Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
Детсад
15.06.2019
Исследовательская работа по формированию нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры- драматизации. Разработка перспективного плана и апробация его. Актуальность данной темы не вызывает сомнений.Сформулированные
выводы достаточно обоснованы и могут быть использованы в практической деятельности. Материал представляет собой выпускную квалифицированною работу .
Формирование нравственных ценостей детей старшего дошкольного возраста.docx
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
ДРАМАТИЗАЦИИ Содержание
Введение.......................................................................................................................4
Глава 1 Формирование нравственных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста посредством игрыдраматизации как психолого
педагогическая проблема.......................................................................................10
1.1.Особенности развития нравственных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста.......................................................................................10
1.2.Характеристика игр драматизаций, их содержание в старшем
дошкольном возрасте.........................................................................................15
1.3.Роль игрдраматизаций в формировании нравственных ценностей у
детей старшего дошкольного возраста............................................................22
Краткие выводы по первой главе.................................................................28
Глава 2 Экспериментальное исследование по эффективности
использования игрдраматизаций в формировании нравственных
ценностей у детей старшего дошкольного возраста..........................................30
2.1.Определение уровня сформированности нравственных ценностей у
детей старшего дошкольного возраста............................................................30
2.2.Разработка и апробирование перспективного плана игрдраматизаций,
направленных на формирование нравственных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста.......................................................................................35
2.3.Определение эффективности игрдраматизаций как средства
формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного
возраста...............................................................................................................39
Краткие выводы по второй главе.................................................................43
Заключение...............................................................................................................45
Список использованных источников....................................................................49
Глоссарий..................................................................................................................52 3
Приложение 1...........................................................................................................53
Приложение 2...........................................................................................................54
Приложение 3...........................................................................................................56
Приложение 4...........................................................................................................57
Приложение 5...........................................................................................................58
Приложение 6...........................................................................................................59
Приложение 7...........................................................................................................60
Приложение 8...........................................................................................................61
Приложение 9...........................................................................................................62
Приложение 10.........................................................................................................63
Приложение 11.........................................................................................................64
Приложение 12.........................................................................................................65
Приложение 13.........................................................................................................66
Приложение 14.........................................................................................................67
Приложение 15.........................................................................................................68
Приложение 16.........................................................................................................70
Приложение 17.........................................................................................................71
Приложение 18.........................................................................................................72
Приложение 19.........................................................................................................73
Приложение 20.........................................................................................................74
Приложение 21.........................................................................................................75 4
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что «Объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» является
одной из основных задач Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования1.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного
процесса развития ребенка, освоение им моральных ценностей, выработка
нравственных качеств, патриотизма. Старший дошкольный возраст является тем
периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные
качества, поэтому это время наиболее благоприятное для его нравственного
воспитания.
В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты
формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той
или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений:
роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном
воспитании детей (С.А. Козлова2 и др.); роли гуманных чувств в формировании
морального облика ребенка (Е. Смирнова3 и др.); возможностей разных видов
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный
сайт компании [«Консультант Плюс»]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения:
21.12.2015).
2 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб,
заведений. 3е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2010. 416 с.
3 Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. //
Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 73 76. 5
деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р.С. Буре1 и
др.); значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения
(Л. Волобуева2 и др.); воспитания культуры поведения (В.Г. Нечаева3 и др.).
Игрыдраматизации
социальнонравственному и
эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной
способствуют
активности, творческих способностей и воображения познавательного,
влияющего на становление логикосимволической функции сознания, и
аффективного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих
отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких
высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание,
отзывчивости. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей
развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление,
внимание, память и др.
Вопросами влияния игр – драматизаций на формирование нравственных
Е. Смирнова6,
занимались А.П. Усова4,
Р.И. Жуковская5,
ценностей
Л.В. Артемова7, Н.С. Карпинская8, А.И. Матусик9.
1 Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. /
Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Академия, 2009. 191 с.
2 Волобуева Л., Авилова Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в
педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева. // Дошкольное воспитание. 2007. № 3.
С. 8891.
3 Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.:, Академия,
2005. 256 с.
4 Усова А.П. Роль игр в воспитании детей. / Сост. А.П. Усова. М.: Просвещение, 1996. 312 с.
5 Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Академия, 2003. 129 с.
6 Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. //
Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 73 76. 6
Объект исследования – формирование нравственных ценностей у детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – иградраматизация как средство формирования
нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить эффективность игрыдраматизации как
средства формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного
возраста.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие
задачи исследования:
1 Раскрыть особенности развития нравственных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста.
2 Дать характеристику игрдраматизаций и их содержание в старшем
дошкольном возрасте.
3 Определить роль игрдраматизаций в формировании нравственных ценностей
у детей старшего дошкольного возраста.
4 Определить уровень сформированности нравственных ценностей у детей
старшего дошкольного возраста.
5 Разработать и апробировать перспективный план игрдраматизаций,
направленных на формирование нравственных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста.
6 Определить эффективность игрдраматизаций как средства формирования
нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование нравственных
ценностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться
эффективнее, если:
7 Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. М.:
Просвещение, 1991. 127 с.
8 Карпинская Н.С. Игра драматизация детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 2009.
№ 12. С. 1722.
9 Воспитание детей в игре. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Академия, 2010. 134 с. 7
1 включать игрыдраматизации в целостный педагогический процесс;
2 игрыдраматизации будут разыгрываться по художественным произведениям,
сюжет которых помогает дошкольникам усвоить нравственные ценности;
3 игрыдраматизации будут наполняться творческой деятельностью,
включающей в себя проявление нравственных ценностей: доброты,
отзывчивости, сочувствия, сопереживания, смелости, честности и др.
План исследовательской работы включал следующие этапы:
Констатирующий этап проводился с 20 октября по 5 ноября 2018г.
Цель исследования:
диагностика уровня сформированности
нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации данного этапа исследования нами были использованы
методики: «Метод наблюдения за парным общением» и «Диагностические
задания».
Формирующий этап проводился с 10 ноября 2018г. по 15 марта 2019г.
Цель состояла в организации и проведении работы по формированию
нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством
игрдраматизаций.
Итоговый этап проводился с 16 марта по 25 марта 2019г.
Цель: проведение сравнительного анализа результатов диагностики
сформированности нравственных ценностей у детей старшего дошкольного
возраста до и после проведения формирующего этапа.
Для реализации данного этапа исследования нами был использованы те же
методики, что и на констатирующем этапе.
В процессе работы нами были использованы следующие методы
исследования:
теоретические: анализ, синтез, обобщение литературы по проблеме развития
нравственных ценностей у старших дошкольников;
эмпирические методы исследования: наблюдение, диагностические задания;
Новизна исследования:
подборка диагностического материала;
8
подбор комплекса подвижных игр, направленных на педагогическую
коррекцию агрессивных проявлений старших дошкольников;
составление перспективного плана.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
в процессе работы были получены навыки проведения самостоятельного
учебного исследования, что способствовало формированию общих
компетенций (ОК), направленных на осознание сущности и социальной
значимости профессии (ОК 1), организации собственной деятельности,
определения методов решения профессиональных задач, оценивания их
эффективности и качества (ОК 2), осуществление поиска и использования
выполнения
информации,
профессиональных задач (ОК 4), овладение ИКТ в профессиональной
эффективного
для
необходимой
деятельности (ОК 5), умения ставить цели, мотивировать деятельность
воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на
себя ответственности за качество образовательного процесса (ОК 7), а так же
формированию профессиональных компетенций (ПК), направленных на
овладение умениями планировать различные виды деятельности и общения
детей в течение дня (ПК 2.1), организовывать различные игры с детьми
раннего и дошкольного возраста (ПК 2.2), организовывать общение детей (ПК
2.4), анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей (ПК 2.7), оформлять педагогические
разработки в виде отчетов и выступлений (ПК 5.4), участвовать в
исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного
образования (ПК 5.5) .
результаты практического исследования могут быть использованы
воспитателями дошкольных образовательных учреждений в реальных
условиях деятельности.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы, глоссария и приложения. 9
Во введении ставятся цели, задачи и методы работы, выделяется предмет,
объект, гипотеза, а также актуальность нашего исследования.
В первой главе рассматривается процесс формирования нравственных
ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
драматизации как психологопедагогическая проблема
Во второй главе представлено экспериментальное исследование по
эффективности игрдраматизаций в формировании нравственных ценностей у
детей старшего дошкольного возраста.
В заключении предоставлены основные выводы.
Список использованных источников содержит
наименования
официальных источников; 10 монографий, 3 учебника, 12 учебных пособий,
2
9 печатных журналов.
В глоссарии даны определения 10 понятиям.
Приложение содержит 12 таблиц, 3 рисунка, 3 описания методик. 10
Глава 1 Формирование нравственных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста посредством игрыдраматизации как психолого
педагогическая проблема
1.1. Особенности развития нравственных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии
ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические
механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности:
формируется устойчивая структура мотивов;
зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и
признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые»
дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших
дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам
деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах
деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в
соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.);
возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного
поведения;
ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных
норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может
сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в
данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама
просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется
убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо
делать и т. д.)1.
1 Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. /
Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Академия, 2009. С. 11. 11
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии
способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения,
переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому
самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более
реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности
приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах
деятельности их самооценка завышенная1.
В этот период ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает
законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения.
Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным
нормам и правилам поведения. В результате к концу дошкольного возраста
происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным
нравственным критериям и отношениям2.
Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс
образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три
элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла
поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение3.
В старшем дошкольном возрасте ребенок учится добровольно следовать
нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш
уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением,
ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в
действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются
морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у
1 Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. /
Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Академия, 2009. С. 17.
2 Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.:, Академия,
2005. С. 32.
3 Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника. // Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 30. 12
ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения,
например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с
ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при
нарушении норм.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют
социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим
образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То
есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности
понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок
объясняет, почему норму необходимо соблюдать.
В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого
понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость
выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для
себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают
и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом ктонибудь тебе тоже даст».
Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения
нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее
норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.
Не случайно одним из самых отрицательных качеств у дошкольника
считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в
том, что каждый хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка
недоступна, то ребенок переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не
только узнает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории:
«хорошо» или «плохо». Он стремится дать ей оценку.
В дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного
эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения
нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают
регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу. Усвоение 13
нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает
возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует
переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения
со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный
характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами1.
В старшем дошкольном возрасте, как и на протяжении всего дошкольного
возраста, у детей продолжают складываться этические эталоныобразцы,
которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном
или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Ребенок соотносит свое
поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным
представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во
внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У
старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе,
взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок демонстрирует попытки
совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя
эмоциональную направленность на окружающих.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не
сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются
только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются
ребенком. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать
сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и
выполнение норм сверстником, чем самим собой. Постепенно, оценивая
сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков
взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке2.
1 Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника. // Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 31.
2 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических
учебных заведений. М.: Академия, 2006. С.92. 14
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое
поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а
бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом
является нравственная самооценка.
В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно
связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и
оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает.
Однако, не смотря на то, что развитие моральных суждений и оценок
необходимо, его недостаточно для нравственного развития. Главное создать
условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка,
то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным
поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом
поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда
сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он
следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А
соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.
Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда
ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального
выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или
помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой
игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы,
преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в
пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того,
что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и
появляется потребность соблюдать норму1.
Таким образом, основными особенностями нравственного развития детей
в дошкольном возрасте является то, что:
1 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических
учебных заведений. М.: Академия, 1996. С. 98. 15
у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное
понимание общественного смысла нравственной нормы;
возрастает действенность нравственных представлений;
возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает
опосредоваться нравственной нормой.
1.2. Характеристика игр драматизаций, их содержание в старшем
дошкольном возрасте
Игра в дошкольном возрасте – это ведущая деятельность детей. Она
пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью,
является источником обширной информации, методом воспитания и обучения
ребят.
Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные,
строительные, творческие, дидактические, игрыдраматизации.
В словаре С.И Ожегова драматизации, трактуются, как умение переделать
какое либо произведение, придавая ему форму драмы рода литературных
произведений, написанных в диалогической формы и предназначенной для
исполнения актерами на сцене1.
В своей работе, Н. Губанова определяет игрудраматизацию как
«предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной,
эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на
других людей2. Игра – драматизация художественная деятельность
дошкольника, отвечающая их потребностям в чемто необычном, желании
1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических
выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4е изд.,
дополнительное. М.: ООО ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. С. 379.
2 Губанова Н. Педагогические возможности игры – драматизации. // Детский сад от А до Я. 2008. № 4.
С. 28. 16
перевоплотиться и почувствовать себя кемто другим.
В своих исследованиях, Р.И. Жуковская выделяет следующие игры
драматизации:
непосредственное выполнение ролей детьми;
показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;
конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием
декораций1.
В своих работах, Е. Смирнова обращает внимание на то, что замысел в
играхдраматизациях приобретает особый характер, которые отличаются от
обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из
книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая
игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо
понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст
произведения.
Игрыдраматизации помогают дошкольникам глубже
почувствовать ее художественную ценность,
выразительности речи и движений2.
способствуют развитию
Игрыдраматизации основаны на собственных действиях исполнения роли.
При этом могут быть использованы куклы бибабо, шапочки. Ребенок в этом
случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности
интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в
образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное
исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.
Иградраматизация способствует воспитанию и развитию интересной
творческой личности и обеспечивает проявление
самостоятельной,
индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей:
застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные,
1 Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Академия, 2003. С. 83.
2 Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. //
Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 73. 17
несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам
коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к
товарищу, взаимовыручки1.
Развитая иградраматизация это уже своеобразная предэстетическая
деятельность. Ее главными признаками являются, вопервых, то, что в отличие
от ролевых игр и ранних драматизаций, она обобщенно не отражает действий
воображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него. С другой
стороны, это и не непосредственное подражание, не непосредственное
имитирование: наоборот, мы имеем здесь дело с произвольным творческим
построением, руководимым тем или иным исходным творческим построением,
руководимым тем или иным исходным представлением ребенка. Вторым
главным признаком истинной игрыдраматизации является то, что ребенок
изображает тот персонаж, роль которого он сам на себя берет, но и то, как он
это делает, открывает, насколько совершенна передача объективного
содержания, выраженного в данной роли.
Иградраматизация является, таким образом, одной из возможных форм
перехода к продуктивной, а именно, к эстетической деятельности с
характерным для нее мотивом воздействия других людей.
Характерным для игрдраматизаций является наличие двух видов
отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету и
реальных отношений участников совместной игры. Исследования и
педагогический опыт убедительно показывает, что эти два вида отношений
ребенка не тождественны. При вполне благополучном или, как говорят,
положительном сюжете могут появляться (и явно, и открыто) весьма
неблагополучные взаимоотношения2.
1 Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. //
Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 74.
2 Охлопкова М. В. Психологопедагогические подходы к театрализованной деятельности детей
старшего дошкольного возраста. // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. 18
Процесс игрыдраматизации возможен, если ребенок:
имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и
осмысливания;
имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое
театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и
переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком
театрального искусства);
включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и
возможностям (ребенок «режиссер», ребенок «актер», ребенок
«зритель», ребенок «оформитель», «декоратор» спектакля)1.
Исследователем Н.С. Карпинской была предпринята попытка
классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и
возможностей дошкольников. С опорой на предложенную классификацию
разработаны следующие характеристики данных позиций в игредраматизации.
1 Ребенок – «режиссер» имеет хорошо развитую память и воображение, это
обладающий способностями быстро воспринимать
ребенокэрудит,
литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он
целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в
ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных
миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и
(инициирует игрудраматизацию,
организаторскими способностями
распределяет роли, определяет «сцену» и сценографию в соответствии с
литературным сюжетом, руководит игройдраматизацией, ее развитием,
регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит
игру до конца).
2 Ребенок – «актер» наделен коммуникативными способностями, легко
(г. Москва, июнь 2013 г.). М.: БукиВеди, 2013. С. 49.
1 Карпинская Н.С. Игра драматизация детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 2009.
№ 12. С. 19. 19
включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия,
свободно владеет вербальными и невербальными средствами
выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает
трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти
необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ,
эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля
(следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
3 Ребенок – «зритель» обладает хорошо развитыми рефлексивными
способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он
наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает
игредраматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения
ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои
впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности
(рисунок, слово, игру).
4 Ребенок – «декоратор» наделен способностями образной интерпретации
литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить
впечатления на бумаге. Он владеет художественноизобразительными
умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев,
замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению
спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых
атрибутов и реквизита1.
Современные комплексные вариативные программы предполагают
органично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка от
рождения до 7 лет средством игрдраматизаций.
Программа «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко) в разделе «Игра»
предлагает создавать детям условия для свободной самостоятельной игры с
настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыграть
1 Карпинская Н.С. Игра драматизация детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 2009.
№ 12. С. 20.
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры - драматизации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.