Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/
Оценка 4.7

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
06.02.2017
Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью к учению, к познавательной деятельности в области одного или ряда учебных предметов. В то же время познавательный интерес – глубокое личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую основу составляет нерасторжимый комплекс процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых. Любому внутреннему процессу познавательный интерес придаёт долю личностного участия, увлеченности, мыслительной и эмоциональной активности. Поэтому познавательный интерес – серьёзное препятствие равнодушию, безразличию к учению. Сопровождая весь процесс деятельности обучаемого от начала до её результата, познавательный интерес способствует становлению его как субъекта учения, активного и самостоятельного.В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью к учению, к познавательной деятельности в области одного или ряда учебных предметов. В то же время познавательный интерес – глубокое личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую основу составляет нерасторжимый комплекс процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых. Любому внутреннему процессу познавательный интерес придаёт долю личностного участия, увлеченности, мыслительной и эмоциональной активности. Поэтому познавательный интерес – серьёзное препятствие равнодушию, безразличию к учению. Сопровождая весь процесс деятельности обучаемого от начала до её результата, познавательный интерес способствует становлению его как субъекта учения, активного и самостоятельного.
Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы.doc
Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы Существенной   стороной   обучения   является   активная   познавательная деятельность учащихся, проявление потребности в знаниях и стремление к овладению ими. Проблема развития познавательного интереса  учащихся всегда была одной из основных   проблем   педагогики   и  психологии.   Еще   немецкий   педагог­демократ   А. Дистерверг писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Несколько в иной форме эту же мысль выразил известный русский психолог и педагог Л.В. Занков: «Всестороннее развитие, духовное богатство, – писал   он, – не может   быть   достигнуто   по   принуждению.   Подлинное   духовное   богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству». Обучение есть своеобразное внешнее воздействие  на учащихся, имеющее целью вызвать у них как положительную, так и отрицательную реакцию. При положительной реакции   школьник   в   процессе   обучения   проявляет   высокую   активность   и необходимое   стремление   к   овладению   знаниями.   Если   же   его   внутренняя настроенность на обучение оказывается отрицательной, ученик проявляет равнодушие к учебной работе и умственную пассивность. Для воспитания потребности (интереса) к   знаниям   и   возбуждения  познавательного   интереса   учащихся,   большое   значение имеет создание противоречия между знанием и незнанием. Для этого необходимо так поставить вопросы, чтобы вывести учащихся за пределы имеющихся у них знаний. Противоречие   между   знанием   и   незнанием,   утверждал   известный   отечественный дидакт М.А. Данилов, является важнейшей движущей силой учения, стимулирующей формирование познавательного интереса учащихся. Это   противоречие  возникает,   когда   учитель   ставит   перед   учащимися познавательные вопросы, создаёт проблемные ситуации. Усвоить   учебный   материал   можно   при   достаточном   развитии   познавательных психических процессов и активном психическом состоянии. Психика не зеркальное, а активное отражение действительности. Отражая внешний мир, и всё глубже постигая причины и следствия происходящих явлений, люди успешнее противостояли стихийным силам природы, улучшали условия своей  жизни. Отсюда следует, что познавательная деятельность людей с самого начала обусловливалась их потребностями. Потребность в раскрытии причин, происходящих в природе и в обществе явлений, выступает  как побудительная   сила   познания.   Вопрос   о   развитии   познавательной   деятельности школьников актуален в наши дни. Существенный вклад в развитие познавательного интереса   школьников   внесли   работы   педагоги   и   психологи   М.Н.   Скаткин,   М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин.  Необходимым   компонентом   развития   познавательной   активности   учащихся является воспитание стойкого познавательного интереса, который должен обеспечить систематическую   активность   учащихся   при   овладении   ведущими  способами деятельности.   Познавательный   интерес   имеет   огромную   побудительную   силу:   он заставляет   активно   стремиться   к   познанию,   активно  искать   способы   и   средства удовлетворения возникающей у него жажды знаний. Интерес  (в том числе и познавательный) может определить как эмоционально­ познавательное   отношение   к   предметам   или   непосредственно   мотивированной деятельности,   переходящее   при   благоприятных   условиях   в  эмоционально­ познавательную направленность личности. Из этого определения вытекает, что учитель пробуждает активность учеников, побуждает их искать ответ. И так от урока к уроку. Переживание   обобщается,  становиться  эмоционально­познавательным   отношением   к предмету,   которое   побуждает   учащихся   интересоваться   поставленными   на   уроке проблемами и после того, как прозвенел звонок с урока. Г.И. Щукина указывает также на   то,   что   интерес   выступает   как   «мощный   побудитель   активности   личности,   под влиянием  которого   все   психические   процессы   протекают   особенно   интенсивно   и напряжённо, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной». Интерес является одним из компонентов познавательной активности школьников. Само понятие интерес трактуется в психолого­педагогической литературе по­разному. Одни отождествляют его с направленностью личности в целом, другие сближают с отдельными   побуждениями,   входящими   в  мотивационную   сферу.   Так,   например, интерес есть не более чем явление, сущность и основание которого ещё должны быть найдены. Следовательно, мотивация есть основа, источник в познании, а  интерес  ­ следствие   и   проявление   процессов,   происходящих   в   ней.   Интерес   к   познанию, пробуждающийся   под   влиянием   обучения,   заботливо   и   разумно   поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным вилам творческой   деятельности,   основой   развития   способностей   учеников   и   нередко   их профессиональной   направленности.   Воспитание   у   школьника   в   процессе   обучения активного познавательного отношения к знаниям коренным образом перестраивает его отношение   к   самому   процессу   учения.   Благодаря   этому   учение   становится приятным, плодотворным, приносит радость и удовлетворение и ученику и учителю.  Интерес,  и особенно познавательный интерес,  психологи и педагоги изучают с различных   сторон,   но   любое   исследование   рассматривает   интерес   как   часть   общей проблемы   воспитания   и   развития.   Одни   из   исследований   посвящены   изучению психологической природы интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности. Психология утверждает, что «истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека». Познавательный интерес,   как   и   интерес,   вообще,   не   представляет   собой   отдельного   конкретного психологического   процесса.   Этими   процессами   являются,   например,   мышление, восприятие,   память.   В   этом   сложном   отношении   человека   к   предметному   миру   в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса   на   развитие   различных   психических   процессов   (памяти,   внимания, воображения). Интерес как бы «согревает своим участием» все процессы сознания, сообщает   «особую   теплоту»   их   протекания,   благодаря   чему   под   влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину. Познавательный   интерес  ­  это   не   всякий   интерес   к   предмету,   это   интерес, связанный   с   ядром   познавательной   деятельности.   «Динамичность,   покупательное движение, переход от явления к сущности, установление глубоких связей, овладение закономерностями являются характерными признаками подлинного, познавательного интереса. Вот почему и познавательный интерес носит интеллектуальный характер». Познавательный интерес нужно признать «одним из самых значимых  факторов учебного   процесса,   влияние   которого   неоспоримо   как   на   создание   светлой   и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся».  В познавательном интересе находит своё выражение ряд значительных для обучения и развития моментов. 1.  В   нём   выражено   единство   объективной   и   субъективной   сторон познавательной   деятельности.   Любой   учебный   предмет   и   даже   познавательная задача   имеет   объективные   интересные   свойства,   заключённые   в   новых   фактах, неизвестных   явлениях,   в   связях   и   закономерностях,   заставляющих   по­иному рассматривать мир. При этом, «поскольку каждый предмет  имеет своеобразие, всё содержание   обучения   выступает   перед   учащимися  очень   разносторонне, разнообразно и привлекательно. В русском языке они видят логическую стройность, системность,   упорядоченность   связей   и   процессов,   в   зоологии   ­   многообразие животного мира и т.д.». 2.  Другой   важной   стороной   ценности   познавательного   интереса   для  процесса обучения  является  то,  что  в нём  наиболее  ощутимо  проявляется  закономерность перехода   внешнего   во   внутреннее,   что   составляет   суть   развивающего   обучения. Познавательный   интерес   является   своеобразной   лакмусовой   бумагой,   на   которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе средств. По тому, что взволновало учащихся, а что оставило их равнодушными, по тому, как выполнялось задание, с  каким приложением личных сил и индивидуального рвения   проделана   по   эмоциональному   и интеллектуальному настрою деятельности ученика можно судить о возможностях положительного   воздействия   на   них   учебного   процесса.   «Проблема   выявления психолого­педагогической закономерности учебного процесса ­ переход внешних форм деятельности во внутренние процессы, а затем и состояния учащихся,  столь значимая   для   эффективности   обучения,   может   быть   решена   при   помощи познавательного интереса».  предложенная   работа, 3.  В   этой   связи   нужно   обратить   внимание   ещё   на   одну   сторону   ценности познавательного интереса в процессе обучения, которая связана с психологической структурой самого феномена. Анализ психологической структуры познавательного интереса   привёл   наших   психологов   к   заключению,   «что   это   сугубо   личностное образование, сопряжённое с потребностями, в котором в слитном, органическом единстве   представлены   все   важные   для  личности   процессы:   интеллектуальные, эмоциональные,   волевые».   Познание  невозможно   без   активной   мысли.   В познавательном интересе находит своё выражение «мысль ­ воля, мысль ­ участие, мысль   ­   переживание»,   и   это  представляет   для   учебного   процесса   большую ценность. 4.   Утверждая   ценность   познавательного   интереса   как   фактора   процесса обучения, следует обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавательную деятельность, в целом   и   психические   процессы,   лежащие   в   основе   творческой,   поисковой, исследовательской деятельности.  5. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней.  Её   энергетические   ресурсы,   питаемые   познавательным   интересом, содействуют   более   длительному   и   интенсивному   протеканию,   а   успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес. Таким   образом,   внутренняя   сторона   учебного   процесса,   представленная познавательным   интересом,   становится   неиссякаемым   источником,   который способствует   и   более   благоприятному,   и   более   длительному,   и   более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. Интерес  ­ это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть,   не   упуская   из   поля   зрения.   Хорошо   выражает     особенность познавательного   интереса   термин   «поисковый»   характер.  Этот   термин   удачно раскрывает влияние интереса на активизацию мыслительных процессов. В самом деле, как   отмечает   В.А.   Крутецкий,   –   «характерной   чертой   познавательного   интереса является именно то, что под влиянием его человек всё время ищет,  старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить  более глубокие  связи  и отношения». По каким же признакам можно судить о наличие у учащихся познавательного интереса.   Многие   исследования   позволили   выделить   признаки   интереса,  его критерии, которые можно разделить на три группы:  специфические   для   интереса   особенности   поведения   и деятельности  учащихся,   проявляющиеся   в   процессе   учебной   деятельности   на уроке;  особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся  вне уроков;  особенности   всего   образа   жизни   учащихся,   возникающие   под влиянием интереса к той или иной деятельности. Первую   группу   признаков   (критериев)   интереса  характеризуют   активное включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, сильная   сосредоточенность   на   заинтересовавшем   материале,   отсутствие   отвлечений, возникновения вопросов в процессе учебной стельности. На интересном уроке учащиеся обычно   игнорируют   даже   помехи   ­   не   отвлекаются;   при   отсутствии   же   интереса отвлечения   постоянны.   Сосредоточенность   может   достигаться   и   при  отсутствии интереса  ­ усилием  воли, если это нужно; при интересе  же  нужно усилие воли, чтобы   отвлечься   от   интересующего   вопроса.   Желание   можно   дольше   заниматься данным   предметом,   нежелание   прекратить   занятие,  урок также показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий  интересный урок. При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения, сопереживает ходу рассуждений учителя и нередко дает об этом знать:  нет   –  нет,  да   и   вставит   вопрос   или   как­то   ещё   выразит   своё   отношение. Важнейший критерий возникшего познавательного интереса ­ появление вопросов в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задают вслух. В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по­ разному.   Любознательный   дошкольник,   младший   школьник   засыпает   вопросами родных и учителей. Подросток чаще задает вопросы книге и ней ищет интересующие его ответы. Взрослый задает вопросы самому себе,  ставит перед собой проблему и выясняет её экспериментально или теоретически. Возникновение вопросов считается существенным признаком не только появления познавательного интереса. Вопросы, задаваемые по собственной инициативе ребенка, дают   возможность   и   о   содержании   его   интереса.  Внешние   признаки   возникшего интереса не сразу удаётся распознать и отличить  от   сознательного   внимательного вслушивания   в   трудное   сообщение.  Однако   пристальный   взор   опытного   учителя увидит особое оживление детей при затронувшей их интересной теме, появление радости на лицах.  По блеску широко открытых глаз у одних, по напряженности, устремленности   вперед, чтобы лучше видеть, слышать, у других учитель поймёт, что ему удалось вызвать у своих учеников интерес. Вторая группа признаков связана с изменением поведения учащихся в результате возникшего у них познавательного интереса вне урока. После урока не расходятся, а окружают   учителя,   задавая   вопросы   или   высказывая   собственные   суждения   по интересующей   проблеме.   Нередко   беседы   и   споры   возникают  между   самими учащимися. Учащиеся добровольно и охотно выполняют задания для самостоятельной работы,   выступают   с   докладами  сообщениями   и   т.д.,   читают   соответствующую дополнительную литературу.  А что делает ученик дома, в свободное от занятий время? Как меняется  под влиянием   возникшего   интереса   весь   его   образ   жизни?   Об   этом   свидетельствуют критерии,  выделенные   в   третью   группу.  Учитель   может   узнать   всё  из   беседы   с родителями, из посещения семьи учащегося, из собственных наблюдений поведения ученика вне школы, наконец, из беседы с самими учащимися. Все это может быть показательным, если учитель выяснит, что или кто побуждает   его   воспитанников заниматься   дома   чтением   познавательной   литературы,   конструированием   или постановкой   физических   или   химических     опытов   ­  товарищи,   родители   или собственное желание заниматься этой деятельностью. Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы   –   значит,   обречь   свою   работу   на   неудачу,   так   же   как   начать  сеять даже отборное зерно в необработанную землю. На основании анализа опыта работы передовых учителей, а также специально поставленных   экспериментов   были   выявлены   необходимые   предварительные условия для формирования познавательного интереса. Самая первая необходимость, которая   возникает   у   учителя,   желающего   воспитать   у   учеников  познавательный интерес, ­ создание материальных условий для успешного обучения. Это заботливое оборудование урока, без которого не может осуществляться нормально обучение, в том   числе   хорошо   оборудованные   мастерские,   кабинеты.   Это   и   обстановка, располагающая   к   занятиям,   организация  жизни   класса,   упорядоченность   работы   ­ отсутствие спешки и одновременно потерь  драгоценного времени, плотность урока, напряженность работы,  излишнего утомления. Наряду с материальными условиями подготавливается   «умственная   почва».   Это   важнейшее   обстоятельство, обеспечивающее   воспитание   познавательного   интереса.   Только   на   определенном уровне  накопления   предварительных   знаний,   навыков   и   хотя   бы   начальное представление   изучаемых   объектах,   областях   науки,   подготовить   почву   для элементарных   обобщений.   Для   формирования  познавательного   интереса   нужно приобрести   некоторые   знания,   а   для   приобретения   полноценных   знаний необходимо  познавательный   интерес.   Но   если   у   детей   нет   интереса   даже   к первоначальным знаниям, как могут они эти знания приобрести? Тут и понадобится предшественница  интереса   ­   занимательность.  Занимательность   связана   с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности и заключены чрезвычайно значимые для познавательного   интереса   элементы,   которые   могут   вызвать   чувство   удивления, являющееся, как известно, началом всякого познания.   В   младших   классах   такую   занимательность   могут   создать   дидактическая игра, яркие, красочные пособия. Все это поможет на первых порах приохотить детей   к   учению   и   создать   у   них   некоторый   пусть   элементарный,   запас  знаний. Конечно, не развлекательность на занятиях, а их привлекательность очень важна в   самом   начале   воспитания   интереса.   На   этом   этапе   необходимо   проверить   те представления, с которыми дети приходят в школу или на урок. Те первые знания и интересы, тот личный опыт, за который можно «зацепиться», чтобы новые умения и знания   сделались   «своими»,   были   «усвоены».   Знания   детей   важно   не   только «прощупать», но и дополнить, уточнить, внести   нужные коррективы, тогда уже можно на них опираться. Опытный учитель опирается также на интересы детей, возникшие раньше, чтобы использовать их в учебной деятельности и приохотить детей   к   учению.   При   этом   важно  усечь уровень  знаний, и умственных  навыков учащихся   каждого   класса,   каждого   возраста   и   уровень   возможностей   их обобщения, осмысления,  подготавливая учеников к восприятию того нового, что несет с собой каждая ступень обучения. Не менее важным для привлечения детей к   накоплению  и   расширению   круга   представлений   в   изучаемой   области, оказалось,   обогатить   учащихся   новыми   яркими   впечатлениями,   создать необходимый  опыт,  облегчающий   восприятие   знаний   по   данному   предмету   или данному  разделу. Для этого необходимы посещения музеев и других учреждений культуры, заводов, лабораторий,  встречи   с интересными  людьми  – источником живой   и   действенной   информации.   Однако   и   этого   всего   далеко   недостаточно. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т.е. создание  у детей положительного отношения к учению и школе. Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения, являясь в тоже   время   жизненно   необходимым   фактором   становления   личности.  Жизнь, лишенная познавательного интереса, тускнеет, личность лишена того  значительного внутреннего стимулятора, который постоянно подталкивает  ее движение, открывает перед   ней   новые   перспективы,   позволяет   пережить   радость   интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой человек ни занимался. Дидактическая наука на современном этапе на это обращает особое внимание учителя. Обогащение мотивационной   и   операционной   сфер   учения   происходит   и   за   пределами   урока. Условия   свободной   деятельности,   в   которой   совершается   свободный   выбор содержания и способов, укрепляют и познавательный интерес, и самостоятельность, и активность развивающейся личности. На какой же основе рождается и укрепляется интерес к познанию в учебном процессе?   Обратимся   к   рассмотрению   условий,   которые   содействуют   тому,  что познавательный   интерес   становится   действенной   силой,   формирующий  личность школьника в учебном процессе. Школа   не   в   состоянии   вооружить   молодого   человека   всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний   ­   велики.   Потому   главная   социальная   задача   современного   обучения    не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых  является  познавательный   интерес.   Развивающее   обучение   и   формирование глубокого, устойчивого познавательного интереса ­ задачи, органично проникающие друг в друга.  Познавательный интерес во всех его многомерных проявлениях можно рассматривать как частицу развивающего обучения, остро и тонко реагирующего на все его подъемы и отклонения. Если говорить об общих требованиях  развивающего обучения, на протяжении которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на многовековой опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о тех  главных условиях, соблюдение которых способствует укреплению познавательного интереса: 1. Максимальная   опора   на   активную   мыслительную   деятельность учащихся.   Главной   почвой   для   развития   познавательных   сил   и   возможностей учащихся,   как   и   для   развития,   подлинно   познавательного   интереса,  являются ситуации решения познавательных  задач, ситуации поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений  различных позиций, в которых необходимо   разобраться   самому,   принять  решение,  встать   на  определенную   точку зрения.  2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности  в целом, состоит  в том, чтобы вести учебный  процесс на оптимальном уровне   развития   учащихся.   Перестройка   современного   содержания   и организационные   изменения   в   начальных   классах   произведены   именно   с   учетом использования   оптимальности   их   влияний.   Исследования,   проверяющие   эффект дедуктивного пути в познавательном  процессе показатели. Что индуктивный путь, который   считался   до   известного   времени   классическим,   не   может   полностью соответствовать   оптимальному   развитию   учащихся.   Путь   обобщений,   отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, ­ это путь, который  в освещении  множества  запросов  и разделов   науки   способствует  более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на оптимальный уровень развития современного школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и усугубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и   оптимально   совершенствует  деятельность   познания,   ее   способов,   ее   умений.   В реальном   процессе   обучения   учителю   приходится  постоянно   обучать   учащихся множеству   умений   и   навыков   в   своей   области.   Из   активных   действий,   из оперирования   знаниями   поступают   импульсы,   укрепляющие   познавательный интерес.   Ловкость,  догадка,   смышлёность,   умелость   раскрываются   в   этом оперировании со  всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает  школьник  эмоциональное    удовлетворение  от  своей  деятельности. Познавательный   интерес   ученика   не   может   развиваться   и   крепнуть,   если операционная   сторона   учения   остается   постоянной.   В   ней   обязательно  нужно поступательное движение. Оценивая свои возросшие возможности и силы, ученик осознает,   что   теперь   он   по­другому   (по­новому,   лучше,   легче,   скорее, сноровистей)   действует   в   учебной   обстановке.   В   этом   постоянном   усложнении учебного труда, в овладении все более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, и состоит суть развивающего обучения,   неуклонно   укрепляющего   познавательные   силы,   интерес   и   стремления школьника. 3.  Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного   процесса   ­   третье   важное   условие.   Благополучная  эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными  источниками развития школьника:   с   деятельностью   и   общением,   которые  рождают   многозначимые отношения   и   создают   тонус   личного   настроения  ученика.   Оба   эти   источника   не изолированы   друг   от   друга,   они   все   время   взаимно   переплетаются   в   учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различно влияние их на личность: один из них непосредственно влияют на познавательную деятельность и интерес к знаниям интересный урок. При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения,  сопереживает ходу рассуждений учителя и нередко дает об этом знать: нет – нет, да и вставит вопрос или как­то ещё выразит   своё   отношение.   Важнейший  критерий   возникшего   познавательного интереса ­ появление вопросов  в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задают вслух. В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по­ разному.   Любознательный   дошкольник,   младший   школьник   засыпает   вопросами родных и учителей. Подросток чаще задает вопросы книге и   ней ищет интересующие его ответы. Взрослый задает вопросы самому себе,  ставит перед собой проблему и выясняет её экспериментально или теоретически. Возникновение вопросов считается существенным признаком не только появления познавательного интереса. Вопросы, задаваемые по собственной инициативе ребенка, дают   возможность   и   о   содержании   его   интереса.  Внешние   признаки   возникшего интереса не сразу удаётся распознать и отличить  от   сознательного   внимательного вслушивания   в   трудное   сообщение.  Однако   пристальный   взор   опытного   учителя увидит особое оживление детей при затронувшей их интересной теме, появление радости на лицах.  По блеску широко открытых глаз у одних, по напряженности, устремленности   вперед, чтобы лучше видеть, слышать, у других учитель поймёт, что ему удалось вызвать у своих учеников интерес. В этом отношении учитель располагает очень большими возможностями:   при помощи совместного решения задач, проблемных вопросов учитель сплачивает коллектив в самой значимой деятельности школьника – в учении;  может вызвать коллективную мысль, сопереживания по поводу успехов и неудач товарища  своей эрудицией и методическим мастерством учитель  он   в   состоянии   мобилизовать   общественное   мнение   и   в   области непосредственного воздействия на товарища;  учитель   может   использовать   индивидуальные возможности каждого для умножения коллективных успехов;  он   может,   опираясь   на   коллектив,   апеллировать   к высоким   моральным   образованиям   учащихся:   к   чувству,   чести,   гордости, достоинства;  наконец,   создание   многообразных,   деловых   и   межличностных отношений. Все   это   очень   значимые   инструменты,   влияющие   на   процесс  обучения,   на формирование личности и ее познавательные интересы. Формированию познавательного интереса способствует ряд факторов. Стимуляция   познавательных   интересов   школьников   поступает   из   различных источников. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую,   неизвестную   еще   ранее   информацию,   вызывающую   чувство   удивления. Содержание    знаний заключает в себе и возможности по­новому проникнуть в  уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, оттого, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательней. Содержание знаний позволяет   проникать   в   тайники   науки   от  момента   ее   заражения   до   современных научных достижений, открытий, переворачивающих  весь арсенал  научных знаний, добытых ранее. Осознание этого укрепляет интерес: перед учеником открывается диалектика   явлений,   ощутимое   действие   законов   отрицания,   единства   и   борьбы противоположностей,   бесконечность   и   вечность   познавательного   процесса,   в котором он, ученик, уже поднялся на известный уровень. Содержание знаний несет в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания. Содержание   знаний   не   единственный   источник   стимуляции   познавательного интереса   в   учебном   процессе.   Масса     разнообразных   стимулов   укрепления   и формирования   интереса   к   учению   поступает   из   самой   деятельности   ученика, рождающей   интеллектуальные   и   эмоциональные   удовлетворение.   Формирование познавательной   активности,   и   самостоятельности   учащихся  в  учебном  процессе ­ одно   из   таких   направлений   стимуляции.   Это   одна  из   определяющих   линий деятельности   учителя,   а   сформированность   активности   и   самостоятельности   ­ важнейший показатель плодотворности учения. В дидактике  в последние годы этой проблеме посвящено много исследований. Познавательную активность школьника, если она достаточно устойчива, следует рассматривать как личностное образование, которое   выражает   интеллектуальный   отклик   на   процесс   познания,  живое   участие, мыслительно­эмоциональную   отзывчивость   ученика   в   познавательном   процессе, характеризуется:  поисковой направленностью в учении;  познавательным   интересом,   стремлением   удовлетворить   его   при помощи различных источников, как в учении, так и во внеурочной деятельности. Эти особенности характерны для высокого уровня учения; в жизни и деятельности школьника   они   могут   проявляться   и   приглушенней   и   ярче,   однако   наличие   этой ценной   черты,   формирующейся   в   учебном   процессе,  значительно   сказывается   на становлении   личности   учащегося,   на   его   отношении   к   миру,   к   жизни.   В   свою очередь, познавательная   самостоятельность, формирующаяся на базе активности, характеризуется многими учеными как качество личности. Один из известных наших дидактов  Н.Д.   Левитов  раскрывает   эту   ценную   для   ученика   черту   при   помощи следующих признаков:   новой задаче;  добывания; стремление и умение самостоятельно мыслить; способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к желание   не  только  понять   усваиваемые   знания,  но   и  способы   их критический подход к суждению других; независимость собственных суждений.   Последующая   разработка   проблемы   познавательной   самостоятельности умножает количество указанных признаков. Отмечается роль самостоятельности, как   на   первичной   ступени   познавательного   акта,  так   и  на   заключительном   этапе познания. В учении осуществляются подготовленные учителем разнообразнейшие  виды самостоятельной работы учащихся, вызывающие их многообразие познавательные и   практические   действия.   Самостоятельная   работа   учащихся   может   и   должна отвечать   различным   дидактическим   задачам:   она   может  быть   направлена   на отыскание знаний или на упрочение умений и навыков, на использование знаний в новых условий, на практическое применение на конец, самостоятельной работы, а может   иметь   контролирующие   функции.   Главную   ценность   самостоятельной работы составляет то, что она учит самих учащихся не только решать задачи, но и ставить задачи, планировать действия и способы их выполнения, отыскивать новые, объективно   ценные   способы   в   различных   вариантах.   Таким   образом, самостоятельная   работа   является   формой   совместной,   единой   деятельности учителя и учащихся. Учитель закладывает в нее каждый раз программу действий ученика   в   соответствии   определенной   дидактической   задачей.   Отбирая содержание самостоятельной работы, он предвосхищает процессы, которые будут происходить при ее выполнении в практических действиях и в познании учащихся. Ученик же, выполняет самостоятельную работу, активно оперирует  приобретенными знаниями,   умениями,   навыками,   совершает   ту   поисковую,  творческую,   активную деятельность,   на   которую   рассчитывает   учитель,   и  поднимается   на   новый   уровень познания, укрепляя познавательную активность, самостоятельность и интерес. Любая форма   самостоятельной   деятельности   ученика   при   педагогически   грамотной   ее организации сопутствует познавательному интересу. Главным достижением борьбы за эффективности  урока   является   органическое   включение   самостоятельной   работы учащихся в  учебный процесс, изменения соотношения в  методике обучения между информативными и активными методами, требующими самостоятельности учащихся. Писк науки и практике в области повышения эффективности самостоятельной работы учащихся   показал,   что   ее   стимулирующая   роль   в   развитии   интереса   к   знаниям бесспорна и обеспечивается она не только фактам введения ее в учебный процесс, но и соблюдением   ряда   необходимых   требований   в   целях   развития   познавательной самостоятельности.   Незаменимость   самостоятельной   работы   как   стимулятора познавательного   интереса   состоит  еще   и   в   том,  что,   предназначенная   для   каждого возраста   учащихся,   в   своей  совокупности   она   может   решать   задачи   вербального, сенсорного и двигательного развития учащихся. Реализация этого условия в полной мере позволит формировать познавательный интерес как частицу целостного и всестороннего развития личности растущего человека. Таким   образом,  познавательный   интерес,  как  интерес,   связанный   с   ядром познавательной деятельности, представляет собой важный фактор учения, являясь в тоже   время   жизненно   необходимым   фактором   становления   личности. Познавательную   активность   младшего   школьника  следует   рассматривать   как личностное   образование,   которое   выражает   интеллектуальный   отклик   на   процесс познания,   живое   участие,   мыслительно­эмоциональную   отзывчивость   ученика   в познавательном   процессе.  Познавательный   интерес   как   средство   обучения становится   надежным   только   тогда,   когда   используется   в   арсенале   средств развивающего   обучения,   прокладывающего   дорогу   росткам   нового   в   развитии учеников, открывающего его перспективы.

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как дидактической проблемы/

Формирование познавательного интереса как  дидактической проблемы/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017