Формирование смыслового чтения на уроках математики
Оценка 4.7

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
математика +1
Взрослым
08.04.2019
Формирование смыслового чтения на уроках математики
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. В материале представлены приемы для формирования смыслового чтения на уроках математики.
СШ № 1 г.Пинска. Кравчук Т.Я. Формирование смыслового чтения на уроках математики.docx
Кравчук Татьяна Яковлевна,  заместитель директора по учебной работе,  учитель математики  высшей квалификационной категории государственного учреждения образования  «Средняя школа № 1 г.Пинска»,  магистр педагогических наук  ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Согласно научным исследованиям ученых, на успеваемость учащегося влияет около 200 факторов. Фактор № 1 – это навык чтения, который гораздо сильнее   влияет   на   успеваемость,   чем   все   вместе   взятые.   Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем учебным предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120­150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. Сегодня   чтение,   наряду   с   письмом   и   владением   компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно   общаться   с   разными   людьми.   Чтение   является   универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Задача   современной   системы   образования   –   перенести   акцент   с формирования   знаний,  умений   и   навыков   на   формирование   универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «умение учиться». Обеспечивая   учащихся   значительным   багажом   предметных   знаний, система образования ставит целью развитие у обучающихся умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, решать творческие   задачи.   То   есть   учащихся   необходимо   учить   распознавать практические задачи, переводить проблемы в формат задач, соотносить их с контекстом   полученных   знаний,   анализировать   и   оценивать   результаты.   На практике учитель математики зачастую встречается с проблемами: решая контрольную работу по математике, учащиеся при решении задачи дали неверный ответ, так как не обратили внимание на вопрос задачи; имея дело с объемным   текстом   параграфа   учебника   математики   по   изучаемой   теме, обучающиеся   не   берутся   за   внимательное   прочтение,   так   как   их   пугает большой   объем   текста   по   причине   недостаточно   сформированного   умения смыслового   чтения;   заучивая   определение   математического   понятия, учащиеся   опускают   важные   характеристики,   считая   их   незначительными маловажными деталями, и другие проблемы.  Развитие   математической   грамотности   (в   том   числе   решение вышеуказанных проблем) учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения, развитие речевой культуры.  Особая роль   в   развитии   речевой   культуры   отводится   работе   с   книгой,   основные задачи которой – развитие  техники чтения, пополнение словарного запаса, умение выделять в тексте главное, видеть непонятные слова, умение понимать математический текст, выделять в нем главные и опорные слова. Знания учащихся будут прочными, если они не механически заучены, а являются продуктом собственных размышлений и закрепились в результате его творческой деятельности над учебным материалом, что напрямую связано Часто   учащиеся   не   осознают, с умением работать с учебной литературой.  почему нужно делать так, а не иначе, свое внимание сосредотачивают лишь на последовательности   вычислений.   Такая   автоматизация   формирует   лишь механический навык. Даже при незначительном изменении задания учащийся затрудняется в его выполнении, а иногда даже и ошибается. Поэтому, при решении упражнений  следует вырабатывать  у  обучающихся необходимость теоретических обоснований своей работы, привлекая их тем самым к тексту учебника или дополнительной литературы. Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо продолжать учителю математики в V классе и проводить   в   системе,   усложняя   приемы   и   способы   чтения   и   обработки информации от класса к классу. К   ключевым   направлениям   формирования   умений   работы   с   текстом относят следующие: V – VI классы  выделение главного в тексте;    составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный текст. VII – VIII классы  умение составить план прочитанного;    воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; запоминание определений, формул, теорем. IX – XI классы  работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);  использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;   подтверждение научных фактов; конспектирование материала по теме. Важным   направлением   в   формировании   у   обучающихся   умений работать   с   текстом   является   организация   систематической   работы   с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения.  Можно продумать целую систему весьма нетривиальных  заданий для самостоятельной работы с текстом учебника. Пример: 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Какое предложение выделено шрифтом? Почему? 5. Если бы вы читали текст вслух, то как бы вы дали понять, что это предложение главное? Давайте попробуем. Чем   лучше   учитель   организует этап   предчтения,   тем   легче   будет читать и понимать текст. На данном этапе можно использовать такие приемы:     «мозговой штурм»; «глоссарий»; «ориентиры предвосхищения»; «батарея вопросов», вопросы к тексту учебника. Стратегия текстовой деятельности может быть проведена посредством следующих приемов:      «чтение в кружок (попеременное чтение)»; «чтение про себя с вопросами»; «инсерт»; «чтение про себя с остановками»; «чтение про себя с пометками». Послетекстовую   деятельность можно   организовать   эффективно, применяя приемы: «верите ли вы…»; «верные – неверные утверждения»; «учимся   задавать   вопросы   разных   типов»  (например,  «ромашка    Блума»);    составление вопросов к задаче; составление краткой записи задачи; «тонкие и толстые вопросы»;    «цепочка вопросов»; кластер; синквейн. Рассмотрим применение отдельных приемов на практике. 1.  Прием  «Вопросы к тексту учебника» Прием позволяет формировать умение самостоятельно        работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание. 2. Прием «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, учащийся делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. V … + … ­  … ? … Записи   должны   быть   краткие:   ключевые   слова,   фразы.   Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини­конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто­то из обучающихся ответить на возникший вопрос.  Этот   прием   способствует   развитию   умения   классифицировать, систематизировать информацию, выделять новое. 3. Прием «Чтение про себя с остановками» Суть   данного   приема   заключается   в   том,   чтобы   побудить   учащихся размышлять.   Чтение   с   остановками   помогает   правильно   понять   условие, составить краткую запись, у обучающегося рождается план решения задачи. При   прочтении   текста   можно   использовать   цвета   или   подчеркивание   (в случае, если текст напечатан на раздаточном материале). 4. Прием «Верите  ли вы…» Данный прием может быть началом урока, проводится с целью вызвать интерес   к   изучению   темы   и   создать   положительную   мотивацию самостоятельного изучения материала по теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы. Например, будем говорить о скорости (величина движения). Верите ли вы, что: 1 3 4 8 Скорость – это движение Скорость измеряют рулеткой Скорость   –   это   расстояние,   пройденное   телом   за   единицу времени Время движения объекта зависит от его скорости … 5. Прием  «Верные и неверные утверждения»  Прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной   деятельности.   Данный   прием   дает   возможность   быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Данный   прием   формирует   умение   оценивать   ситуацию   или   факты, умение   анализировать   информацию,   умение   отражать   свое   мнение.   Детям предлагается   выразить   свое   отношение   к   ряду   утверждений   по   правилу: верно: «+»,  неверно: «­».  6. Прием «Учимся задавать вопросы разных типов» Обучение   вопросам   разных   типов   возможно   с   использованием «Ромашки Блума»: шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые   вопросы. Отвечая   на   них,   нужно   назвать   какие­то   факты, вспомнить,   воспроизвести   определенную   информацию.   Применяю   на традиционных   формах   контроля: терминологических диктантов и т.д.   зачетах,   при   использовании Уточняющие   вопросы.   Обычно   начинаются   со   слов:   «То   есть   ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по­моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной   связи   учащемуся   относительно   того,   что   он   только   что   сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. Объяснительные вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» В некоторых ситуациях могут восприниматься отрицательно – как принуждение к   оправданию.   В   других   случаях   направлены   на   установление   причинно­ следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Практические   вопросы. Это вопросы,   направленные   на   установление взаимосвязи между теорией и практикой. Творческие   вопросы.   Когда   в   вопросе   есть   частица   «бы»,   а   в   его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в…, если бы…?», «Как вы думаете, как будет…?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. «Чем … отличается от …?» и т.д. 7. Прием  «Составление вопросов к задаче» Анализ   информации,   представленной   в   объемном   тексте  математической   задачи,   формулировка   вопросов   к   задаче,   для   ответа  на которые   нужно   использовать   все имеющиеся   данные;   останутся  ли неиспользованные данные; нужны ли дополнительные данные. Данный прием незаменим при осуществлении анализа задачи, поскольку зачастую учитель математики должен помочь учащимся в решении проблем: невнимательное   прочтение   условия,   неумение   отделить   условие   задачи   от вопроса, неумение критически оценить полученный результат.  Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны: ­ осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; ­ уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; ­ уметь критически оценивать данную информацию; ­ уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения. 8. Прием «Составление краткой записи задачи» Наиболее   распространенный   и   довольно   эффективный   способ   — использование   таблиц   для   удобства   представления   данных.   Таблицы позволяют в наглядном и понятном виде записать условие задачи и провести его   анализ   для   составления   уравнения.   Чертеж   также   дает   наглядное представление  о движении  объектов,  облегчая  пути решения.  Графическое моделирование является наиболее эффективным и целесообразным приемом при решении большинства задач на движение. 9. Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы На   учебном   занятии   по   математике   учащимся   предлагаю   задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д. «Тонкие»   вопросы   –   вопросы,   требующие   простого,   односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развернутого ответа.   Прием   позволяет   формировать   умение   формулировать   вопросы   и умение   соотносить   понятия.   После   изучения   темы   учащимся   предлагается сформулировать   по   три   «тонких»   и   три   «толстых»   вопроса,   связанных   с пройденным   материалом.   Затем   они   опрашивают   друг   друга,   используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  Например,  Тонкие вопросы Что известно в задаче? Что необходимо найти? Толстые вопросы При   каком   условии   задача будет иметь несколько решений? Рационально   ли   решение задачи? Почему? Какими обладает…?   свойствами Можно ли  обобщить  задачу  на случай, если… … 10. Прием  «Кластер» Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. … Кластер – графический способ представления учебного материала: в середине листа   записывается   или   зарисовывается   основное   слово   (идея,  тема),  а  по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята, работая в парах, группах наполняют   эти   ключевые   понятия,   выражения,   формулы   необходимой информацией. Например, кластер по теме «Умножение дробных чисел» (V класс): 11. Прием «Синквейн» Развивает   умение   учащихся    выделять     ключевые    понятия   в прочитанном,   главные   идеи,   синтезировать   полученные   знания и   проявлять творческие способности.  Структура синквейна Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов  (описание). Существительное (перефразировка темы). Обучающимся V – VII   классов больше нравятся такие виды работы с текстом, как «толстые и тонкие вопросы», «верные и неверные утверждения». Текст   в   этом   случае   не   просто   прочитывается,   а   перерабатывается, осмысливается.   Дети   с   удовольствием   создают   глоссарии.   При   такой организации   работы   с   текстом   происходит   серьезное   осмысление предложенного материала. В   своей   работе   с   целью   развития   математической   грамотности   и культуры речи применяю следующие виды работ: 1. Математический   диктант   (задания   по   переходу   от   словесной записи к символической и обратно; запись математического термина по его лексическому значению, например «Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет – … ). 2. Словарный   диктант   (правильное   написание   математических терминов). 3. 4. Формулировка определений и теорем, доказательство теорем. Устная работа (устные ответы обучающихся). 5. 6. Решение задач с комментированием ответов. Работа   в   парах   (совместный   поиск   решения   проблемы, обоснование, вывод). 7. 8. 9. Сообщение (выступление по теме урока). Составление и отгадывание кроссвордов, шарад, ребусов по теме. Оправдано   применение   других   форм   работы   по   развитию грамотности   и   культуры   речи   на   уроках   математики,   таких   как   создание книжек­памяток,   закладок   с   написанными   терминами.   Учащиеся  V  –  VII классов любят эту работу и с увлечением выполняют ее.  10. В VIII – IX  классах предлагается написать эссе, мини­сочинения на тему «Математика в жизни моих родителей», «Математика в моей будущей профессии». Смысловое   чтение  как   универсальное   действие   формирую   благодаря   интерактивных использованию   технологий   проблемного   обучения, технологий, критического мышления. Учитывая   стратегии   современных   подходов   к   чтению,   можно порекомендовать  следующее:  выбирать   наиболее   рациональные  виды   чтения   для   усвоения  учащимися нового материала;  формировать   у   учащихся   интерес   к   чтению   путем   внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом;  определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;  предвидеть возможные затруднения учащихся   в   тех   или   иных видах учебной деятельности;  повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед;  организовывать различные   виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;  обучать   самоконтролю   и самоорганизации в   различных   видах деятельности.  Таким   образом,   овладение   математическими   знаниями   неразрывно связано   с   культурой   математической   речи.   Описанные   приемы,   формы   и методы работы  не только помогают учащимся работать с информационным текстом, но и наглядно демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию,   делают   процесс   чтения   более   осмысленным,   помогают   выделить основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически  позволяют   обучающимся представлять   результат   работы   с   текстом, воспринимать учебную информацию, обобщать, сравнивать и делать выводы, что позволяет им быть успешными в учебе и жизни.  ЛИТЕРАТУРА 1. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И. Запрудский – Минск: Сэр­Вит, 2003. – 288 с. 2. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие   для   студ.   высш.   пед.   учеб.   заведений.   –   М.:   Издательский   центр «Академия», 1999. – 216 с.  3.   Шамова,   Т.И.,   Давыденко,   Т.М.   Управление   образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики

Формирование смыслового чтения на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019