Важнейшей закономерностью развития всей системы образования, выступает единство взаимосвязанных ее структурных элементов: обучения и воспитания. Но они неравнозначны и неидентичны. Константин Ушинский подчеркивал, что в системе образования воспитание играет ведущую роль, а обучение - средство воспитания. Без поддержки воспитания и без его опоры обучение не может дать положительных результатов. Обучение, оторванное от воспитания, есть только развитие ума, накопление знаний, а воспитание - формирование личности, развитие и укрепление всех ее духовных способностей, ее характера.Важнейшей закономерностью развития всей системы образования, выступает единство взаимосвязанных ее структурных элементов: обучения и воспитания. Но они неравнозначны и неидентичны. Константин Ушинский подчеркивал, что в системе образования воспитание играет ведущую роль, а обучение - средство воспитания. Без поддержки воспитания и без его опоры обучение не может дать положительных результатов. Обучение, оторванное от воспитания, есть только развитие ума, накопление знаний, а воспитание - формирование личности, развитие и укрепление всех ее духовных способностей, ее характера.
Мереке Office Word.docx
Роль образования в жизни общества
Образование важнейшая предпосылка решения основных задач общества,
государства, специфическая отрасль общественной жизни, необходимое условие
общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности,
формирования кадров работников для народного хозяйства, государственного и
политического устройства, для всех сфер развития общества. На основе
образования формируется и всесторонне развивается личность, ее основные
качества, ее вхождение в жизнь. Образование багаж ученого, условие научного
познания мира и его закономерностей, реализации объективных потребностей
общества в постоянном накоплении и обновлении знаний. Образование сфера
приобщения людей к культуре и искусству.
Уровень образования мерило цивилизации и культуры любого общества,
важный показатель его прогрессивного развития. Особое значение имеет
взаимодействие образования с социальной структурой общества. С одной
стороны, социальная структура, выражающая сложившиеся общественные
отношения, определяет уровни, темпы и содержание образования. С другой
стороны, развитие профессионального и специального образования оказывает
решающее влияние на социальную структуру, изменение соотношения между
численностью социальных групп рабочих, крестьян, интеллигенции и т. п.
Именно в результате образования сложились кадры высококвалифицированных
рабочих, возникла специализация труда сельскохозяйственных работников. С
учетом особенностей образования и его роли в жизни общества можно
определить образование как процесс и результат овладения обучающимися
знаниями, умениями и навыками, развития мировоззрения, идейнополитических
взглядов и нравственности, а также творческих задатков и способностей,
вследствие чего процесс образования приобретает индивидуальное своеобразие.
Иными словами, образование процесс и результат формирования личности
индивида, включенного в систему общественных отношений, определившего
отношение к обществу, к трудовой деятельности, к другим людям. В этом и
состоит цель образования на любых уровнях и этапах развития общества.
Организационная структура образования состоит из ряда уровней
дошкольного, общеобразовательного, профессионального и специального
(среднего и высшего). В совокупности образование непрерывное обучение,
преемственно связывающее низшие и высшие ступени обучения и
продолжающееся после их завершения. Содержание структуры образования
состоит из двух компонентов: обучение и воспитание, в осуществлении которых
действует субъект образования педагог и объект образования учащийся,
между которыми постоянно существует органическая связь, взаимодействие и
сотрудничество. Воспитание целостная система со специфической структурой,
состоящей из ряда элементов трудового, нравственного, политического,
национальнопатриотического,
экономического
эстетического физического
взаимодействующих и
мировоззренческого,
воспитания, взаимопроникающих друг в друга. В каждом из элементов воспитания есть
аспекты других элементов, наиболее полно выражающихся в трудовом и
нравственном воспитании, играющих ведущую роль в системе и воздействующих
на все другие части. Целое, каким есть вся система воспитания,
взаимодействует с ее отдельными элементами, поэтому в каждом из элементов
находят выражение общие принципы воспитания. Но каждый вид воспитания
обладает относительной самостоятельностью, потому что имеет специфические
особенности и оказывает влияние на весь процесс воспитания, обогащая или
наоборот, обедняя, в зависимости от уровня развития и эффективности.
Важнейшей закономерностью развития всей системы образования, выступает
единство взаимосвязанных ее структурных элементов: обучения и воспитания.
Но они неравнозначны и неидентичны. Константин Ушинский подчеркивал, что в
системе образования воспитание играет ведущую роль, а обучение средство
воспитания. Без поддержки воспитания и без его опоры обучение не может дать
положительных результатов. Обучение, оторванное от воспитания, есть только
развитие ума, накопление знаний, а воспитание формирование личности,
развитие и укрепление всех ее духовных способностей, ее характера.
Соединение процесса обучения и воспитания обеспечивает, прежде всего,
привитие учащимся навыков самостоятельного мышления, овладение культурой
мышления, чтобы они могли отражать внешний мир и собственное «Я», свой
интеллектуальный потенциал. На такой основе формируются мировоззрение
личности, ее нравственные нормы и социальная позиция, потому что, по
определению Иммануила Канта, человек может стать человеком только через
воспитание.
В современных условиях особую роль воспитании и обучении школьников и
студентов играют общественные и гуманитарные науки, непосредственно
формирующие их мировоззрение и интеллектуальную культуру, личностные
качества. По своему характеру естественнонаучные предметы несут также
немалый воспитательный заряд, что достигается при условии гуманитаризации
учебного процесса. Именно одним из главных принципов, соблюдение которых
позволяет кардинально модернизировать преподавание общественных наук в
школе и ВУЗе принцип соединения теории и практики, проверки практикой
истинности и ценности теоретических построений и подготовки учащихся к
конкретному применению знаний.
Обучение и воспитание может быть эффективным лишь в органической связи.
Иначе внеаудиторная деятельность превратится в узколобое культурничество и
снятие ее воздействия на ум и сознание учащегося. Внеаудиторное общение
педагога с учащимися имеет две сферы действия. Вопервых, и это главное
культурновоспитательное воздействие педагога в стенах школы за пределами
учебного расписания различного рода кружки и клубы, организация массовых
мероприятий, выпуск листовок и тому подобного при активном участии самих
учащихся. Все это служит совершенствованию основных знаний, полученных
ими в ходе учебного процесса, их приложению в общественной деятельности. Вовторых, работа педагога в соучастии с сотрудниками внеучебных культурно
воспитательных центров клубы, дворцы научнотехнического творчества и др.
Образование играло важнейшую стратегическую роль уже в прошлом, ХХ в.
После запуска Советским Союзом первого в мире спутника, а затем и
космонавта в космос в 1960х гг., адмирал США Х. Риковер отметил, что СССР
угрожает США не только оружием, но системой образования. Тогда проблему
попробовали решить путем совершенствования системы образования в США,
даже перевели ряд советских школьных учебников, в частности по математике,
физике, химии. Впрочем, в странах Запада не удалось преодолеть практику
упрощения образования, сведения его к научению решения фиксированного
набора стандартных задач в узкой профессиональной области, то есть учили и
учат знать, а не понимать. Билл Гейтс уже в наши дни открыто заявил, что
американская школа рухнула именно потому,
что ушла от
классической фундаментальной системы образования.
Кроме того, в США и в большинстве стран мира господствовало и
господствует разделение системы высшего образования на общедоступное и
элитарное. Но классовый подход к образованию, когда в лучших университетах
могут учиться не самые умные, а самые богатые, становится неприемлемым как
экономически, так и политически. Это начинают признавать многие политики и
руководители компаний в странах Запада. В итоге обострение конкуренции в
эпоху глобализации заставило власти почти всех развитых стран расширять
доступность высшего образования, в том числе и в элитарных университетах.
Делается это разными способами. В странах с социальной (пока еще) моделью
экономики (Германия, Франция) 80–90 % студентов учатся за счет бюджета. В
странах с либеральной экономической моделью (Великобритания, США) доля
бюджетных студентов составляет от 30 до 40 %. Но там применяется развитая
система образовательного кредитования.
В этом году даже не самая богатая Турция, которая, впрочем, все активнее
старается стать полноправным членом европейского сообщества, пошла на
радикальное увеличение доступности высшего образования, сделав его
совершенно бесплатным. В Казахстане же 2/3 студентов платят за обучение в
вузе. Причем система образовательного кредитования развита очень слабо
(можно сказать, отсутствует).
В советский период, по данным ООН, наша молодежь входила в тройку
самых образованных поколений своего времени. Сегодня, по тем же данным
ООН, мы находимся на 47м месте. Развитие системы образования в нашей
стране в последние 25 лет является аномальным. Вопервых, резко возросло
число студентов В результате число поступающих в вузы достигает 90 % от
числа выпускников школ, желающих учиться в вузах. Это более чем в 2 раза
превышает средний показатель по странам Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР). Вовторых, Согласно статданным, на
начало 20152016 учебного года в Казахстане действует 127 высших учебных заведений, общая численность студентов составляет 459 369 человек, из них
обучаются на степень бакалавра 414 772 человека, на высшее специальное
образование 39 344 человека. Удельный вес девушек в общем числе
обучающихся составляет 55,9%, юношей 44,1%.
За счет государственных образовательных грантов и заказов получают
образование 137 778 человек, что составляет 30% от общей численности
студентов, на платной основе 316 338 человек, или 68,9%. Из общей
численности студентов по дневной форме обучаются 358 233 человека (78%),
заочной 70 922 (15,4%), вечерней – 30 214 человек (6,6%). Доля студентов,
обучающихся на государственном языке, составляет 62,7%, на русском 34,3%,
на английском 3%.
При увеличении числа студентов наблюдается падение уровня образования в
вузах. В результате сегодня Казахстанских университетов нет ни в одной версии
списка 100 лучших вузов мира. Замечу, что 30 университетов КНР в числе 100
лучших университетов мира. Если в 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее
образование на третье место в мире. Для повышения интеллектуального уровня
населения необходимо изменить требования к образованию, которое в основном
и формирует человеческий капитал. В новых условиях требуется образование
нового типа. В школе и вузе должны учить прежде всего творческому подходу.
Понастоящему современное образование включает три элемента:
формирование творческой личности, обучение и воспитание. Только в этом
случае в государственном аппарате и экономике все большую роль будут играть
сотрудники нового типа: интеллектуальные сотрудники. Это те сотрудники
умственного труда, которые могут и хотят создавать новое (новаторы). Они не
просто исполнители, а творцы. Сегодня качественное образование становится
важнейшим приоритетом государства. Чтобы быть доступным всем способным
молодым людям, образование должно быть бесплатным.
В качестве примера успешного развития новой модели образования можно
назвать Китай. Именно уровень образования позволил выдвинуть новую задачу
перед экономикой страны. На сессии Всекитайского собрания народных
представителей в 2010 г. была поставлена задача: перейти от «китайского
сборочного производства» к «китайскому творчеству», то есть к созданию своих
брендов, развитию собственных инноваций. В КНР расходы на науку растут 10
лет подряд более чем на 20 % ежегодно. Благодаря высокому уровню
образования в Китае есть кому работать в научной сфере, создавать новые
продукты и услуги.
Руководство страны поставило цель: в 2020 г. китайские вузы должны войти в
десятку лучших учебных заведений планеты. Повторю, уже сегодня в списке 100
ведущих университетов мира Китай занимает 30 позиций. Это очень много.
Государство щедро финансирует вузы: бюджет среднего китайского института
составляет 120 млн долларов. Один из важных итогов развития образования в
КНР – рост притягательности учебы в китайских университетах. Долгое время у
китайцев считалось модным обучаться на Западе или в Японии. В 2007 г. полученные в школе,
наметился перелом: в моду стал входить китайский диплом. Он теперь ценится
больше, чем диплом западных вузов, за исключением пятерки ведущих
американских университетов.
Ценностная характеристика образования представляет собой три
взаимосвязанных блока: образование как ценность государственная, образование
как ценность общественная, образование как ценность личностная.
Навыки самообразования,
углубляются и
совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших
образовательных учреждениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной
работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных
студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских
работах и др.
Самообразование в последние годы рассматривается как составная часть
системы непрерывного образования, выступающего связующим звеном между
базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим
повышением квалификации или переподготовки специалистов.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у
кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально
закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его
реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве
системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них
находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных
концептуальных позиций.
Образование в соответствии с интересами и способностями личности одно из
фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и
нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его
предметом интереса не только индивида, но также общества и государства,
которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или
иные образовательные институты,
определенные модели учебно
воспитательного процесса.
Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально
варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и
цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек,
тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими.
Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат
функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться на
уровне экономического,
научно
технического, культурного, экологического, демократического, правового,
ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в
целом.
нравственного,
интеллектуального, Список использованной литературы
1.Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. М.:
МИЭМП, 2005. 68 с.
2.Мовчанюк С.В. Образование как социальнокультурный феномен // Научный
потенциал студенчества будущему России / Материалы Всероссийской
научной студенческой конференции. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. 212 с.
3.Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и
преподавателей. М.: Издательство «Эгвес», 2010. 208 с.
4.Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф.
5.Неволин М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. 97 с.
6.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности
к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.:
Издательский центр «Академия», 2001. 304 с.
.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучся по пед. спец. /
И.Ф. Харламов. 4е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2002. 517 с.
7.Штурба В.А Образование как социальнокультурный феномен / В.А. штурба,
С.С. Васильев // Историческая и социальнообразовательная мысль. №1. 2009.
С. 3238.
Роль образования в общественной жизин
Роль образования в общественной жизин
Роль образования в общественной жизин
Роль образования в общественной жизин
Роль образования в общественной жизин
Роль образования в общественной жизин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.