Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Оценка 4.7

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
04.09.2017
Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период происходят значительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, активно развиваются все познавательные процессы, в том числе внимание, которое в среднем и старшем дошкольном возрасте характеризуется постепенным развитием произвольности, с чем связаны внутреннее регулирование восприятия и активное владение речью. Педагогическая практика показывает, что большинство проблем, которые возникают в обучении, связаны с функцией внимания и организации своей деятельности. Проблема внимания – одна из наиболее изучаемых и в то же время одна из тех проблем, которые порождают максимальное количество споров в психологии познавательных процессов. Многие направления психологии занимались исследованием проблем внимания ( Н.Н.Ланге, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрынин и многие другие) [1;2]. В науке накоплено большое количество общих рекомендаций и конкретных приёмов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых. Однако большое количество проблем, связанных с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство и у педагогов, и у детских психологов, и у родителей. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания. В тесной связи с проблемой развития внимания встает и проблема воли, ведь в основе внимания лежат именно волевые процессы – это изучали Л.С.Выготский, Н.Н.Ланге, А.Н.Леонтьев, Т.Рибо и другие. Развитое произвольное внимание – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим необходимо разрабатывать и применять в процессе воспитания дошкольников оптимальные средства, развивающие произвольное внимание. В связи с этим очевидна актуальность применения дидактических игр как оптимального средства формирования произвольного внимания детей 4-5 лет. Внимание – это познавательный процесс, характеризующий направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте (Н.Ф.Добрынин); произвольное внимание – процесс, направленный на контроль деятельности, поддержание устойчивой избирательной активности. В дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание, произвольное только начинает формироваться. Характерной особенностью внимания ребенка среднего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. К 4-5 годам отмечается появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В этом возрасте начинают складываться элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Произвольное внимание в среднем дошкольном возрасте начинает свое интенсивное развитие. В среднем дошкольном возрасте развиваются все свойства внимания: концентрация, объём, продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость. Для эффективного развития произвольного внимания в среднем дошкольном возрасте большое значение имеет помощь взрослого, тренировка всех свойств внимания ребенка, поиск оптимальных средств его развития. Мы выделили факторы, представленные В.С.Мухиной, влияющие на развитие внимания: интерес к деятельности; понимание конкретной цели деятельности; стремление к достижению результата; организованность процесса; создание благоприятных условий. По мнению отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других движущими силами развития психических процессов ребёнка являются обучение и деятельность (3; 4; 5; 6). Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, так как именно в связи с её развитием происходят качественные изменения в психике ребёнка. Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству обучения детей. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Использование дидактических игр как средства обучения детей-дошкольников определяется рядом причин: игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь решения задач обучения и развития детей; дидактическая игра – своеобразная подготовка к включению старших дошкольников в учебную деятельность; игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка»; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления, и дидактические игры, как нельзя лучше, способствуют развитию у детей всех психических процессов; у дошкольников ещё недостаточно сформирована познавательная мотивация, а дидактическая игра способствует развитию интереса детей к обучению и освоению новых знаний. Дидактическая игра – это специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра, именно она имеет преимущественное значение в развитии психических функций ребенка, в том числе и внимания [7, с.71]. Большую роль дидактических игр в развитии психических процессов детей отмечали А.К.Бондаренко, Л.П.Григорьева, Е.И.Тихеева и многие другие [8; 9; 10]. Посредством дидактической игры можно развивать и произвольное внимание дошкольников. В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания необходимо развивать все его свойства и характеристики. Большое количество дидактических игр представлено в работах А.К.Бондаренко, Ф.Н.Блехер, Е.И.Тихеевой, Б.И.Хачапуридзе и других. Однако в литературе сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие произвольного внимания дошкольников. Поэтому была определена цель работы: способствовать развитию произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Развитие внимания в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному. Одним из эффективных средств развития произвольного внимания может стать дидактическая игра. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В работе с детьми 4-5 лет по развитию у них произвольного внимания можно использовать разные виды дидактических игр: игры с предметами и игрушками; настольно-печатные игры; словесные игры. Важно, чтобы у ребёнка возникал интерес к таким играм, чтобы они соответствовали его возрастным особенностям, были доступными. В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания важно развивать все его свойства и его характеристики: объём, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Это должно быть не фрагментарно используемые упражнения, а организованная и систематичная работа с дошкольниками. В своей работе мы учитывали принципы педагогики: систематичность; последовательность (от простого к сложному); доступность; отбор содержания игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания; учёт возрастных особенностей детей; закрепление полученных знаний и навыков в свободной деятельности с воспитателями группы. Игры проводились в два этапа с постепенным усложнением их содержания, и были направлены на развитие различных свойств произвольного внимания. Целью первого этапа являлось знакомство детей с дидактическими играми, формирование необходимой мотивации, развитие интереса к играм на развитие внимания. В развитии произвольного внимания детей на данном этапе в значительной степени помогали словесные указания взрослого. Нами использовались специальные дидактические игры, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, переключение, концентрацию, устойчивость и продуктивность. Игра «Что изменилось?». Цель: развитие объёма внимания. Ход игры: взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт. Повернувшись обратно, дети должны ответить лишь на один вопрос «Что изменилось?» и так далее. В ходе этой игры можно использовать различные материалы – игрушки, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки с различными изображениями. Игра «Найди одинаковые предметы». Цель: развитие концентрации, сосредоточенности и объёма внимания. Оборудование: изображения предметов (например, домики, медвежата и другие), среди них несколько одинаковых. Ход игры: ребёнку показывают картинки, его задача – найти среди них одинаковые. Искомые рисунки могут быть расположены в различном ракурсе, в различных частях листа, но обязательно должны быть идентичными. Игра «Птица – не птица». Цель: развитие концентрации внимания, устойчивости, сосредоточения. Ход игры: взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно нужно спросить детей, что не правильно. Уточните: «А муха – это кто?». Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны… Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи… Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы… Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи… Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы… Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди и утки – И спасибо шутке! Так же на данном этапе можно использовать следующие игры: «Где, чей домик?», «Найди одинаковые предметы», «Хлопни в ладоши», «Зачеркни» (корректурные пробы, адаптированные для дошкольников), «Проставь значки», «Топ - хлоп», «Летает – не летает». На втором этапе нашей целью было развитие и совершенствование необходимых для развития свойств произвольного внимания, закрепление полученных на предыдущем этапе умений и навыков. На данном этапе мы также работали со всеми свойствами внимания, усложняя игровые задачи, давая более сложный по объёму и содержанию материал. Здесь мы больше внимания уделяли тому, что ребёнок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия и проявлять навыки самоконтроля. На этом этапе мы использовали следующие игры: Игра «Наблюдатели». Цель: развитие концентрации и объёма внимания. Ход игры: детям предлагается походить по групповой комнате и осмотреть все вокруг. Ведущий предлагает быть внимательными и постараться запомнить, что и где располагается в группе. Через 2 минуты предлагается ответить на вопросы: Какого цвета дверь? Где спит мишка? Что стоит на окне? Если дети справляются, можно тут же попросить описать, например, во что одет кто - то из детей и тому подобное. Игра «Четыре стихии». Цель: развитие концентрации внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов, переключения внимания. Оборудование: стулья, расставленные по кругу в группе. Ход игры: дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего они выполняют определенное движение руками: «земля» - опускают руки вниз, «вода» - вытягивают руки вперёд, «воздух» - поднимают руки вверх, «огонь» - вращают руками. Ведущий, соответственно старается запутать детей: для начала ускоряя темп названия стихий, а затем – пытаясь сам изобразить неправильные движения. Игра «Треугольники и круги». Цель: развитие распределения внимания. Оборудование: листы бумаги, карандаши. Ход игры: игра направлена на выработку у ребёнка умения выполнять два разных действия одновременно. В течение одной минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: кружки – левой, треугольники – правой. В конце подсчитывается количество нарисованных кружков и треугольников. Дидактические игры, рекомендованные для проведения на втором этапе: «Что изменилось у друга?», «Всё помню», «Пуговицы», «Маленький жук», «Да, нет – не говори», «Красно – чёрные таблицы». До начала и после проведения серии дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста, мы провели диагностику развития произвольного внимания (методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки»). Результаты диагностики занесены в таблицу. Динамика развития произвольного внимания у детей средней группы Уровень Начало года ( %) Конец года (%) Низкий 85 60 Средний 15 30 Высокий 0 10 Из таблицы видно, что количество детей с низким уровнем развития произвольного внимания снизилось (с 85% до 60%), возросло количество детей со средним (с 15% до 30%) и высоким (с 0% до 10%) уровнем развития произвольного внимания. Полученные данные доказывают эффективность нашей работы и показывают, что дидактические игры являются эффективным средством развития произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста. Список литературы: 1. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я.Гальперин, С.Л. Кобылицкая.. – М., 1974. – 260 с. 2. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. – 1975. - №2. – С.68 – 80. 3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. – М.: Просвещение, 1976. – С.184 – 219. 4. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собрание сочинений : В 6 т. – М.: Просвещение, 1983. Т.3.- 240 с. 5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Леонтьева Д.А., Соколовой Е.Е. – М.: Смысл, 2000. 6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд. Москов. ун-та, 1981. – 584 с. 7. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., - СПб.: ПрайЕвроЗнак, 2004. – 667 с. 8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. 9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада – М.: Просвещение, 1974. – 260 с. 10. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Марковой Т.А.. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Формирование произвольного внимания посредством дидактических игр.docx
Формирование произвольного внимания посредством дидактических игр Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда  формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности,  определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период происходят  значительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, активно  развиваются все познавательные процессы, в том числе внимание, которое в  среднем и старшем дошкольном возрасте характеризуется постепенным  развитием произвольности, с чем связаны внутреннее регулирование восприятия  и активное владение речью. Педагогическая практика показывает, что большинство проблем, которые  возникают в обучении, связаны с функцией внимания и организации своей  деятельности. Проблема внимания – одна из наиболее изучаемых и в то же время одна из тех проблем, которые порождают максимальное количество споров в  психологии познавательных процессов. Многие направления психологии занимались исследованием проблем внимания ( Н.Н.Ланге, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрынин и многие другие) [1;2]. В науке  накоплено большое количество общих рекомендаций и конкретных приёмов для  активного развития внимания детей разного возраста и взрослых. Однако  большое количество проблем, связанных с развитием внимания у детей,  вызывают беспокойство и у педагогов, и у детских психологов, и у родителей.  Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с  так называемым синдромом дефицита внимания. В тесной связи с проблемой  развития внимания встает и проблема воли, ведь в основе внимания лежат  именно волевые процессы – это изучали Л.С.Выготский, Н.Н.Ланге,  А.Н.Леонтьев, Т.Рибо и другие. Развитое произвольное внимание – одно из  основных условий эффективности учебно­воспитательного процесса. В связи с  этим необходимо разрабатывать и применять в процессе воспитания  дошкольников оптимальные средства, развивающие произвольное внимание. В связи с этим очевидна актуальность применения дидактических игр как  оптимального средства формирования произвольного внимания детей 4­5 лет. Внимание – это познавательный процесс, характеризующий направленность и  сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте  (Н.Ф.Добрынин); произвольное внимание – процесс, направленный на контроль  деятельности, поддержание устойчивой избирательной активности. В  дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание,  произвольное только начинает формироваться. Характерной особенностью  внимания ребенка среднего дошкольного возраста является то, что оно  вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и  остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется  непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. К 4­5 годам отмечается появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В этом возрасте начинают складываться элементарные  формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на  внешние вспомогательные средства). Произвольное внимание в среднем  дошкольном возрасте начинает свое интенсивное развитие. В среднем  дошкольном возрасте развиваются все свойства внимания: концентрация, объём,  продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость. Для  эффективного развития произвольного внимания в среднем дошкольном  возрасте большое значение имеет помощь взрослого, тренировка всех свойств  внимания ребенка, поиск оптимальных средств его развития. Мы выделили  факторы, представленные В.С.Мухиной, влияющие на развитие внимания:  интерес к деятельности; понимание конкретной цели деятельности; стремление к достижению результата; организованность процесса; создание благоприятных  условий. По мнению отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева,  С.Л.Рубинштейна и других движущими силами развития психических процессов  ребёнка являются обучение и деятельность (3; 4; 5; 6). Ведущим видом  деятельности в дошкольном возрасте является игра, так как именно в связи с её  развитием происходят качественные изменения в психике ребёнка. Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как  наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству  обучения детей. В игре активно формируются или перестраиваются психические  процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Использование  дидактических игр как средства обучения детей­дошкольников определяется  рядом причин: игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, игровые  формы и приёмы – это наиболее адекватный путь решения задач обучения и  развития детей; дидактическая игра – своеобразная подготовка к включению  старших дошкольников в учебную деятельность; игра создаёт «зону ближайшего  развития ребёнка»; имеются возрастные особенности детей, связанные с  недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием  наглядно­образного типа мышления, и дидактические игры, как нельзя лучше,  способствуют развитию у детей всех психических процессов; у дошкольников  ещё недостаточно сформирована познавательная мотивация, а дидактическая  игра способствует развитию интереса детей к обучению и освоению новых  знаний. Дидактическая игра – это специально создаваемая или приспособленная для  целей обучения игра, именно она имеет преимущественное значение в развитии  психических функций ребенка, в том числе и внимания [7, с.71]. Большую роль  дидактических игр в развитии психических процессов детей отмечали  А.К.Бондаренко, Л.П.Григорьева, Е.И.Тихеева и многие другие [8; 9; 10]. Посредством дидактической игры можно развивать и произвольное внимание  дошкольников. В ходе системы дидактических игр на совершенствование  внимания необходимо развивать все его свойства и характеристики. Большое количество дидактических игр представлено в работах А.К.Бондаренко,  Ф.Н.Блехер, Е.И.Тихеевой, Б.И.Хачапуридзе и других. Однако в литературе  сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие  произвольного внимания дошкольников. Поэтому была определена цель работы: способствовать развитию произвольного  внимания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических  игр. Развитие внимания в дошкольном возрасте характеризуется постепенным  переходом от непроизвольного к произвольному. Одним из эффективных средств развития произвольного внимания может стать дидактическая игра.  Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние  игровой деятельности. В работе с детьми 4­5 лет по развитию у них произвольного внимания можно  использовать разные виды дидактических игр: игры с предметами и игрушками;  настольно­печатные игры; словесные игры. Важно, чтобы у ребёнка возникал  интерес к таким играм, чтобы они соответствовали его возрастным  особенностям, были доступными. В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания важно  развивать все его свойства и его характеристики: объём, устойчивость,  концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и  произвольность. Это должно быть не фрагментарно используемые упражнения, а  организованная и систематичная работа с дошкольниками. В своей работе мы учитывали принципы педагогики: систематичность;  последовательность (от простого к сложному); доступность; отбор содержания  игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания; учёт  возрастных особенностей детей; закрепление полученных знаний и навыков в  свободной деятельности с воспитателями группы. Игры проводились в два этапа  с постепенным усложнением их содержания, и были направлены на развитие  различных свойств произвольного внимания. Целью первого этапа являлось знакомство детей с дидактическими играми,  формирование необходимой мотивации, развитие интереса к играм на развитие  внимания. В развитии произвольного внимания детей на данном этапе в  значительной степени помогали словесные указания взрослого. Нами  использовались специальные дидактические игры, тренирующие основные  свойства внимания: объём, распределение, переключение, концентрацию,  устойчивость и продуктивность. Игра «Что изменилось?». Цель: развитие объёма внимания. Ход игры: взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что­либо переложит или уберёт.  Повернувшись обратно, дети должны ответить лишь на один вопрос «Что  изменилось?» и так далее. В ходе этой игры можно использовать различные  материалы – игрушки, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки с  различными изображениями. Игра «Найди одинаковые предметы». Цель: развитие концентрации,  сосредоточенности и объёма внимания. Оборудование: изображения предметов  (например, домики, медвежата и другие), среди них несколько одинаковых. Ход  игры: ребёнку показывают картинки, его задача – найти среди них одинаковые.  Искомые рисунки могут быть расположены в различном ракурсе, в различных  частях листа, но обязательно должны быть идентичными. Игра «Птица – не птица». Цель: развитие концентрации внимания, устойчивости,  сосредоточения. Ход игры: взрослый читает стишки. Задача детей внимательно  слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно нужно спросить детей, что не правильно. Уточните: «А муха – это кто?». Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны… Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и  моржи Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи… Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы… Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи… Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы… Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы ­ сплюшки, лебеди и утки – И спасибо шутке! Так же на данном этапе можно использовать следующие игры: «Где, чей  домик?», «Найди одинаковые предметы», «Хлопни в ладоши», «Зачеркни»  (корректурные пробы, адаптированные для дошкольников), «Проставь значки»,  «Топ ­ хлоп», «Летает – не летает». На втором этапе нашей целью было развитие и совершенствование необходимых  для развития свойств произвольного внимания, закрепление полученных на  предыдущем этапе умений и навыков. На данном этапе мы также работали со  всеми свойствами внимания, усложняя игровые задачи, давая более сложный по  объёму и содержанию материал. Здесь мы больше внимания уделяли тому, что ребёнок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия и  проявлять навыки самоконтроля. На этом этапе мы использовали следующие  игры: Игра «Наблюдатели». Цель: развитие концентрации и объёма внимания. Ход  игры: детям предлагается походить по групповой комнате и осмотреть все  вокруг. Ведущий предлагает быть внимательными и постараться запомнить, что и где располагается в группе. Через 2 минуты предлагается ответить на вопросы:  Какого цвета дверь? Где спит мишка? Что стоит на окне? Если дети  справляются, можно тут же попросить описать, например, во что одет кто ­ то из  детей и тому подобное. Игра «Четыре стихии». Цель: развитие концентрации внимания, связанного с  координацией слухового и зрительного анализаторов, переключения внимания.  Оборудование: стулья, расставленные по кругу в группе. Ход игры: дети сидят  на стульях по кругу. По команде ведущего они выполняют определенное  движение руками: «земля» ­ опускают руки вниз, «вода» ­ вытягивают руки  вперёд, «воздух» ­ поднимают руки вверх, «огонь» ­ вращают руками. Ведущий,  соответственно старается запутать детей: для начала ускоряя темп названия  стихий, а затем – пытаясь сам изобразить неправильные движения. Игра «Треугольники и круги». Цель: развитие распределения внимания.  Оборудование: листы бумаги, карандаши. Ход игры: игра направлена на  выработку у ребёнка умения выполнять два разных действия одновременно. В  течение одной минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: кружки –  левой, треугольники – правой. В конце подсчитывается количество  нарисованных кружков и треугольников. Дидактические игры, рекомендованные для проведения на втором этапе: «Что  изменилось у друга?», «Всё помню», «Пуговицы», «Маленький жук», «Да, нет –  не говори», «Красно – чёрные таблицы». До начала и после проведения серии дидактических игр с детьми среднего  дошкольного возраста, мы провели диагностику развития произвольного  внимания (методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки»). Результаты  диагностики занесены в таблицу. Динамика развития произвольного внимания у детей средней группы Уровень Начало года ( %) Конец года (%) Низкий 85 60 Средний 15 30 Высокий 0 10 Из таблицы видно, что количество детей с низким уровнем развития  произвольного внимания снизилось (с 85% до 60%), возросло количество детей  со средним (с 15% до 30%) и высоким (с 0% до 10%) уровнем развития  произвольного внимания. Полученные данные доказывают эффективность нашей работы и показывают, что дидактические игры являются эффективным средством развития произвольного  внимания детей среднего дошкольного возраста. Список литературы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я.Гальперин, С.Л.  Кобылицкая.. – М., 1974. – 260 с. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. –  1975. ­ №2. – С.68 – 80. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. – М.: Просвещение,  1976. – С.184 – 219. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собрание  сочинений : В 6 т. – М.: Просвещение, 1983. Т.3.­ 240 с. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Леонтьева Д.А., Соколовой  Е.Е. – М.: Смысл, 2000. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд. Москов. ун­та, 1981. – 584 с. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., ­  СПб.: ПрайЕвроЗнак, 2004. – 667 с. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.  сада – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет.  сада – М.: Просвещение, 1974. – 260 с. 10. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред.  Марковой Т.А.. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2017