Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Оценка 5

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
математика +1
Взрослым
16.03.2018
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: •действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.doc
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.      Важнейшей задачей современной системы образования является  формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и  самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется  многообразием и характером видов универсальных действий.  Формирование способности и готовности учащихся реализовывать  универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного  процесса.      Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего,  через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые  выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного  процесса. УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения  новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то  есть умения учиться.      В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает  умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта.       В более узком термин «универсальные учебные действия» можно  определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих  его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,  включая организацию этого процесса.        В основе концепции УУД лежит системно­деятельностный подход,  который обеспечивает: •формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  •проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;  •активную учебно­познавательную деятельность обучающихся;  •построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.      Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно­ смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с  принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение  выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях  и межличностных отношениях.  Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: •действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между  целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она  осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение,  смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь  находить ответ на него;  •действие нравственно­этического оценивания усваиваемого содержания,  исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный  моральный выбор. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают  ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными  жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную  позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего  будущего.      Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей  учебной деятельности. К ним относятся: •целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  •планирование ­ определение последовательности промежуточных целей с  учетом конечного результата; составление плана и последовательности  действий;  •прогнозирование ­ предвосхищение результата и уровня усвоения, его  временных характеристик;  •контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным  эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; •коррекция ­ внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ  действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  •оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще  подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  •волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;  способность к волевому усилию  ­ к выбору в ситуации мотивационного  конфликта и  к преодолению препятствий.      Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: •общеучебные, •логические, •действия постановки и решения проблем.  Общеучебные универсальные действия: •самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; •поиск и выделение необходимой информации; применение методов  информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; •структурирование знаний; •осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и  письменной форме; •выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности; •постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового  характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково­ символические действия: •моделирование ­ преобразование объекта из чувственной формы в модель,  где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­ графическая или знаково­символическая); •преобразование модели с целью выявления общих законов,  определяющих  данную предметную область. Универсальные логические действия включают в себя: •анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных,  несущественных)  •синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно  достраивая, восполняя недостающие компоненты;  •выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации  объектов;  •подведение под понятия, выведение следствий;  •установление причинно­следственных связей,   •построение логической цепи рассуждений,  •доказательство;  •выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблем это: •формулирование проблемы; •самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера.      Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную  компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или  деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в  коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и  взрослыми.  Виды коммуникативных действий:     •планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ­  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  •постановка вопросов ­ инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации;  •разрешение конфликтов ­ выявление, идентификация проблемы, поиск и  оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  •управление поведением партнера ­ контроль, коррекция, оценка действий  партнера; •умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение  монологической и диалогической формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.      Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни  и те же вопросы: •как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; •какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической  обработке; •какие методы и средства обучения выбрать; •как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. •как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к  определенной системе знаний и ценностных ориентаций.     Основной из главных задач учителя является организация учебной  деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью  овладения новыми знаниями.     Поэтому для того  чтобы сформировать у учащихся любое УУД в  образовательной системе предложен следующий путь,  который проходит  каждый ученик: •вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося  формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его  самостоятельному выполнению; •основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем  способе выполнения этого УУД; •далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется  самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;  •в завершение организуется контроль уровня сформированности  этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как  на уроках, так и во внеурочной деятельности. Пример. Формирование  универсальных учебных действий на одном из уроков   геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников». Цель  урока: изучить алгоритм «Решение треугольников», ознакомиться с  примерами решения различных типов задач  по данной теме, научить  применять полученные знания для решения практических задач. Задачи: Обучающие:  •формирование первоначальных представлений о решении треугольников; •приобретение опыта применения теоремы синусов и косинусов для решения  треугольников. Развивающие:  •умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно­ следственные связи, строить логическое рассуждение  и делать выводы; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы  для  решения учебных и познавательных задач; •умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные  возможности ее решения. Воспитательные:  •формирование ответственного отношения к учению, готовности и  способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе  мотивации к обучению и познанию; •формирование целостного мировоззрения; •формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа  проектор, ПК  Структура и ход урока № Этап урока Название  используемых  ЭОР Деятельность  учителя Деятельность ученика УУД Проверяет  домашнее  задание.  Объявляет тему урока Сообщают о  готовности к  уроку и  наличии  домашнего  задания Умение  осознанно и  произвольно  строить речевое  высказывание в  устной  форме Время 2 мин 1 Организа­ ционный  момент 2 Актуали­ зация  знаний Презентация  «Теорема  косинусов».ЭОР  информацион­ ного типа  «Решение  треугольников.  Метрические  соотношения в  треугольнике»,  Задаёт  вопросы,   комментирует и корректирует  ответы Отвечают на  вопросы  учителя по  материалу  прошлого  урока Анализ,  построение  логической цепи  рассуждений,  доказательство 5мин 3 Постано­вка ЭОР  Задаёт вопросы. Отвечают на  Целеполагание, 3 мин целей урока практического  типа «Решение  треугольников.  Метрические  соотношения в  треугольнике»,  Комментирует  ответы,  предлагает  сформулироват ь цель урока вопросы  учителя,  формулируют  цель урока 4 Новый  материал Презентация  «Решение  треугольни­ков». ЭОР  практического  типа  Воспроизведение на экране Объясняет  новый  материал,  отвечает на  вопросы  учеников Записывают  тему,  воспринимают новую  информацию,  отвечают на  вопросы  учителя 5 Первичная  проверка  знаний ЭОР  контрольного  типа.  Воспроизведение на экране Задаёт вопросы. Комментирует  и корректирует  ответы 6 Закрепление знаний ЭОР  контрольного  типа.  Выполнение  теста на  компьютере  в  программе Excel Наблюдает за  работой  учащихся.  Помогает, при  необходимости  проверяет  ответы.  Комментирует  ход решения Отвечают на  вопросы  модуля.  Решают  поставленные  задачи Отвечают на  вопросы  модуля.  Решение  записывают в  тетрадь.  Выполняют  тест на  компьютере  в программе  Excel подведение под понятия Элементы  волевой  саморегуляции,  знаково­ символические  действия, выбор  наиболее  эффективных  способов решения задач в  зависимости от  конкретных  условий Извлечение  необходимой  информации из  прослушанных  текстов, анализ,  синтез,  установление  причинно­ следственных  связей Контроль и  оценка процесса и результатов  деятельности,  построение  логической цепи  рассуждений,  применение  методов  информационного поиска, в том  числе с помощью  компьютерных  7 мин 3 мин 18 мин 7 Итог урока.  Рефлексия.  Домашнее  задание. Авторская презентация средств Проводят  самооценку,  рефлексию.  Записывают  домашнее  задание Анализ и синтез,  рефлексия  способов  и  условий действия 2 мин Предлагает  оценить свою  работу на  уроке, заполнив таблицу,  имеющуюся на  слайде  презентации.  Поясняет   домашнее  задание Приложение к плану­конспекту урока «Решение треугольников» Перечень используемых на данном уроке ЭОР № Название  ресурса Тип, вид  ресурса Форма  предъявления  информации  Гиперссылка на ресурс,  обеспечивающий доступ к ЭОР Информационны й модуль Видеофрагмент ы http://www.fcior.edu.ru/card/6067/reshen ie­treugolnikov­metricheskie­ sootnosheniya­v­treugolnike.html 1 Решение  треугольнико в.  Метрические  соотношения  в  треугольнике 2 Теорема  косинусов Решение в Решение  треугольнико в.  Метрические  соотношения  в  треугольнике 4 Мультимедиа Презентация 3 треугольнико Мультимедиа Презентация http://school­ collection.edu.ru/catalog/res/5bcf61db­ 629d­4ef6­967c­abe3f9b60fcd/view/ http://school­ collection.edu.ru/catalog/res/d95748b7­ adb9­4167­ad92­8d6144207eb9/view/ Практический  модуль Видеофрагмент ы http://www.fcior.edu.ru/card/12744/reshe nie­treugolnikov­metricheskie­ sootnosheniya­v­treugolnike.html 5 Решение  Видеофрагмент http://www.fcior.edu.ru/card/11810/reshe треугольнико в.  Метрические  соотношения  в  треугольнике ы nie­treugolnikov­metricheskie­ sootnosheniya­v­treugolnike.html 6 Тест к уроку Интерактивное  задание Тест http://schools.keldysh.ru/bb­12/test.zip

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018