Презентация по формированию правосознания. законопослушного поведения и активной гражданской позиции обучающихся.
Формирования правосознания, законопослушного поведения, активной
гражданской позиции обучающихся
Слайд№1
Гражданская зрелость личности — это один из аспектов проявления ее
социальной зрелости, а потому, обусловливая развитие в ребенке тех черт и
характеристик, в которых проявляются основные показатели его взрослости.
Познание окружающего мира, общества, отношений между людьми, как
известно, начинает закладываться уже в дошкольном возрасте, у школьников
формируется научная картина мира, широта кругозора, они осознают свое
место в мире, у них вырабатывается индивидуальный стиль деятельности в
общении с людьми. Это проявляется в содержании гражданского сознания и
самосознания личности.
Слайд№2
Если школьник постигает законы и нормы общественной жизни, если его
учат выражать свое мнение, давать оценки событиям и явлениям,
которые он наблюдает, то его знания переходят на уровень убеждений.
Если его учат познавать себя, свой внутренний мир, свои возможности и
способности, если его учат самопознанию, саморефлексии и саморегуляции,
то его знания поднимаются до уровня самосознания и самовоспитания.
Если ребенок осознает социальную значимость учебной деятельности,
проявляет целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей,
если он осознает свои обязанности, имеет определенные права, то в нем
развиваются чувства долга и ответственности.
Если в условиях школы и семьи созданы условия для проявления
активности и самостоятельности личности, если он живет заботой о других
людях, то в нем формируется общественная активность, в основе которой
утверждаются нравственные нормы.
Если в жизни школьника есть возможность проявлять чувство личной
чести и гордости, осознание величия человекатворца, то в ребенке
пробуждаются гражданские чувства.
Если же школьник находится в иных ситуациях школьной жизни, если
изначально он занимает пассивную позицию в коллективе, то это
свидетельство инфантилизации в его развитии.Французский педагог С. Френе писал по этому поводу: они «не умеют
управлять собой и обдумывать свои действия... оказываются неспособными к
самоорганизации и единственное, к чему они стремятся, — это ускользнуть от
любого проявления власти над собой».
Итак, способствуя развитию в ребенке взрослости (его социальной зрелости),
мы способствуем его гражданскому развитию.
Слайд№3
Вступление ребенка в МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ происходит как
принятие первой социальной роли — РОЛИ УЧЕНИКА. И от того, насколько
ребенок осознает социальную значимость этой новой для него роли, зависит
пробуждение его гражданского сознания и самосознания, проявление чувств:
обязанности, ответственности, долга, что ставит его в позицию выполнять не
всегда интересную, но нужную и полезную работу; он привыкает к тому, что
его работа оценивается, к нему предъявляются требования, он должен
научиться осознанно выполнять эти требования и оценивать себя с точки
зрения предъявляемых требований. Таким образом, учебная деятельность
должна восприниматься школьником и как его обязанность (позиция «Я
должен!»), и как радость (позиция «Я хочу!», «Я могу!», «Мне нравится!»).
Слайд№4
Для того чтобы состоялось гражданское развитие личности, в жизнь младшего
школьника должна прийти идея Родины (ее символика — гимн, флаг, герб; ее
героическое прошлое; выдающиеся люди Отечества и др.).
Дети этого возраста еще не утратили способность восхищаться, удивляться,
обижаться, быть искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций.
Конечно, они способны высказывать собственные суждения и давать оценки
событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим
деятелям, если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и
родители). Работу необходимо строить, делая акцент на эмоциональной, а не
на рациональной стороне взаимоотношений, постепенно формируя их
значимость, как граждан своей страны.
Слайд№5
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — это этап в развитии личности, который
характеризуется переходом от состояния детскости к подростковой
взрослости. У подростка появляются новые ощущения собственного «Я», он
проявляет свою способность к самопознанию и самовоспитанию, он пытается
самоутвердиться в проявлении своей взрослости.Слайд№6
Однако проявление у подростка гражданственности как одного из
направлений в развитии его социальной зрелости зависит от взрослого.
Именно от учителей и родителей в первую очередь зависит: каким образом
подросток увидит окружающий его мир и мир взрослых людей, какие идеи и
нормы этого мира станут ему близки и понятны, какие из этих идей и норм
станут основой его внутренней позиции.
Особое внимание следует обращать на меру воспитательных воздействий и
уважение мнения детей. В общении с подростками назидательный тон вредит
больше всего, он вызывает реакцию сопротивления и воспринимается
подростками как недооценка их возможностей. Эффект взрослости и
потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным
интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в
строительстве личности подростка,
развитие правовой культуры,
гражданственности.
Слайд№7
На уроках, учитывая психологические особенности подросткового возраста,
необходимо использовать эмпирические методы работы, т.е. вызвать
желание ребят на поиск данной информации, её конкретизации
соизмеримо с поставленными вопросами или проблемой. Таким образом,
полученная информация может оказать позитивное влияние на
нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека.
Не последнее место в методике проведения уроков, внеклассных занятий при
формировании гражданского и правового воспитания занимает общение
учительученик в форме диалога. Важно построить общение, чтобы выбор и
постановка задач переживались им как собственное действие. В диалоге
обучающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на
собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ
восприятия мира. Больше внимания следует уделять тому, чтобы оценки и
суждения исходили, по возможности, не от учителя, а от самих учеников и
тогда эти оценки могли бы стать стимулом в усвоении этических норм,
осознании подлинно гражданских ценностей. Установление отношений
доверия и сотрудничества между учителем и учениками, не ущемляя
чувство взрослости позволяют эффективно влиять на повышение уровня их
правовой культуры и нравственности.
Слайд№8Старшие школьники овладевают более сложными формами гражданского
сознания и поведения, которые в совокупности могут определить при
благоприятных условиях и целостную осмысленную гражданскую позицию.
Самым действенным путем можно считать создание или использование
хорошо продуманных ситуаций выбора на уроках, классных часах.
Смысл педагогического влияния заключен в том, чтобы анализ ситуации,
поиски путей ее решения были направлены не столько на саму ситуацию,
сколько на осмысление собственного отношения к ней. Я бы хотела
познакомить вас с некоторыми приемами педагогических действий, которые
вы можете использовать в своей практике.
«Третейский суд»
Суть его заключена в том, чтобы предложить старшеклассникам сделать
анализ сложной социально значимой ситуации с позиций человека,
призванного оценить позиции конфликтующих сторон, определить свою
позицию, дать возможный вариант решения, не подчиняясь личным симпатиям
или антипатиям. Целесообразно применять в тех случаях, когда конфликт
возник в условиях, близких старшеклассникам, понятных, но, однако, не
затрагивают непосредственно их личных интересов.
«Позиция»
Используется в той же ситуации, что и «третейский суд», но с обязательным
обозначением личной позиции старшеклассника. Важно учитывать, что выбор
личной позиции в оценке социально значимых событий может быть
адекватным, если он не скажется отрицательно на престиже старшеклассника,
не породит конфликты с близкими ему людьми, мнением которых он
дорожит, и, что особенно важно, если его позиция вызывает уважение даже
тех, кто с ней не согласен.
«Проповедь»
Название приема однозначно раскрывает его содержание. Речь идет о
многочисленном, эмоционально насыщенном обращении педагога к
воспитанникам, в котором содержится пять обязательных элементов:
а) напоминание о непреходящих гражданских нравственных ценностях;
б) новые подходы в раскрытии общеизвестных истин;
в) обращение к опыту человечества, его выдающихся деятелей, к их
высказываниям;
г) раскрытие противоречий между тем, что можно отнести к лучшим образцам
гражданской позиции, и тем, как эта позиция реализуется в повседневной
жизни старшеклассников;д) стремление обратиться к лучшим сторонам духовной, гражданской .жизни
слушателей с надеждой на оптимистическую перспективу.
Особенность проповеди в отличие от лекций состоит в том, что она построена
не на доказательствах, а на провозглашении, не в плане дискуссии, а в плане
примирения, не в позициях отрицания, а в канонах утверждения.
Проповедь целесообразна в тех случаях, когда старшеклассникам необходимо
напомнить о вечном, разумном, добром, чтобы погасить вспышку эмоций,
призвать к согласию, к уважительному отношению к людям, к идеям и чужим
взглядам.
Педагогическое внушение»
Цель внушения формирование желательных мотивов поведения.
Чаще всего речь о педагогическом внушении идет тогда, когда приходится
иметь дело с неблагополучными, педагогически запущенными школьниками.
В формировании гражданской позиции внушение имеет несколько иную
задачу. Сформулировать ее можно следующим образом: передать учащимся
убежденность учителя в правильности своей гражданской позиции по тем или
иным проблемам общественной жизни путем постоянного,
аргументированного высказывания в соответствующих ситуациях с учетом
психологического состояния учащихся и сложившихся между учителем и
учащимися отношений.
Слайд№9
Социальная реклама
Социальная реклама также может являться к нам в образе образовательной
информации, тем самым, вовлекая наших детей и молодежь в активную
гражданскую жизнь с самого раннего возраста. Именно в образовательной
сфере социальная реклама и социальное участие детей может содействовать
решению социальной проблематики наших дней наиболее коренным и
решительным образом. Когда мы говорим о построении гражданского
общества, о воспитании демократических принципов, о плюрализме и
толерантности, то самым первым шагом к этим гуманистическим понятиям
является воспитание этих качеств и соответствующего понимания в юных
сердцах молодых людей и наших детей.
Социальная реклама способствует улучшению жизни отдельного
человека и общества в целом. Можно проводить конкурсы.Основным принципом отбора работ социальная реклама только с
позитивным, созидательным характером, не несущим критичности и
неконструктивного отрицания.
Конец. Слайд№10,11.