ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценка 4.9

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценка 4.9
docx
28.05.2021
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.docx

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

На данном этапе, по результатам проведенного исследования, нами было принято решение о необходимости проведения психолого-педагогического обучения детей по распознаванию эмоций. Для этого, была организована совместная работа с педагогом-психологом, по проведению психологических игр и занятий в группе детей.

Мы провели 3 занятия, каждой из которых было направлено на решение поставленной проблемы. На данных занятиях дети младшего школьного возраста осваивали:

1.                Умение выражать собственное эмоциональное состояние на вербальном и невербальном уровне (интонация, мимика);

2.                Определять свое внутренне эмоциональное состояние, эмоциональное состояние своих сверстников и взрослых людей;

3.                Умение проявлять активное реагирование на испытываемые эмоции, за счет обогащения словарного запаса (использование слов для передачи своего эмоционального состояния).

Далее, приведем конспекты разработанных и проведенных занятий.

Занятие 1. Знакомство и первый шаг.

Цель занятия: научить ребенка определять свое эмоциональное состояние.

Ход работы. Детям предлагается выполнить несколько заданий.

Упражнение 1.

Придумайте чтобы Вам хотелось больше всего в данный момент? (Дети начнут предлагать варианты). Далее, каждому предлагается представить что то, что сейчас было названо они получили, и постараться описать свои переживания и эмоции. Психологу следует провести мониторинг ответов, а также, создать условия для усвоения материала.

Пример. В рамках нашей работы, в ходе выполнения этого упражнения, мы получили следующие ответы. Дима сказал, что она хотел бы иметь большую машину, которой можно управлять, Света сказала, что хотела бы иметь дома попугая.

После этого, психолог предложил детям пофантазировать и представить, что все те вещи и предметы, которые были названы они получили. Большая часть детей начала улыбаться. Детям предложили посмотреть друг на друга, для того, чтобы увидеть, как радуется сверстник и как эта эмоция проявляется.

Так, Артём, сказал, что «… когда кто-то радуется, он или смеётся, или широко улыбается».

По такому же принципу, происходит знакомство детей и с другими эмоциональными состояниями. На одном занятии следует знакомить детей с 2-3 эмоциями.

Упражнение 2.

Детям предлагается посмотреть на изображения людей, которые отражают их общее эмоциональное состояние. Подробно обращается внимание детей на особенности мимики, отражающей то или иное эмоциональное состояние.

В завершении занятия, детям предлагается прослушать несколько музыкальных композиций, имеющих разный эмоциональный окрас и насыщенность.

В своем исследовании, данное занятие мы проводили с детьми 2 раза, для закрепления полученного результата.

Занятие 2.

Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития через игру.

Ход работ. Психолог, предлагает детям в игровой форме познакомиться с положительными эмоциями, научиться выражать их своей мимикой и движениями.

Упражнение 1.

Детям предлагается посмотреть на картинку с изображением радостного человека. Затем задается вопрос: «Похож ли этот человек на грустного?». Дети отвечают отрицательно и затем предлагается аргументировать свой ответ (почему не грустный, как это выражается и т.д.). Затем детям предлагается изобразить искомую эмоцию.

Упражнение «Я радуюсь, когда…»

Оборудование: мяч.

Психолог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….» и после этого показать эту радость.

Затем, после того, как ребенок покажет и расскажет, он передает мяч другому, задавая вопрос: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся.

Упражнение «Зеркало».

Оборудование: зеркало

Психолог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Упражнение «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

Психолог, рассказывает о том, что улыбка и радость можно получать не только тогда, когда ребенок что-то получает (подарок), но и делает что-то для других. После этого, психолог рассказывает сказку.

«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», - подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».

Детям предлагается примерить на себя роль котенка из сказки, по очереди, и показать, как бы они испытали чувство радости от того, что помогли маме.

Занятие 3.

Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития через игру.

Ход работ. Психолог, предлагает детям в игровой форме познакомиться с положительными эмоциями, научиться выражать их своей мимикой и движениями.

Упражнение «Рассмеши принцессу-несмеяну»

Психолог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.

Упражнение «Удиви мышку»

Психолог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Упражнение «Еж и Лягушка»

Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться».

После того, как Психолог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.

Упражнение «Прогони злость»

Психолог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».

Дети выполняют задание, а психолог следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга.

Игра «Угадай эмоцию»

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Благодаря использованию таких игр и упражнений, дети более четко начинают дифференцировать эмоциональные состояния как у себя, так и у других.

 


 

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

Пример. В рамках нашей работы, в ходе выполнения этого упражнения, мы получили следующие ответы

Пример. В рамках нашей работы, в ходе выполнения этого упражнения, мы получили следующие ответы

Упражнение 1. Детям предлагается посмотреть на картинку с изображением радостного человека

Упражнение 1. Детям предлагается посмотреть на картинку с изображением радостного человека

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т

Упражнение «Рассмеши принцессу-несмеяну»

Упражнение «Рассмеши принцессу-несмеяну»

Ну это же так вкусно! – недоумевала

Ну это же так вкусно! – недоумевала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021