Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.
Оценка 4.7

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
история +1
Взрослым
23.03.2017
Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.
В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
УУД_Емельянова.docx
Формирование УУД на уроках истории и обществознания Тема доклада: посредством применения технологии проблемного диалога. Уважаемые коллеги! В   современном   обществе   знания   по­прежнему   остаются востребованными, но все более востребованными  становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный   образовательный   стандарт   нового   поколения   поставил   на первое   место   в   качестве   главных   результатов   образования   именно универсальные   учебные   действия,   которые   обеспечивают   овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись. В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими   конкретных   предметных   знаний,   но   и   формирование совокупности   универсальных   учебных   действий,   в   том   числе   и   на   уроках гуманитарного цикла.  Овладение   учащимися   универсальными   учебными   действиями  выступает как  способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  В   широком   значении   термин   «универсальные   учебные   действия» означает   умение   учиться,   т.е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В   узком   (психологическом)   ­   совокупность   способов   действия учащегося   (а   также   связанных   с   ними   навыков   учебной   работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Функции универсальных учебных действий включают:  ­ обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность   учения,   ставить   учебные   цели,   искать   и   использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; ­   создание   условий   для   гармоничного   развития   личности   и   ее самореализации   на   основе   готовности   к   непрерывному   образованию, необходимость   которого   обусловлена   поликультурностью   общества   и высокой  профессиональной мобильностью; ­   обеспечение   успешного   усвоения   знаний,   умений   и   навыков   и формирование компетентностей в любой предметной области. УУД  должны   быть   положены   в   основу   выбора   и   структурирования содержания   образования,   приемов,   методов,   форм   обучения,   а   также построения целостного образовательно­воспитательного процесса. Овладение   учащимися   универсальными   учебными   действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к   формированию   способности   самостоятельно   успешно   усваивать   новые знания,   умения   и   компетентности,   включая   самостоятельную   организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Понятие УУД: В   широком   значении  “универсальные   учебные   действия”   – саморазвитие   и   самосовершенствование   путем   сознательного   и   активного присвоения   нового   социального   опыта. (собственно психологическом   значении)   “универсальные   учебные   действия”   –   это совокупность   действий   обучающегося,   обеспечивающих   его   культурную идентичность,   социальную   компетентность,   толерантность,   способность   к самостоятельному усвоению  новых знаний и  умений,  включая  организацию этого процесса.  В   более   узком  Виды универсальных учебных действий.  Личностные   универсальные   учебные   действия обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию обучающихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. • личностное, жизненное самоопределение; •   действие  смыслообразования,  т.   е.   установление   учащимися   связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом   учения,   и   тем,   что   побуждает   деятельность,   ради   чего   она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; •   действие   нравственно­этического  усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.   оценивания Регулятивные   универсальные   учебные   действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.   К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; •   планирование   –   определение   последовательности   промежуточных   составление   плана   и целей   с   учетом   конечного   результата; последовательности действий; •   прогнозирование   –   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения,   его временных   • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; характеристик;     • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ   действия   в  случае  расхождения  эталона,  реального   действия   и  его продукта; • оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; •   саморегуляция   как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии,   к волевому   усилию   (к   выбору   в   ситуации   мотивационного   конфликта)   и преодолению препятствий.            Познавательные   универсальные   учебные   действия  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. К общеучебным универсальным действиям относятся: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск   и выделение  необходимой  информации;  применение   методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • структурирование знаний; •   осознанное   и   произвольное   построение   речевого   высказывания   в устной   и   письменной   форме;•   выбор   наиболее   эффективных   способов решения задач в зависимости от конкретных условий;• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и   восприятие   текстов   художественного,   научного,   публицистического   и официально ­ делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;• постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание алгоритмов   деятельности   при   решении   проблем   творческого   и   поискового характера.   Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия.   Рефлексия   учащимися   своих   действий   предполагает   осознание ими всех компонентов учебной деятельности.  Логическими универсальными действиями являются: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,  несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное  достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно­следственных связей, представление цепочек  объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности  утверждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. В УУД постановки и решения проблем  входят следующие: • формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают социальную   компетентность   и   учёт   позиции   других   людей,   партнёров   по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; •   постановка   вопросов   —   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и сборе информации; •   разрешение   конфликтов   —   выявление,   идентификация   проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения  и   его  реализация;•  управление   поведением   партнёра  —  контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии   с   задачами   и   условиями   коммуникации;   владение монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Какие   формы   и   методы   позволяют   формировать   Универсальные учебные   действия   обеспечивающих   умение   учиться,   способность   к саморазвитию и самосовершенствованию? Чтобы сформировавать  у учащихся УУД  мною на уроках истории и обществознания   используется   проблемное,   развивающее,   личностно   – ориентированное   обучение,   игровая   технология,   блочно   –   модульная технология,   использование   ИКТ.   Данные   технологии   позволяют   вести обучение с использованием системно – деятельностного подхода. Выбор этих технологии объясняется: 1.   Оптимальностью   ­   при   минимальной   затрате   времени   на   уроке   достигается   более   высокая включаются   в   работу   все   ученики, результативность.  2. Стабильностью ­ обучающиеся могут применять полученные знания в любой ситуации. 3.   Направленностью   ­   данные   технологии   позволяют   развивать   у учащихся не только учебные, практические и аналитические умения и навыки, но коммуникабельность, умение работать в группе. Учитель актуализируя знания учащихся создаёт проблемную ситуацию. При этом он использует приёмы сравнения, анализ текста, цитат о деятеле, фрагменты   фильмов   по   заданной   теме   и   т.д.   Ученики   сами   моделируют процесс познания, определяют какие вопросы они должны рассмотреть и где можно найти ответы на вопросы. Для   формирования   метапредметных   результатов   на   разных   этапах   урока мною предлагаются учащимся задания разного уровня. Это задания на развитие общих учебных умений ( познавательные УУД) составление плана задания на развитие практических умений: (регулятивные УУД)  подготовь сообщение  работа со справочной литературой   найти в тексте словосочетания, характеризующие состояние страны   прочти историческую карту       проанализируй документ  сравни исторические явления  сопоставь этапы исторического развития  раскрыть причинно – следственные связи  обобщить факты  составь хронологическую таблицу заполни контурную карту составь схему задания на развитие аналитических умений: (регулятивные УУД) выдели признаки исторических явлений задания   творческого   характера:   (формируют   коммуникативные   и личностные УУД) составь диалог  составь кроссворд визитную карточку царя, эпохи составь «синквейн» задания поискового характера: ( Познавательные УУД)  разыграть сценку по заданному сюжету   написать сочинение, эссе, письмо правителю       подготовь реферат, доклад  подбери крылатые выражения, поговорки.   проведи опрос   найди слова Все   эти   виды   заданий   способствуют   формированию   метапредметных результатов. Правильно   подобранные   формы   стимулируют   процесс   познания, развивают   ребёнка,   приучают   его   трудиться   самостоятельно,  идёт   процесс наращивания умений, навыков, овладение социально значимыми эталонами в виде   понятий,   Дети   начинают   чувствовать ответственность за результаты своего учебного труда.   образцов   поведения. Но как определить критерии сформированности УУД? Мониторинг   метапредметных   результатов   одна   из   сложных   задач. Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и   не   подлежат   непосредственному   мониторингу,   поскольку   связаны   с личностными   чертами   и   мировоззренческими   установками   учащихся. Личностные   УУД   могут   проявляться   через   рост   успеваемости,   через изменение  отношения  к  реалиям  повседневной  жизни, через  формирование ценностей человека, проявляемые в поступках. Для диагностики познавательных и регулятивных действий применяю контрольные   работы   по   отдельным   темам,   выполнение   различных   тестов, диагностических   упражнений,   итоговые   контрольные   работы.   В   КИМах задания   подбираются   разноуровневые   и   в   соответствии   с   требованиями стандарта.   Вот   некоторые   задания:   выбери   правильный   вариант   ответа, задания на соотнесение, найди лишнее слово или словосочетание, вставьте попущенные   слова,   проанализировать   тест,   составить   план,   ответить   на вопросы и т.д. Основным   критерием   сформированности   коммуникативных   действий становятся ­ желание вступать в контакт; знание норм и правил, которым необходимо следовать   при   общении   с   окружающими   умение   организовать   общение, включающее   умение   слушать   собеседника,   умение   эмоционально сопереживать,   умение   решать   конфликтные   ситуации,   умение   работать   в группе.   Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе   обучения   являются   действия   самоконтроля   и   самооценки,   под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить   не   только   результаты   собственной   деятельности,   но   и   её   ход, эффективность.   Это   возможно   только   при   условии   организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.  Сформировать   у   учеников   навыки   самоконтроля   и   самооценки помогают различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки типа. Например: Обучающиеся   выбирают   фразы,   характеризующие   работу   по   трём направлениям. Урок 1. понравился 2. не понравился Я на уроке 1. был активен 2. работал, но не в  Итог 1. понял материал 2. узнал больше,  полную силу чем знал 3. провёл время в  3. не понял пустую Достоинства и недостатки традиционных способов формирования УУД на уроках истории. Несомненным   достоинством   традиционного   обучения   является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Непосредственное   управление   процессом   усвоения   знаний   и   навыков предупреждает   появление   пробелов   в   знаниях.   Коллективный   характер усвоения позволяет оперативно выявить типичные ошибки, ориентирует на их устранение.  Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение   также   мало   способствует   развитию   творческих   способностей, самостоятельности,   активности.   В   недостаточной   степени   учитываются индивидуальные   особенности   восприятия   информации.   Превалирует субъектно –  объективный   стиль  отношений   между  учителем   и  учащимися. Наиболее   типичными   заданиями   являются   следующее:   вставь,   выдели, подчеркни,   запомни,   воспроизведи,   реши   по   примеру   и   т.п.   Учебно­ познавательный   процесс   в   большей   степени   носит   репродуктивный (воспроизводящий)   характер,   вследствие   чего   у   учащихся   формируется репродуктивный   стиль   познавательной   деятельности.   Поэтому   нередко   его называют "школой памяти".  Для   успешного   формирования   УУД   на   уроках   истории   и обществознания   необходимо   разнообразить   виды   деятельности   на   уроке: составление   кластера,   схемы,   логической   цепочки,   таблицы,   вопросов   к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных   источников   информации,   комментированное   чтение, описание события по карте, анализ источника. Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор  способа  действий,  этот способ  действий  должен  объяснить ученику учитель. Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). На  уроках истории при изучении темы «Первые   русские   князья»   в   6   классе   использую   памятки:   «Как   составить рассказ об исторической личности», «Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля». На   уроках   истории   и   обществознания   использую   задания,   которые позволяют   анализировать,   сопоставлять   и   обобщать   исторические   факты, самостоятельно формулировать ответы на возникшие вопросы.  К сожалению, формировать универсальные учебные действия на уроках традиционного   обучения   достаточно   сложно.   Традиционное   обучение предполагает   передачу   учащимся   большого   объема   знаний,   который   они принимают в готовом виде. Для   проведения   дебатов   на   уроках   истории   можно   предложить следующие темы: «Петр I – чудо или чудовище?!», «Декабристы — герои или преступники?», «События октября 1917 года: переворот  или революция?», «Человек – худшая или лучшая из всех живущих на земле тварей?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?». Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий. На таких уроках учащиеся   получают   возможность   реализовать   себя   и   свои   способности, применять   на   практике   полученные   знания,   а   овладение   ими   УУД обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания   посредством   применения   технологии   проблемного   диалога дает   возможность   подготовить   ученика   обучаемого,   способного самостоятельно   учиться,   переучиваться   в   течение   жизни,   имеющего возможность   использовать   функциональные,   деятельностные   качества   на практике,   умениями   и компетенциями   успешно   овладевшего   новыми   знаниями,

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания посредством применения технологии проблемного диалога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017