосредственному приобщению учащихся к миру прошлого, визуально осмыслить то, o чем говорилось на уроке. Ребята могут познакомиться с жизнью героев, посмотреть их фотографии, ордена, непосредственные   места   сражения.   Ученики   знакомятся   с   памятными   местами,   лучше узнают культурное наследие. A это в свою очередь воспитывает у детей чувство гордости за свою страну. Для   формирования   гражданской   идентичности   можно   использовать   в   рамках образовательного   процесса   и   сообщения,   беседы,   метод   рассказа,   где   педагог   может расширенно   сообщать   детям   информацию   на   темы,   связанные   с   гражданственностью. Особенно это относится к отечественной истории. Такие методы помогают формировать патриотизм   и   гражданственность   школьников.   Большую   роль   играют   и   игры­имитации, исторические   реконструкции.   При   подготовке   к   этим   мероприятиям   с   младшими школьниками   можно   коллективно   обсуждать   заданную   тему,   выяснить   отношение учащихся к тому или иному вопросу. Помочь ребенку сформировать гражданскую позицию помогают классные часы. Особой формой гражданского воспитания учащихся считается учебная   конференция   младших   школьников   –   это   такая   форма   организации   учебной деятельности,   в   которой   заложены   образовательные,   воспитательные   и   развивающие функции   обучения;   она   требует   большой   (прежде   всего   длительной)   подготовительной работы. Конференции состоят  из  трех этапов. На первом этапе учитель задает тему и младшие школьники проводят большую работу по подготовке материала. На втором этапе конференции дети выступают со своими докладами. На конференцию можно приглашать специалистов,    родителей, ветеранов  и т. д. Третий этап, заключительный,  на котором подводятся итоги, даются оценки выступающим.  Также как и учебная деятельность, внеурочная работа играет очень большую роль в формировании   гражданственности   и   патриотизма   учащихся.   «Внеучебная   деятельность включает в себя такие формы, как классный час, факультативы, разнообразные кружки и т. д.   Использование   форм   и   средств   внеклассной   и   внешкольной   работы   –   важнейших составляющих   дополнительного   образования   –   открывает   огромные   личностно   ­   и практико­ориентированные возможности для формирования культуры гражданственности, организации личностного опыта учащихся на основе научных знаний: участие в занятиях кружков,   создании   и   функционировании   школьных   музеев,   где   приоритетной   является нравственно­патриотическая   направленность,   в   походах   по   местам   боевой   славы,   в мероприятиях по охране окружающей среды, краеведческих экспедициях, экскурсиях и т.п.».   Известно,   что   жизнь   учащихся   в   школе   является   педагогически   организованной. Между   тем   внеклассная   и   внешкольная   среда   более   противоречива   и   специфична,   в определённой мере стихийна. Поведение и сознание учащихся формируется под действием микросреды,   того   опыта,   который   ребёнок   аккумулирует   из   повседневной   жизни. «Воспринимая большой позитивный нравственный опыт, накопленный обществом, ребята часто сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурными привычками, слышат высказывания, которые противоречат социальному окружению (образу жизни). Поэтому, если негативный опыт не нейтрализовать, то дети, как губка, будут впитывать в себя все отрицательное, усвоят его, и в дальнейшем подобный опыт может стать отправной точкой девиантного   поведения,   правонарушений   несовершеннолетних.   Исходя   из   этого   как никогда   остро   стоит   проблема   усиления   воспитательной   значимости   сферы   досуга, свободного времени, деятельности и общения учащихся». B  настоящее время эффективной формой гражданско­патриотического воспитания школьников   является   деятельность   кружков,   в   том   случае,   когда   она   связана   с формированием   личности   учащегося.  C  приобщением   его   к   национальной   культуре,   c ознакомлением   c   историей   страны,   т.   е.   имеет   гражданско   ­   патриотическую направленность.   Особое   значение   имеет   деятельность   краеведческих   кружков,   которая пробуждает   у   учащихся   интерес   к   своей   малой   Родине,   формирует   потребность   в нравственном совершенствовании и в конечном итоге формирует любовь к Отечеству. По мнению специалистов, много лет осуществляющих деятельность в области гражданского образования,   комплекс   гражданских   качеств   детей   и   подростков   представляет   собой сложную   систему.   Она   может   быть   охарактеризована,   как   совокупность   компонентов, которые необходимо сформировать у учащихся. В рамках когнитивного компонента ученику необходимо знать:  ­ границы, географические особенности, основные исторические события);  ­   социально­политическое   устройство   (символика,   государственная   организация, государственные праздники);  ­ конституцию России (основные права и обязанности);  ­ этническую принадлежность (традиции, культура, национальные ценности), знания об этнических группах и народах России;  ­ общекультурное наследие Роcсии;  ­ ориентацию в системе моральных норм и ценностей;   ­ экологические знания (отношения к природе, здоровому образу жизни, правила поведения в чрезвычайных ситуациях);  В   рамках   ценностного   и   эмоционального   компонента   у   школьника   должны   быть развиты:  ­ чувство патриотизма и гордости за свою страну;  ­ положительное принятие своей этнической идентичности;  ­ межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;  ­ доброжелательное отношение к окружающим, готовность противостоять насилию,  ­ позитивное восприятие мира, уважение семейных ценностей;  ­ моральная самооценка.  Если   принимать   во   внимание   деятельностный   компонент,   который   определяет   те условия, при которых формируются основы гражданской идентичности, то сюда можно отнести: ­ участие в школьном самоуправлении с учетом возрастных категорий детей;  ­ выполнение норм и требований школьной жизни;  ­ умение разрешать конфликты, вести равноправный диалог;  ­ участие в общественной жизни школы». Одной из важных составляющих гражданского воспитания подрастающего поколения является «организация и проведение разнообразных событий и праздников патриотической тематики. Таких как: День Победы, День защитников Отечества, юбилеи великих событий и замечательных людей, праздники различных родов войск и т.д. При этом проведение таких праздников осуществляется как особая социально–культурная деятельность».  Для   учащихся   младших   классов   праздник   –   это,   «в   первую   очередь,   развитие интереса к познанию, формирование социально ­ активной здоровой личности, реализация потребностей,   таланта,   интересов,   скрытых   возможностей,   развитие   творчества   детей, самоутверждение.   Участие   учеников   в   праздничных   мероприятиях   предоставляет возможность раскрыть свои способности, в том числе и учит общению.  Темы   праздника   самые   разнообразные:   государственные   праздники;   традиционные народные праздники; памятные даты из истории Родины и ее героев. Основным девизом педагогов и учащихся, главных участников праздника можно считать следующую фразу: «успешность   праздника   зависит   от   вложенной   в   него   частички   души».   Это   порождает первую воспитательную задачу: преодоление отчуждения от праздника, сделать праздник родным и близким как для учителей, так и для их учеников. Эмоциональный настрой, мотивация   на   активное   участие   в   проведении   праздника   позволяет   успешно   решить поставленную задачу.     Праздник   разрабатывается   как   совместное   произведение   культуры   и   традиций: сочиняют  стихи, песни и частушки, придумывают особое оформление, ритуалы, ставят спектакли  и   литературно­музыкальные  композиции.   Понять  и  осознать  это  проведение, прожить в нем  – вот суть праздника. Организаторы и участники приобщаются к ценностям Родины, проживая и сопереживая. B процессе праздника не может быть равнодушных наблюдателей, каждый учащийся обязан   быть   активным   участником   праздника.   Для   этого   организуют   групповую деятельность. Каждая группа разрабатывает и представляет творческий сюрприз для всех остальных групп в рамках выбранной темы. Классные   руководители   и   педагоги,   являющиеся   организаторами   праздников патриотической   направленности,   играют   огромную   роль   в   совершенствовании воспитательного   и   образовательного   процессов,   они   организуют   и   направляют педагогический  коллектив на наибольшую  эффективность  этих процессов.  Поэтому им необходимо   помнить  основные     значимые   праздники   и  даты   истории   России,   для   того чтобы донести их до своих учащихся.   Таким   образом,   можно   сказать,   что   если   у   детей   будут   сформированы   все   эти компоненты, то он вырастет достойным гражданином своей Родины. Из   всего   вышесказанного,   мы   видим,   что   работа   по   формированию   гражданской идентичности детей младшего школьного возраста не должна сводиться к отдельным, даже очень   значительным   мероприятиям.   Необходимо   использовать   возможности   учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, возможности всей жизнедеятельности детей младшего школьного возраста, всего воспитательного пространствa. Теоретический анализ  проблемы  формирования гражданской   идентичности  детей младшего школьного возраста позволяет нам сделать следующие выводы: ­   гражданская   идентичность   –   это   осознание   личностью   своей   принадлежности   к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе; ­   младший   школьный   возраст   характеризуется   активным   процессом   обогащения знаниями o жизни общества, взаимоотношениях между людьми; ­ cтруктура гражданской идентичности  содержит следующие компоненты: ­ когнитивный (знание о принадлежности к данной социальнообщности); ­   ценностной   (позитивное,   негативное   или   двойственное   отношение   к принадлежности); ­эмoциoнальный (принятие или неприятие своей принадлежности) 2. Пути и средства формирования гражданской идентичности у младших школьников Воспитание   гражданской   идентичности   детей   младшего   школьного   возраста многогранно по содержанию, организации, формам, методам и средствам. Oнo охватывает различные сферы учебной и воспитательной работы.    Для осуществления   задач по  формированию  гражданской  идентичности  в школе применяются   такие   методы,   формы   и   средства,   как     беседы   на   этические   темы, интегрированные   уроки,  экскурсии,   сообщения,   метод   рассказа,   игры­имитации, исторические реконструкции, классные часы, конференции младших школьников, кружки, посещение   краеведческого   музея,   акции   милосердия,   литературно­музыкальные композиции,   игры   и   т.   п.   Для   каждого   детского   коллектива   рекомендуется   выбирать наиболее подходящие формы и методы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.  «Воспитание национальной гордости на примере традиций семьи». «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», ­ заповедь А.С. Макаренко.  Семья   является   традиционно   главным   институтом   воспитания.   То,   что   ребенок  в детские   годы   приобретает   в   семье,   он   сохраняет   в   течение   всей   последующей   жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение   значительной   части   своей   жизни,   и   по   длительности   своего   воздействия   на личность   ни   один   из   институтов   воспитания   не   может   сравниться   с   семьей.   В   ней закладываются   основы   личности   ребенка,   и   к   поступлению   к   школе   он   более   чем   на половину сформирован как личность. Работа с семьей – важная и сложная сторона педагогов. Она направлена на решение следующих задач: ­ установление единства в воспитании детей; ­ педагогическое просвещение родителей; ­ изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; ­ ознакомление родителей с жизнью и работой школы. В нашей школе принято привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Широко применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:        Ярмарки Доброты;   беседы; консультации; совместные конкурсы; досуги, праздники: «Папа, мама, я – дружная семья»,  поручения родителям; классные и общешкольные родительские собрания; оформляются информационные и тематические стенды, фоторепортажи на I этаже; ведётся летопись школы. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа. Задача классного руководителя и воспитателя по реализации плана по направлению «Я и моя семья» ­ это  прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии.  Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах. В   нравственно­патриотическом   воспитании   огромное   значение   имеет   пример взрослых,   в   особенности   же   близких   людей.   На  конкретных   фактах   из   жизни   старших членов   семьи   (дедушек   и   бабушек,   участников   Великой   Отечественной   войны,   их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому. Что любим свою Отчизну,   Родина   чтит   своих   героев,   отдавших   жизнь   за   счастье   людей.   Их   имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Любовь   ребенка   к   Родине   начинается   с   любви   к   семье,   школе,   малой   родине. Гражданская   (российская)   идентичность   юного   человека   формируется   на   основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом.          Предмет особой ответственности школы – школьная идентичность ребенка. Что это такое? Это переживание и осознавание ребенком собственной причастности к школе. Зачем это нужно? Школа – это первое место в жизни ребенка, где он по­настоящему выходит за пределы   кровнородственных   связей   и   отношений,   начинает   жить   среди   других,   разных людей,   в   обществе.   Именно   в   школе   ребенок   превращается   из   семейного   человека   в человека общественного. Что дает введение понятия «школьная идентичность ребенка»? В привычном ролевом прочтении ребенок в школе выступает как ученик, мальчик (девочка), друг, гражданин. В идентификационном прочтении школьник – «ученик своих учителей», «друг   своих   одноклассников»,   «гражданин   (или   обыватель)   школьной   общности»,   «сын (дочь) своих родителей». То есть ракурс идентичности позволяет более глубоко увидеть и понять, благодаря кому или чему школьник ощущает себя связанным (или не связанным) со школьной общностью, что или кто рождает в нем причастность школе.  Идентификационная позиция Место формирования этой позиции ребенка в школе Сын (дочь) своих родителей Друг своих школьных  товарищей Ученик своих учителей Гражданин класса Гражданин школы Гражданин общества Член своей этнической группы Член своей религиозной группы   Специально созданные или стихийные ситуации в  школе, где ребенок ощущает себя представителем  своей семьи (дисциплинарная запись в дневник, угроза  учителя позвонить родителям, поощрение за успех и  т.д.) Свободное, внешне нерегламентированное,  непосредственное общение с одноклассниками и  сверстниками Все учебные ситуации как на уроках, так и во  внеурочной деятельности; учебное общение с  учителями Внутриклассные события, дела, мероприятия;  самоуправление в классе Школьные события, детские объединения  дополнительного образования в школе, школьное  самоуправление, внеучебное общение с учителями. Социальные проекты в школе; акции и дела,  направленные на внешкольную социальную среду;  детские общественные объединения и организации.  Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка  чувство национальной принадлежности Все ситуации в школе, активизирующие у ребенка  чувство религиозной принадлежности               Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной,   школьной,   идентичности   с   территориальным   сообществом.   Именно   в   школе ребёнок становится не только человеком только семейным, но и общественным. Поэтому проблема   формирования   гражданской   идентичности   у   подрастающего   поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений. 2.1 Методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников В результате проделанной можно выделить следующие методические рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников. Необходимым   в   формировании   гражданской   идентичности   является   разработка методического материала для  классного часа, на которых детей знакомят с традициями, бытом жизни народов и, естественно, русского народа.  Содержательная структура состоит из незнакомой для учащихся информации: ­   прочтения   и   обсуждения   отрывков   из   классических   произведений   литературы гражданского характера; ­ знакомства учащихся с пословицами, поговорками нравственного характера; ­ обсуждение произведений художественного творчества.  И даже тогда, когда учащийся не всё запомнит и не всегда поймет серьёзный смысл того или иного живописного сюжета. Важно, что у ученика останется чувство сопричастия с   прекрасным,   с   величием   Родины.   А   это   требуется   детям   для   их   эмоционального   и социального взросления. Очень  полезно создавать в школе  мини­музеи, в  создании которых  принимали бы участие сами дети.  Большое значение имеет организация и проведения различных акций. В силу особенностей младшего школьного возраста, первенство отдаётся внеурочной форме   работы.   Учителями   начальных   классов   необходимо   разрабатывать   и   проводить тематические   классные   часы, касающиеся   основных   исторических   событий,   знаний основных прав и обязанностей гражданина, знаний ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п. Большое значение при организации классных часов отводится игровой деятельности. При помощи копилки педагогических ситуаций, созданного учителями, учащиеся могут в игровой форме на своем опыте пережить различные ситуации. Дети получают исходный эмоциональный опыт, учатся работать в коллективе, учатся обоснованно выражать свое мнение. Игра мотивирует и дальнейшие действия.  Также немаловажное значение в формировании гражданской идентичности играют интегрированные уроки,  экскурсии, сообщения, беседы, метод рассказа, игры­имитации, исторические реконструкции, классные часы, конференция младших школьников, походы по местам боевой славы, кружки и др. Таким   образом,   задачи   по   формированию   гражданской   идентичности   наиболее плодотворно будут быть решены, если в воспитательном процессе прослеживается связь поколений и познание ближайшего окружения устанавливается с культурными традициями прошлого. Названный подход в деятельности формирования гражданской идентичности организует     условия   для   социализации   развивающей   личности,   для   вхождения   её   в гражданское правовое общество путём становления отношений к миру и к самому себе в нём. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Формирование гражданской идентичности – процесс многоплановый. Работа в этом направлении   –   это   взаимодействие   всех   звеньев   воспитательного   процесса   и   учебной деятельности.   Мы   считаем,   что   данное   направление   нельзя   ограничивать   рамками школьной   жизни,   особенно   на   селе,   где   очень   важно   взаимодействие   с   родителями, общественностью,   жителями   микрорайона.   В   работе   по   гражданскому   воспитанию необходимо использовать возможности учебного процесса,   внеклассной и внешкольной работы, возможности всей жизнедеятельности школьников. Формирование   гражданской   идентичности   учащихся   в   школе   является   очень сложным процессом.  Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы.   Педагогические коллективы самостоятельно   выбирают   формы   реализации   гражданского   образования.   В   настоящее время накоплен большой опыт по формированию гражданской идентичности учащихся.  Существует   большое   разнообразие   технологий   и   организационных   форм   воспитания гражданина современного общества.   Использование форм и средств внеклассной работы открывает   широкие   личностно   и   практико­ориентированные   возможности   для формирования гражданской идентичности подростков. Формирование   гражданской   идентичности   младшего   школьника   основывается   на любви к малой Родине (приложение 1), к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному   достоянию   своего   народа,   своей   нации   и   толерантного   отношения   к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный гражданин уважительно относится и к другим культурам, людям других национальностей. Чем выше уровень национальной культуры, тем   выше   культура   человека   вообще,   тем   бережнее   он   относится   к   людям   другой национальности.   Все   эти   качества   необходимо   закладывать   уже   в   младшем   школьном возрасте. Конспект внеклассного мероприятия для 2  класса Тема  «Я ­  гражданин России» Приложение 1 Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны. Задачи:  формировать знания о государственных символах Российской Федерации;   включить  в систему знаний понятия «патриот», «малая Родина»; воспитывать   чувства патриотизма, любви, гордости и интереса к своему Отечеству,  своей Родине;  формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь   других.  развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях.   Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.   Оборудование:           компьютер, мультимедийный проектор, экран;  раздаточный   материал   для   учащихся:   карточки   с   изображением   флагов,   гербов, гимнов разных стран; словарь С.И.Ожегова; словарь В.И.Даля; компьютер для учителя; программное обеспечение: MS Word, MS PowerPoint, презентация  «С чего  начинается Родина»; аудиофайл с песней «С чего начинается Родина?» Марка Бернеса, слова М.  Матусовского, музыка В. Баснера; социальный видеоролик «Родина – это мы» песня «Мир» В.Гогунский и Милана Ход мероприятия: 1.Звучит   песня   «С   чего   начинается   Родина?»   Марка   Бернеса,  слова М.   Матусовского, музыка В. Баснера ­ Ребята, какое слово в песне главное?  (Родина) ­ Что для вас Родина? ­ Назовите  корень в  слове Родина. Придумайте слова с этим корнем. ­ Значение корня  ­род­ .  Это прежде всего группа слов, связанных с понятием родства и рождения: род, родичи, природа, народ, Родина, рождать. Родня, урожай.          Наша Родина – Республика Коми. В  I тыс. до н. э.  (железный век) на территорию современной Республики Коми проникают предки  зырян. В  1380 году  на Куликовскую битву на помощь Дмитрию Донскому пермяки прислали боевые отряды численностью 800 человек. Исторической достопримечательностью Республики Коми является село Ыб. В Республике Коми сосредоточено несметное природное богатство, сокровищницы сырьевых ресурсов (нефти, газа, золота, бокситов, древесины). Почти вся территория Коми – тайга. Лесом покрыто до 70% территории – это ели, сосны, кедры, пихты, лиственницы. На севере от   полярного   круга   –   лесотундра   (ели   и   березы   редкорастущие,   болотистые   места)   и тундра. В Республике Коми потрясающая фауна, там сохранились: лоси, северные олени, кабаны, волки, росомахи, горностаи, барсуки, соболи, бурундуки, бурые медведи, лесные куницы, лисицы, песцы, белки, зайцы и т.д. Птицы тоже не бедствуют, прекрасно себя тут чувствуют: тетери, глухари, утки, рябчики, белые куропатки и т.д. Есть большие совы – филины, неясыти, бородатые, ястребиные, болотные совы. В Красной книге – живущие тут орланы­белохвосты,   скопы,   беркуты.   На   территории   открыты   национальные   парки   и заповедники. Это наша малая Родина и ней мы узнаем, побывав в нашем школьном музее.   ­     Как называется страна, в которой мы живём? ­   Как раньше называли нашу страну? ­    Что такое Русь?  (Светлое место) ­  У  каждого государства есть свои государственные символы?  Как они называются? 2. Сегодня мы поработаем в группах. Правила работы вы уже знаете,  а вспомнить можно, посмотрев на экран.      Работа в группах поиск символов: флаг, герб, гимн среди символов других государств. Каждая группа создаёт свою карту государственных символов. 3. Подготовленные учащиеся рассказывают:                     На нашем  флаге  3 цвета: белый, синий, красный. Белый означает благородство, чистоту; синий – верность, стремление к миру; красный – мужество и любовь. Нашему флагу  311 лет, его утвердил царь Петр 1. Он сам нарисовал образец знамени и 20 января 1705 года издал указ «На всяких торговых судах быть знаменам по образцу…». 22 августа является днем  государственного флага России».                   С  изображением  герба  мы  постоянно  встречаемся  в повседневной  жизни.  Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы.   Его   можно   увидеть   на   денежных   знаках,   почтовых   марках,   открытках, правительственных   наградах.  Слово   «герб»   с   немецкого   «эрбе»   означает   «наследство». Герб показывает исторические традиции стран. Гербы появились очень   давно, более 4 тысяч лет назад. На гербе России изображен двуглавый орел с распростертыми крыльями. Охраняя государство, он смотрит и на запад, и на восток. 3 короны – означают, что страна живет по законам   чести   и   справедливости,   и   обозначают   единство   трех   царств   –   Казанского, Астраханского и Сибирского. В одной лапе орла – скипетр – эмблема власти, а в другой лапе   –  золотой   шар,   который   называется   –   держава   –   это   символ   могущества   страны. Двуглавый орел появился очень давно – в 15 веке. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.  На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.        Гимн – главная песня страны. Слово «гимн» – греческое , означает «восхваление». В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного   текста  гимна   России   является   Сергей   Владимирович   Михалков,   музыку написал А.В.Александров. 4.     Я узнал, что у меня,        Есть огромная семья.        И тропинка, и листок, В поле каждый колосок.       ­ Речка, небо голубое         ­ Это всё моё ­ родное,       Это Родина моя,       Всех люблю на свете я! – А как называется любовь к Родине?  (патриотизм) ­ Если мы любим свою Родину, значит мы патриоты. Обратимся к словарям, найдем значение слова «патриот». 5.  ­ Я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Родина – это мы». Беседа после просмотра: ­  Понравился ли вам видеоролик?  ­  Что вы почувствовали,  когда девочка уронила флажок? ­ А что вы чувствовали,  когда она хотела его поднять? Как вы думаете, что чувствовала сама девочка? ­   Почему мама не разрешила поднять флажок? ­  Какие чувства вы испытали, когда мальчик поднял флажок? ­  Что чувствовали мальчик и его родители, когда  шли с флажком? Можно ли их назвать патриотами? Почему? ­Какие чувства испытывают патриоты к своей Родине?  (Гордость, любовь, желание сделать свою   Родину   счастливой,   богатой,     сильно,   могучей   и   независимой   (Учитель   помогает подобрать слова, чтобы полнее открыть смысл слова «патриот»)). ­ Вы граждане огромной страны ­ России. Любите свою страну, уважайте её традиции, чтите прошлое,   заботьтесь    об окружающей природе, трудитесь во славу России, будьте настоящими патриотами своего государства.      6. Скоро в нашей стране будут праздновать «День Конституции».       Конституция —  учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. Другими словами  в этом документе записаны законы, которые определяют, как нам жить в нашем государстве.     В праздники принято дарить друг другу пожелания. Напишите пожелания нашей Родине, какой вы хотите её видеть. Прикрепите пожелания на доску, чтобы каждый мог прочитать и добавить   что­то своё. А я хочу подарить вам новую песню  «Мир» В.Гогунского   и Миланы.

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017