Формирование универсальных учебных действий на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО
Оценка 4.8

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
6 кл
31.03.2017
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО
Обобщение опыта работы по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО. Важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
ппо.docx

 

Муниципальное образование Гулькевичский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

г. Гулькевичи

 

 

 

 

Обобщение опыта работы по теме

«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО»

 

МОРОЗОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ

учителя математики

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2

г. Гулькевичи муниципального образования

 Гулькевичский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Гулькевичи

2014 год

Содержание

 

1.     Литературный обзор состояния вопроса………………………………..3

1.1.          История темы педагогического опыта в педагогике

1.2.          История изучения темы педагогического опыта в МБОУ СОШ № 2 г.Гулькевичи.

1.3.          Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

2.     Психолого-педагогический портрет обучающихся……………………9

3.     Педагогический опыт……………………………………………………..10

3.1.          Описание используемой методики

3.2.          Актуальность опыта

3.3.          Описание основных элементов педагогического опыта, научность и инновационность педагогического опыта

3.4.          Результативность и технологичность педагогического опыта

Выводы…………………………………………………………………..……22

Список литературы………..………………………………………….……...23

    

Приложение 1. Разработки трёх уроков с практическим материалом для       самостоятельных, практических работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

 

1.1   История темы педагогического опыта в педагогике

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно процесса.

Основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общая структура учебной деятельности учащихся были раскрыты в рамках научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Дальнейшим развитием этих направлений явилась концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г. Асмолова. Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым и др. понятию, универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются: личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные универсальные учебные действия, сформированность которых определяется приведёнными в этом документе критериями. Авторы модели Программы развития универсальных учебных действий подчеркивают, что развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов. Однако решение этой задачи представляет значительные трудности, поскольку содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

 

1.2.История изучения темы педагогического опыта

в МБОУ СОШ № 2 г.Гулькевичи.

С 2012 года школа стала «пилотной» площадкой по внедрению во ФГОС ООО. В связи с этим проблема  формирования универсальных учебных

4

действий, обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию стала актуальной.

Целью данной работы является знакомство с универсальными учебными действиями, изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:

- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы формирования универсальных учебных действий;

-  определить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий;

- выявить особенности формирования универсальных учебных действий средствами урока математики.

 

1.3. Основные понятия, термины в описании

педагогического опыта.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Функциональное назначение УУД заключается:

Ø в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Ø в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

Ø обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

                 Универсальный характер УУД появляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся. 

 

5

              В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

6

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
• общеучебные,
• логические,
• действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

•  выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;

•применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:
• анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей,  

• построение логической цепи рассуждений,

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем это:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

7

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:    

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

• как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

• какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
• какие методы и средства обучения выбрать;

• как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
• как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:

• вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

• основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

• далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

 

8

• в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

2. Психолого-педагогический портрет обучающихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Гулькевичи в районе стала «пилотной» площадкой по внедрению во ФГОС ООО с 2012 года. Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

3. Педагогический опыт.

3.1 Описание используемой методики

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование и он нам поможет в таком сложном вопросе, как научить ребенка учиться.

Системно-деятельностный подход  нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности  является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

         Поскольку исследовательская деятельность требует значи­тельных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и прочего), форми­рование специфических умений и навыков самостоятельной ис­следовательской деятельности целесообразно проводить не толь­ко в процессе исследования, но и поэлементно в рамках традици­онных занятий. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над исследованием.

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой поисковой исследовательской работе»  А.Н. Колмогоров                               

Таким образом, исследовательская деятельность обосновывается как образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме. Что касается самого процесса исследования, то он представляет собой свободный научный поиск, который не связан с заранее определенной логикой исследования и может дать (или не дать) самые парадоксальные результаты, к каковым относились все ранее сделанные научные открытия.

Организация обучения по формированию исследовательской деятельности  ведет к развитию познавательных потребностей и способностей

 

11

учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией. а именно:

· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

· решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);

· решать задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить);

· использовать знаково-символьные средства для обработки информации,

· осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего использования;

· осуществлять запись и фиксацию  информации с помощью инструментов ИКТ.

              Интерес к учебной деятельности, подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Развитие способностей к мысли, творчеству через создание математической сказки, использование творческих заданий  способствует повышению интереса, мотивации к учебе.

Формирование регулятивных действий  средствами учебного предмета  - математики, обеспечивается:

·          логикой развёртывания содержания и его структурой,

·          системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода,

·          системой математических жизненных ситуаций,

·          системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками.

            Так, решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости.

 Следующим этапом развития организационных умений является работа над системой учебных заданий (учебной задачей). Учебная задача разрешается через систему учебных заданий, которые выполняются при решении конкретных предметных задач. Например, осознать и усвоить способ сравнения отрезков разными способами. Такое обобщенное учебное задание создает проблемную ситуацию. Проблемные ситуации практически всего курса матема-

12

тики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Разрешая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.

            С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки решения задачи. Хорошим упражнением для развития способности  обнаруживать  ошибки  является  парная взаимопроверка  самостоятельной  работы. Но более  эффективным  средством  можно считать   проверку работы  ученика,  выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок. При этом  указывается  задание,  в  котором  сделана ошибка.  Эту  работу,  в  зависимости  от  уровня внимательности  учащегося,  можно  разбить  на этапы: на первом указывается строка, в которой сделана ошибка, на втором – блок строк записи, на третьем – только задание. Покажу организацию работы на примере проведения математического диктанта.

Ø На  доске  заранее  написаны  ответы.  После  написания диктанта  ответы  открываются,  и  каждый  ученик  самостоятельно проверяет  свою  работу  и  оценивает  ее,  согласно  критериям, предложенным  учителем. 

(Данный  вид  проверки,  прежде  всего, направлен  на  развитие  внимания  и  умения  честно  оценивать  себя самого).

Ø Ученики  меняются  тетрадями  и  осуществляют взаимопроверку,  с  последующей  проверкой  учителем  или  с последующим  обсуждением  в  паре  допущенных  ошибок.

(Появляется  элемент  ответственности  за  партнера,  развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог).

Каждый  ребенок  пытается  самостоятельно  оценить  свою работу,  еще  не  зная  ответов,  то  есть,  опираясь  на  интуицию  или реально  представляя  свои  знания. После  этого  осуществляется взаимопроверка. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая оценка.

(Происходит  формирование  самооценки,  возрастает ответственность за оценку, выставленную товарищу).

             Развивая регулятивные УУД необходимо акцентировать внимание учащихся на правдоподобность ситуации. К примеру, длина ручки измеряется в сантиметрах, расстояние между городами в километрах. Однако ответ может показаться правдоподобным, но не соответствовать  данным.  Поэтому следует учить  учащихся рассматривать данные и найденные величины в сравнении. Также при решении задач не стоит пренебрегать «прикидкой» полученного результата.  Все вышеперечисленные способы опираются на повседневный

13

опыт учащихся и находят  у них положительный отклик за простоту исполнения.  В типовые задания, обеспечивающие развитие функций самоконтроля должны входить  такие как: «Найди ошибку»,  «Реши несколькими способами», «Оцени результат» и т.п.

            Обзор литературы и обобщение опыта преподавания математики показали, что в формировании регулятивных (в т.ч.  самоконтроля) УУД возможно использование и таких приемов, как: работа с учебником (Интернет-ресурсами, справочниками), составление плана ответа по математике, организация домашней работы, выполнение письменной работы по математике, изучение содержания теоремы, усвоение теоремы, контроль за усвоением теоремы и т.д.  При работе с книгой, нужно добиться, того,  чтобы учащийся  судил о знании материала не потому, сколько он раз прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного.

В курсе математики можно выделить  два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

1. К первому направлению  можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.

2. Ко второму направлению  формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик – ученик).

Организация работы на уроках математики, в основу которых положено межличностное взаимодействие, диалог предполагают формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения выстраиваются в соответствии с правилами и позволяют научить учащихся грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.

 

3.2.          Актуальность опыта

Процессы модернизации в системе  образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся.

14

Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В свете новой парадигмы образования складывается концепция государственных образовательных стандартов 2-го поколения. Приоритетным направлением которых является реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

 

3.3.          Описание основных элементов педагогического опыта, научность и инновационность педагогического опыта

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать. Представленные уроки построены в соответствии с технологией деятельностного метода. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. Использование технологии обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии учащихся. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.

15

В данной работе рассматривается процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на примере трех уроков математики в 5 классе по теме «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник». (Приложение № 1)

Урок 1. Тема. Отрезок

Цель урока: сформировать у учащихся понятие отрезка, научить строить отрезок, сравнивать отрезки.

Урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний).

I.Самоопредение к учебной деятельности

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (научиться строить, сравнивать отрезки)

 

- В начале урока учащимся предлагается построить самый короткий маршрут по которому каждый из ребят идет из дома в школу. Появляется тема урока. Отрезок.

 - Как вы думаете с помощью, каких инструментов вы построите отрезок?

- сравните отрезки?

II. Актуализация знаний, целеполагание (объяснение и закрепление первичных знаний)

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель:

1) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде рисунков, записей;

Работа с определениями, основываясь на страницы учебника, слайды презентации.

III. Практическая деятельность учащихся

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, умение отстаивать точку зре­ния, работа в группах,

16

разрешение конфликтной ситуации

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, практическое выполнение задания, подводящее к правильным выводам;

2) согласовать цель и тему урока.

Практические задания помогают сравнивать отрезки равными способами.

IV. Задания на повторение

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

Цель: 1) отработка вычислительных навыков

Задания для устной работы из учебника.

V. Информирование о домашней работе

Личностные: развитие творческих способностей, эстетического творчества, осознание индивидуальности;

Регулятивные: планировать свои действия.

Цель: обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учащиеся получают плашку с задание на 3 урока, творческое задание или информационное задание на выбор.

VI. Подведение итогов

Формируемые УУД:

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: сравнение и сопоставление личных успехов с чужими

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Вопросы из рублики «?».

VII. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: инициировать рефлексию детей по поводу психоаналитического состояния, мотивации с учителем и другими детьми в классе.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

17

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Оцените свое состояние на уроке сегодня. Все ли было понятно?

Изобразите самооценку «смайликом»

Урок 2. Тема. Длина отрезка.

Цель урока: сформировать понятие длины отрезка, научиться измерять отрезок, строить отрезки данной длины, проверка знаний по теме «Отрезок. Длина отрезка».  

I.    Самоопредение к учебной деятельности

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с отрезком)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся, представление своей работы дома.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: понятие отрезка, старинных мер длины;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

- А начнём мы с проверки домашнего задания (представляют сами учащиеся: рисунки старинных мер длины, орнаметы из отрезков, сообщения о приме-нении отрезков. На флешках цветным карандашом заштриховывают выполненные задания), с устной работы, потому что чтобы узнать что-то новое, необходимо проверить устный счет, приемы округления.

III. Изучение нового материала

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные:  осуществлять поиск нужной информации  в учебной литературе, поиск и выделение необходимой информации, передать содержание в сжатом виде, пользоваться измерительными инструментами.

Цель: получать знания из учебника, выделяя основное.

IV. Повторение единиц измерения длины

Формируемые УУД:

 

18

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Цель: проверить своё умение применять алгоритм перевода единиц измерения длины, выбирая правильный вариант ответа (тест).

V. Организация первичного контроля знаний

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, критический анализ данных «Найди ошибку!»

Коммуникативные: аргументация своего мнения, учёт разных мнений, работа в парах

Цель: выявление, коррекция выявленных пробелов.

Самостоятельное выполнение задание по 2 вариантам, обмен тетрадями, проверка и оценивание работы соседа.

VI. Практическое выполнение задание с теоретической проверкой

Формируемые УУД:

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию, приходить к общему решению.

Регулятивные: точность построения, сравнение практического построения и теоретического решения, развитие функций самоконтроля такой как «Оцени результат»

Цель: актуализировать необходимость выполнения  правдоподобных, точных построений.

Выполнить задание. Начертите отрезок CD = 6 см 8 мм. Отметьте на нем точку А так, чтобы  АС = 4 см 3 мм. Чему равна длина отрезка АD?

Решить теоретически. Сравнить полученные ответы. Пояснить почему у отдельных учащихся есть расхождения.

VII. Проверка знаний

Формируемые УУД:

Личностные: объясняют себе свои наиболее заметные достижения. Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить знания и умения по теме «Отрезок. Длина отрезка»

Самостоятельная работа.

VIII. Рефлексия деятельности на уроке

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

19

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач.

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: измерять отрезки, переводить единицы длины;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Постановка домашнего задания с комментированием: № 37-43(а), 60, творческое задание.

 

Урок 3. Тема. Треугольник.

Цель урока: ввести понятие треугольника, многоугольника, научиться находить  вершины и стороны треугольника.

I.        Организация начала занятия. Целеполагание

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, применение правил делового сотрудничества, оценивание своей учебной деятельности.

Познавательные: целеполагание, развитие логического мышления.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: периметр треугольника;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.

Задание. Догадайся из какого куска проволоки (1,2,3) сделали каждый треугольник. Найди периметры этих треугольников (Слайд 5).

III. Практическая деятельность учащихся, изучение нового материала

20

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, выдвижение гипотезы, подведение под понятие

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, умение отстаивать точку зре­ния, работа в парах.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, практическое выполнение задания, подводящее к правильным выводам;

2) расширить знания о треугольниках (равносторонние, равнобедренные, разносторонние).

Практические задания помогают ввести понятия вершин и сторон треугольника, виды треугольников по сторонам. Учащиеся заполняют таблицу, выполняют построения.

IV. Повторение ранее изученного

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия,

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Цель: проверить своё умение решать задачи «на больше, на меньше», на движение.

Решение задач из учебника.

V. Рефлексия деятельности на уроке

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач.

Цель: инициировать предметную рефлексию

 Организация учебного процесса на этапе 5:

- С какими фигурами познакомились?

- Повторите, как различают треугольники по сторонам?

VI. Информирование о домашней работе

Личностные: развитие творческих способностей, эстетического творчества, осознание индивидуальности, приобщение к заботе о близких людях, эстетическое восприятие геометрических форм.

Регулятивные: планировать свои действия, работа с инструкцией, работа по инструкции, применение знаний в решении практической задачи, округление по смыслу.

21

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Постановка домашнего задания с комментированием: № 48, 71, проектное задание.

 

3.4.          Результативность и технологичность педагогического опыта

 Формирование  УУД  на предложенных занятиях происходило через различные задания типа объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию  у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Выводы

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897 ( http//:www.mon.gov.ru  - Федеральный образовательный стандарт)

 2.  Газета «Математика»  №7(717) 2011г, статья А.Я.Хинчина «О воспитательном эффекте уроков математики»

 3.  Глейзер Г.Д., Медведева О.С  «О ценностных и смысловых ориентирах школьного математического образования» //(Интернет-газета «Лаборатория знаний №2, февраль 2012г.)

 4. Личностно ориентированный урок: Конструирование и диагностика. Под ред.М.И.Лукьяновой, М.Педагогический поиск, 2009

  5. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности, М.Аркти, 2009

  6. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образование Гулькевичский район

Муниципальное образование Гулькевичский район

Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса………………………………

Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса………………………………

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 1

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 1

Целью данной работы является знакомство с универсальными учебными действиями, изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе

Целью данной работы является знакомство с универсальными учебными действиями, изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: • общеучебные, • логические, • действия постановки и решения проблем

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: • общеучебные, • логические, • действия постановки и решения проблем

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном…

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном…

УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности

УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Психолого-педагогический портрет обучающихся

Психолого-педагогический портрет обучающихся

Педагогический опыт. 3.1 Описание используемой методики

Педагогический опыт. 3.1 Описание используемой методики

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией

Разрешая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т

Разрешая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т

В типовые задания, обеспечивающие развитие функций самоконтроля должны входить такие как: «Найди ошибку», «Реши несколькими способами», «Оцени результат» и т

В типовые задания, обеспечивающие развитие функций самоконтроля должны входить такие как: «Найди ошибку», «Реши несколькими способами», «Оцени результат» и т

Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде…

Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде…

В данной работе рассматривается процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на примере трех уроков математики в 5 классе по теме «Отрезок

В данной работе рассматривается процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на примере трех уроков математики в 5 классе по теме «Отрезок

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, практическое выполнение задания, подводящее к правильным выводам; 2) согласовать цель и…

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, практическое выполнение задания, подводящее к правильным выводам; 2) согласовать цель и…

Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? –

Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? –

Познавательные : анализ, синтез, обобщение, аналогия, поиск и выделение необходимой информации

Познавательные : анализ, синтез, обобщение, аналогия, поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные : аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач

Коммуникативные : аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач

Формируемые УУД: Познавательные : анализ, сравнение, обобщение, выдвижение гипотезы, подведение под понятие

Формируемые УУД: Познавательные : анализ, сравнение, обобщение, выдвижение гипотезы, подведение под понятие

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выводы Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности

Выводы Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности

ЛИТЕРАТУРА: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ

ЛИТЕРАТУРА: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017