Формы аттестации и контроля обучающихся в дополнительном образовании
Оценка 4.9

Формы аттестации и контроля обучающихся в дополнительном образовании

Оценка 4.9
docx
26.04.2020
Формы аттестации и контроля обучающихся в дополнительном образовании
формы конроля в ДО.docx

Формы аттестации и контроля обучающихся

в дополнительном образовании

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развитие детей.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательными учебными заведениями и не имеет жестких рамок.

В учреждениях дополнительного образования происходит индивидуализация обучения детей, которая осуществляется самим обучающимся (т.е. ребенок сам  осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности). Педагог в дополнительном образовании выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, но необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.

Зачастую локальные нормативные документы в учреждениях дополнительного образования не устанавливают обязательного количественного минимума для проведения аттестации/контроля. Тогда эту задачу решает сам педагог дополнительного образования.

Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в кружок - это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат.

Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года. В середине года проводится текущая контроль или аттестация. Это позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися.

И, наконец, в конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.

Педагоги дополнительного образования свободны в выборе форм контроля/аттестации. В таком случае, лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и увлекательной для обучающихся. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, выставка, викторина и т.п.

Ниже представлены наиболее распространенные формы, которые могут быть использованы педагогами при проведении контроля/аттестации в кружках.

Правильный выбор форм контроля/аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

-        Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).

-        Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

-        Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.

-        Анкетирование.

-        Проект.

-        Педагогическая диагностика.

-        Передача обучающемуся роли педагога.

-        День творчества в кружках.

-        Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

-        Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

-        Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

-        Групповая оценка работ.

-        Тематические кроссворды.

-        Собеседование.

-        Деловые игры.

-        Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

-        Защита рефератов.

-        Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

-        Карта индивидуальных достижений.

-        Зачет (экзамен).

 

Наиболее распространенные формы контроля/аттестации в дополнительном образовании.

Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.

Конкурс творческих работ - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.

Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

 

Литература:

1.                  Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., ВЛАДОС, 2001

2.                  Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального  образования. – М., ВЛАДОС, 2003.

3.                  Материалы к. п. н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышение квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Г. Урая ХМАО-Югра, 2006.

4.                  Система  дополнительного образования  детей:  концепция  лаборатории  проблем  дополнительного  образования  детей  ИОСО  РАО  /  В.А.  Горский,  А.Я.  Журкина,  Л.Ю.  Ляшко,  В.В.  Усанов  //  Дополнительное  образование.  1999.  №  3-4.  С.  6-14.  2000.  №  1.  С.  6-11.

5.                  http://pandia.ru/text/78/286/50841.php


 

Формы аттестации и контроля обучающихся в дополнительном образовании

Формы аттестации и контроля обучающихся в дополнительном образовании

Проект. - Педагогическая диагностика

Проект. - Педагогическая диагностика

Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей

Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020