Формирование правосознания, законопослушного поведения, активной гражданской позиции обучающихся

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по формированию правосознания. законопослушного поведения и активной гражданской позиции обучающихся.
Иконка файла материала Формирование правосознания.doc
Формирования правосознания, законопослушного поведения, активной гражданской позиции обучающихся Слайд№1 Гражданская зрелость личности — это один из аспектов проявления ее  социальной зрелости, а потому, обусловливая развитие в ребенке тех черт и  характеристик, в которых проявляются основные показатели его взрослости. Познание окружающего мира, общества, отношений между людьми, как  известно, начинает закладываться уже в дошкольном возрасте, у школьников  формируется научная картина мира, широта кругозора, они осознают свое  место в мире, у них вырабатывается индивидуальный стиль деятельности в  общении с людьми. Это проявляется в содержании гражданского сознания и  самосознания личности. Слайд№2 Если школьник постигает законы и нормы общественной жизни, если его  учат выражать свое мнение, давать оценки событиям и явлениям,  которые он наблюдает, то его знания переходят на уровень убеждений.  Если его учат познавать себя, свой внутренний мир, свои возможности и  способности, если его учат самопознанию, саморефлексии и саморегуляции,  то его знания поднимаются до уровня самосознания и самовоспитания. Если ребенок осознает социальную значимость учебной деятельности,  проявляет целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей,  если он осознает свои обязанности, имеет определенные права, то в нем  развиваются чувства долга и ответственности.  Если в условиях школы и семьи созданы условия для проявления  активности и самостоятельности личности, если он живет заботой о других  людях, то в нем формируется общественная активность, в основе которой  утверждаются нравственные нормы. Если в жизни школьника есть возможность проявлять чувство личной  чести и гордости, осознание величия человека­творца, то в ребенке  пробуждаются гражданские чувства. Если же школьник находится в иных ситуациях школьной жизни, если  изначально он занимает пассивную позицию в коллективе, то это  свидетельство инфантилизации в его развитии.Французский педагог С. Френе писал по этому поводу: они «не умеют  управлять собой и обдумывать свои действия... оказываются неспособными к  самоорганизации и единственное, к чему они стремятся, — это ускользнуть от любого проявления власти над собой».  Итак, способствуя развитию в ребенке взрослости (его социальной зрелости),  мы способствуем его гражданскому развитию. Слайд№3 Вступление ребенка в МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ происходит как  принятие первой социальной роли — РОЛИ УЧЕНИКА. И от того, насколько  ребенок осознает социальную значимость этой новой для него роли, зависит  пробуждение его гражданского сознания и самосознания, проявление чувств:  обязанности, ответственности, долга, что ставит его в позицию выполнять не  всегда интересную, но нужную и полезную работу; он привыкает к тому, что  его работа оценивается, к нему предъявляются требования, он должен  научиться осознанно выполнять эти требования и оценивать себя с точки  зрения предъявляемых требований. Таким образом, учебная деятельность  должна восприниматься школьником и как его обязанность (позиция «Я  должен!»), и как радость (позиция «Я хочу!», «Я могу!», «Мне нравится!»). Слайд№4 Для того чтобы состоялось гражданское развитие личности, в жизнь младшего школьника должна прийти идея Родины (ее символика — гимн, флаг, герб; ее  героическое прошлое; выдающиеся люди Отечества и др.).  Дети этого возраста еще не утратили способность восхищаться, удивляться,  обижаться, быть искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций.  Конечно, они способны высказывать собственные суждения и давать оценки  событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим  деятелям, если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и  родители). Работу необходимо строить, делая акцент на эмоциональной, а не  на рациональной стороне взаимоотношений, постепенно формируя их  значимость, как граждан своей страны. Слайд№5 ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — это этап в развитии личности, который  характеризуется переходом от состояния детскости к подростковой  взрослости. У подростка появляются новые ощущения собственного «Я», он  проявляет свою способность к самопознанию и самовоспитанию, он пытается  самоутвердиться в проявлении своей взрослости.Слайд№6 Однако проявление у подростка гражданственности как одного из  направлений в развитии его социальной зрелости зависит от взрослого.  Именно от учителей и родителей в первую очередь зависит: каким образом  подросток увидит окружающий его мир и мир взрослых людей, какие идеи и  нормы этого мира станут ему близки и понятны, какие из этих идей и норм  станут основой его внутренней позиции. Особое внимание следует обращать на меру воспитательных воздействий и уважение мнения детей. В общении с подростками назидательный тон вредит больше   всего,   он   вызывает   реакцию   сопротивления   и   воспринимается подростками   как   недооценка   их   возможностей.   Эффект   взрослости   и потребность   в   творческой   самореализации   сопровождается   повышенным интересом   к   самопознанию.   Это   можно   использовать   как   опору   в строительстве   личности   подростка,   развитие   правовой   культуры, гражданственности.  Слайд№7 На уроках, учитывая психологические особенности подросткового возраста,  необходимо использовать эмпирические методы работы, т.е. вызвать  желание ребят на поиск данной информации, её конкретизации  соизмеримо с поставленными вопросами или проблемой. Таким образом,  полученная информация может оказать позитивное влияние на  нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека. Не последнее место в методике проведения уроков, внеклассных занятий при  формировании гражданского и правового воспитания занимает общение  учитель­ученик в форме диалога. Важно построить общение, чтобы выбор и постановка задач переживались им как собственное действие. В диалоге  обучающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на  собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ  восприятия мира. Больше внимания следует уделять тому, чтобы оценки и  суждения исходили, по возможности, не от учителя, а от самих учеников и  тогда эти оценки могли бы стать стимулом в усвоении этических норм,  осознании подлинно гражданских ценностей. Установление отношений  доверия и сотрудничества между учителем и учениками, не ущемляя  чувство взрослости позволяют эффективно влиять на повышение уровня их   правовой культуры и нравственности. Слайд№8Старшие школьники овладевают более сложными формами гражданского  сознания и поведения, которые в совокупности могут определить при  благоприятных условиях и целостную осмысленную гражданскую позицию.  Самым действенным путем можно считать создание или использование  хорошо продуманных ситуаций выбора на уроках, классных часах.  Смысл педагогического влияния заключен в том, чтобы анализ ситуации,  поиски путей ее решения были направлены не столько на саму ситуацию,  сколько на осмысление собственного отношения к ней. Я бы хотела  познакомить вас с некоторыми  приемами педагогических действий, которые  вы можете использовать в своей практике.  «Третейский суд» Суть его заключена в том, чтобы предложить старшеклассникам сделать анализ сложной социально значимой ситуации с позиций человека, призванного оценить позиции конфликтующих сторон, определить свою позицию, дать возможный вариант решения, не подчиняясь личным симпатиям или антипатиям. Целесообразно применять в тех случаях, когда конфликт возник в условиях, близких старшеклассникам, понятных, но, однако, не затрагивают непосредственно их личных интересов. «Позиция» Используется в той же ситуации, что и «третейский суд», но с обязательным  обозначением личной позиции старшеклассника. Важно учитывать, что выбор  личной позиции в оценке социально значимых событий может быть  адекватным, если он не скажется отрицательно на престиже старшеклассника, не породит конфликты с близкими ему людьми, мнением которых он  дорожит, и, что особенно важно, если его позиция вызывает уважение даже  тех, кто с ней не согласен. «Проповедь» Название приема однозначно раскрывает его содержание. Речь идет о  многочисленном, эмоционально насыщенном обращении педагога к  воспитанникам, в котором содержится пять обязательных элементов:  а) напоминание о непреходящих гражданских нравственных ценностях;  б) новые подходы в раскрытии общеизвестных истин;  в) обращение к опыту человечества, его выдающихся деятелей, к их  высказываниям;  г) раскрытие противоречий между тем, что можно отнести к лучшим образцам гражданской позиции, и тем, как эта позиция реализуется в повседневной  жизни старшеклассников;д) стремление обратиться к лучшим сторонам духовной, гражданской .жизни  слушателей с надеждой на оптимистическую перспективу.  Особенность проповеди в отличие от лекций состоит в том, что она построена не на доказательствах, а на провозглашении, не в плане дискуссии, а в плане  примирения, не в позициях отрицания, а в канонах утверждения.  Проповедь целесообразна в тех случаях, когда старшеклассникам необходимо напомнить о вечном, разумном, добром, чтобы погасить вспышку эмоций,  призвать к согласию, к уважительному отношению к людям, к идеям и чужим  взглядам. Педагогическое внушение» Цель внушения ­ формирование желательных мотивов поведения.  Чаще всего речь о педагогическом внушении идет тогда, когда приходится  иметь дело с неблагополучными, педагогически запущенными школьниками.  В формировании гражданской позиции внушение имеет несколько иную  задачу. Сформулировать ее можно следующим образом: передать учащимся  убежденность учителя в правильности своей гражданской позиции по тем или  иным проблемам общественной жизни путем постоянного,  аргументированного высказывания в соответствующих ситуациях с учетом  психологического состояния учащихся и сложившихся между учителем и  учащимися отношений. Слайд№9 Социальная реклама  Социальная реклама также может являться к нам в образе образовательной  информации, тем самым, вовлекая наших детей и молодежь в активную  гражданскую жизнь с самого раннего возраста. Именно в образовательной  сфере социальная реклама и социальное участие детей может содействовать  решению социальной проблематики наших дней наиболее коренным и  решительным образом. Когда мы говорим о построении гражданского  общества, о воспитании демократических принципов, о плюрализме и  толерантности, то самым первым шагом к этим гуманистическим понятиям  является воспитание этих качеств и соответствующего понимания в юных  сердцах молодых людей и наших детей.  Социальная реклама  ­ способствует улучшению жизни отдельного  человека и общества в целом. Можно проводить конкурсы.Основным принципом отбора работ ­ социальная реклама только с  позитивным, созидательным характером, не несущим критичности и  неконструктивного отрицания. Конец. Слайд№10,11.