Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
7 кл
25.07.2019
Актуальность данной темы состоит в определении условий эффективного формирования деятельности самоконтроля в обучении детей, разработке теоретической модели процесса формирования умений самоконтроля в обучении, выявлении этапов формирования и совокупности способов и средств развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль при изучении математики.
статья Ахмедиева Л.К..docx
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в
процессе обучения
Современному обществу необходима личность, обладающая способностью
активно и самостоятельно управлять собой и собственным развитием, принимать
ответственные решения в ситуации выбора. В связи с такими запросами общества
становится актуальной постановка в образовании следующей цели: формирование
у учащихся способности к саморазвитию. Одним из путей решения данной цели
является внедрение эффективных инструментариев,
способствующих
формированию навыка самоконтроля процесса
и результата учебной
деятельности, что, в свою очередь, способствует становлению учащихся
субьектами образовательного процесса.
Актуальность состоит в определении условий эффективного формирования
деятельности самоконтроля в обучении, разработке теоретической модели
процесса формирования умений самоконтроля в обучении, выявлении этапов
формирования и совокупности способов и средств развития у учащихся умений
осуществлять самоконтроль при изучении математики.
Элемент «знания и способы деятельности по математике» включает в себя
требования в соответствии с государственным образовательным стандартом по
математике [7].
В состав элемента «действия самоконтроля» входят следующие
составляющие самоконтроля учебных действий: самоанализ, саморегуляция,
самопроверка, самооценка, а также опыт самоконтроля учебных действий на
основе приобретаемых знаний, умений, способов и опыта деятельности. Каждый
учащийся имеет и развивает опыт самоконтроля учебных действий в ходе
приобретения знаний, умений и опыта деятельности по предмету.
Ценностносмысловая компетенция включает в себя мировоззрение,
ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир,
осмысление своих поступков. К последней составляющей, отвечающей за
самоконтроль, относятся мотивы деятельности и ее рефлексия. Данная
компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.
Результативный компонент теоретической модели позволяет определять
уровень сформированности у учащихся умения осуществлять самоконтроль в
учебной деятельности, обеспечивающие требуемое качество результатов процесса
обучения математике и подготовку учащихся к самообразовательной
деятельности. В него входят также показатели сформированности умений
самоконтроля и методика их выявления (задания для их выявления).
Изменения самоконтроля проявляются и в том, что первоначально он
направлен на результат деятельности, но постепенно вырабатывается умение
контролировать сам процесс деятельности.
С широким внедрением в образовательную практику идей
компетентностного подхода возникает проблема самореализации учащихся на
уроках математики. Как научить детей самостоятельно действовать, осуществлять
выбор исходя из адекватной оценки своих возможностей? Как помочь им
реализовать свой потенциал в процессе изучения математики? Работу по выработке у учащихся навыков самоконтроля следует начинать с
формирования навыков самопроверки, то есть с воспитания умения проверять
написанное путем сличения с текстом книги или данным на доске, карточке.
Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно
ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать
соответствующие учебные действия для её реализации, осуществлять контроль по
ходу выполняемой работы и умение оценивать полученные результаты.
Задача учителя помочь и всячески способствовать формированию навыков
самоанализа и самоконтроля. Если ученик достаточно быстро извлекает из памяти
знания, которые требуются в той или иной ситуации, и осознает это, то у него
развит механизм самоконтроля. Если, учащийся совершает некоторые учебные
действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом
сформирован механизм самоконтроля. Если ученик совершает ошибочные
действия, не может вспомнить информацию, которую нужно, и не осознает этого,
тогда механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае, нужна помощь
учителя и учащихся.
Для того, чтобы четко представлять позицию учителя и ученика, был
разработан алгоритм действий педагога и учащегося по формированию навыка
самооценки и самоконтроля, где четко определены этапы освоения навыков
самоанализа и самоконтроля.
Деятельность учителя
Побуждение к самоконтролю
Косвенное развитие
самокон троля
Непосредственное
развитие самоконтроля
Этап
ы
I, II
III
IV
Деятельность учащихся
Самоанализ
Самоанализ, саморегуляция,
самопроверка
Самоанализ, саморегуляция,
самопроверка, самооценка
Рассмотрим примеры при организации самоконтроля и самоанализа при
решении задач на уроках математики.
Пример
восьмиклассников на 200 м.
В таблице приведены результаты забега шести
1.
Номер дорожки
I
Результат (с)
30,1
II
27,3
III
28,9
IV
28,5
V
27,8
VI
24,3
Зачет ставится за результат не более 28,3 с. По каким дорожкам бежали
ученики, получившие зачет?
Для решения данной задачи школьник должен выполнить ряд действий:
исключать лишние данные (забег на 200 м), сравнивать десятичные дроби, владеть
понятием «не более», извлекать информацию из таблицы. При этом только два
умения являются чисто предметными, другие – общеучебными. Ученик (сам или по просьбе учителя) может определить, из каких этапов
будет состоять работа; что будет первым, вторым, третьим этапом. Этот вид
самоконтроля является самым сложным видом регуляции своей учебной работы.
Он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом.
Поэтапно выполняя задание, ученик тем самым контролирует свои действия и
находит пути решения.
Пример 2. Выпишите выражения, которые могут быть преобразованы с
помощью формулы квадрата суммы:
1)(х3)(х3) 6) (d2)(2d)
2) (5a + 3b)2 7) (1,2х 5у)2
3) (5а2b + 6с)(6c + 5а2b) 8) (5m + 2,2n)2
4) (2а5,7b)2а 9) (а5)(а + 5)
5) 25a2 9b2 10) (а2 + b2)2
Для выполнения данного задания
ученик должен уметь находить
произведение двух одинаковых множителей, знать правило умножения многочлена
на многочлен, представлять квадрат суммы двух выражений двучлена в виде
суммы трех одночленов, знать формулы сокращенного умножения, уметь
распознавать такие выражения.
ответы могут
обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор
обосновывается. Учитель может проверить, насколько глубоко и правильно
понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи,
может ли проанализировать чужую и свою работу.
Пример 3. На диаграмме показана месячная аудитория поискового сайта во все месяцы
2008 года. По вертикали указываются месяцы, по горизонтали количество человек,
посетивших сайт хотя бы раз за данный месяц.
После окончания работы
а) Определите по рисунку сумму максимального количества посетителей сайта
осенью и минимального количества посетителей сайта летом
A) 110000 B) 140000
б) Определите по рисунку, на сколько увеличилось количество пользователей
C) 60000 D) 90000 E) 120000
сайта с июля по октябрь.
A) 40000 B) 70000 C) 60000 D) 20000 E) 50000 в) Определите по рисунку отношение максимального количества посетителей
осенью к минимальному количеству посетителей сайта весной
B) 9 C)
A)
1
9
1
3
D) 3 E) 4
г) Определите по рисунку, во сколько раз увеличилось количество пользователей
сайта с июля по октябрь.
A) 3 B) 0,5 C) 1,5 D) 2,25 E) 2
д) Определите по рисунку сколько месяцев количество посетителей сайта
колебалось от 10000 до 40000 человек
A) 7 B) 3 C) 5 D) 6 E) 10
При выполнении данного задания, на основе уже имеющихся данных
ученики должны уметь различать и понимать такие понятия как «максимально»,
«минимально», «на сколько», «во сколько раз», «отношение» и используя данные
таблицы исследовать задачу. Такие задания обучают умениям находить другие
способы и приемы решения, проводить анализ содержания задачи по схеме,
ставить разные вопросы к содержанию задачи, обучает элементам исследования
задачи по рисунку.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Установка на
постоянную проверку написанного, отыскивание ошибок и исправление их самим
учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно
растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность
за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем
потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека,
необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
Ахмедиева Ляззат Кайратовна,
учитель математики СОШ им.К.Макпалеева
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.