ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русская литература
3 кл
17.04.2018
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ   ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Представляю из своего опыта фрагменты уроков литературного чтения направленные на формирование у младших школьников нравственных понятий. Моя задача сформировать такие качества личности у учащихся как совесть, долг, честь, достоинство. Через тщательно продуманную систему уроков чтения помогаю детям найти себя в прекрасном мире русской культуры, сердцем которого является православие.Я работаю по УМК «Перспектива», используя в работе учебники Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и М.В. Головановой. В данных учебниках представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики: фольклора, прежде всего, пословиц, поговорок, летописей, поучений, сказок, и произведений русской классики: (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев), наполненных «светлым» мироощущением.
Формирование у младших школьников нравственных понятий через уроки литературного чтения..docx
Закирова Галина Юрьевна г . Черногорск МБОУ «СОШ№5», в.кв.к. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ   ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ           Представляю из собственного  опыта фрагменты уроков литературного чтения по формированию   у   младших   школьников   нравственных   понятий,   так   как   говорил    К.Д. Ушинский,  «чтение  – это  упражнение  в  нравственном чувстве,  поэтому  наиглавнейшая задача   уроков   чтения   –   нравственное   воспитание,   становление   личности   ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства».          В первую очередь  моя задача, как учителя, выражается в том, чтобы сформировать такие  качества  личности  у учащихся  как  совесть,  долг,  честь, достоинство. Огромным потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки литературного чтения.           Я работаю по традиционной программе «Перспектива», используя в работе учебники Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и М.В. Головановой. В данных учебниках представлен богатый выбор произведений духовно­нравственной тематики: фольклора, прежде всего, пословиц, поговорок, летописей, поучений, сказок, и произведений русской классики: (Л.Н. Толстой,   И.С.   Тургенев,   А.Н.   Майков,   Ф.И.   Тютчев),   наполненных   «светлым» мироощущением.            Духовно­нравственное воспитание   своей целью имеет, прежде всего, формирование православного мировоззрения учащихся. Я должна учить ребенка жить по­христиански, "сотрудничать" с ним в деле его духовного становления.       Велика роль литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. В руках у учителя самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре. Это могучая ограда от зла – если ее правильно   выстроить.   Через   тщательно   продуманную   систему   уроков   чтения   можно помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры, сердцем которого является православие.             Именно поэтому на уроках литературного чтения, сегодня так важно рассматривать не   только   особенности   стиля   писателя,   но   настойчиво   говорить   о   духовности,   о воздействии   литературы   на   становление   личности.   И   здесь   первостепенной   задачей видится создание на уроке особого духовного пространства.              Бездуховность народа – бедствие в современном обществе.                           Любая тема   мною рассматривается с точки зрения духовно­нравственного понимания.   1.Русские сказки.                Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. При чтении сказки очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Сказка учит доброте, умению прощать и любить близких, терпению, не завидовать, а учиться радоваться за других, мужеству.               Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен нравственный   урок,   который   они   воспринимают,   когда   вместе   со   мной   многократно возвращаются   к   тексту   сказки.   Например,   сказки   «Теремок»,   «Зимовье   зверей»   учат дружить,     сказка   «Репка»   учит   младших   школьников   быть   трудолюбивыми,   тоже дружными, наказ слушаться родителей, старших  звучит в сказках «Сестрица Аленушка и братец   Иванушка»,   «Гуси­лебеди»,   «Терешечка»,     «Снегурочка».   Страх   и   трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Лисичка­сестричка и серый волк». Жадность – в сказке «Каша из топора». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна­лягушка»),  мудрость восхваляется («Мужик  и медведь»,  «Лиса  и козел», «Как мужик гусей делил»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Будь старательным и вежливым! – учит сказка «Про ленивую и радивую». Нравственное, моральное   воспитание   возможно   через   все   виды   народных   сказок,   потому   как нравственность изначально заложена в их сюжетах.  2. Летописи.                При изучении темы «летописи» мы мысленно переносимся в прошлое, в 12 век, в Киево­Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».                            Знакомясь с летописью, дети размышляют о том, что обозначает это слово. На данном уроке можно обратиться к толковому словарю.                              Затем идет знакомство с понятиями: «летописание» ­ составление летописи, «летописец» ­ составитель летописи, «летосчисление» ­ система определения времени по годам от какого­нибудь установленного момента. Важно, чтобы дети уяснили, что  благодаря  труду  летописцев,  современные  люди  имеют   удивительную   возможность заглянуть в далекое прошлое.              На таких уроках дети узнают названия  древних славянских племен как варяги, словене, чудь, кривичи, древляне, северяне, вятичи. Они знакомятся со словами, которые вышли из употребления в настоящее время. В своих трудах Нестор рассказал о княжеских походах и свадьбах, о волхвах и скоморохах, победах и поражениях, а также какие города уже существовали на Руси, какой веры придерживались  русичи (пока  были язычниками, придерживались христианской веры – греки, целовали крест).              Из летописи «Начали братья эти составлять славянскую азбуку» учащиеся узнают историю создания славянской письменности, а также важность письменности  для славян.                          После принятия христианства Русь уравнивалась с другими христианскими государствами, что было очень важно в дипломатических отношениях.                          Одним из положительных результатов крещения Руси стало приобщение к греческой византийской культуре, в том числе – славянской письменности.                В процессе словарно­лексической работы дети узнают названия первых церковных книг: Апостол – книга, рассказывающая о деяниях учеников Христа. Евангелие – часть Библии, состоящая из 4­х книг, повествующих о «земной жизни» Иисуса Христа. Псалтырь – сборник церковных песнопений.                 В процессе изучения данного материала учащиеся должны прийти к пониманию того, что крещенным славянским народам так важно было иметь свою письменность и почему Кирилл и Мефодий создали новую азбуку, а не воспользовались латинскими или греческими буквами.                   В настоящее время мы помним это важное событие и отмечаем 24 мая День славянской письменности и культуры. В Москве в 1922 году на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию – первым славянским просветителям.                                В Древней Руси летопись ценилась высоко, она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих. 3.Былины.                   В русской народной культуре, в народном творчестве отношения человека к земле   проявились   в   значимости,   почетности   земледельческого   труда   (воспевание землепашца) и ратного труда по защите своей родной земли (прославление богатырей). Учащиеся изучают такие былины, как «Добрыня Никитич», «Исцеление Ильи Муромца», «Добрыня и змей», «Ильины три поездочки», «Садко» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии» (отрывок), «Жите Сергия Радонежского» (отрывок).              Былина – русская народная эпическая поэма о богатырях, защищающих русские земли.                          При изучении былин дети знакомятся с историей родной земли, они узнают, что эти   песни,   переходя   от   поколения   к   поколению,   служили   способом   передачи   древний верований,   сведений   из   истории,   представлений   о   мире.   Поэтому   старое,   собственно народное название былины – старина, т. е. повествование о старинных событиях.                              В результате изучения былин дети выделяют те качества людей, которыми обладали только богатыри: огромная сила, ум,  мудрость, бесстрашие в борьбе с врагами, выносливость, воля,  способность защитить родную землю.                 В богатырской былине «Ильины три поездочки» отражено важное историческое событие   –   Крещение   Руси,   попытки   иноземных   захватчиков   обратить   русский   народ   в католическую веру.                  Характеризуя Илью Муромца, учащиеся выбирают из группы слов только те, которые имеют отношение к нему: « Храбрый, жадный, скромный, добрый,   трусливый, вежливый,   ласковый,   отважный,   мужественный,   смелый,   грубый,   впечатлительный, простой, веселый, черствый, сильный,  щедрый, обидчивый, справедливый и др.» Ведется работа с толковым словарем.                  В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу.                   Сказания дети изучают на примере «Повести о Петре и Февронии». Они узнают, что сказание – рассказ,  исторического содержания.                  Сказание написал замечательный русский церковный писатель Ермолай – Еразм, который жил во времена царствования Ивана IV (Грозного).                 Священник из Пскова Ермолай в начале 50­х гг. 16 века был переведен в Москву, в Кремль, во дворцовый собор спаса на Бору. В эти годы митрополит Московский Макарий поручает   самым   начитанным   священникам   собирать   по   русским   городам   предания   о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях, чтобы впоследствии на церковном соборе их можно было провозгласить святыми.                   Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о Муромском князе Петре и его жене княгине Февронии, которое впоследствии стало подлинным шедевром древнерусской литературы.                Познакомившись с «Повестью» учащиеся узнают, какой подвиг совершил Петр, зачем он приехал на рязанскую землю и задумываются над такими вопросами: ­почему князь Петр не женился сразу на Февронии? ­Почему Феврония схитрила, леча первый раз Петра? ­Обманщица ли она? Работая с текстом, они находят такие слова, которые характеризуют Февронию: мудрая, добросердечная, целительница… Работая   над   главной   мыслью   повести   учитель   может   предложить   сформулировать   ее словами или подобрать пословицу (Не давши слово – крепись, а давши – держись). Важно   обратить   внимание   детей   на   последнее   предложение:   «Приехали   они   в   вотчину князя, в город Муром, и жили благочестиво, блюдя Божьи заповеди. Дети   должны   объяснить   смысл   понятия   –   «благочестиво»   –   достойно;   «блюдя   Божьи заповеди» ­ соблюдая Божьи заповеди, живя по­христиански. Учащимся нужно помочь понять, что такое заповедь. ­Какие заповеди известны? Сколько их? Заповеди – главные Божьи указания, которые Он как бы вкладывает в головы людей. Эти прямые поучения христиане выучивали наизусть.            Однако, опыт показал, что знание заповедей наизусть вовсе не означает, что люди воспринимают их всем сердцем и могут устроить свою жизнь в соответствии сними.           Церковь и святые отцы ее, проповедовавшие Слово Божие, апостолы и евангелисты – все искали разные способы, формы такой поучительной речи, чтобы суть ее дошла до сердца, до самых глубин души. Думали о том и великие писатели, поэты и художники, просветляя сердца людей силой искусства.             И сам простой народ, наблюдая жизнь природы и людей, происходящие события, делал   из   этих   наблюдений   выводы,   умозаключения   и   создавал   образные   поучительные произведения: пословицы, поговорки, былины, сказания, песни, сказки. И на этих ярких и доступных   пониманию   текстах   учил   жить   праведно:   творить   добро,   не   делать   зла, поступать в гармонии, в согласии с заповедями Господними..                            В разделе «Жития» учащиеся знакомятся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского». Этот памятник древнерусской литературы был создан в 15 веке Епифанием Премудрым, но истоки житийной литературы относятся к еще более раннему периоду истории – к 11 веку.                 Житие – это повествование о жизни человека, признаваемого святым. Написано было житие на старославянском языке, и сейчас оно переведено на русский язык. В тексте много необычных, устаревших слов, поэтому необходима работа с толковыми словарями (  преподобный, чудодейственное, в благочестии, часовня и др.)                            Изучая «Житие Сергия Радонежского» дети узнают об этом удивительном человеке то, что он был праведником,  заступником земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский прославил свое имя великими духовными подвигами и оставил потомкам заложенную им в те далекие годы обитель (монастырь) – Троице – Сергиеву Лавру. 4.Художественные произведения, рассказы нравственного содержания.                  Десятки детских рассказов, написанных Л. Н.Толстым, несут в себе огромный мир   размышлений,   моральных   и   художественных   представлений   автора.   В   своих произведениях  Л.Н.Толстой  говорил,  что человеком  может называться  только  тот,  кто трудится, делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.                    Рассказ «Лев и собачка» автор начинает так «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям….» Что он хотел нам показать? Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу. А лев и собачка добрые. У них дружелюбные,  ласковые   отношения.  Собачка  умирает,  лев   не  выдержав   разлуки  с  ней, умирает тоже. Л.Н.Толстой изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.   Какие   важные   общечеловеческие   ценности   он   нам   открывает:   добро,   любовь, красота.                   При работе со сказкой Д.Мамина ­ Сибирика «Сказка про храброго Зайца­ длинные уши, косые глаза, короткий хвост» дети выясняют, что сначала заяц был смешным и глупым, потом несчастным , наконец, бесстрашным и храбрым. Что высмеивает писатель? Хвастливость   и   трусость.   В   названии   заяц   назван   храбрым   с   добродушной   насмешкой. Поговорку   «Хвастовство   само   себя   наказывает»   можно   применить   к   произведению В.М.Гаршина «Лягушка­путешественница».                 С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как «Еще мама» Андрея Платоновича Платонова                  В произведении «Совесть» А.П.Гайдара  раскрываются понятия: БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная. ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния. ­ Будет ли Нина поступать так и дальше? Нет, она раскаялась в своём поступке.                Рассказ «Пропала совесть» писателя­сатирика М.Е.Салтыкова­Щедрина Где совесть – мерило нравственности. На примере этого произведения можно обсудить вопросы: ­ в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть?  ­ Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку. ­  Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…                    Прекрасные произведения по нравственному воспитанию у В.Осеевой «Три товарища». Помните, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей. ­Хороший поступок. Настоящий товарищ. Помог делом в трудную минуту, а не  советами. Валентина Осеева «Кто наказал его?»  Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Кто наказал его? ­ спросила соседка. Он сам наказал себя, ­ ответила мама.  Ответы на вопросы: ­  Почему мальчик заплакал?  ­  Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?  ­ Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? Помогут детям раскрыть смысл этого произведения.                                 «Будь верным своему слову» ­ учит рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Замечательные слова из текста, которые дети учат наизусть «Если дал честное слово, так надо   стоять,   что   бы     ни   случилось…   Здесь   же   уместна   пословица   «Не   давши   слова, крепись, а давши – держись!» Автор рассказа уверен, что мальчик вырастет настоящим человеком и дети согласны с автором. Их восхищает этот маленький, но очень честный герой и они хотят быть на него похожими.                                    Ребята должны понять, что взаимопомощь и взаимная ответственность, искренность, доверие, забота друг о друге незаменимая  роль в создании в доме атмосферы уюта   и   душевного   тепла.   Ребёнок   должен   благоговеть   перед   истинной   материнской любовью,   величие   и   красоту   которой   помогают   понять   «Емеля­охотник»   Д.Н.Мамина­ Сибиряка, «Воробей» И.С.Тургенева и др. Взрослые и дети несут ответственность перед стареющими   родителями.   Основой   темой   об   этом   становиться   рассказ   В.А.   Осеевой «Бабка».   В   процессе   обсуждения   рассказа   перед   детьми   встают   такие   понятия,   как «доброта» и «черствость».                  Книги о природе М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Е. Скребицкого открывают перед детьми мир животных и растений. В результате чтения книг о животных дети   не   только   усваивают   фактический   материал,   но   и   лучше   начинают   относиться   к животным, больше о них заботиться. 5.   Басня  —   небольшое   произведение   аллегорического   (иносказательного)   характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают   животные,   растения,   вещи.   Обычно   басня   представляет   собой   маленькую сценку,   в   которой   изображается   какое­либо   событие   или   развертывается   спор   между действующими лицами. В начале или конце басни содержится краткая «мораль».               В России наиболее известны басни И. А. Крылова.                            Беспечность к добру не ведет! – делаем мы вывод после работы над басней «Стрекоза   и   Муравей».   Муравей   заботливый,   старательный,   трудолюбивый.   Стрекоза беззаботная, беспечная.               В общем деле согласованность нужна! Этому нас учит басня Крылова «Лебедь, Щука и Рак».  ­Какие недостатки здесь осуждаются? (Неумение работать дружно и согласованно) ­Чему учит басня? (надо все делать дружно, согласованно, тогда так будет результат) Басни, написанные Толстым по сонетам Эзопа («Муравей и голубка», «Лев и мышь»,   «Лгун»,   «Осел   и   лошадь»   и   др.)   превосходным   русским   языком,   кратки, содержательны и в большинстве случаев говорят о поступках и переживаниях людей и повадках животных. Басни побуждали детей думать о том, хорошо ли поступали люди и животные,   заставляли   оценивать   их   поведение,   т.   е.   у   детей   моральные   взгляды складывались под влиянием прочитанного материала.                                                Так, например, ознакомившись с басней «Муравей и голубка», дети могли понять, что необходимо оказывать помощь друг другу в беде.                                Толстой утверждал и был в этом глубоко убежден, что не может быть нравственности без религии и выступал с пропагандой своих религиозных взглядов. Л. Н. Толстой   полагал,   что   люди   не   могут   жить   без   религии,   она   должна   быть   основой мировоззрения.                 Добро понимается Толстым как любовь к ближнему, как способность жертвовать собой.     Детские книги Толстого не только пережили многие десятилетия. Они сыграли особенную роль в становлении советской детской литературы.                    Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого   лишнего   слова.   Классика   бессмертна.   ЕЁ   высшее   назначение   по   Пушкину   ­ бессмертие.                     6.При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»,  «Сказки  о  царе  Салтане»  А.С. Пушкина  дети  делают  выводы  о том,  что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Грех гордыни, нарушение заповедей: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй»               7.   Огромную возможность для духовно­нравственного воспитания учителя дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения.                   Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают   воздействие   не   только   на   разум,   но   и   на   чувства   человека:   поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Народ всегда осуждал лень, глупость, хвастовство, нерадивость. И восхвалял трудолюбие, ум,  добродушие.                    Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как   жить,   как   обходиться   с   людьми.   Пословица   порицает   лень,   возвеличивает   труд, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. При изучении пословиц и поговорок учащиеся понимают, что в человеке всегда ценились и ценятся патриотизм и трудолюбие, доброта и ум, храбрость и достоинство, сила чувств, а негативные черты характера вызывали неприятие, осуждались. На уроках используются пословицы о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, о книге и грамоте, о поведении людей, об их душевном состоянии. «Без пословицы речь не молвится»:  Труд человека кормит, а лень портит; Раз соврал – навек лгуном стал; Кончил дело ­ гуляй смело; Человек от лени болеет, а от труда здоровеет;                    Как уместны  ко всему сказанному  слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный,   а   другой   зрячий,   духовный.   Один   ­   слепой   человек   ­   ест,   пьет,   работает, отдыхает... Другой ­ зрячий, духовный человек ­ сам ничего не делает, а только одобряет или   не   одобряет   то,   что   делает   слепой,   животный   человек.   Зрячую,   духовную   часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть ­ это закон добра в душе человека».

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ   ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ   ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ   ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ   ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ   ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ   ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ   ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018