«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
математика +2
3 кл—4 кл
11.02.2017
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» - Э. Кант.
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные действия;
4) познавательные
Познавательные УУД.docx
Нина Александровна Пшеничникова,
учитель начальных классов
МКОУ «Унъюганская средняя школа №1»
Октябрьского района, ХМАО – Югра
Раб. тел. 8(34672) 46580, 48122
Тел/факс 8(34672) 48122
Телефон: 89224429521
email: nina0252@mail.ru
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на
уроках в начальной школе».
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант.
Приоритетной целью школьного образования становится
формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором
и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели
становится возможным благодаря формированию системы универсальных
учебных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре
основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные действия;
4) познавательные
В настоящее время я работаю по УМК «Школа России», соответствующий
требованиям
Государственного Образовательного Стандарта. Организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно деятельностного
подхода и делаю опору на современные образовательные технологии
деятельностного типа:
проблемнодиалогическую технологию,
технологию миниисследования,
технологию организации проектной деятельности,
технологию оценивания образовательных достижений (технология
портфолио).
Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий у
младших школьников для повышения качества образования.
Ведущая технология
это технология мини
исследования. Изучая историю психологопедагогической мысли 20 века, невольно
на моих уроках
задумываешься о том, что все педагогические инновации текущего столетия так
или иначе своими корнями уходят в прошлое. Начиная со «Школы детства» Я.
Коменского мы находим ясную мысль о том, что главное для педагога не мешать
детям в их естественном развитии как маленьких исследователей. Пусть дети
будут «пчёлками», которые постоянно суетятся кругом, ползают, чтонибудь
носят, рассказывают, перекладывают». С переходом на ФГОС становится все
более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы
каждому человеку, а уж детская потребность в исследовательском поиске
обусловлена биологически. Ребёнок настроен на познание мира и хочет его
познавать. Все, что нужно для того, чтобы он смог проявить свои дарования – это
умное руководство со стороны учителя. Важной особенностью исследовательской
деятельности на уроке в начальной школе является усиление внимания к
творчеству учащихся, основанном на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Формирование познавательных УУД тесно связано с использованием
ЗАДАЧА – это начало, исходное звено
исследовательских
задач.
познавательного, поискового и творческого процесса. Задачи можно включать в
различные этапы урока:
1.
2.
3.
Разминка (в начале урока).
Выполнение развивающих упражнений.
Решение творческих задач в новых условиях или сильно
видоизмененны
А теперь расскажу подробней о каждом этапе.
Первый этап.
РАЗМИНКА.
На этом этапе преобладают задачи
репродуктивные (решаемые по образцу), но доля репродукции снижается за счёт
ограничения времени на ответ, применения обманных заданий, чередования на
одном и том же уроке вопросов из различных областей знаний. Это придаёт
развивает умение быстро
дух соревнования, контролирует
переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной
внимание,
фронтальной работе принимает участие весь класс. Перед началом разминки
даю установку: прослушать внимательно каждый вопрос, как можно быстрее
дать правильный ответ. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая рук
(цель: кто быстрее?). Кроме того, часть ответов дети могут записывать, это я
делаю для того, чтобы дать шанс работать каждому в своем темпе. Во всех
случаях вариант оценивается, обращается внимание на ошибки и неточности.
Возможные варианты вопросов и задач разминки, предлагаемые мною на
уроке:
Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварятся 2
кг мяса (1час); Назовите самый короткий месяц (май);
Что будет с вороной, если ей исполнится 7 лет (восьмой пойдет);
Какую ноту кладут в суп (соль).
А вот вариант усложнённой разминки, ответы которой учащиеся
записывают в тетрадь:
К количеству букв в названии столицы нашей Родины прибавьте
количество звуков в слове ЯБЛОКО (6+7=13);
Число мгновений весны умножьте на количество членов дуэта (17х2 =
34);
Сколько в сумме разных цветов на флагах России и Германии? (5);
Поделите количество раз, которые рекомендуется отмерить в пословице
на количество раз отрезания (7:1=7).
Чередование вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в
одном задании знаний из разных областей являются реализацией межпредметных
связей в обучении, они наиболее эффективно решают задачу уточнения и
обогащения
учащихся об окружающей
конкретных представлений
действительности. Особое значение имеют одобрительные реплики: «хорошо»,
«молодец», «не получилось, ничего страшного, зато я вижу, что ты активно
работаешь, проявляешь умение мыслить и успех, конечно же, придёт». Очень
важно помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить
уверенность исследователя.
Второй этап. РЕШЕНИЕ ЧАСТИЧНО – ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ
Интеллектуальное творчество проявляется в умении
РАЗНОГО УРОВНЯ.
человека, знакомого с различными подходами к решению научных проблем, в
нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа являются выражением именно такого подхода к проблеме
Частичнопоисковая задача
развития исследовательских способностей.
содержит такой вид задания, в процессе решения которого учащиеся
самостоятельно без учителя или при его незначительной помощи, открывают
новые для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частичнопоисковым задачам я отношу такие, как
расположение приведённых слов, цифр, явлений, задания на подбор возможно
большего количества примеров к какому либо теоретическому положению,
нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос.
Приведу примеры задач частично поискового характера:
в какие группы можно объединить следующие слова:
шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан,
диван, роза, варенье.
по какому признаку можно объединить следующие числа:
121, 40, 31, 22 (по сумме цифр, из которых они состоят);
2, 9, 20 (по начальной букве «д»);
1, 5, 7 (по количеству букв в слове);
проанализируйте следующие ряды чисел, выявите закономерность и
продолжите их запись:
1, 3, 4, 7, 11, 18
2, 8, 3, 7, 4, 6
После ознакомления с приёмами работы на доступных всем примерах
наступает этап ввода более сложных задач. Например:
определите, по какому принципу объединены следующие, так не
похожие друг на друга слова в одну группу: вата, сова, дрова (если во всех словах заменить букву в на ф
получаются новые слова).
сень, беда, корь (добавляем к каждому из них букву я и получаем –
ясень, ябеда, якорь),
блок, даль, вена, лист (эти слова могут выступать как в роли имён
собственных, так и нарицательных).
Так как большинство школьных задач решается по определённому
алгоритму зачастую задаваемому учителем в готовом виде, то в одних случаях
может возникнуть опасность бездумного, автоматического подхода к их
решению, в других – ситуация растерянности при встрече с задачей, имеющей
необычное, нестандартное условие. Вот почему так важно включать учащихся
как в построение рациональных применений знаний, так и в процесс анализа
условия каждой конкретной задачи.
Например:
разгадайте такие внешне похожие ребусы:
1 очка (одиночка)
1 бор (разбор)
ш 1 а (школа)
В заключении отмечу, что такие задания, рассчитанные на мини
исследования, иногда включают вопросы и задания, требующие от учащихся
высказываний интуитивного характера, догадок, выдвижения возможных
предложений и гипотез.
Например, такие задания:
посмотрите на это выражение: 9+8=5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но все же подумайте и
попытайтесь сообразить, догадаться в какой ситуации будет верно. Учащиеся
сначала озадачены, ведь 9+8=17. В процессе поиска ответа они дают различные
варианты этого выражения, приходя к мысли о необходимости доказать, что в
какойто ситуации 5 может быть равно 17, в итоге приходит догадка, что это
возможно на «языке часов». Так, если к девяти часам утра прибавить восемь
получается 17 часов дня, а в разговорной речи – пять часов.
Как рады дети, что нашли решение этой задачи! Довольна и я.
Третий этап. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ, которые можно
разделить на два вида:
I
ВИД – это творческие задания, которые связаны с той или иной
учебной дисциплиной. Они рассчитаны на самостоятельную исследовательскую
деятельность, неординарный, творческий подход к его выполнению.
II
ВИД – это задачи повышенной трудности. Они отличаются тем, что
одно и то же задание ориентировано на применение знаний различных
школьных дисциплин одновременно.
Творческое, «нестандартное задание» это довольно широкое понятие в
большей мере связанное с деятельностью, которую в психологии называют
продуктивной. «Нестандартные задания»
представляют собой ситуации,
вызывающие у ученика затруднение, для преодоления которого необходимо
применить творческий подход. Творческие задания различны по установке,
определяющей характер деятельности ученика: одни из них предполагают
опознание отдельных явлений и их принципов, другие – их объяснение,
приведение доказательств. Приведу пример творческого задания: У школьников спрашиваю: «Как, пользуясь тремя карточками с
цифрами 9, 2, 9, и используя два математических знака « + », изобразить
сумму 20? (Ответ: 9+2+9=20). После этого предлагается на тех же
условиях изобразить сумму 14. (Ответ: необходимо догадаться и перевернуть
две карточки «вверх ногами» 6+2+6=14).
Подбирая задачи, направленные на развитие исследовательских
способностей учащихся, особое внимание уделяю виду творческих задач,
называемых РАЗВИВАЮЩИМ КАНОНОМ.
РАЗВИВАЮЩИЙ КАНОН – это форма обучения оказывается
настолько гибкой, что содержание в ней может принимать неоднозначные
проблемные очертания, и, чтобы решить тот или иной канон, ученику нужно
включить воображение, догадку, интуицию, привлечь имеющиеся уже знания
и в то же время отойти от шаблонов, сложившихся в опыте решения обычных
задач. Ученик должен проводить каждый раз как бы мини – исследование,
которое несёт в себе развивающий эффект.
Пример развивающего канона:
Утро З
День О
Вечер ?
В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи
между имеющимися элементами правой и левой половины канона, выявить их и
по аналогии выстроить недостающую цепочку (утро начинается с «З»
завтрак, днём «О» обед, следовательно, вечером это будет ужин – «У»).
Развивающий канон можно строить как на базе отдельных предметов
школьного курса, так и на интегрированном материале. Например: 1) Из области русского языка:
округа 1
порода ?
приход 3
(Ответ: 2 – количество букв в приставке).
2) Из области литературы:
Красная ?
Серая Ш
Белый К
(Ответ:
Ш название литературных произведений: «Красная
шапочка»).
Развивающие каноны могут легко вписываться во все школьные
предметы. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса
знаний, умения сопоставлять, анализировать и, таким образом, позволяет
формировать познавательные УУД, более полно создавать условия для развития
исследовательских
могут сделать
способностей учащихся, чем это
традиционные школьные
Неоценимую помощь оказывает
самостоятельное конструирование творческих заданий учащимися. Причём надо
задачи.
отметить, что очень часто дети придумывают интересные задания.
Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость
приобщения к творческому мышлению. Любое детское открытие, пусть самое
маленькое сродни открытию учёного.
Работа в условиях ФГОС требует постоянной живой реакции учителя на
каждом уроке. Подбирая задания исследовательского характера, я не упускаю
из виду и то, что в школу ученики приходят с разным запасом знаний, с разным потенциалом. А ведь каждый из них должен работать на уроке с интересом,
это возможно, если он выполняет посильное для него задание.
Выводы:
В
обучении
школьном
формирование познавательных УУД
проявляется в решении исследовательских задач, но оптимальным условием
выступает не эпизодическое решение отдельных
целенаправленное предъявление их в системе,
задач, а планомерное,
отвечающей следующим
требованием:
исследовательские задачи должны строится преимущественно на
междисциплинарной, интегрированной основе и способствовать развитию
лежащих в основе развития творческих
психических свойств личности,
способностей – памяти, внимания, мышления, воображения.
задачи
должны подбираться с учётом рациональной
последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на
актуализацию имеющихся знаний, к частично поисковым, ориентированным на
овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к
творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.
система исследовательских задач должна вести к формированию
следующих важнейших характеристик познавательных УУД:
беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени);
гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую);
оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от
общепринятых);
любознательность (умение выдвигать и разрабатывать гипотезы). Подпись:
05.05.2015 г.
Н. А. Пшеничникова
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.