Формирование навыков осмысленного чтения
Оценка 4.6

Формирование навыков осмысленного чтения

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
чтение
2 кл—4 кл
02.05.2017
Формирование навыков осмысленного чтения
Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Федеральный Государственный Образовательный Стандарт выделяет освоение навыку осмысленного чтения.В данной статье обобщаю педагогический опыт по теме: "Формирование навыков осмысленного чтения".Привожу методы и приёмы для эффективного формирования осмысленного чтения, упражнения,используемые на уроках литературного чтения.Формирование навыков осмысленного чтения
Формирование навыков осмысленного чтения.doc
Формирование навыков осмысленного чтения.         В последние годы наблюдается резкое падение школьников к  чтению  книг. Самостоятельное   чтение   для   них   —   процесс,   который   требует     сил   и   не приносит   никакого   удовольствия.   Первые   трудности,   которые   испытает ребёнок   могут навсегда оттолкнуть его от чтения. Но нужно помнить,   что чтение — это средство приобретения новых знаний, которые нужны школьнику для дальнейшего обучения.         Ученик, который не научился читать, или плохо умеет это делать, не может получить хороших знаний  и в дальнейшем  использовать их на практике.    Неумение понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе и может стать серьёзной причиной неуспеваемости.                   Как заинтересовать школьников чтением книг?  И сделать это так, чтобы, они   не   только   читали,   но     и   перечитывали   для   ясного   понимания   смысла. Интерес   к   чтению   приходит   тогда,   когда   читатель   владеет   осмысленным чтением   и   у   него   развиты   учебно­познавательные   мотивы   к   чтению.   Чтобы чтение было полезным нужно научить ребёнка работать с книгой.        Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы   начального   общего   образования   Федеральный   Государственный Образовательный Стандарт выделяет освоение навыку осмысленного чтения.         Осмысленное чтение  ­ это  чтение, при котором достигается  понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.         Понимание текста ­ это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.       Фактуальная информация излагается в соответствии с замыслом автора.  Подтекстовая  информация   возникает   благодаря   способности   слов,   словосочетаний, предложений и таит в себе скрытый смысл. Концептуальная   информация   —  это   система   взглядов,   мыслей   и   чувств автора, которую он отражает в тексте и не всегда выражает словесно.           Процесс, направленный на понимание  сложен: в него включены внимание и память,   воображение   и   мышление,   эмоции   и   воля   и   множество   других психических особенностей читателя.       Начиная с первого класса и продолжая от класса к классу, учитель должен формировать   способы   понимания   текста   ­    способность   воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять с помощью учителя смысл всего текста в целом.        Как     нужно   учить   детей   осознанному   пониманию   текста?   Попробую рассказать, используя знания и опыт.            Вдумчивый   читатель   начинает   размышлять   над   текстом  до   чтения (предполагает содержание текста по заглавию, иллюстрации, предшествующей тексту), активно осмысливает и переживает по ходу чтения (понимание текста на   уровне   содержания),  и   продолжает   размышлять   над   ним  после   чтения (достижение понимания на уровне смысла).        На моих уроках ученики являются активными действующими субъектами, которые   начинают   свою   работу   над   текстом   с   того,   что   находят   в   тексте непонятные   или   очень   важные   слова.   Вместе   с   ребятами   мы     выясняем   их значение. Важным направлением  в этом является словарная работа. Её можно проводить как перед чтением, так и после чтения. Понять смысл  слов помогает работа с толковым и другими словарями и такой приём как подбор синонимов. Благодаря,   такой   работе   повышается   культура   умственного   труда   и расширяется словарный запас школьников. Внимание к слову можно считать основой понимания.     Далее, вычерпывая информацию из каждого слова нужно уметь задавать себе вопросы   по   ходу   чтения   (то   есть   прогнозировать)  и   сверять   свои размышления с текстом. Такое чтение похоже на беседу, диалог с автором. Стимулирует постановку вопросов такой приём как «чтение с остановками». Он   направлен   на   формирование   у   учащихся   навыков   вдумчивого   чтения.  На этапе осмысления содержания текст,  разбитый на части, читается. После чтения каждой   из   частей   происходит   обсуждение,   завершающееся   обязательным вопросом — прогнозом: «Что, по­вашему, будет дальше и почему?»         На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются   к   первоначальным   предположениям,   прогнозам,   соотносят     с итоговыми   выводами.   После   интерпретации   прочитанного   организуется творческая переработка полученной информации. Этот приём развивает умение выделять   логическую   структуру   текста,   составление   вопросного   плана. Большой ценностью пользуются те вопросы, которые раскрывают проблему. Они вызывают интерес к творческой  и исследовательской деятельности.     На своих уроках учитель должен  не только учить пересказу, а учить выражать своё отношение к прочитанному, оценивать поступки героев, вступать в диалог с автором. Для этого нужно учить ребят составлению синквейнов, написанию эссе, аннотаций любимых книг, составлению характеристик героев.     Чтобы  лучше помочь ученику разобраться в событиях, описанных в тексте,  я предлагаю     творческие   задания:   составление   рассказов   по   предложениям, составление ремарок к репликам персонажей, составление рассказа о поведении героев   по   наблюдениям   со   стороны.   Такие   задания   включают  активность воображения,     которое   помогает   не   только   понимать,   но   и   запоминать прочитанное.   Ведь   при   чтении   необходимо   удерживать   в   памяти   важную информацию, сравнивать её с уже известной.        Завершающие шаги понимания связаны с умением перейти с языка фактов и   образов   на   язык   мысли.  Оживляя   на   «мысленном   экране»   образы, возникавшие при чтении. Дети должны понять, что текст создаётся автором не просто для того, чтобы рассказать о каких­либо событиях. Они задумываются над   мыслями   и   чувствами   автора   —   концептуальной   информацией,   поиск которой и делает чтение осмысленным.         Для   глубокого   понимания    текста   использую   на   уроках       следующие упражнения: 1) упражнения на понимание прочитанной информации: ( сразу по прочтении текста дать ответы на заранее известные вопросы: где? куда? зачем?); 2) мультивыбор ( например: «Герой говорит о...» (выбор ответов); 3)   упражнения   на   развитие   логики:   (по   названию   определить,   о   чём   текст), (подобрать из предложенных вариантов заглавие к тексту и к каждой его части (абзацу); 4) упражнения на понимание структуры текста («рассыпанный текст» из 8­10 абзацев,   для   восстановления   необходимо   вставить   «выдернутые   абзацы (половина абзацев текста и один лишний), (восстановить порядок предложений в абзаце), (восстановить порядок абзацев в тексте); 5)   упражнения   на   понимание   контекста   (к   словам   в   таблице   (8­10   слов) подобрать   синонимы   из   текста),   (указать,   какие   из   приведённых   концептов встречаются в тексте), ( дополнить содержание концепта примерами из текста).          Итак,  формировать в начальной школе сознательного читателя сложная задача.   Особое   внимание   требует   понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл.    смысловое   восприятие   текста   —   от          Упражнения, используемые на уроке, помогают   развитию способностей   формируют   навык учащихся   и   при   систематическом   их   использовании   осмысленного чтения. Для того, чтобы чтение вошло в ежедневную привычку школьника,   нужно учителю создавать на уроке ситуацию интереса и успеха.          Список литературы 1. Динерштейн Е.Е.// Формирование навыка осмысленного чтения [электронный ресурс].­Режим доступа:http://pmedu.ru/res/2013_6_11.pdf 2. Немтина М.Ю.// Методы и приёмы смыслового чтения [электронный ресурс].­ доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/materialy­ Режим   mo/2014/10/20/smyslovoe­chtenie­metody­i­priemy­smyslovogo­chteniya 3. Зобнина М.А.// Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению   [Текст]/ М.А.Зобнина. ­ Начальная школа плюс до и после   ООО Баласс, 2007.­ 35с. 4. Турчанинова Т.В.// Работа над пониманием текста в начальной школе [Текст]/  Т.В.Турчанинова.­ Начальная школа плюс до и после ООО Баласс, 2007.­13с.

Формирование навыков осмысленного чтения

Формирование навыков осмысленного чтения

Формирование навыков осмысленного чтения

Формирование навыков осмысленного чтения

Формирование навыков осмысленного чтения

Формирование навыков осмысленного чтения

Формирование навыков осмысленного чтения

Формирование навыков осмысленного чтения

Формирование навыков осмысленного чтения

Формирование навыков осмысленного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017