Формирование языковой компетенции у обучающихся-билингвов.
Оценка 4.9

Формирование языковой компетенции у обучающихся-билингвов.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русский язык +1
Взрослым
07.01.2017
Формирование языковой компетенции у обучающихся-билингвов.
Рассматриваются понятия «билингвизм», «трилингвизм», языковые способности человека и коротко описывается методика работы в плане формирования языковой компетенции. Ключевые слова: Закон «О языках», трилингвизм, двуязычие , дети-билингвы, разобщенное обучение разным языкам, хорошая языковая координация, развитие речи учащихся, приемы индивидуальной работы, методы и приёмы обучения). Khafizova Lily Abdullazyanovna Formation of linguistic competence in students bilingual. The concepts of "bilingualism", "trilingvizm 'linguistic abilities of the person and briefly describes the methodology of work in terms of the formation of linguistic competence. Keywords: the Law "On languages", trilingvizm, bilingualism, bilingual children, divided learning different languages, good coordination of language, language development of students individual work techniques, methods and techniques of training).статья об обучении детей-билингвов русскому языку,Рассматриваются понятия «билингвизм», «трилингвизм», языковые способности человека и коротко описывается методика работы в плане формирования языковой компетенции.
статья билингвизм - копия.docx

 

Хафизова Лилия Абдуллазяновна

Старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП»

 

Формирование языковой компетенции у обучающихся-билингвов.

 

Рассматриваются понятия «билингвизм», «трилингвизм», языковые способности человека и коротко описывается методика работы в плане формирования языковой компетенции.

 

Ключевые слова: Закон «О языках», трилингвизм, двуязычие , дети-билингвы, разобщенное обучение разным языкам, хорошая языковая координация, развитие речи учащихся, приемы индивидуальной работы, методы и приёмы обучения).

 

Khafizova Lily Abdullazyanovna

Formation of linguistic competence in students bilingual.

The concepts of "bilingualism", "trilingvizm 'linguistic abilities of the person and briefly describes the methodology of work in terms of the formation of linguistic competence.

 

Keywords: the Law "On languages", trilingvizm, bilingualism, bilingual children, divided learning different languages, good coordination of language, language development of students individual work techniques, methods and techniques of training).

         В 90-е годы XX века  в Законе «О языках» впервые в мировой теории и практике введено новое понятие «языковой суверенитет», что подразумевает наличие у всех народов республики  права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

     В Татарстане обязательным является знание государственных языков –татарского и русского. И в школах Татарстана учащиеся оказываются в условиях трилингвизма, так как изучается еще и иностранный  язык. Хотя наши учащиеся владеют этими языками в неравной степени.

       А ведь считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.

     Детям-билингвам необходимо языковое воспитание в семье. Если этому не уделяется должного внимания, а именно разговор с ребенком ведется только на родном языке, а вне дома он слышит только русскую речь, то происходит разграничение языковых сфер общения. В связи с этим необходима четко выстроенная методика преподавания языка учащимся-билингвам.

         Нужно отметить и то, что вредным явление для развития языковых способностей человека является разобщенное обучение разным языкам, что тормозит не только речепорождение на родном языке, но и интеллектуальное развитие в целом. Для того, чтобы одаренная личность развивалась, необходима хорошая языковая координация (свободное общение на 2-3 языках) или субординация (свободное общение на одном и переводное общение на другом), необходима интеграция языковых дисциплин, связанных с учетом транспозиций (положительного переноса сходных языковых явлений) и интерференции (отрицательного влияния на речь «расходящихся» языковых явлений. (Исламшин Р.А., Габдулхаков В.Ф. Что надо знать учителю о педагогической технологии? – Казань, 1997, С.46).

Все это один преподаватель изменить не в силах. Что же реально можно сегодня сделать, чтобы научить детей грамотно общаться, развить в них языковое чутье да еще и к публичным выступлениям  готовить? Нужно большее внимание  уделять развитию речи учащихся.

Развитие речи немыслимо без развития и эмоций, они органически связаны. Задача занятий по русскому языку - воспитать интерес и любовь к слову. Решить эту задачу можно только в том случае, если представляешь уровень подготовки не только всей аудитории, но и каждого студента. Пути выявления пробелов в знаниях учащихся  различны. Это устные ответы на теоретические вопросы, письменные упражнения; списывание текстов, в которых пропущены орфограммы, запись слов и предложений под диктовку, самостоятельное изложение прочитанного, небольшие творческие работы. Применяем и другие приемы индивидуальной работы:  карточки, отдельно для медлительных детей и более подготовленных (не будем называть их слабыми и сильными, так как у каждого ребенка свой индивидуальный  темп интеллектуального и физического развития).

Нерусские дети испытывают большие трудности в согласовании слов в предложении, путают падежные и родовые окончания, делают неправильные ударения, путают ч и щ, ц и с, тся и Ц. Поэтому для закрепления и повторения изучаемых грамматических тем мы используем творческие работы различных типов. Даем им такие задания:

1) Представьте, что  проводится конкурс на лучший перевод рассказа русского писателя на татарский. Творчество, какого писателя привлекает ваше внимание, какой рассказ вы бы выбрали и почему?

2) Язык как средство общения между людьми состоит не только из слов, предложений, фраз и периодов, но и из интонации. Расскажите о роли интонации в общении между людьми (в колледже, на работе, в транспорте и т.д).3) Сочинить сказку о какой-нибудь части речи, например, о причастии (образец читаю);4) даем  начало известной сказки. Придумать три разные концовки для одной сказки. 5) Составить рассказ по опорным словам.6) Составить рекламный щит к произведению, к иллюстрации.

     В каждом человеке живет чудо. Он сам чудо. Надо только его увидеть..

Поэтому на занятиях по  русскому языку мы должны быть чуткими к детям. Ведь «ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направление улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам: трудно - попросит указания и совета. Необходим гид, который ответит на вопросы. Уважайте его незнание! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы!»(Лунев).

    А что мы можем сделать, учителя русского языка? Для начала знать, что язык и мышление у человека связаны. Не зря говорят, что, «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

     На уроках русского языка и литературы для мышления учащихся используем следующие методы и приёмы обучения:

1) Метод «открытий».Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. 2)Метод привлечения жизненного опыта детей.

В решении различных творческих проблем жизненный опыт учащихся играет важную роль.3)Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных ситуаций.4)Метод свободы в системе ограничений. 5)Метод диалогичности. 6)Метод сравнений. 7)  Метод «погружения».                                                                                                

 « Погружение» предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки "основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы.8) Метод исследования.

Исследовательская деятельность  дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию обучающегося к учебе. А можно обучение превратить в радость?  Можно. Если продумать систему заданий на уроке и систему занятий в целом. С чего начать? Предлагаю - с интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения, анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п. Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли ученика, поиску ответа на предложенный вопрос.

Уверены: именно интрига приводит к ситуации затруднения.

«Трудности»  начинаются с первой минуты занятия после таких заданий, как: различные виды диктантов-пятиминуток; лингвистическая игра «Футбол» (класс выступает в роли команды и задаёт вопросы вратарю - «отвечающему»);игра «Найди лишнее» (ребёнок должен научиться находить лишнее слово, обобщать и объяснять его); задание «Угадай слово по морфемам»;задания «Составь кроссворд по теме…», «Придумай вопросы к викторине по теме…», «Составь рассказ по пословице, фразеологизму…», «Нарисуй фразеологизм» и т.п.;создание лингвистической сказки или миниатюры;на уроках развития речи  и уроках литературы – задание «Напиши сказку наоборот», допиши рассказ, сказку, басню и т.п. по заданному началу или с заданной концовкой, моралью и др.; использование приёма стилизации, подражания гению (сб. «По следам древних мифов…», «Мы сочиняем былины», «Поучение студентам».

      Следует отметить, что наиважнейшую роль имеет работа с текстом. Главный этап в подготовке к уроку - выбор самого текста. Он должен нести особую смысловую нагрузку, стать источником интеллектуального и нравственного развития учащихся, и, соответственно, нести лингвокультурологическую направленность.

     Конечно, все перечисленные виды работ не представляется возможным использовать на каждом уроке. Можно варьировать вопросы в зависимости от темы. Но работа по осознанию и пониманию учащимися самого текста должна проводиться постоянно. И без погружения в чудные законы языка, трудно представить себе углублённое изучение текста. Ведь работа с текстом на уроке позволяет организовать самостоятельное открытие знаний и помогает развивать ассоциативное мышление, узреть взаимосвязь языка и культуры.

       Главное в работе с детьми - положительные эмоции, а они возможны только  в том случае, если преподаватель- творчески мыслящий человек.

 

Список использованной литературы:

1.Мустафин  А. Что делать: необычные советы родителям и педагогам, как обеспечить будущее обычному ребенку.- Казань, 1997

2. Исламшин Р.А. , Габдулхаков В.В. Что надо знать учителю о педагогической технологии? –Казань, 1997


 

Хафизова Лилия Абдуллазяновна

Хафизова Лилия Абдуллазяновна

Детям-билингвам необходимо языковое воспитание в семье

Детям-билингвам необходимо языковое воспитание в семье

Язык как средство общения между людьми состоит не только из слов, предложений, фраз и периодов, но и из интонации

Язык как средство общения между людьми состоит не только из слов, предложений, фраз и периодов, но и из интонации

Уверены: именно интрига приводит к ситуации затруднения

Уверены: именно интрига приводит к ситуации затруднения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017