Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Формирование универсальных учебных действий на уроках
математики.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется
многообразием и характером видов универсальных действий.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать
универсальные учебные действия позволит повысить эффективность
образовательного процесса.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего,
через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые
выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного
процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения
новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то
есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
В более узком термин «универсальные учебные действия» можно
определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих
его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса.
В основе концепции УУД лежит системнодеятельностный подход,
который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся
в системе образования;
•активную учебнопознавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно
смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях
и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, междурезультатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение,
смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь
находить ответ на него;
•действие нравственноэтического оценивания усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают
ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными
жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную
позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего
будущего.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей
учебной деятельности. К ним относятся:
•целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•планирование определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
•прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
•волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
•общеучебные,
•логические,
•действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•структурирование знаний;
•осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости отконкретных условий;
•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково
символические действия:
•моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта (пространственно
графическая или знаковосимволическая);
•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
•анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных)
•синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
•подведение под понятия, выведение следствий;
•установление причинноследственных связей,
•построение логической цепи рассуждений,
•доказательство;
•выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
•формулирование проблемы;
•самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или
деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
•разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения иего реализация;
•управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
•умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни
и те же вопросы:
•как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
•какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической
обработке;
•какие методы и средства обучения выбрать;
•как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
•как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к
определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной
деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности
в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью
овладения новыми знаниями.
Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в
образовательной системе предложен следующий путь, который проходит
каждый ученик:
•вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося
формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его
самостоятельному выполнению;
•основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем
способе выполнения этого УУД;
•далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется
самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
•в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и
его системное практическое использование в образовательной практике, как
на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Пример.
Формирование универсальных учебных действий на одном из уроков
геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников».
Цель урока: изучить алгоритм «Решение треугольников», ознакомиться с
примерами решения различных типов задач по данной теме, научить
применять полученные знания для решения практических задач.
Задачи:
Обучающие:
•формирование первоначальных представлений о решении треугольников;•приобретение опыта применения теоремы синусов и косинусов для решения
треугольников.
Развивающие:
•умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для
решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Воспитательные:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа
проектор, ПК
Структура и ход урока
№ Этап урока
Название
используемых
ЭОР
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД
Проверяет
домашнее
задание.
Объявляет тему
урока
Сообщают о
готовности к
уроку и
наличии
домашнего
задания
Умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме
Время
2 мин
1
Организа
ционный
момент
2
Актуали
зация
знаний
Презентация
«Теорема
косинусов».ЭОР
информацион
ного типа
«Решение
треугольников.
Метрические
соотношения в
треугольнике»,
Задаёт
вопросы,
комментирует и
корректирует
ответы
Отвечают на
вопросы
учителя по
материалу
прошлого
урока
Анализ,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство
5мин
3 Постановка ЭОР
Задаёт вопросы. Отвечают на Целеполагание, 3 минцелей урока
практического
типа «Решение
треугольников.
Метрические
соотношения в
треугольнике»,
Комментирует
ответы,
предлагает
сформулироват
ь цель урока
вопросы
учителя,
формулируют
цель урока
4 Новый
материал
Презентация
«Решение
треугольников».
ЭОР
практического
типа
Воспроизведение
на экране
Объясняет
новый
материал,
отвечает на
вопросы
учеников
Записывают
тему,
воспринимают
новую
информацию,
отвечают на
вопросы
учителя
5
Первичная
проверка
знаний
ЭОР
контрольного
типа.
Воспроизведение
на экране
Задаёт вопросы.
Комментирует
и корректирует
ответы
6 Закрепление
знаний
ЭОР
контрольного
типа.
Выполнение
теста на
компьютере в
программе Excel
Наблюдает за
работой
учащихся.
Помогает, при
необходимости
проверяет
ответы.
Комментирует
ход решения
Отвечают на
вопросы
модуля.
Решают
поставленные
задачи
Отвечают на
вопросы
модуля.
Решение
записывают в
тетрадь.
Выполняют
тест на
компьютере в
программе
Excel
подведение под
понятия
Элементы
волевой
саморегуляции,
знаково
символические
действия, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач в
зависимости от
конкретных
условий
Извлечение
необходимой
информации из
прослушанных
текстов, анализ,
синтез,
установление
причинно
следственных
связей
Контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности,
построение
логической цепи
рассуждений,
применение
методов
информационного
поиска, в том
числе с помощью
компьютерных
7 мин
3 мин
18 мин7
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее
задание.
Авторская
презентация
средств
Проводят
самооценку,
рефлексию.
Записывают
домашнее
задание
Анализ и синтез,
рефлексия
способов и
условий действия
2 мин
Предлагает
оценить свою
работу на
уроке, заполнив
таблицу,
имеющуюся на
слайде
презентации.
Поясняет
домашнее
задание
Приложение к плануконспекту урока
«Решение треугольников»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ Название
ресурса
Тип, вид
ресурса
Форма
предъявления
информации
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
Информационны
й модуль
Видеофрагмент
ы
http://www.fcior.edu.ru/card/6067/reshen
ietreugolnikovmetricheskie
sootnosheniyavtreugolnike.html
1
Решение
треугольнико
в.
Метрические
соотношения
в
треугольнике
2 Теорема
косинусов
Решение
в
Решение
треугольнико
в.
Метрические
соотношения
в
треугольнике
4
Мультимедиа
Презентация
3
треугольнико
Мультимедиа
Презентация
http://school
collection.edu.ru/catalog/res/5bcf61db
629d4ef6967cabe3f9b60fcd/view/
http://school
collection.edu.ru/catalog/res/d95748b7
adb94167ad928d6144207eb9/view/
Практический
модуль
Видеофрагмент
ы
http://www.fcior.edu.ru/card/12744/reshe
nietreugolnikovmetricheskie
sootnosheniyavtreugolnike.html
5 Решение
Видеофрагмент http://www.fcior.edu.ru/card/11810/resheтреугольнико
в.
Метрические
соотношения
в
треугольнике
ы
nietreugolnikovmetricheskie
sootnosheniyavtreugolnike.html
6 Тест к уроку
Интерактивное
задание
Тест
http://schools.keldysh.ru/bb12/test.zip