Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
3 кл—4 кл
19.02.2018
Формирование универсальных учебных действий  на уроках и во внеурочной деятельности
Большую помощь в формировании УУД учащихся в моей работе оказывает надпредметный курс «Мир деятельности», который провожу во время внеурочной деятельности. Занятия основаны на технологии деятельностного метода обучения. Направлены на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, т.е. умения учиться в целом. Занятия служат дополнением к учебной деятельности младшего школьника.В статье описание моей работы по формированию УУД младшего школьника.
Формирование УУД на уроках и во внеурочной д-сти.docx
Формирование универсальных учебных действий  на уроках и во внеурочной деятельности учитель начальных классов Бессонова О.В.                                                                                                                                                              «Цель обучения ребёнка состоит в  том,                                                                дальше без  помощи учителя»  чтобы сделать его способным развиваться                     К. Хаббард   Федеральный государственный образовательный стандарт   ставит перед учителем задачу   формирования   у   учащихся   не   просто   знаний   и   умений   по   предметам,   а метапредметных   умений   и   способности   к   самостоятельной   учебной   деятельности. Большую   помощь   в   формировании   УУД   оказывает   надпредметный   курс   «Мир деятельности», который провожу во время внеурочной деятельности.  Курс   основан   на   технологии   деятельностного   метода   обучения,   направлен   на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и   дополняет учебную деятельность младшего школьника.   Назван курс  надпредметным, потому что на занятиях ребята учатся правилам работы на уроке, и применяют   эти   знания   на   предметных   уроках,   учатся  надпредметным   навыкам, необходимым для более успешного усвоения учебного материала на предметных уроках. Автор   курса   «Мир   деятельности»   ­   Л.Г.   Петерсон,   директор   Центра   Системно­ деятельностной педагогики «Школа 2000…».  Ключевой темой курса является тема «Учиться… А что это значит?». С первых же дней   школьной   жизни   первоклассники   пытаются   осознать,     что   значит   уметь   учиться, получают   опыт   организации   и   управления   своей   учебной   деятельностью.   Учащиеся открывают новое знание о том, что «ученик учится САМ» и выполняет при этом  основные этапы учебной деятельности: выясняю «что я не знаю» и «сам нахожу способ». На этом знании строится вся дальнейшая учебная деятельность учащихся.  Этот   курс   помогает   ребенку   построить   содержательный   образ   настоящего школьника, умеющего и желающего учиться. Дети знакомятся со Смайликом   – жителем Маленькой   страны   (начальной   школы).   Он   вместе   с   ребятами   «учится»   в   классе. Раскрывается понятие: учиться – это особая работа. Очень важно младшего школьника научить не расстраиваться, если вдруг не сразу получается выполнить какое­либо задание. Поэтому   одним   из   важных   этапов   формирования   УУД   является  выявление   причины затруднения.   Дети   узнают,   как   надо   относиться   к   затруднению,   определяют   причину затруднения. Как   только   мы   определили   причину   затруднения,   можем   причину   устранить   и преодолеть   своё   затруднение,   т.е.   найти  выход   из   затруднения,   чтобы   достичь   цели. Учащиеся с помощью учителя фиксируют новые знания в речи, а затем и знаково в форме эталона (эталон – главный вывод урока, знаковая фиксация нового знания).  На этапе  самостоятельной работы  учащиеся выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, сравнивая с эталоном. Приходят к выводу, что «учиться – это, значит, когда сам выполняешь задание, и если не получается, понять, чего не знаешь, самому найти способ и выполнить то, что раньше не получалось».  На занятиях учащиеся знакомятся со следующими эталонами: правила работы на уроке, правила работы в паре, работа в группе.  На занятиях дети определяют, какие личностные качества им пригодятся в школе на уроках.   Что   такое   активность,   и   как   научиться   быть   внимательным.   Новые   знания фиксируются с помощью «лесенки успеха». С помощью «лесенки успеха»  дети оценивают свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование   «Лесенки   успеха»   является   средством   формирования   у   учащихся способности к самооценке.  «Мир деятельности» помогает качественнее проводить уроки: новые представления об УУД, полученные на занятиях по «Миру деятельности», включаю в предметные уроки. В качестве примера использования материалов надпредметного курса покажу в разных видах работ на уроках математики и русского языка. Использование материалов курса «Мир деятельности» на уроке математике 1.         Повторение этапов учебной деятельности ­ На какие вопросы нужно ответить? (как выяснить, что я не знаю и как самому найти способ открыть знания) ­ Как будем действовать? (1. находим знания, которые уже знаем                                              2. повторяем известное                                              3. пробуем выполнить незнакомое (пробное действие)                                              4. если сразу не получается, думаем, что не получается                                              5. повторяем известное и выясняем, что мы не знаем) 2.         Выполнение задания – определение порядка действий в выражениях: ­ Догадайтесь, какое задание нужно выполнить? (определить порядок действий в выражениях) ­   Какое   правило     нам   напомнил     эталон   Смайлика?     (сначала   выполняется умножение и деление и действие в скобках, только потом сложение и вычитание) ­ А теперь, применяя эталон, выполним задание    а : b – c ∙ d + k ∙ m                     a : (b – c) ∙ (d + m) 3.         Нахождение площади прямоугольника: ­   Смайлик   изобразил   геометрическую   фигуру.   Как   она   называется? (прямоугольник) Что вы о ней знаете? (называют признаки прямоугольника) ­ Что нужно найти?  ­   О   чём   эталон   рядом   со   Смайликом?   (эталон   нахождения   площади прямоугольника)   Что   хочет   напомнить   нам   Смайлик?   (как   найти   площадь прямоугольника) Использование материалов курса «Мир деятельности»  1.         Актуализация знаний алгоритма исправления ошибок: на уроке русского языка ­  Ошибки искать не просто. Вспомним алгоритм, как исправить ошибку. ­  С чего нужно начать? (прочитать  задание, или повторить его)  ­ Чтобы выполнить задание, нам нужно знать правило (нахожу и повторяю нужное правило)  ­ Теперь можно исправить (исправляю ошибку, проговаривая правило)  ­   Если   справился   с   заданием,   нужно   закрепить   (выбираю   и   решаю   2  похожих задания)  ­  Сравнить с образцом (правилом)  ­   Теперь   мы   можем   выполнить   задание   «Исправь   ошибку»   (далее   задание   по русскому языку на доске или слайде) 2.    Словарная работа: ­ Узнать слова по звукам и правильно их написать (транскрипция слов: народ, город, вокруг, рассказ, мороз).  ­ Почему Смайлик задумался? (такое задание мы раньше не делали) ­ Как надо действовать? (не расстраиваться. А успокоиться и хорошо подумать над заданием) ­ Смайлик предлагает поиграть со знакомыми знаниями. О каких орфограммах будем говорить? (парная согласная в корне слова, безударная гласная в корне слова, проверяемые ударением) 3.   Рефлексия на уроке:            ­ Познакомьтесь с сегодняшней лесенкой успеха (учитель читает пояснение к лесенке   успеха:   справились   со   всеми   заданиями   и   умело   применяли орфографические   правила   –   4   ступенька,   справились   с   заданиями,   не   всегда применяли  орфографические  правила   –  3  ступенька,   не  всегда   справлялись   с заданиями   и   не   смогли   применить   орфографические   правила   –   2   ступенька, справились   не   со   всеми   заданиями   и   не   смогли   применить   орфографические правила) ­ Подумайте, на какую ступеньку вы бы встали и почему. Если не всё получилось на уроке, не расстраивайтесь, так нам всегда говорит Смайлик, а подумайте, что у вас не получилось, и на следующем уроке у вас обязательно получится.

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий  на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий  на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий  на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий  на уроках и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018