Формы дислалии
Оценка 5

Формы дислалии

Оценка 5
Лекции
docx
дефектология
20.07.2023
Формы дислалии
Дислалия – расстройство речи, выраженное в искажении, замещении, отсутствии, замене звуков устной речи при сохранении словарного запаса, понимания грамматического строя, иннервации артикуляционного аппарата, нормального слуха (отклонение не связано с повреждениями головного мозга или потерей слуха).
Лекция. Формы дислалии.docx

Лекция на тему:

«Формы дислалии»

План:

1.   Акустико-фонематическая дислалия

2.   Артикуляторно-фонематическая дислалия

3.   Артикуляторно–фонетическая дислалия

 

В зависимости от признаков нарушения выделяют три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия

При данной форме дислалии ребенок не умеет на слух различать фонемы ни в речи окружающих, ни в своей собственной речи; смешиваются звуки, близкие по своим акустическим признакам: звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие; соноры «р» – «л». Артикуляционных нарушений нет (звуки не искажены), но ребенок звуки произносит так, как он их слышит. Основная причина – несформированность фонематического слуха, неспособность верно произвести отбор фонем по их акустическим признакам. Нарушение локализовано в сенсорном звене механизма речи.

При акустико-фонематической форме дислалии встречается три типа дефектов звукопроизношения:

1. Отсутствие звука (лоб – об). Ребёнок не произносит звук, так как его не слышит. Отсутствие звука встречается редко.

2. Замена звуков встречается чаще. При этом субститут произносится чисто, в соответствии с нормой. Например: «жил» – «шил», «рак» – «лак», «зайка» – «сайка». Замены звуков являются избирательными; например, ребёнок не различает по акустическим признакам только соноры «р» – «л», остальные звуки дифференцирует хорошо. В данном случае фонематическая система сформирована не полностью.

3. Смешение звуков. Фонетическая система сформирована, но ребёнок смешивает звуки, употребляя то один, то другой звук из акустически сходных фонетических групп.

В связи с наличием данных дефектов произношения ребёнок не точно узнаёт слова из речи окружающих; поскольку и сам он произносит слова дефектно, то слушающие его неправильно понимают, что вызывает проблемы в общении. Акустико-фонематическая дислалия всегда отражается на письме: возможны ошибки как при написании диктантов, так и при выполнении творческих письменных работ.

Артикуляторно-фонематическая дислалия

Различение звуков речи на слух сформировано: при восприятии чужой речи ребёнок не смешивает слова и звуки, но в собственной речи он может заменять, смешивать звуки, близкие по способу или месту образования. Основная причина данного явления: несформированность операций отбора фонем по их артикуляционным признакам в моторном звене механизма речи.

При артикуляторно-фонематической форме дислалии наблюдается два вида дефекта произношения: замена и смешение.

Замены звуков встречаются в том случае, если у ребёнка не образовались артикуляционные образы фонем и дошкольник заменяет отсутствующий артикуляционный уклад укладом звука, близкого по способу или месту образования, но более лёгкого в исполнении. Артикуляционная база в данном случае редуцирована.

При смешении звуков у ребёнка сформированы все артикуляционные позиции, но он их не различает: при отборе позиций принимается неправильное решение, и, в результате этого звуковой облик слова становится неустойчивым.

Замены и смешения могут наблюдаться среди следующих пар звуков:

1. Звуки, близкие по работе активнодействующего органа, но разные по способу образования. Например, звук «ц» включает уклады звуков «т» и «с»; «ц», «т», «с» – переднеязычные, но «т» – смычно–взрывной, в «с» – щелевой. Ребёнок выбирает один из укладов в качестве субститута и устойчиво использует его в речи.

2. Звуки, близкие по работе активнодействующего органа, но разные по положению этого органа. Звуки «с» и «ш» – переднеязычные, фрикативные; но при звуке «с» кончик языка находится внизу, за нижними зубами, а при звуке «ш» – вверху, у переднего края твёрдого нёба. Так как за нижними зубами язык удерживать легче, ребёнок заменяет звук «ш» звуком «с».

3. Звуки, близкие по месту, но разные по способу образования. Например, звук «р» заменяется звуком «л»: оба звука сонорные, язычно–альвеолярные, но «р» вибрант, а «л» – смычно–проходной.

4. Звуки, одинаковые по способу образования, но разные по месту образования. Так, взрывной заднеязычный «к» заменяется на взрывной переднеязычный «т».

5. Звуки–аффрикаты «ц» и «ч» могут взаимозаменяться как смычно–щелевые.

6. Возможны замены между звонкими и глухими парами в том случае, если не сформирована способность производить отбор звука по работе голосовых складок.

7. Возможны замены между твёрдыми и мягкими парами, если ребёнок не дифференцирует работу средней части спинки языка при образовании артикуляционно сходных фонем.

Артикуляцинно–фонематическая форма дислалии отражается на письме, но, возможно, в диктантах ребёнок не будет допускать ошибок, а сочинения, изложения – будет писать с ошибками.

 

Артикуляторно–фонетическая дислалия

При артикуляторно–фонетической форме дислалии нарушен только артикуляционно–фонетический уровень речи. Фонематические процессы у ребёнка сформированы (ребёнок правильно воспринимает, различает звуки речи на слух и в произношении), но некоторые звуки оказываются искажёнными, не соответствующими системе конкретного языка. Фонемы образуются в неправильных вариантах, но по своему акустическому эффекту они близки к нормированному произношению, поэтому легко соотносятся ребёнком с определённой фонемой.

Механизм артикуляторно–фонетической дислалии. В ходе нормального речевого развития ребёнок постепенно подыскивает артикуляционные позиции, соответствующие акустическому эффекту звука. Если в процессе этого поиска ребёнок останавливается на укладе, близком к норме и вызывающему близкое к норме звучание, ребёнок может принять данный искажённый вариант звука как нормированный в свою фонетико–фонематическую систему. Неправильное произношение закрепляется и не исчезает самостоятельно.

Ведущий дефект произношения при артикуляторно–механической дислалии – искажение (различные разновидности сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, каппацизма), реже встречается отсутствие звука. На состоянии письменной речи недостатки звукопроизношения не отражаются.

 


 

Лекция на тему: «Формы дислалии»

Лекция на тему: «Формы дислалии»

Различение звуков речи на слух сформировано: при восприятии чужой речи ребёнок не смешивает слова и звуки, но в собственной речи он может заменять, смешивать звуки,…

Различение звуков речи на слух сформировано: при восприятии чужой речи ребёнок не смешивает слова и звуки, но в собственной речи он может заменять, смешивать звуки,…

Возможны замены между твёрдыми и мягкими парами, если ребёнок не дифференцирует работу средней части спинки языка при образовании артикуляционно сходных фонем

Возможны замены между твёрдыми и мягкими парами, если ребёнок не дифференцирует работу средней части спинки языка при образовании артикуляционно сходных фонем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2023