Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.
Оценка 5

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.

Оценка 5
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
08.01.2019
Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС.
Выступление на психолого-педагогическом семинаре для учителей школы "Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС". В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Все ли учителя могут свободно перейти на работу по новым стандартам, что для этого необходимо, нужны ли какие-то особые психологические качества?
ППС 02.02.15.docx
Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС. Все публикации в СМИ, касающиеся вопросов введения ФГОС, условно можно разделить две части: разъясняющие отличия нового стандарта от старого и описывающие круг новых статусов и требований к педагогу. Это объясняется тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника. Новые   федеральные   государственные   образовательные   стандарты   (ФГОС)   всё   настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители ­ участники важного для жизни школы события. В этом учебном году наша школа перешла на ФГОС ООО. Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, ­ подготовка кадров. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. В   соответствии   с   ФГОС   меняется   характер   педагогической   деятельности.   Реализуемые   в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно   происходящим   изменениям   в   содержании   обучения.   Особую   роль   в   процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.  Основные   составляющие   готовности   учителя:   психологический   аспект,   глубокие   знания предмета, умение реализовать полученные знания.  одним   из     гарантов   Профессиональная   и   психологическая   готовность   учителя   к   введению   новых   стандартов выступает стандартов.  Под психологической готовностью ученые­психологи понимают устойчивое психическое состояние личности  или  коллектива,  образующееся  вследствие  осмысления содержания  и  значимости  новых стандартов   и   выражающееся   в   позитивно   активном   отношении   к   нововведению.   Готовность   не основывается   только   на   установке.   Она   базируется   на   осознании   содержания   нововведения,   его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении реализации идей            психологии ГБОУ ДПО Нижегородского Института Развития Образования Сотрудники кафедры    провели исследование,  цель которого ­ изучение уровня психологической готовности учителей  общеобразовательных учреждений к работе по  ФГОС НОО. Разработанный сотрудниками кафедры пакет диагностических методик, который включил методы  анкетирования и тестирования,  позволил определить, насколько у исследуемого контингента  учителей сформированы психологическая, личностная готовность  и компетентности, которые  являются основополагающими в работе педагога по формированию у учащихся необходимых УУД.  В анкетировании приняли участие  учителя начальных классов, проходящие курсы повышения  квалификации в ГБОУ ДПО НИРО. Результаты исследования выявили ряд проблем:  ­ педагоги с большим стажем работы не готовы к кардинальным переменам в своей профессиональной деятельности;  ­ только 49% респондентов удовлетворены своими знаниями психологических особенностей  обучающихся.  ­ Остальные не «способны «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно­воспитательном  процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей  (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с  задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности».  По мнению исследователей, это связано со сложившимися стереотипами в работе учителей начальных классов, с  готовностью к работе только по шаблонам, а главное – с нежеланием вносить в свою  деятельность коррективы,   которые могут сделать учебный процесс более интересным. Поэтому ко  всему новому они испытывают негативное отношение. ­ Важные психологические и профессиональные  качества учителей начальных классов, как показали  результаты диагностики, развиты лишь у 45% педагогов.   Наиболее редко проявляются такие качества, как: Решительность (способность своевременно принимать решения)  Направленность эмоций и чувств на объект педагогических преобразований  Интенсивность эмоций  Удовлетворенность от результатов педагогического труда   Уверенность в своих педагогических действиях  Ориентация в деятельности на цели и задачи школы  Желание совершенствовать себя, свою деятельность  Критичность ума (умение объективно оценивать)  Чувствительность к обучающимся и их состоянию  Увлеченность педагогической деятельностью и ее результатами  Наличие волевого контроля своего поведения Учитель ­  человек особенный, и если он способен учить – значит, он способен и переучиваться.  Помочь ему научиться работать по­новому – задача учреждений дополнительного профессионального  образования. Проведённый опрос среди учителей показал, что   не все учителя морально готовы к работе в новом   режиме,   но   все   выразили   желание   совершенствовать   свои   знания,   повышать   свой профессиональный и интеллектуальный уровень.  Каким же должен быть учитель нового поколения?  Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении. Учитель должен проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках: общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также   способов   и   условий   их   развития;   качествах   личности   учителя,   стиле   его   педагогической деятельности   и   характере   его   общения   с   учеником   и   окружающими,   его  ценностных   установках. Такой   учитель   обладает   той   составляющей   педагогического   мастерства,   которая   позволяет   ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации.  Отличительная особенность нового стандарта ­ его деятельностный характер. Главная цель ­ развитие личности. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт указывает реальные виды деятельности.  ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду   ученика,   самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.   учить   ребёнка   добывать   знания,   класса, Условиями   эффективности   работы   учителя   являются:     профессиональная   компетентность, научно­теоретическая   и   методическая   подготовка,   способность   выявлять   причины   затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, направлять обсуждение на анализ   и   поиск   новых,   прогнозировать   действия   ученика   и   его   развитие   в   целом,   связывать контрольно­диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним,   планировать   свою   деятельность   и   учить   планированию   ученика,   находить   и   оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках. Учитель   должен   быть   готов   грамотно   планировать   работу   с   учащимися   с   установкой   на повышение   интереса,   использовать   индивидуальный   подход   с   учетом   результатов   диагностики, создавать необходимые условия для интеллектуального развития ребенка. В его взаимодействии с учеником   должны   рационально   сочетаться   элементы   объяснения   и   практической   работы, теоретической подготовки и обучения рациональным приемам учебной и творческой деятельности.  Уверенное владение способами осуществления обратной связи с учащимся должно обеспечить стимулирование   деятельности   ребенка,   оказание   своевременной   и   адекватной   помощи   учащимся, внушение уверенности и самоуважения.  Организуемая им деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика. Он должен в совершенстве владеть аналитическими, диагностическими и проектировочными умениями, правильно использовать учебную и   воспитательную   ситуацию   в   достижении   целей   развития   школьника.   В   его   задачи   входит регулирование   и   корректирование   деятельности   и   развития   ребенка,   оценка   и   поощрение, моделирование развивающих ситуаций и мобилизация энергоресурса учащихся. Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих   ценностных   ориентаций,   любовь   к   своей   профессии,   предмету.   Практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика. Успешность   работы   учителя   с   учеником   во   многом   зависит   от   правильности   выбранной учителем стратегии работы с ним. А эта стратегия, в свою очередь, зависит от присущих этому ребенку индивидуальных стратегий познания. Традиционный учитель привычен больше сам говорить, чем слушать, так как сами условия массового обучения формируют эту не лучшую учительскую привычку. В традиционном обучении учитель достаточно жестко ведет за собой учеников. Ученик, переключивший   свое   внимание   на   что­то   другое   во   время   объяснения   учителя,   уходит   в неуправляемый и неконтролируемый полёт мыслей, если такое переключение происходит во время выполнения   тренировочных   заданий   ­   не   происходит   формирования   необходимых   навыков   и закладывается дефект усвоения материала и понижение оценки.  Возрастные особенности –     14­16 повторений   3­4 года  5­6 лет        –     7­8 повторений  7­8 лет        –     5­6 повторений  10­11 лет   –     4­5 повторений  12­13 лет   –     2­3 повторения  После 14 лет –   1­2 повторения Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение. Системообразующим   фактором   всей   деятельности   учителя   становится   личность   ученика   и индивидуально­групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей   и   актуальных   возможностей.   Эта   стратегия   отличается   динамичностью,   поскольку постоянно меняется не только содержание материала, с которым работают учитель и ученик, но и предмет формирующей деятельности в данный момент. Учитель выступает в роли координатора и организатора   деятельности   ученика,   диагноста,   консультанта,   разработчика   педагогических   идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.  Вчитываясь в Стандарты нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов.   Как   учителю   оценивать   причины   затруднений   и   неудач   ученика   и   как   обеспечить   их устранение? Как разрешить внешние и внутренние конфликты ребенка? Какую помощь оказывать ребенку,   в   том   числе   и   в   налаживании   его   взаимоотношений   с   детьми,   родителями   и   другими учителями? Все эти проблемы стоят очень остро именно в современных условиях жизнедеятельности в стандартной среде массовой школы. Не случайно стандарты нового поколения особое внимание уделяют   духовно­нравственному   воспитанию   ребёнка.   Проблемой   становится   отношение   и взаимодействие ребенка с классным коллективом, коллективом учителей.  Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого­педагогическую   подготовку.   Но   и   этого   недостаточно.   Каждый   учитель   должен   стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное  может  остаться   лишь  формальным  и   дорогостоящим   нововведением,  которое  так  и   не «дойдет до живого дела». Чтобы   грамотно   управлять   качеством   образовательного   процесса   в   рамках   ФГОС   педагог должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей.  Предметно­методологическая   компетентность:   знания   в   области   преподаваемого   предмета; ориентация   в   современных   исследованиях   по   предмету;   владение   методиками   преподавания предмета. Психолого­педагогическая компетентность: теоретические знания в области индивидуальных особенностей   психологии   и   психофизиологии   познавательных   процессов   ученика,   умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Компетентность   в   области   валеологии   образовательного   процесса:   теоретические   знания   в области   валеологии   и   умения   проектировать   здоровьесберегающую   образовательную   среду   (урок, кабинет).   Умение   проектировать   и   реализовать   программу   индивидуальной   траектории   обучения ученика. Коммуникативная   компетентность:   практическое   владение   приемами   общения,   позволяющее осуществлять   направленное   результативное   взаимодействие   в   системе   «учитель­ученик» Компетентность в области управления системой «учитель­ученик».  Владение   управленческими   технологиями   (педагогический   анализ   ресурсов,   умение проектировать   цели,   планировать,   организовывать,   корректировать   и   анализировать   результаты учебного и воспитательного процесса). Исследовательская   компетентность:   умение   спланировать,   организовать,   провести   и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций. Компетентность в сфере трансляции собственного опыта: умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах). Акмеологическая   компетентность:   способность   к   постоянному   профессиональному совершенствованию.   Умение   выбрать   необходимые   направления   и   формы   деятельности   для профессионального роста. Условно выделяют три группы проблем: общие, личностные и системные. Общие   проблемы   заключаются   в   неготовности   педагогов:   к   планированию   и   организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Личностные  проблемы: психологическая,  связанная с  традиционным подходом  к профессии, а  не осознанием себя как учителя "нового типа"; профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно­аналитических, прогностических и организационных функций. Качества, которыми желательно обладать педагогу и (или) воспитывать их у себя:  1.   Любовь   к   детям.   Общительность,   расположенность   к   другим   людям,   доброжелательность, толерантность. 2.Профессиональная зоркость, эмпатия и педагогическая интуиция. 3.Эмоциональная   устойчивость.   Педагогам   не   избежать   подражания   со   стороны   подопечных, необходимо умение контролировать себя. 4.Оптимистическое прогнозирование. Для успеха всегда нужно верить: верить в себя, свою семью, учеников, друзей. 5.Динамизм   личности.   Внутренняя   энергия,   способность   к   убеждению   и   внушению,   гибкость   и инициатива во взаимодействии. 6.Креативность. Не давать спать правому полушарию – новые формы проведения занятий, опытно­ экспериментальная деятельность, разнообразный досуг Известно, что одну треть своей жизни мы проводим на работе. И эта жизнь неотделима от общей жизни человека. Как сделать для себя эту часть жизни счастливой? Эти вопросы были актуальны всегда.   В   условиях   модернизации   системы   образования,   когда   приоритетной   целью   образования провозглашается   развитие   личности   учащегося,   особую   актуальность   приобрела   проблема сохранности   эмоционального   и   психологического   здоровья   педагога.   Известно,   что   на профессиональное развитие педагога негативное влияние оказывает профессиональное выгорание и снижение   эмоциональной   устойчивости.   Эмоциональную   устойчивость   следует   понимать,   как способность   осуществлять   необходимую   деятельность   в   сложных   эмоциональных   условиях. Психологическим условием развития эмоциональной устойчивости и гибкости является осознание учителем роли и значения эмоциональной сферы личности, в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья, как учителя, так и учеников. Очевидно, что стратегия развития образования должна определяться реальными угрозами и вызовами, ответы на которые возможны лишь на основе серьезного междисциплинарного анализа. Здесь знание  психологических, педагогических, медицинских и прочих «изысков» не является избыточным, но,  напротив, позволяет трезво оценить драматическую ситуацию и искать из нее адекватный выход. Приведу лишь несколько примеров. Так, одной из табуированных тем является проблема  генетической усталости. Она нарастает в тех популяциях, где нарушается естественный отбор.  Цивилизационные достижения оборачиваются грозными проблемами. Медицина торжествует: сегодня по европейским нормам в роддомах вытаскивают пятимесячных недоношенных детей. Они  продолжают ослабленный род в следующих поколениях. Любой практикующий педагог скажет, что с  каждым годом приходит все более сложный и ослабленный контингент. Дети, находящиеся в  пограничных состояниях, с дисфункциями мозга, с дислексией, дисграфией, с синдромом дефицита  внимания. Последние — это те дети, про которых на бытовом уровне говорят, что у них шило в одном месте. Говорить такому ребенку «будь внимательным» — все равно что сказать слепому:  «присмотрись». Вы можете на него кричать, ставить его в угол, но он внимания не держит, при этом  интеллект у такого ребенка в норме. С такими детьми можно и должно работать, в противном случае  они, не освоив школьной программы, окажутся на улице и будут пополнять криминальные  сообщества. Но для этого надо вкладывать средства.С большинством проблемных детей, которых с  каждым годом все больше, можно работать с привлечением психологов, медиков и дефектологов. Но  так называемая «оптимизация бюджетных расходов» привела к тому, что в большинстве регионов  именно эти сотрудники попали под сокращение, а за их счет повысили зарплату педагогам. Полузабытый ныне классик российской педагогики К.Д. Ушинский утверждал, что «в деле  воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Но дети рождаются разными. Одни напоминают драгоценный сосуд, наполнять который одно  удовольствие. Сохранный интеллект, прекрасная память, живые пытливые реакции — как не  радоваться педагогу, видя результаты своего труда? Но есть и другие, напоминающие сосуд без дна:  сколько ни вливай знаний — не удерживают. Но стенки все равно нужно промывать, выполняя  важнейшую социальную функцию школы. И на исполнение этой функции указывает левая рука  государства, призывающая учить всех детей без исключения. На решение этой задачи нацелена и новая система «подушевого финансирования», когда деньги следуют в школу за учеником. И сегодня та  учительница, которая всеми силами удерживает в школе трудного малоспособного подростка из  пьющей семьи, достойна по меньшей мере медали «За заслуги перед Отечеством». Сегодня ситуацию с образовательными стандартами, на мой взгляд, в полной мере отражает притча  Джорджа Х. Риверса. Школа для животных Однажды животные решили, что должны совершить что­нибудь героическое, чтобы  достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и  полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой  для всех животных. Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были  посредственные оценки за полет и еще хуже — за бег. Поскольку она так медленно бегала,  ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу.  От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но  посредственные оценки по этой школе засчитывались, так что никого это не беспокоило,  кроме самой утки. Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из­за того,  что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по  полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У  нее также произошел срыв из­за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку  за бег. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях  по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по­своему. В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь, который делал всё наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и это называлось «широким общим образованием». Есть ли у этой притчи мораль? ГБОУ г.Севастополя  «Средняя общеобразовательная школа №34»                                        Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС. Психолого­педагогический семинар 02.­2.2015 Педагог­психолог                       Никитина В.В.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым ФГОС.

Психологическая готовность учителя к работе по новым  ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019