Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Оценка 4.9
Лекции +1
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
11.03.2019
В статье, адресованной учителям начальных классов, рассматривается актуальная проблема - формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Автор в работе использует УМК "Перспектива", который предусматривает на каждом уроке задания, нацеленные на парную и групповую работу, где необходимо общение, диалог учащихся друг с другом. В статье описаны основные формы учебной коммуникации, средства, используемые педагогом на уроке, представлена система работы, которая может дать положительные результаты.
Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроках в начальной школе.docx
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 п.г.т. Сафоново
Мурманской области
Абдрашитова Елена Николаевна
Формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий
на уроках в начальной школе
УМК «Перспектива» соответствует стандартам нового поколения и
способствует повышению качества образования.
Основная идея данного УМК – оптимальное развитие каждого ребёнка на
основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста,
способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально
организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли
обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная
проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для общества
в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации
человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он
получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов.
А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для
овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым
явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего
школьника?
Вопервых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если
ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную
тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции)
1 будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный
негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Вовторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс
адаптации ребёнка в школе, и в частности его эмоциональное благополучие в
классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то
испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с
окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в
дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения и даже
агрессию.
Втретьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в
образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности,
но и благополучия его будущей жизни.
УМК «Перспектива» способствует формированию коммуникативных
умений и навыков. Развитие начинается в беседе, когда ученики отвечают на
вопросы учителя, учатся сами задавать вопросы, запрашивать недостающую
информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение
совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.
Освоение школьниками жанров письменного общения (поздравить родных и
знакомых открыткой, написать им письмо) идёт на уроках русского языка с
использованием специально подобранной системы упражнений и проработанной
методики.
В этой системе есть возможность построить интерактивное общение
посредством кружковой работы с помощью переписки. Для любителей
естественных дисциплин это кружок «Мы и окружающий нас мир», для
любителей гуманитарных дисциплин – «Всезнайка».
Главные условия, способствующие развитию коммуникативных навыков:
1. Компетентность учителя. В традиционной школе 6070% учебного
времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к
пассивной и незаинтересованной работе учащихся.
2 В УМК «Перспектива» каждый урок начинается с постановки проблемы.
На уроках присутствует единая внешняя интрига и общие сквозные герои.
Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребенку
применить свою точку зрения, свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них.
Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого не
удивляет наличие нескольких верных решений.
Детям младшего школьного возраста свойственна определенная
собственническая позиция, они не любят даже, когда сосед по парте заглядывает
в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не
позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненные работы.
Учебники нацеливают детей на работу в группе, в паре, предлагают
посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться
тетрадями. В учебниках существуют условные значки, с помощью которых,
ребёнок сам ориентируется. Парная и групповая работа способствует
формированию нравственных основ личности. Она учит налаживать контакт,
доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности,
обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать умения устного
общения – доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать
чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять взаимопроверку,
таким образом, формируется так называемая корпоративная и коммуникативная
компетенции.
Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы
доверия и доброжелательности. Выстраивая отношения можно выделить
некоторые правила ведения диалога:
любое мнение ценно;
ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
хочешь говорить – подними руку;
дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
обращение начинается с имени;
критика должна быть тактичной;
3 отсутствие результата – тоже результат;
голос – твой божественный дар, умей им владеть
2. Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках школьного
урока, нужно учить их это делать именно на школьном уроке. Основная
характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться
общению общаясь».
Основные формы учебной коммуникации
Монологические
формы речевой коммуникации
Выступать с заранее подготовленной
речью
Рассказывать
Пересказывать
Спрашивать и задавать вопросы
Доказывать и опровергать
Отвечать на вопросы
Критиковать
Диалогические
формы речевой коммуникации
Учебная беседа учителя и ученика
Учебная беседа в парах
Учебная беседа в группах
Дискуссия
Ответы на вопросы
Защита проекта
3. Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по учебнику
за размышлениями главных героев Ани и Вани, ребята пытаются принимать
собственные решения, высказывать свою точку зрения на следующие
вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты
сумеешь ответить и так далее. Речь детей приобретает личностную окраску,
абсолютное большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я
считаю..., я думаю..., мне кажется, а у меня другое мнение..., а у меня своя
версия...».
Свои предположения ребята сверяют с высказываниями профессора Ивана
Ивановича Самоварова.
Развивая коммуникативные умения нужно помнить, что только хорошо
продуманная система может дать положительные результаты.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе
следующие умения:
готовность учащихся участвовать в урочном общении;
4 отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;
задавать вопросы, следя за темой;
делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
простота и чёткость речевого высказывания;
отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
вступать в контакт с другими людьми.
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного
сотрудничества:
умение вести беседу в паре, группе;
умение вести конструктивный диалог, дебаты;
умение участвовать в дискуссии;
участвовать в конференциях, играх.
Развитие коммуникативных умений и навыков – непрерывный
педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и
учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они
выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с
сотнями учебных задач, решения которых, не помогают ему справиться с
элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи – это те ситуации,
с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные
которые
коммуникативные умения это уже новообразования личности,
присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный
ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и
сопереживать.
Для формирования и развития коммуникативных способностей младших
школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетноролевые игры,
приёмы
игрыимпровизации,
социоигровой педагогики. Особую роль приобретает работа детей в постоянных и
театрализованные игры,
игровые задания,
временных микро группах (игровых командах). Такая работа уменьшает
дистанцию между детьми, учит искать эффективные способы общения друг с
5 другом, актуализировать в себе терпимость, выделять в качестве приоритета
ценности общего дела.
Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы на уроке малыми
группами является привлекательной для школьников, потому что реализует их
стремление к совместному поиску; позволяет совершать действия в
благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, активизирует
мыслительный, контактный настрой, самостоятельность
эмоциональный,
мышления, познавательную инициативу. В группе совместно работающих детей
первые познавательные вопросы к учителю рождаются в условиях необходимости
договориться о чёмто, иногда таким толчком становится спор между детьми,
предлагающими разные способы решения общей задачи. Однако чтобы
взаимодействие детей было содержательным и не сводилось к взаимным
обвинениям, у собеседников должны быть сформированы коммуникативные
умения.
Список используемой литературы:
1. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения:
книга для учителя /В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября,
2011
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский; под ред. В.В.
Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009
3. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский, А.М.
Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2008
6
Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.