Формирование социальных компетенций в начальной школе
Оценка 4.9
Семинары
doc
администрации
1 кл—4 кл
20.01.2017
Реализация стандартов первого поколения построена на компетентностном подходе, который нацелен на формирование у выпускников умения самостоятельно, на основе полученных знаний и приобретенного социального опыта решать проблемы в различных областях деятельности человека.
В современной Концепции обществоведческого образования в качестве целевых установок выделено формирование социальных компетенций или опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Данный материал и раскрывает на примерах как проходит формирование социальных компетенций в начальной школеВ материале представлен опыт работы по формированию социальных компетенций в начальной школе
Формирование социальных компетенций.doc
Формирование социальных компетенций в начальной школе
Английский поэт и прозаик Ричард Олдингтон говорил: слайд 2
Ничему тому, что важно
знать, научить нельзя, — все,
что может сделать
учитель, это указать
дорожки.
Олдингтон Р
Реализация стандартов первого поколения построена на
компетентностном подходе, который нацелен на формирование у
выпускников умения самостоятельно, на основе полученных знаний и
приобретенного социального опыта решать проблемы в различных областях
деятельности человека.
В современной Концепции обществоведческого образования в качестве
целевых установок выделено формирование социальных компетенций или
опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач
в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношениях; отношениях между людьми разных
национальностей и вероисповеданий; в семейнобытовой сфере; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.
Сформировать социальную компетенцию учащегося начальной школы
значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с
другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих
личностных особенностей и особенностей партнера по общению,
сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого
необходимый набор знаний.
Поскольку компонентами социальной компетенции являются знания,
социальные навыки и умения, а также коммуникативные способности и
качества личности,
способствующие эффективному взаимодействию
участников общения, то эти же компоненты будут составлять содержание
социальной компетенции младших школьников.
Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи
определяют как индивидуальнопсихологические способности,
обеспечивающие эффективность общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает: слайд 3
желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими («Я знаю»);
умение организовать общение («Я умею»).
Поэтому целью педагога является создание социально психологических
условий для адаптации школьников в ситуации школьного обучения, которые
позволяют ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной
среде.
Тогда задачами педагога будут: слайд 4
развитие у детей навыков общения, необходимых для установления
межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
развитие у детей когнитивных умений, способностей, необходимых для
успешного обучения в начальной школе;
формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой
самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
оказание помощи учащимся в усвоении школьных правил.
Я начинаю решать эти задачи еще во время подготовительных занятий.
Например, в ходе игры слайд 5 «Волшебные сундучки» предлагаю ребенку
подумать, какое у него настроение, затем «сложить» отрицательные эмоции в
сундучок и выбросить. Из другого сундучка (он более яркий) предлагаю
ребенку взять положительные эмоции. Эту игру желательно проводить с утра.
Игра «Клеевой дождик» на сплочение группы.
Дети строятся в колонну по одному, и каждый держится за плечи впереди
стоящего. В таком положении они должны преодолевать различные
препятствия: подняться и отойти от стула, проползти под столом, обогнуть
«широкое озеро», пробраться чрез дремучий лес, спрятаться от «диких
животных». И много других игр провожу на развитие сплоченности,
уверенности в себе, умение общаться с окружающими.
слайд 6 Работая в игровой манере, я заметила, что большое значение в
регуляции поведения играют правила. Действуя в соответствии с ними, дети
учатся соотносить свои поступки с объективными требованиями,
заключенными в них, а само правило служит ориентиром в выборе действий
или оценки поведения сверстников. Нужно четко для себя определить, что
эти правила дети должны принимать сами. Поэтому учитель в работе с детьми
должен опираться на разъяснение смысла правил, на необходимость их
выполнения.
Работа в системе РО (развивающего обучения) и использования на уроках
групповой работы убедили меня в том, что:
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная
активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает
безразличие, приобретается теплота, человечность;
сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать
друг друга и самих себя;
растет самокритичность, дети более точно оценивают свои
возможности, лучше себя контролируют;
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
ответственность, такт, умение строить своё поведение с учетом позиций
других людей.
Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных
отношений, что, тем не менее, помогает воспитательной работе учителя. Не
каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что
может привести к развитию тревожности. Таким детям я стараюсь помочь,
включая их в групповую работу.
Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, я имею в виду,
дать каждому ребенку:
эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут
добровольно включиться в общую работу класса;
возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют
основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.
Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для
вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке
обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.
Вводя новую форму сотрудничества, первоначально нужно дать ее образец,
при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия. Оценивать
следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе,
разные оценки.
Следующий момент, который требует внимание учителя, это подбор
детей в группы. Конечно, объединять нужно с учетом их личных склонностей.
Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько
терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.
Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного
уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания
работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Я остановилась на такой форме подбора
членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы
назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются
45 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от
количества учащихся в группе). Каждый организатор выбирает одного
ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кого пригласить к себе в
группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким
образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики,
и группы получаются равносильные.
Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 56 занятий.
Потом группу нужно переформировать, чтобы дети получили опыт
сотрудничества с разными партнерами.
Работая в группах (в парах) слайд 7 дети не только усваивают изучаемый
материал, но и учатся взаимопомощи, взаимоконтролю и взаимооценке (в ходе
выполнения как устных, так и письменных заданий). Здесь имеются хорошие
условия для взаимообучаемости.
При групповой работе общая познавательная задача решается общими
усилиями. Каждая микрогруппа получает задание определенной степени
трудности. На уроке математики, например, групповую работу лучше
использовать для закрепления материала, а на уроках чтения – при изложении
нового материала, носящего проблемный характер. При парной и групповой
формах работы развиваются умения делового общения, взаимодействия.
Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:
слайд 8
1.
2.
организатор отвечает за работу группы в целом;
спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
3.
4.
5.
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует
возражения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Приведу некоторые дидактические игры на уроках.
1. Игра « Почтальон» слайд 9
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить
словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 45 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили. огородпаркморешколастоловая
зоопаркгрякидорокиплоцыкники
хлецыклекакаликаберекифлаки
облокипирокимартыка
Задания:
1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
2. Составить предложения, используя данные слова.
2. Игра « Шифровальщики» слайд 10
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетикофонематического
восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло различительной
функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие
логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут
попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой
группы лишнее слово.
Например:
1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную,
воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует
продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную
сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать
такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (набор
карточек красная, желтая зеленая и карточка «+», ««). Все это служит
средством активизации детей в игре. В большинство игр полезно вносить
элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе
обучения.
Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. слайд 11 В
процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная
обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается
оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Такие игры способствуют не только привитию интереса
к урокам математики, но и развивают деловые и практические качества
учащихся.
Развитие социальных компетенций у учащихся стало эффективным,
так как реализуется следующий комплекс педагогических условий:
в процессе формирования и развития социальных компетенций
организуется выполнение учащимися групповых заданий, деловых игр на
взаимодействие со сверстниками, учителями;
в процессе формирования социальных компетенций
предусматривается знакомство учащихся с соответствующими правилами
поведения и организуется работа над долгосрочными заданиями, метод
проектов, которые выполняются сначала в соответствии с планами для
начинающих, а затем без них.
Во внеурочной деятельности данная работа продолжается: слайд 12
16
В процессе реализации данной работы в работе класса создается
атмосфера сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную
значимость, способствует укреплению дружбы, уважению других детей. На
это направлена организация специальных реальных и воображаемых ситуаций,
включающих такие виды деятельности, как посредничество при разрешении
конфликтов между сверстниками, инсценировка, обсуждение проблемных
ситуаций, игры. На занятиях педагог моделирует поведение, направленное на
развитие позитивной самооценки, конструктивное отношение к конфликтам,
сотрудничество.
Необходимо также отметить, что в общении педагога с детьми должны
соблюдаться следующие нормы: слайд 17
o выслушивать мнение ребенка до конца;
o не принимать за него решения, а побуждать его сделать это
самостоятельно;
o быть открытым и доступным учащимся;
o отношения педагога и учащегося должны строиться на взаимном
уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Ожидаемыми результатами данной работы являются осознание
учащимися норм социального поведения; снижение уровня конфликтности
учащихся; повышение мотивации к обучению; сформированность у детей
навыков саморегуляции, самоконтроля. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать
свою деятельность, уметь принимать самостоятельно решение, уметь
конструктивно взаимодействовать со сверстниками и разрешать конфликты и
использовать свой опыт правильного социального взаимодействия в
дальнейшем. При эффективной работе дети не употребляют оскорбительных
выражений, относятся друг к другу с уважением, каждый может выразить
свое мнение по поводу классных дел, свои взаимоотношения дети строят не на
агрессии, а стараются разобраться, используют совет, предложение, согласие.
Подводя итог, необходимо отметить, что социальнопедагогическая
деятельность по формированию социальных компетенций предполагает такую
организацию учебновоспитательного процесса, которая направлена на
всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности,
готовой к конструктивному взаимодействию и социальнозначимой
деятельности. Педагогу очень важно осознать необходимость работы по
формированию социальной компетентности учащихся с начальной ступени
обучения. Сформированность социальных компетенций позволяет учащимся
приобрести опыт успешного социального взаимодействия как в учебной
деятельности, так и в общественной жизни.
Слайд 18
Формирование социальных компетенций в начальной школе
Формирование социальных компетенций в начальной школе
Формирование социальных компетенций в начальной школе
Формирование социальных компетенций в начальной школе
Формирование социальных компетенций в начальной школе
Формирование социальных компетенций в начальной школе
Формирование социальных компетенций в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.