Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
математика
2 кл
13.06.2019
В данной работе коротко рассмотрены теоретические вопросы по теме: раскрыто понятие исследовательской деятельности и её особенности в начальной школе. Основная часть работы посвящена описанию исследовательских заданий по математике, которые были апробированы мной на уроках и во внеурочной деятельности. Данные задания легко корректируются в зависимости от класса, в котором работает учитель. Материал для учителей начальной школы.
Формирование познавательных УУД через....docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.
городского округа Самара
"Формирование познавательных УУД
через организацию исследовательской деятельности
младших школьников на уроках математики"
Подготовила:
Мотина Т.В.
учитель начальных классов
высшей категории МБОУ Школа № 132
Самара, 2019
Развитие информационного общества, научнотехнические преобразования, ры
ночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и
деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуа
циях, быстро и безошибочно принимать решения. Государство перед школой ставит
задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Совер
шенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь,
но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать
познавательную самостоятельность.
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному челове
ку, может большую роль сыграть школьная дисциплина – математика. На уроках мате
матики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выпол
нения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика –
самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок
приводит» как отмечал М.В.Ломоносов.
В настоящее время каждый учитель ищет эффективные пути и средства развития
потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно ис
пользуются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не препод
носит истину, а учит её находить. Основным методом всех технологий развивающего
обучения является исследовательская деятельность учащихся. В научнометодической
литературе метод исследования называют также методом открытий, эвристическим
методом и методом решения проблем. Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников
метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна АмосаКомен
ского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские
педагоги и психологи начала ХХ века В.П.Вахтеров и Л.С.Выгодский. И сегодня очень
актуально звучат слова В.П.Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а
тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчёркивал исключитель
ную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать,
комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приёмами
научного исследования, хотя бы в самой элементарной форме.
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию
окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту
склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо
прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно
исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий
поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов,
теоретических знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность в
младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее
специфические особенности:
включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается
на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской
деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности
играют специальные занятия по формированию соответствующих умений;
формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские
умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся
для успешной учебной деятельности.
Уровень, форму, время организации исследовательской деятельности учитель
определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. В
процессе включения младших школьников в исследовательскую деятельность перед
учителем встает проблема организации решения единых исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой
проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы
работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный
исследовательский опыт. В ходе выполнения исследовательской работы от младших
школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию,
обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых
фактов, явлений, событий. Уровень развития исследовательских умений у младших
школьников определяется возможностью совершения учеником действий определенной
сложности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает
система исследовательских заданий. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ – это
предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему; решение её требует
проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов
научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для
них знание.
Учителя, работающие по системе Л.В.Занкова, знают, что большинство заданий из
учебника И.И.Аргинской носят исследовательский характер. Но вот год назад в рамках
повышения квалификации по Именному образовательному чеку я прошла курсовую
подготовку по темам: «Модернизация региональной системы образования» и «Гео
метрический материал как средство развития пространственного мышления младших
школьников» и прослушала курс лекций преподавателей Поволжской государственной
социальногуманитарной академии С.П.Зубовой и Л.В.Лысогоровой. Они рассказали
слушателям курсов о средствах формирования учебноисследовательской деятель
ности младших школьников на уроках математики. Я увидела, что существует
достаточно большой арсенал средств обучения, которые органично дополнят тот
материал, который содержится в учебниках И.И. Аргинской. И вот в течение года я
работаю над проблемой организации исследовательской деятельности учащихся на
уроках математики. Сегодня я хочу рассказать, какие виды исследовательских заданий
были апробированы мной и какие задания планирую предложить детям на уроках
математики. К числу таких заданий могут быть отнесены фокусы с разгадыванием
задуманных чисел. Их исследовательский характер относится к разгадыванию способа
выполнения фокуса или к выработке выигрышной стратегии игры.
Фокусы с разгадыванием задуманных чисел могут быть разного уровня сложности,
который в основном определяется числами, набором и количеством выполняемых над
ними действий. Простейшие фокусы включают 23 действия сложения и вычитания над
числами в пределах 10, затем 20. Достаточно сложные фокусы предполагают действия с
многозначными числами, например, одновременное сложение большого количества чисел
или последовательное выполнение 56 разнородных действий.
Приведу примеры математических фокусов. Фокус № 1:«Задумайте число, при
бавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получи
лось 20?». У ребят вызывает удивление, что учитель, не зная задуманного числа, назы
вает правильный результат выполненных действий. Учитель предлагает разгадать уча
щимся способ выполнения фокуса. Формула для разгадывания фокуса: а + 14 + 6 а=20.
Ее можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Для обоснования можно
воспользоваться доступными ученикам знаниями: сочетательным свойством сложения: а
+ 14 + 6 = а + (14 + 6) = а + 20; а также взаимосвязью суммы и слагаемых: а + 20 а = 20
(из суммы а + 20 вычли слагаемое а, получили другое слагаемое 20).
Фокус № 2: «Угаданный день рождения». Содержание этого математического
фокуса: объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого
человека, сидящего в зале. Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на
2 число дня своего рождения. Затем пусть зритель сложит получившееся произведение
и число 5, теперь пусть умножит на 50 полученную сумму. К этому результату
необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1) вслух назвать
полученное число. Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя. Секрет
этого математического фокуса очень прост. В уме от того числа, которое назвал зри
тель, отнимите 250. У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая
и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.
Большим подспорьем в работе учителя по организации творческой учебноиссле
довательской деятельности младших школьников на уроке могут стать нестандартные
заданияисследования числовых закономерностей. Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало ин
тересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам
в поиске нестандартного решения. Подобные задания могут быть использованы учителем
для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников
на любом этапе урока: при изложении нового материала, закреплении и повторении. Их
можно удачно использовать в ходе проведения устного счёта, когда каждый школьник
должен проявить самостоятельность суждений, смекалку, скорость вычислительных
навыков, суметь установить причинноследственные связи и перенести имеющиеся
знания в новую учебную ситуацию. Более того подобные задания становятся личностно
значимыми, стимулируют в каждом ученике стремление дойти до конца, добраться до
истины, предложив собственный вариант решения учебной задачи, позволяют каждому
школьнику почувствовать себя учёнымпервооткрывателем,
что несомненно
способствует эмоциональному подъёму на уроке.
В качестве примера приведу задание «Исследование суммы».
Даны выражения:
42+ 6 35 + 6 27 + 3
36 + 50 23 + 70
46 + 20
Что можно сказать об этих выражениях? (В выражениях, записанных в верхнем ряду,
вторые слагаемые — однозначные числа. Они равны количеству единиц в двузначных
числах, являющихся первыми слагаемыми в выражениях нижнего ряда. Цифра, обозна
чающая количество единиц в первом слагаемом в выражениях верхнего ряда, обозна
чает и количество десятков второго слагаемого в выражениях нижнего ряда.)Найдите
значения сумм данных выражений. (42 + 6 = 48, 46 + 20 = 66, 35 + 6 = 41, 36 + 50 = 86,
27 + 3 = 30, 23 + 70 = 93) Запишите все двузначные числа из равенств. (42, 48, 46, 20, 66,
35, 41, 36, 50, 86, 27, 30, 23, 70, 93) На какие группы их можно разделить? (Четные
числа: 42, 48, 46, 20, 66, 36, 50, 86, 30, 70; нечетные числа: 35, 41, 27, 23, 93). Можно
ли выделить еще одну группу чисел? (Из четных чисел можно выделить в новую группу
числа, обозначающие круглые десятки: 20, 50, 30, 70.) Составьте равенства и неравенства
из чисел 20, 50, 30, 70. Расположите четные числа, которые меньше 60 и не являются
круглыми десятками, в порядке возрастания и определите закономерность. (36, 42, 46,
48.Числа расположены в порядке возрастания на 6, 4 и 2.) Можно ли продолжить этот
числовой ряд по этой закономерности? (Вправо продолжить ряд нельзя, а влево — можно, уменьшая числа на 8, 10, 12 и т.д.) Продолжите. (6, 18, 28, 36, 42, 48.) Что можно
сказать об этих числах? (Числовой ряд увеличился на три числа.Число 6, в отличие от
всех других чисел, однозначное.) Найдите пары чисел, при сложении которых не будет
перехода через десяток.
Ученики записывают равенства:
36 + 42 = 78; 42 + 6 = 48.
Найдите пары чисел, при сложении которых в результате появляются круглые
числа. (42 + 48 = 90, 18 + 42= 60; 28 + 42 = 70 и т.д.) Найдите пары чисел, при сложении
которых необходимо выполнить сложение с переходом через десяток. (42 + 18 = 60, 28 +
48 = 76; 48 + 18 = 66 и т.д.)
Другим важным приемом создания микро исследовательских ситуаций является
преобразование тренировочных упражнений в творческие. Достигается это поста
новкой учителем дополнительных заданий, ориентирующих учащихся на поиск.
Например. Пусть дано задание: вычислить значение выражения 72(34+16). Ответ:
значение выражения равно 22. Дополнительное задание учащимся: не вычисляя сказать,
как изменится значение выражения, если убрать скобки. Почему? На сколько увеличится
ответ?(На 32). Как изменится значение выражения, если в нем поменять местами знаки
действий? Ответ обосновать.
В обучении математике необходимо смещение акцента с усвоения отдельных фак
тов или частных положений на усвоение общего способа деятельности, обобщённых
положений, охватывающих многие частности. Обобщение – это приём интеллектуальной
деятельности, фиксирующий то общее, что имеется у всех предметов данной сово
купности. Результатом обобщения является вывод, некоторое положение, охватыва
ющее все предметы рассматриваемой совокупности математических объектов.
Формирование у учащихся обобщённых интеллектуальных математических
умений – это основная цель развивающего обучения математике. Наличие обобщённых
умений (владение обобщёнными способами деятельности) – есть показатель умственного
развития школьников.
Покажем это на конкретном примере. Например, составление таблицы умножения.
На её изучение в традиционной программе отводится примерно два месяца. При этом
дети каждый раз рассматривают конкретные случаи умножения однозначных чисел, например числа 3, 4 и др. на все остальные. Чтобы значительно сэкономить учебное
время и включить учащихся в активную познавательную деятельность, нужно
сформировать обобщённое представление о способе её составления и вооружить ученика
моделью составления таблицы умножения.
Рассматривая равенства 3 ∙ 4 = 12, 3 ∙ 5 = 15, 3 ∙ 6 = 18 и т.п., под руководством
учителя учащиеся отмечают, что если первый множитель остается неизменным, а второй
каждый раз увеличивается на единицу, то произведение при этом увеличивается на
первый множитель. Применяя этот вывод (обобщение, полученное эмпирическим путем),
не вычисляя, легко, например, найти значения произведений 7 ∙ 4, 7 ∙ 5, 9 ∙ 2,
9 ∙ 4 и т.д., используя равенство 7 ∙ 3 = 21. Запишем этот вывод в обобщенном виде,
обозначая первый множитель треугольником. Получим:
по определению умножения
∆ ∙ 0=0
∆ ∙ 1=∆ на ноль и единицу
∆ ∙ 1=∆
∆ ∙ 2=∆ ∙ 1 + ∆
∆ ∙ 3=∆ ∙ 2 + ∆
∆ ∙ 4=∆ ∙ 3 + ∆
∆ ∙ 5=∆ ∙ 4 + ∆
∆ ∙ 6=∆ ∙ 5 + ∆
∆ ∙ 7=∆ ∙ 6 + ∆
∆ ∙ 8=∆ ∙ 7 + ∆
∆ ∙ 9=∆ ∙ 8 + ∆
Это обобщенная модель составления таблицы умножения: подставляя вместо
на основе полученного
выше вывода
треугольника то или иное однозначное число, получим таблицу умножения этого числа
на все остальные однозначные числа: 2 ∙ 2=4, 2 ∙ 3=6,...5 ∙ 2=10, 5 ∙ 3=15 и т.д. Такое изу
чение таблицы умножения существенно экономит время, позволяет включать учащихся в
активную познавательную деятельность.
Эффективным является приём расшифровки закодированного способа
деятельности,особенно с использованием игровой формы. В игровой форме учащимся
предлагается расшифровать запись, составленную Незнайкой, если в ней каждая
фигурка означает число, одна и та же фигурка одно и то же число, а точки знаки
арифметических действий. Воспользуемся для этого заранее заготовленной моделью
формируемого способа деятельности.
V □
□
□
: (∆ ∙ O) =
: O : ∆
: V
: ∆ : O
: (∆ ∙ O) =
: (∆ ∙ O) =
□
□
□
Система вопросов к упражнению может быть следующей:
На доске зашифрована запись. Посмотрите на неё. Что заметили?
Что записано в левой части каждого равенства? Что в правой?
Почему левые части одинаковые, а праве разные? Сформулируйте правило.
Проверь вывод на конкретном примере.
Какие числа могут стоять вместо значков? Почему?
Можно ли поменять местами числа в скобках? Почему?
Какой вид при этом примет запись?
Получим: при делении числа на произведение двух чисел можно сначала найти это
произведение и разделить данное число на полученное произведение или же разделить
данное число последовательно на каждый множитель; результат будет одним и тем же.
Обоснованность этого вывода проверяется на числовых примерах. Очевидно, здесь
задействован теоретический путь обобщения с опорой на обобщенную модель
формируемого способа деятельности.
В настоящее время на уроках математики широкоиспользуются различные модели.
Метод моделирования в отличие от других является всеобщим, используется во всех
науках, на всех этапах научного исследования. Он обладает огромной эвристической
силой, позволяет свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого – к
видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, т.е. сделать сложное явление
реальной действительности доступным для тщательного и всестороннего изучения.
Овладение младшими школьниками методом моделирования как методом познания в
процессе обучения существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, де
лает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной. Целенаправ
ленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших
школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.
Для того чтобы «вооружить» учащихся моделированием как способом познания,
учителю недостаточно лишь демонстрировать им разные научные модели и показывать
процесс моделирования отдельных явлений. Нужно, чтобы школьники сами строили
модели, сами изучали какие либо объекты, явления с помощью моделирования. Вот лишь несколько, на мой взгляд, интересных заданий, которые можно исполь
зовать на уроках математики при формировании приёма моделирования.
1. Даны выражения: а)6 + 1 и б)◊ + 1.
Установи, что в них общего, в чем их различие. Какие числа могли спрятаться за◊?
(Общим для выражений а) и б) является действие сложения и второе слагаемое; разли
чие в том, что в выраженииа) первое слагаемое задано числом, а в выражении б) обоб
щенным знаком.)
2. Сравни равенства. Объясни, почему верны эти записи.
2 + 4= 4 + 2; 3 + 6 = 6 + 3; 5 + 3 = 3 + 5
Сделай вывод запиши его для сумм: ∆ +
□ □
=
+ ∆
3. Под тремя символами «спрятались» 3 различных числа. Найди их.
D + D + D =27
D + B = 74
B – T = 57
B + T + D =82
Ответ: D = 9, B = 65, T = 8.
4. Найди, какое количество букв М уравновесит букву А.
Если ААА = АММММ, то А = …
5. Заполни таблицу.
Множитель
Множитель
Значение
произведения
⌂
?
?
?
Ω
2 • Ω
1
?
◊
4 • □
0
?
⌂
; 2; ◊; 0.
Ответы: :
Таким образом, использование исследовательских заданий на уроках математики
способствует развитию логического мышления; формированию таких общеинтеллекту
альных умений, как умения сравнивать, анализировать, обобщать, прогнозировать;
совершенствованию вычислительных навыков, т.е. они имеют важное значение для
развивающего обучения математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.