Презентация по формированию правосознания. законопослушного поведения и активной гражданской позиции обучающихся.
            
        
                    
                
                    Формирования правосознания, законопослушного поведения, активной
гражданской позиции обучающихся
Слайд№1
Гражданская зрелость личности — это один из аспектов проявления ее 
социальной зрелости, а потому, обусловливая развитие в ребенке тех черт и 
характеристик, в которых проявляются основные показатели его взрослости.
Познание окружающего мира, общества, отношений между людьми, как 
известно, начинает закладываться уже в дошкольном возрасте, у школьников 
формируется научная картина мира, широта кругозора, они осознают свое 
место в мире, у них вырабатывается индивидуальный стиль деятельности в 
общении с людьми. Это проявляется в содержании гражданского сознания и 
самосознания личности.
Слайд№2
Если школьник постигает законы и нормы общественной жизни, если его 
учат выражать свое мнение, давать оценки событиям и явлениям, 
которые он наблюдает, то его знания переходят на уровень убеждений. 
Если его учат познавать себя, свой внутренний мир, свои возможности и 
способности, если его учат самопознанию, саморефлексии и саморегуляции, 
то его знания поднимаются до уровня самосознания и самовоспитания.
Если ребенок осознает социальную значимость учебной деятельности, 
проявляет целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей, 
если он осознает свои обязанности, имеет определенные права, то в нем 
развиваются чувства долга и ответственности. 
Если в условиях школы и семьи созданы условия для проявления 
активности и самостоятельности личности, если он живет заботой о других 
людях, то в нем формируется общественная активность, в основе которой 
утверждаются нравственные нормы.
Если в жизни школьника есть возможность проявлять чувство личной 
чести и гордости, осознание величия человекатворца, то в ребенке 
пробуждаются гражданские чувства.
Если же школьник находится в иных ситуациях школьной жизни, если 
изначально он занимает пассивную позицию в коллективе, то это 
свидетельство инфантилизации в его развитии.Французский педагог С. Френе писал по этому поводу: они «не умеют 
управлять собой и обдумывать свои действия... оказываются неспособными к 
самоорганизации и единственное, к чему они стремятся, — это ускользнуть от
любого проявления власти над собой». 
Итак, способствуя развитию в ребенке взрослости (его социальной зрелости), 
мы способствуем его гражданскому развитию.
Слайд№3
Вступление ребенка в МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ происходит как 
принятие первой социальной роли — РОЛИ УЧЕНИКА. И от того, насколько 
ребенок осознает социальную значимость этой новой для него роли, зависит 
пробуждение его гражданского сознания и самосознания, проявление чувств: 
обязанности, ответственности, долга, что ставит его в позицию выполнять не 
всегда интересную, но нужную и полезную работу; он привыкает к тому, что 
его работа оценивается, к нему предъявляются требования, он должен 
научиться осознанно выполнять эти требования и оценивать себя с точки 
зрения предъявляемых требований. Таким образом, учебная деятельность 
должна восприниматься школьником и как его обязанность (позиция «Я 
должен!»), и как радость (позиция «Я хочу!», «Я могу!», «Мне нравится!»).
Слайд№4
Для того чтобы состоялось гражданское развитие личности, в жизнь младшего
школьника должна прийти идея Родины (ее символика — гимн, флаг, герб; ее 
героическое прошлое; выдающиеся люди Отечества и др.). 
Дети этого возраста еще не утратили способность восхищаться, удивляться, 
обижаться, быть искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций. 
Конечно, они способны высказывать собственные суждения и давать оценки 
событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим 
деятелям, если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и 
родители). Работу необходимо строить, делая акцент на эмоциональной, а не 
на рациональной стороне взаимоотношений, постепенно формируя их 
значимость, как граждан своей страны.
Слайд№5
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — это этап в развитии личности, который 
характеризуется переходом от состояния детскости к подростковой 
взрослости. У подростка появляются новые ощущения собственного «Я», он 
проявляет свою способность к самопознанию и самовоспитанию, он пытается 
самоутвердиться в проявлении своей взрослости.Слайд№6
Однако проявление у подростка гражданственности как одного из 
направлений в развитии его социальной зрелости зависит от взрослого. 
Именно от учителей и родителей в первую очередь зависит: каким образом 
подросток увидит окружающий его мир и мир взрослых людей, какие идеи и 
нормы этого мира станут ему близки и понятны, какие из этих идей и норм 
станут основой его внутренней позиции.
Особое внимание следует обращать на меру воспитательных воздействий и
уважение мнения детей. В общении с подростками назидательный тон вредит
больше   всего,   он   вызывает   реакцию   сопротивления   и   воспринимается
подростками   как   недооценка   их   возможностей.   Эффект   взрослости   и
потребность   в   творческой   самореализации   сопровождается   повышенным
интересом   к   самопознанию.   Это   можно   использовать   как   опору   в
строительстве   личности   подростка,
  развитие   правовой   культуры,
гражданственности. 
Слайд№7
На уроках, учитывая психологические особенности подросткового возраста, 
необходимо использовать эмпирические методы работы, т.е. вызвать 
желание ребят на поиск данной информации, её конкретизации 
соизмеримо с поставленными вопросами или проблемой. Таким образом, 
полученная информация может оказать позитивное влияние на 
нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека.
Не последнее место в методике проведения уроков, внеклассных занятий при 
формировании гражданского и правового воспитания занимает общение 
учительученик в форме диалога. Важно построить общение, чтобы выбор и
постановка задач переживались им как собственное действие. В диалоге 
обучающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на 
собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ 
восприятия мира. Больше внимания следует уделять тому, чтобы оценки и 
суждения исходили, по возможности, не от учителя, а от самих учеников и 
тогда эти оценки могли бы стать стимулом в усвоении этических норм, 
осознании подлинно гражданских ценностей. Установление отношений 
доверия и сотрудничества между учителем и учениками, не ущемляя 
чувство взрослости позволяют эффективно влиять на повышение уровня их  
правовой культуры и нравственности.
Слайд№8Старшие школьники овладевают более сложными формами гражданского 
сознания и поведения, которые в совокупности могут определить при 
благоприятных условиях и целостную осмысленную гражданскую позицию. 
Самым действенным путем можно считать создание или использование 
хорошо продуманных ситуаций выбора на уроках, классных часах. 
Смысл педагогического влияния заключен в том, чтобы анализ ситуации, 
поиски путей ее решения были направлены не столько на саму ситуацию, 
сколько на осмысление собственного отношения к ней. Я бы хотела 
познакомить вас с некоторыми  приемами педагогических действий, которые 
вы можете использовать в своей практике. 
«Третейский суд»
Суть его заключена в том, чтобы предложить старшеклассникам сделать
анализ сложной социально значимой ситуации с позиций человека,
призванного оценить позиции конфликтующих сторон, определить свою
позицию, дать возможный вариант решения, не подчиняясь личным симпатиям
или антипатиям. Целесообразно применять в тех случаях, когда конфликт
возник в условиях, близких старшеклассникам, понятных, но, однако, не
затрагивают непосредственно их личных интересов.
«Позиция»
Используется в той же ситуации, что и «третейский суд», но с обязательным 
обозначением личной позиции старшеклассника. Важно учитывать, что выбор 
личной позиции в оценке социально значимых событий может быть 
адекватным, если он не скажется отрицательно на престиже старшеклассника,
не породит конфликты с близкими ему людьми, мнением которых он 
дорожит, и, что особенно важно, если его позиция вызывает уважение даже 
тех, кто с ней не согласен.
«Проповедь»
Название приема однозначно раскрывает его содержание. Речь идет о 
многочисленном, эмоционально насыщенном обращении педагога к 
воспитанникам, в котором содержится пять обязательных элементов: 
а) напоминание о непреходящих гражданских нравственных ценностях; 
б) новые подходы в раскрытии общеизвестных истин; 
в) обращение к опыту человечества, его выдающихся деятелей, к их 
высказываниям; 
г) раскрытие противоречий между тем, что можно отнести к лучшим образцам
гражданской позиции, и тем, как эта позиция реализуется в повседневной 
жизни старшеклассников;д) стремление обратиться к лучшим сторонам духовной, гражданской .жизни 
слушателей с надеждой на оптимистическую перспективу. 
Особенность проповеди в отличие от лекций состоит в том, что она построена
не на доказательствах, а на провозглашении, не в плане дискуссии, а в плане 
примирения, не в позициях отрицания, а в канонах утверждения. 
Проповедь целесообразна в тех случаях, когда старшеклассникам необходимо
напомнить о вечном, разумном, добром, чтобы погасить вспышку эмоций, 
призвать к согласию, к уважительному отношению к людям, к идеям и чужим 
взглядам.
Педагогическое внушение»
Цель внушения  формирование желательных мотивов поведения. 
Чаще всего речь о педагогическом внушении идет тогда, когда приходится 
иметь дело с неблагополучными, педагогически запущенными школьниками. 
В формировании гражданской позиции внушение имеет несколько иную 
задачу. Сформулировать ее можно следующим образом: передать учащимся 
убежденность учителя в правильности своей гражданской позиции по тем или 
иным проблемам общественной жизни путем постоянного, 
аргументированного высказывания в соответствующих ситуациях с учетом 
психологического состояния учащихся и сложившихся между учителем и 
учащимися отношений.
Слайд№9
Социальная реклама
 Социальная реклама также может являться к нам в образе образовательной 
информации, тем самым, вовлекая наших детей и молодежь в активную 
гражданскую жизнь с самого раннего возраста. Именно в образовательной 
сфере социальная реклама и социальное участие детей может содействовать 
решению социальной проблематики наших дней наиболее коренным и 
решительным образом. Когда мы говорим о построении гражданского 
общества, о воспитании демократических принципов, о плюрализме и 
толерантности, то самым первым шагом к этим гуманистическим понятиям 
является воспитание этих качеств и соответствующего понимания в юных 
сердцах молодых людей и наших детей. 
Социальная реклама   способствует улучшению жизни отдельного 
человека и общества в целом. Можно проводить конкурсы.Основным принципом отбора работ  социальная реклама только с 
позитивным, созидательным характером, не несущим критичности и 
неконструктивного отрицания.
Конец. Слайд№10,11.