Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
3 кл—4 кл
19.02.2018
Большую помощь в формировании УУД учащихся в моей работе оказывает надпредметный курс «Мир деятельности», который провожу во время внеурочной деятельности. Занятия основаны на технологии деятельностного метода обучения. Направлены на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, т.е. умения учиться в целом. Занятия служат дополнением к учебной деятельности младшего школьника.В статье описание моей работы по формированию УУД младшего школьника.
Формирование УУД на уроках и во внеурочной д-сти.docx
Формирование универсальных учебных действий
на уроках и во внеурочной деятельности
учитель начальных классов Бессонова О.В.
«Цель обучения ребёнка состоит в том,
дальше без помощи учителя»
чтобы сделать его способным развиваться
К. Хаббард
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем
задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по предметам, а
метапредметных умений и способности к самостоятельной учебной деятельности.
Большую помощь в формировании УУД оказывает надпредметный курс «Мир
деятельности», который провожу во время внеурочной деятельности.
Курс основан на технологии деятельностного метода обучения, направлен на
формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в
целом, сопровождает и дополняет учебную деятельность младшего школьника. Назван
курс надпредметным, потому что на занятиях ребята учатся правилам работы на уроке, и
применяют эти знания на предметных уроках, учатся надпредметным навыкам,
необходимым для более успешного усвоения учебного материала на предметных уроках.
Автор курса «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон, директор Центра Системно
деятельностной педагогики «Школа 2000…».
Ключевой темой курса является тема «Учиться… А что это значит?». С первых же
дней школьной жизни первоклассники пытаются осознать, что значит уметь учиться,
получают опыт организации и управления своей учебной деятельностью. Учащиеся
открывают новое знание о том, что «ученик учится САМ» и выполняет при этом основные
этапы учебной деятельности: выясняю «что я не знаю» и «сам нахожу способ». На этом
знании строится вся дальнейшая учебная деятельность учащихся.
Этот курс помогает ребенку построить содержательный образ настоящего
школьника, умеющего и желающего учиться. Дети знакомятся со Смайликом – жителем
Маленькой страны (начальной школы). Он вместе с ребятами «учится» в классе.
Раскрывается понятие: учиться – это особая работа. Очень важно младшего школьника
научить не расстраиваться, если вдруг не сразу получается выполнить какоелибо задание.
Поэтому одним из важных этапов формирования УУД является выявление причины
затруднения. Дети узнают, как надо относиться к затруднению, определяют причину
затруднения. Как только мы определили причину затруднения, можем причину устранить и
преодолеть своё затруднение, т.е. найти выход из затруднения, чтобы достичь цели.
Учащиеся с помощью учителя фиксируют новые знания в речи, а затем и знаково в форме
эталона (эталон – главный вывод урока, знаковая фиксация нового знания).
На этапе самостоятельной работы учащиеся выполняют задание на новое знание и
осуществляют его самопроверку, сравнивая с эталоном. Приходят к выводу, что «учиться
– это, значит, когда сам выполняешь задание, и если не получается, понять, чего не знаешь,
самому найти способ и выполнить то, что раньше не получалось». На занятиях учащиеся
знакомятся со следующими эталонами: правила работы на уроке, правила работы в паре,
работа в группе.
На занятиях дети определяют, какие личностные качества им пригодятся в школе на
уроках. Что такое активность, и как научиться быть внимательным. Новые знания
фиксируются с помощью «лесенки успеха». С помощью «лесенки успеха» дети оценивают
свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею».
Использование «Лесенки успеха» является средством формирования у учащихся
способности к самооценке.
«Мир деятельности» помогает качественнее проводить уроки: новые представления
об УУД, полученные на занятиях по «Миру деятельности», включаю в предметные уроки.
В качестве примера использования материалов надпредметного курса покажу в разных
видах работ на уроках математики и русского языка.
Использование материалов курса «Мир деятельности» на уроке математике
1. Повторение этапов учебной деятельности
На какие вопросы нужно ответить? (как выяснить, что я не знаю и как самому
найти способ открыть знания)
Как будем действовать? (1. находим знания, которые уже знаем
2. повторяем известное
3. пробуем выполнить незнакомое (пробное действие)
4. если сразу не получается, думаем, что не получается
5. повторяем известное и выясняем, что мы не знаем)
2. Выполнение задания – определение порядка действий в выражениях:
Догадайтесь, какое задание нужно выполнить? (определить порядок действий в
выражениях)
Какое правило нам напомнил эталон Смайлика? (сначала выполняется
умножение и деление и действие в скобках, только потом сложение и вычитание)
А теперь, применяя эталон, выполним задание
а : b – c ∙ d + k ∙ m
a : (b – c) ∙ (d + m) 3. Нахождение площади прямоугольника:
Смайлик изобразил геометрическую фигуру. Как она называется?
(прямоугольник) Что вы о ней знаете? (называют признаки прямоугольника)
Что нужно найти?
О чём эталон рядом со Смайликом? (эталон нахождения площади
прямоугольника) Что хочет напомнить нам Смайлик? (как найти площадь
прямоугольника)
Использование материалов курса «Мир деятельности»
1. Актуализация знаний алгоритма исправления ошибок:
на уроке русского языка
Ошибки искать не просто. Вспомним алгоритм, как исправить ошибку.
С чего нужно начать? (прочитать задание, или повторить его)
Чтобы выполнить задание, нам нужно знать правило (нахожу и повторяю нужное
правило)
Теперь можно исправить (исправляю ошибку, проговаривая правило)
Если справился с заданием, нужно закрепить (выбираю и решаю 2 похожих
задания)
Сравнить с образцом (правилом)
Теперь мы можем выполнить задание «Исправь ошибку» (далее задание по
русскому языку на доске или слайде)
2. Словарная работа:
Узнать слова по звукам и правильно их написать (транскрипция слов: народ,
город, вокруг, рассказ, мороз).
Почему Смайлик задумался? (такое задание мы раньше не делали)
Как надо действовать? (не расстраиваться. А успокоиться и хорошо подумать
над заданием)
Смайлик предлагает поиграть со знакомыми знаниями. О каких орфограммах
будем говорить? (парная согласная в корне слова, безударная гласная в корне
слова, проверяемые ударением)
3. Рефлексия на уроке:
Познакомьтесь с сегодняшней лесенкой успеха (учитель читает пояснение к
лесенке успеха: справились со всеми заданиями и умело применяли
орфографические правила – 4 ступенька, справились с заданиями, не всегда
применяли орфографические правила – 3 ступенька, не всегда справлялись с
заданиями и не смогли применить орфографические правила – 2 ступенька,
справились не со всеми заданиями и не смогли применить орфографические
правила) Подумайте, на какую ступеньку вы бы встали и почему. Если не всё получилось
на уроке, не расстраивайтесь, так нам всегда говорит Смайлик, а подумайте, что
у вас не получилось, и на следующем уроке у вас обязательно получится.
Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.