Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по литературе
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
5 кл—10 кл
21.05.2019
В статье рассмотрено понятие "познавательные универсальные учебные действия", основанное на деятельностном подходе в обучении. Выявлены основные компоненты формирования познавательных УУД и роль внеурочной деятельности по литературе в данном процессе. При формировании УУД важен комплексный подход, т.к. только в стабильной образовательной среде возможен поэтапный контроль развития способностей. Регулярные групповые внеурочные занятия являются эффективным дополнительным средством в реализации требований ФГОС. Данная статья станет основой для дальнейшего исследования темы в методическом аспекте.
Бондарчук А.А. .docx
Бондарчук А.А.
Студентка 5 курса
Мазурова Н.А.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент
Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского
федерального университета, Россия
Формирование познавательных универсальных
учебных действий во внеурочной деятельности по
литературе
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет
метапредметные результаты освоения школьной программы как первостепенный
компонент образования. Современный школьник должен владеть логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Исходя из
требований ФГОС, примерная образовательная программа апеллирует понятием
«универсальные учебные действия». Познавательные УУД в рамках ФГОС
выделяются как отдельный блок универсальных учебных действий.
Данная концепция основывается на деятельностном подходе в обучении,
разработанном в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В.
Давыдова, А.Г. Асмолова и других авторов. В своих исследованиях
отечественные педагоги и психологи активную познавательную деятельность
учащихся понимают как «умение учиться», т.е. работать со всеми формами
представления информации, успешно использовать различные источники знания,
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить
способы её достижения и структурировать полученные знания, а также
осуществлять контроль и оценку как процесса, так и результата собственной
познавательной деятельности. Литература – один из основных предметов в системе образования.
Приоритетной целью обучения литературе является не только формирование
читательской компетентности школьника, но и осознание им себя как
сознательно считающего чтение средством
грамотного читателя,
самообразования. Без умения работать с различными видами текста невозможно
достичь высоких познавательных результатов.
Значительную роль в реализации требований ФГОС играет внеурочная
деятельность. Нахождение в особой эмоционально наполненной среде, которую
школьник выбрал исходя из собственных интересов, позволяет ему
абстрагироваться от формальной учебной деятельности. Это свойство
дополнительного образования позволяет сформировать у ребенка личную
заинтересованность в проблеме: так рождается познавательный интерес. В
дальнейшем познавательный интерес побуждает ребенка к познавательной
активности, что в свою очередь развивает соответствующие познавательные
способности. Создавая ситуацию, при которой школьник учится самостоятельно
ставить цели, получать необходимые знания и оценивать результат собственной
деятельности, школа формирует познавательные потребности детей.
Познавательный интерес ученика активно формируется в младшие
школьные годы под влиянием личности учителя. С переходом в основную
общеобразовательную школу роль педагога сводится к тьюторству,
наставничеству, что дает возможность активной самостоятельной деятельности
школьника в освоении окружающей действительности.
Под внеурочной деятельностью в современной педагогике понимают
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, которые разнятся с
классноурочной. При этом она не является прямым продолжением общего
образования. Цель внеурочного занятия не должна сводиться к дополнению
работы с отстающими или одаренными детьми над темой урока. Важной задачей
становится осуществление связи общего и дополнительного образования как
целостной системы. Внеурочная деятельность в школе осуществляется по нескольким
художественноэстетическое,
спортивнооздоровительное,
направлениям:
Внеурочная
научнопознавательное,
деятельность по литературе распространяется как на художественно
военнопатриотическое направления.
эстетическое, так и на научнопознавательное направление.
Также существует множество форм организации внеурочной деятельности:
конференции, викторины, литературные гостиные, творческие конкурсы.
Среди форм внеурочной деятельности выделяют регулярные (постоянно
Для эпизодических форм характерно
действующие)и эпизодические.
непостоянство состава и кратковременность. К ним можно отнести концерты,
олимпиады, викторины, конференции, соревнования и т.п.
При формировании УУД важен комплексный, системный подход, т.к.
только в стабильной образовательной среде возможен контроль и регулирование
развития способностей. Исходя из этого, наиболее эффективной считается
форма регулярных групповых занятий.
На наш взгляд оптимальной формой внеурочной деятельности станет
«Сетевой литературный журнал». Преимущества данной формы заключаются в
следующем: 1) регулярная исследовательская деятельность обучающихся; 2)
разновозрастной коллектив, основанный на взаимной ответственности в
результате общего дела; 3) получение опыта работы с различными источниками
информации; 4) работа с литературнокритическими статьями; 5) широкий
охват дополнительной литературы, в том числе зарубежной и региональной; 6)
интеграция в образовательный процесс навыков работы с ИКТ. Таким образом,
данная форма способствует формированию всех компонентов познавательного
блока УУД. Кроме того, методически обоснованное использование
информационнокоммуникационных технологий, позволяет в современных
условиях добиваться повышения общего качества обучения. Литература:
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурноисторическое понимание
развития человека / А. Г. Асмолов. – 3е изд., испр. и доп. – М.: Смысл. 2007. –
280 с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С.
Выготский. – М, 2004. – 156 с.
3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1996. –
320 с.
4. Зубков, Т. И. Формирование познавательной активности учащихся/ Т. И.
Зубков. – Екатеринбург, 2003. – 280 с.
5. Григорьев Д. В., СтепановП. В.Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение,
2011.– 223с.
6.Шаталова, О. А. Диагностика уровня сформированности универсальных
учебных действий. Методическое пособие / О.А. Шаталова. – М.: Русское слово
– учебник, 2014. – 168 c.
Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по литературе
Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по литературе
Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по литературе
Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.