Формирующее оценивание
Оценка 4.8

Формирующее оценивание

Оценка 4.8
Педсоветы
pptx
физика +1
Взрослым
03.02.2019
Формирующее оценивание
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности; может помогать учиться на ошибках; может помогать понять, что важно; может помогать понять, что у них получается; может помогать обнаруживать, что они не знают; может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Формирующее оценивание.pptx

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующее оценивание

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Оценка  определение ценности или значимости чего-нибудь.  (Большой толковый психологический словарь) Оценке принадлежит главная роль в коррекции и управлении процессом активного обучения, т. к. она определяется учебными целями и, в свою очередь, влияет на их постановку, выполняя функцию регулятора образовательного процесса • Функции оценивания: стимулирующая, формирование адекватной самооценки, мощный мотив, изменение межличностных отношений , диагностическая, проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя. Главная функция оценки — это установление обратной связи, т. е. сопоставление результатов, полученных в ходе обучения, с ожидаемыми. Обратная связь особо значима при отработке навыков, т. к. позволяет определить, насколько точно выполняется то или иное действие и при необходимости внести поправки в учебный процесс. Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующая оценка - оценка способствующая обучению Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика: определить новые пути и формы обучения; исправить ошибки учащегося; обеспечить обратную связь учителя с учащимся. • элемент эффективного планирования, • в центре внимания то, как ученики приобретают знания, • является ключевым профессиональным навыком педагога • обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев, результаты, • помогает ученикам понять, как можно улучшить свои • развивает способность к самооценке и взаимооценке, • отражает все образовательные достижения • должна быть постоянным элементом урока

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Пять принципов формирующего оценивания • Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности. • Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. • Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. • Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. • Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Для того, чтобы подготовить критерии оценивания для учеников, надо четко, конкретно и измеримо сформулировать планируемые результаты (с позиции ученика). В комплексе учебных задач мы формулировали триаду результатов для каждой учебной задачи. Это и будет основой для подготовки критериев. Знание - результат выполнения универсальных учебных действий учащимися с информацией. Следовательно, критерии должны в первую очередь направлять действия. Правильно выполненные действия в нужной последовательности гарантированно приводят к желаемому результату Как разрабатывать систему критериальной оценки: • критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе); • работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников; • критерии известны учащимся заранее; • создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку; • критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей  –оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Пример • Метапредетный результат: классифицировать биологические объекты (на конкретном уроке указываем конкретные объекты) УУД:  выделить существенные признаки системы для классификации  УУД состоит из операций:  – выбрать основания для классификации,  – провести наблюдение (или анализ текста) – оценить объекты основанию,  – осуществить классификацию,  – графически оформить результаты.  • • • • Критерии объекты  – выбран один признак (основание) по которому будете оценивать выбранные – все объекты оценены с этой позиции – выстроен рейтинг – согласно рейтингу выделены новые признаки для группировки – объекты отнесены к определенной группе – приведены примеры, подтверждающие правильность классификации – проведено обобщение, сформулирован вывод Работа с критериями состоит из таких операций:  – сравнить свои выводы с образцом (эталоном),  – оценить,  – если необходимо вернуться к предыдущим действиям, найти ошибку или пропущенную операцию – скорректировать результаты.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках Наблюдение наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока. • Например, видя, что класс разделился на тех, кто справился с предложенным заданием, и тех, кто обнаружил непонимание материала, учитель переходит к дифференцированной работе в группах. У него есть, как минимум, две возможности: 1.            Разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями. 2.            Сформировать смешанные группы, в каждую из которых войдут ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справиться с заданием остальным участникам группы. • Вторым примером использования наблюдения на уроке может быть случай, когда учитель, заранее определив ученика, который нуждается в помощи, в течение всего урока отслеживает и корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на то, каков прогресс этого ученик, что было удачным в его работе.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках постановка вопросов Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы. В терминах классификации Б.Блума это могут быть вопросы на: •             приложение: Какие ещё примеры ты знаешь? •             анализ: Как ты можешь доказать, что ... ? •             синтез: Как можно это организовать, решить? •             оценку: Что ты думаешь о ... ? При постановке вопросов необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс ответов на вопросы.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках импровизированные беседы обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Проводя обсуждение, учитель проверяет предыдущие оценки и гипотезы, обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания для того, чтобы подготовить следующие шаги в обучении. Например, учитель может зафиксировать момент, когда ответы учеников на заданный вопрос оказываются разными, и сделать этот вопрос предметом более тщательного разбора. Он просит учеников обосновать своё мнение, отнестись к мнениям других, отнестись к материалу, изученному ранее, и, после того как общее понимание будет найдено, предлагает отдельным ученикам сказать, как изменилось их понимание и суждение, что ещё осталось непонятным или вызывает вопросы

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках Анализ Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать детям, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы. Например, учитель предлагает ученику прочитать свою работу и просит других учеников отметить то, что показалось им наиболее удачным в работе; что, по их мнению, можно было бы улучшить. После этого он предлагает детям внести свои конкретные предложения по улучшениям, подсказать автору работы нужные для этого слова, приёмы, термины, пути рассуждения, источники и т.д. В завершение учитель высказывает своё мнение, отмечает прогресс, достигнутый в данной работе по сравнению с предыдущими работами.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках Проверка понимания материала. Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами позволяет в тот же момент оценить вместе с детьми их знания. Краткий проверочный обзор пройденного помогает ученикам и учителю выявить материал, который нуждается в повторении и пересмотре, и спланировать следующие этапы курса.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках Рефлексия процесса учения позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остаётся для них трудным или непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем, отдельными учениками и группами, благодаря которой определяется, какого прогресса необходимо достичь и планируется то, как дети будут учиться в ближайшем будущем. Например, учитель может дать детям критерии, по которым можно оценить индивидуальную или групповую работу, и попросить их провести такое оценивание самостоятельно или в парах. Определить, чего пока не хватает, чтобы работа соответствовала этим критериям, и предложить какие-то конкретные изменения. Такое оценивание и планирование можно провести и на основание опросников для самодиагностики. Проверяя себя по такому опроснику, ученики определяют, какие задания они могут выполнить, а какие нет, выясняют, в каких вопросах или темах они себя чувствуют неуверенно и над чем им надо работать в первую очередь.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Примеры, как учитель выстраивает обратную связь и как использует полученную информацию. Учитель получает от детей информацию (индивидуально, в парах и группах) использует её как индикатор их понимания и планирует следующие шаги в преподавании и учении: Пример 1 • Учитель пишет задания на доске и без дальнейших комментариев предлагает детям выполнить их в парах. Затем наблюдает за работой пар, которые испытывали затруднения при выполнении аналогичных заданий на предыдущих уроках. В ходе общего обсуждения задания учитель поддерживает эти пары и помогает им отвечать на вопросы и объяснять свои действия. Позже учитель работает с этими детьми, объединёнными в группу, обсуждая с ними вклад, который они внесли в урок, и свои наблюдения за их работой в парах. • Пример 2 • Учитель показывает классу письменные работы, выполненные на предыдущем уроке. Учитель оценивает работы, но не разбирает их. Учитель объясняет, что дети должны прочитать работу и обсудить, что они могли бы сказать автору: определяя сильные стороны работы и советуя, как можно улучшить работу. Учитель объединяет в группы детей, чьи работы были представлены и обсуждает с ними их работы для того, чтобы помочь им осознать свои удачи и сказать, как можно их развить. Потом учитель собирает все замечания, сделанные детьми, и на их основе формирует общие требования к работе, которые все ученики могут использовать в качестве критериев при оценке собственных работ. • Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках • Пример 3 • Собираясь провести самостоятельную работу, учитель накануне предлагает детям, разделившись на небольшие группы, составить список ключевых моментов, которые им необходимо понять к следующему уроку. • Учитель собирает листочки и вкладывает их в начало тетрадей учеников. Детям напоминают о целях урока, которые пересекаются с тем, что они перечислили в своих листочках. После такого обсуждения учитель может сделать выводы о том, что предстоит приготовить к следующему уроку как домашнее задание. • Пример 4 • Дети работали в парах. В середине урока учитель собрал класс вместе и предложил каждой паре задать те вопросы, которые вызвало у них задание, чтобы получить ответы, которые помогут им справиться с заданием. Учитель объединил пары в группы так, чтобы они могли обменяться вопросами. Ученики отвечают друг другу на вопросы и определяют те, на которые ответить не в состоянии. Учитель собирает все вопросы и планирует разбор полученных ответов в целом классе на заключительном обсуждении. • Рассмотрим, как формирующее оценивание может быть естественным элементом динамики урока. • Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. Для этого учитель использует вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться с соседом. Детям предлагается быстро обсудить с партнёром то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяют включить в работу всех учащихся. • После обсуждения учитель спрашивает детей, какие вопросы у них возникли, и таким образом собирает все ключевые моменты, которые не были поняты классом. Эта ситуация не является контрольным опросом, её цель - диагностика. • На основе заданных вопросов и наблюдений учитель может оценить, что дети понимают на данный момент и каковы их возможности продвижения. • Учитель подводит краткий итог и фиксирует для учеников, что они узнали, поняли, могут применить на данный момент и что будут делать дальше: какие вопросы изучать, какие умения осваивать в ближайшие несколько уроков и на уроке сегодня. Таким образом, постановка учебных целей следует за представлениями учеников и строится с опорой на них.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Основные техники оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников • Наименование: «Индекс-карточки» • Описание. Учитель периодически раздаёт учащимся карточки с заданиями на обеих их • 1-я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и сторонах: обобщите их. • 2-я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе), и сформулируйте вопросы. • Оцениваемые результаты: предметные. • Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка). • Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления. • Наименование: «Одноминутное эссе» (возможные варианты: двух-, трёх-, пятиминутное • Описание. Написание короткого эссе по вопросам. • Например: • 1. Что самое главное ты узнал сегодня на уроке? • 2. Какой материал остался для тебя непонятным? • Оцениваемые результаты: предметные. • Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка). • Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления. эссе). •

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Основные техники оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников • Наименование : «Недельный отчёт». • Описание. Недельные отчёты – листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса: • 1. Чему я научился за эту неделю? • 2. Какой изученный материал остался для меня неясным? • 3. Если бы я был учителем, какие вопросы я задал бы ученикам для проверки понимания изученной темы? • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. • Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка). • Цель проведения: недельные отчёты дают ученикам возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформулировать вопросы о том, что им неясно. Учитель может: • 1) узнать о затруднениях и ошибочных понятиях,сформированных у учеников; • 2) получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; • 3) проникнуть в то, как учащийся осознаёт собственную учебную деятельность (метакогнитивные процессы).

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Основные техники оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников • Наименование: «Аффективный опросник» • Описание. В таблице приводятся вопросы об отношении учащегося к предмету в целом, к различным аспектам деятельности, к выполнению домашнего задания и т. д. Таблица оценивания сопровождается шкалой оценивания. • Оцениваемые результаты: метапредметные. • Кто проводит оценивание: обучающиеся (самооценка). • Цель проведения: даёт возможность учителю оценить метапредметные результаты обучающихся во время разных уроков.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
• Наименование: «Квадраты» • Описание. Учитель создаёт таблицу из четырёх ячеек (квадратов) с надписями: «пересказать», «объяснить», «обобщить» и «оценить». После объяснения нового материала он просит каждого учащегося выбрать для себя определённый квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе задание определённого типа, которое ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора учеником ячейки (квадрата), учитель задаёт вопрос. Данный вид оценивания проводится в устной форме. • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. • Кто проводит оценивание: учитель. • Цель проведения: анализ ответов учеников даёт возможность учителю оценить уровень понимания изученной темы, а также метапредметные навыки учащихся (познавательные). • Пример использования. • После изучения темы «Отмена крепостного права» учитель предлагает учащимся в зависимости от выбранного квадрата выполнить задание: • 1) предсказать влияние отмены крепостного права на развитие промышленности и сельского хозяйства; • 2) объяснить предпосылки отмены крепостного права; • 3) обобщить историческую ситуацию на момент отмены крепостного права; • 4) оценить положительные и отрицательные стороны отмены крепостного права с точки зрения крестьян.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
• Наименование: «Речевые образцы» • Описание. Учитель периодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. • Например: • Основной идеей рассказа является …, потому что… и. т. д • Речевой образец предъявляется в письменной или устной форме. Ответ учащегося – в устной форме. • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. • Кто проводит оценивание: учитель. • Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания. •   • Наименование: «Поиск ошибок» • Описание. Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие/несогласие с высказыванием и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме. • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные • Кто проводит оценивание: учитель • Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
• Наименование: «Уточнение с помощью вопроса почему?» • Описание. Способ уточнения сказанного, согласно которому вычлененное из текста предложение может быть переделано четырьмя способами: • 1) перефразировано с сохранением смысла; • 2) перефразировано с изменением смысла; • 3) заменено на «обманку» (т.е. предложение, сходное по синтаксической структуре и тематике, но, в сущности, не имеющее никакого отношения к оригинальному предложению и отрывку в целом); • 4) передано без изменения. • Учащиеся читают исходный отрывок, а затем на отдельном листе, где даны четыре варианта предложений, они помечают «верно» или «неверно», проверяя соответствие предложений прочитанному отрывку. Свои ответы учащиеся должны объяснить. • Оцениваемые результаты: предметные (преимущественно область «филология»). • Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка и взаимооценка). • Цель проведения: варианты ответов и объяснение выбранного варианта поможет учителю выявить проблемы в понимании материала или ошибки в логических рассуждениях

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
• Наименование: «Перевод информации» • Описание. Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой. Например, текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т. д. Данный вид работы выполняется в письменной форме. • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. • Кто проводит оценивание: учитель. • Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
• Наименование: «Рассуждение по алгоритму» • Описание. На первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд; распечатывается и раздаётся учащимся и т.д.). На втором этапе учащиеся выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, ученики рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения. • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. • Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка). • Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить. в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения. • Наименование: «Упрощение» • Описание. Упрощённый пересказ изученного материала, например, языком, доступным для учащихся младших классов. Данный вид оценивания может проводиться в устной и письменной форме. • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные. • Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка). • Цель проведения: понять причины непонимания и ошибок учащихся в пересказе. Если у учащегося нет четкого понимания, как он получил данный результат, то он не сможет однозначно сформулировать правило. • Пример использования. Старшеклассник объясняет ученикам начальной школы права и обязанности граждан на основе законов РФ и Конвенции о правах ребёнка. •

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание
Формирующее оценивание позволяет учителю: • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности; •  может помогать учиться на ошибках; • может помогать понять, что важно; • может помогать понять, что у них получается; • может помогать обнаруживать, что они не знают; • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019