Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Оценка 4.9

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
11.03.2019
Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
В статье, адресованной учителям начальных классов, рассматривается актуальная проблема - формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Автор в работе использует УМК "Перспектива", который предусматривает на каждом уроке задания, нацеленные на парную и групповую работу, где необходимо общение, диалог учащихся друг с другом. В статье описаны основные формы учебной коммуникации, средства, используемые педагогом на уроке, представлена система работы, которая может дать положительные результаты.
Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроках в начальной школе.docx
Учитель начальных классов                                                                 МБОУ СОШ №2 п.г.т. Сафоново                                            Мурманской области                                                                      Абдрашитова Елена Николаевна Формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий на уроках в начальной школе УМК   «Перспектива»   соответствует   стандартам   нового   поколения   и способствует повышению качества образования. Основная идея данного УМК  – оптимальное развитие каждого ребёнка на основе   педагогической   поддержки   его   индивидуальности   (возраста, способностей,   интересов,   склонностей,   развития)   в   условиях   специально организованной   учебной   деятельности,   где   ученик   выступает   то   в   роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Развитие   коммуникативных   умений   младших   школьников   –   актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для общества в   целом.   Общество   немыслимо   вне   общения.   Именно   в   сфере   коммуникации человек   осуществляет   и   свои   профессиональные,   и   личные   планы.   Здесь   он получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов.  А   ведь   младший   школьный   возраст   чрезвычайно   благоприятен   для овладения   коммуникативными   навыками   в   силу   своей   чуткости   к   языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Каково   же   значение   коммуникативной   компетенции   для   младшего школьника? Во­первых,   она   влияет   на   учебную   успешность.   Простой   пример,   если ученик   стесняется   отвечать   у   доски   или   испытывает   при   этом   чрезмерную тревогу,   его   реальный   ответ  (как   воплощение   коммуникативной   компетенции) 1 будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во­вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, и в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими   сужает   круг   друзей,   вызывает   ощущение   непринятости,   а   в дальнейшем   может   провоцировать   асоциальные   формы   поведения   и   даже агрессию. В­третьих,   коммуникативная   компетенция   может   рассматриваться   в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но  и благополучия его будущей жизни. УМК   «Перспектива»   способствует   формированию   коммуникативных умений   и   навыков.  Развитие   начинается   в  беседе,  когда   ученики   отвечают   на вопросы   учителя,   учатся   сами   задавать   вопросы,   запрашивать   недостающую информацию.   Во   время   работы   в   парах   (группах)   обсуждают   выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку. Освоение школьниками жанров письменного общения (поздравить родных и знакомых   открыткой,   написать   им   письмо)   идёт   на   уроках   русского   языка   с использованием специально подобранной системы упражнений и проработанной методики.  В   этой   системе   есть   возможность   построить     интерактивное   общение посредством   кружковой   работы   с   помощью   переписки.   Для   любителей естественных   дисциплин   это   кружок   «Мы   и   окружающий   нас   мир»,   для любителей гуманитарных дисциплин – «Всезнайка». Главные условия, способствующие развитию коммуникативных навыков: 1. Компетентность   учителя.   В   традиционной   школе   60­70%   учебного времени занимает речь учителя. Это убивает активность детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.  2 В УМК «Перспектива» каждый урок начинается с постановки проблемы. На   уроках   присутствует   единая   внешняя   интрига   и   общие   сквозные   герои. Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребенку применить свою точку зрения, свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них. Дети   учатся   доказывать   правильность   собственного   мнения,   и   уже   никого   не удивляет наличие нескольких верных решений.   Детям   младшего   школьного   возраста   свойственна   определенная собственническая позиция, они не любят даже, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненные работы. Учебники   нацеливают   детей   на   работу   в   группе,   в   паре,   предлагают посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями.   В   учебниках   существуют   условные   значки,   с   помощью   которых, ребёнок   сам   ориентируется.   Парная   и   групповая   работа   способствует формированию   нравственных   основ   личности.   Она   учит   налаживать   контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать   предложенную   учителем   проблему,   осваивать   умения   устного общения – доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия   и   доброжелательности.   Выстраивая   отношения   можно   выделить некоторые правила ведения диалога:  любое мнение ценно;  ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;  повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,  хочешь говорить – подними руку;  дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;  обращение начинается с имени;  критика должна быть тактичной; 3  отсутствие результата – тоже результат;  голос – твой божественный дар, умей им владеть 2. Для того чтобы учащиеся могли эффективно общаться в рамках школьного урока, нужно  учить  их это делать  именно на школьном уроке. Основная характеристика   коммуникативного   подхода   в   обучении   –   «учиться общению общаясь». Основные формы учебной коммуникации Монологические  формы речевой коммуникации Выступать с заранее подготовленной    речью Рассказывать Пересказывать Спрашивать и задавать вопросы Доказывать и опровергать Отвечать на вопросы Критиковать Диалогические  формы речевой коммуникации Учебная беседа учителя и ученика Учебная беседа в парах Учебная беседа в группах Дискуссия Ответы на вопросы Защита проекта 3. Учебник – средство развития коммуникативных УУД. Следя по учебнику за размышлениями главных героев Ани и Вани, ребята пытаются принимать собственные   решения,   высказывать   свою   точку   зрения   на   следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и так далее. Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное   большинство   начинает   высказывать   свое   мнение   словами:   «Я считаю..., я думаю..., мне кажется, а у меня другое мнение..., а у меня своя версия...».  Свои предположения ребята сверяют с высказываниями профессора Ивана Ивановича Самоварова. Развивая   коммуникативные   умения   нужно   помнить,   что   только   хорошо продуманная система может дать положительные результаты. На   первом   этапе  учащиеся   под   руководством   учителя   отрабатывают   в   себе следующие умения: ­  готовность учащихся участвовать в урочном общении; 4 ­  отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; ­  задавать вопросы, следя за темой; ­  делать сообщения. На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: ­  простота и чёткость речевого высказывания; ­  отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому; ­ умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; ­ вступать в контакт с другими людьми. На   третьем   этапе  уже   отрабатываются   умения   коммуникативного сотрудничества: ­ умение вести беседу в паре, группе; ­ умение вести конструктивный диалог, дебаты; ­ умение участвовать в дискуссии; ­ участвовать в конференциях, играх. Развитие   коммуникативных   умений   и   навыков   –   непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя.   Ценность   и   значимость   коммуникативных   умений   в   том,   что   они выходят за рамки чисто учебных умений. За четыре года ученик встречается с сотнями   учебных   задач,   решения   которых,   не   помогают   ему   справиться   с элементарной жизненной ситуацией. Коммуникативные задачи – это те ситуации, с   которыми   ребенок   постоянно   встречается   в   жизни.   Сформированные   которые коммуникативные   умения   это   уже   новообразования   личности,   присваиваются   личностью   и   становятся   её   достоянием.   Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать. Для  формирования и развития коммуникативных  способностей  младших школьников можно использовать разнообразные средства: сюжетно­ролевые игры,   приёмы игры­импровизации, социоигровой педагогики. Особую роль приобретает работа детей в постоянных и   театрализованные   игры,   игровые   задания, временных   микро   группах   (игровых   командах).   Такая   работа   уменьшает дистанцию  между детьми, учит искать эффективные способы  общения друг с 5 другом,   актуализировать   в   себе   терпимость,   выделять   в   качестве   приоритета ценности общего дела. Мой опыт позволяет говорить о том, что форма работы на уроке малыми группами является привлекательной для школьников, потому что реализует их стремление   к   совместному   поиску;   позволяет   совершать   действия   в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, активизирует   мыслительный,   контактный   настрой,   самостоятельность эмоциональный, мышления, познавательную инициативу. В группе совместно работающих детей первые познавательные вопросы к учителю рождаются в условиях необходимости договориться о чём­то, иногда таким толчком становится спор между детьми, предлагающими   разные   способы   решения   общей   задачи.   Однако   чтобы взаимодействие   детей   было   содержательным   и   не   сводилось   к   взаимным обвинениям,   у   собеседников   должны   быть   сформированы   коммуникативные умения. Список используемой литературы: 1. Букатов   В.М.   Я   иду   на   урок:   хрестоматия   игровых   приемов   обучения: книга для учителя /В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Первое сентября, 2011 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009 3. Петровский   В.А.   Учимся   общаться   с   ребенком   /В.А.   Петровский,   А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2008 6

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019