Формы и методы обучения работы с фразеологизмами на уроках русского языка в 6 классе
Оценка 5

Формы и методы обучения работы с фразеологизмами на уроках русского языка в 6 классе

Оценка 5
Научные работы
docx
русская литература +1
Взрослым
11.01.2024
Формы и методы обучения работы с фразеологизмами на уроках русского языка в 6 классе
Изучение фразеологизмов играет большую роль в развитии речи обучающихся. С помощью фразеологических оборотов учащиеся прояснять свои мысли, выражать их более ясно и доходчиво. Выбор фразеологизмов должен зависеть от контекста и взаимодействовать с ним.
научная статья .docx

ФОРМЫ И МЕТОДЫ  РАБОТЫ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

 

УДК 821.161.1

Ю.М.Чернышева

Студент
ФГОБУ «Глазовский инжинерно-педагогический университет  им. В.Г.Короленко»

 

г.Глазов

 

Аннотация: Изучение фразеологизмов играет большую роль в развитии речи обучающихся. С помощью фразеологических оборотов учащиеся прояснять свои мысли, выражать их более ясно и доходчиво. Выбор фразеологизмов должен зависеть от контекста и взаимодействовать с ним. 

Ключевые слова: Фразеологизмы, русский язык, методы, формы, обучающиеся.

 

Y.M.Chernysheva

Student

Glazov state pedagogical university

Glazov

 

FORMS AND METHODS OF WORKING WITH PHRASEOLOGICAL UNITS IN RUSSIAN LESSONS LANGUAGE IN THE 6TH GRADE

 

Annotation: The study of phraseology plays an important role in the development of students' speech. With the help of phrases and phrases, students can clarify their thoughts, express them more clearly and intelligibly. The choice of phraseological units should depend on the context and interact with it.

 

Keywords: Phraseological units, Russian language, methods, forms, students.

 

 

 Фразеология – это один их важных разделов русского языка, который изучается и в школьном курсе русского языка. При этом, с одной стороны изучение фразеологии в русском языке в школе крайне значимо, с другой стороны, – есть ряд трудностей в изучении данной темы.

Анализ учебной литературы показывает, что фразеология изучается в школе недостаточно полно, у школьников возникают проблемы, которые связаны с оценкой лексического значения фразеологизмов, их выделением в тексте, свободным употреблением фразеологизмов в своей речи. Это требует применения дополнительных занятий.

Эти занятия должны быть интересными, разнообразными, проводиться в различных формах – в индивидуальной, парной, групповой работе.

В русском языке встречается большое количество коротких образных выражений, которые часто используются в речи, делают ее яркой, выразительной, эмоциональной. Такие выражения называются фразеологическими единицами или фразеологизмами [1].

Как и слово, фразеологическая единица может быть однозначной, многозначной, она вступает в омонимические, синонимические, антонимические и другие ряды, обладает сочетаемостью с тем или иным кругом слов [2,3].

При изучении фразеологизмов применяются различные формы и методы [8].

 

Формы работы при изучении темы фразеологизмы

 

Форма обучения – это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся [7].

Можно разделить формы обучения на следующие группы:

1.                 По количеству учащихся:

·        Индивидуальная

Например: Составление предложений с использованием фразеологизмов. Например, ученикам предлагается выбрать несколько фразеологизмов и составить с ними предложения, используя их в контексте.

·        Групповая

Например: "Фразеологический театр". Ученики делятся на группы и создают короткие сценки, в которых использованы фразеологизмы. Затем они представляют свои сценки перед классом.

·        Парная

Например: "Фразеологический словарь". Ученики работают в парах и создают свой собственный словарь фразеологизмов, записывая новые выражения и их значения.

 

2.                 По доминирующей цели:

·        вводное занятие

Например: Работа со словарем: ученики получают список фразеологизмов, их задача при помощи словаря узнать, что они обозначают.

 

·        занятие по углублению знаний

Например: "Разъяснение значения фразеологических выражений". Преподаватель должен давать определения фразеологизмов, но ученики должны связывать их с ситуациями и объяснять их значение. Это упражнение помогает ученикам понимать фразеологизмы в различных контекстах.

·        практическое занятие

Например: Игра "Фразеологический кроссворд": ученики получают кроссворд, в котором зашифрованы фразеологизмы. Они должны расшифровать их и заполнить кроссворд, объясняя значение каждого из них

·        занятие по систематизации и обобщению знаний

Например: Исправление ошибок. Учащимся дается список с неправильно написанными фразеологизмами, они должны найти эти ошибки и исправить их.

·        занятие по контролю знаний

Например: Сочинение. Обучающимся предлагается написать сочинение, используя фразеологизмы, пройденные на уроках.

·        комбинированное занятие

Например: «Фразеологический крокодил». Ведущий (ученик) получает карточку с фразеологизмом, его задача объяснить фразеологизм без помощи слов так, чтобы другие ученики угадали. Кто угадал первый, тот становится следующим ведущим.

Все эти формы могут применяться при изучении фразеологизмов в школе в 6 классе. [9].

 

 Методы обучения при изучении темы фразеологизмы

 

Метод обучения – это способ взаимодействия между педагогом и обучающимся, в результате которого отмечается передача, усвоение знаний, умений, навыков, которые предусмотрены содержанием конкретной предметной области, предмета [4].

Так, по характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) выделяются такие группы методов обучения как:                 

1.                 Объяснительно-иллюстративный метод. При использовании метода знания даются в готовом виде, обучающийся воспринимает знания, осмысливает и запоминает их. Активно применяются различные средства иллюстрирования передаваемой информации.  Примером могут быть схема, презентации, упражнения, таблицы, фотоматериалы, видеофильмы.

2.                 Репродуктивный метод. В данном случае знания также имеют готовый вид, педагог не только сообщает знания, но и разъясняет их. Обучающемуся нужно усвоить и понять полученные знания. Итогом должно быть их правильное воспроизведение. Сюда можно отнести рассказ учителя, выполнение заданий по готовому алгоритму.

3.                 Метод проблемного изложения. Метод предполагает постановку проблемы, формулирование познавательной задачи и, далее, сравнение точек зрения в решении этой задачи. Данный метод позволяет обучающемуся перейти от исполнительской к творческой деятельности, а педагог должен лишь подталкивать к поиску решения проблемы. Это могут быть ребусы, кро ссворды, наводящие вопросы.

4.                 Частично-поисковый метод. При использовании метода знания не имеют готового вида, их необходимо получать самостоятельно. Педагог обеспечивает не передачу знаний, а их поиск с помощью специальных средств. Обучающийся самостоятельно рассуждает о проблеме, решает поставленные перед ним познавательные задачи, создает и разрешает те или иные проблемные ситуации, анализирует информацию, сравнивая, обобщая ее. Например, работа со словарем.

5.                 Исследовательский метод. Знания не имеют готовый вид. Педагог вместе с обучающимися формулирует проблемы, определяет цель, задачи, методы поиска ее решения, средства достижения целей и задач исследования. Педагог осуществляет оперативное управление процессом решения учебной задачи [5]. Например: Фразеологичекий уголок/плакат. Ученики, создают свой уголок в классе, посвященный фразеологизмам: рисуют плакаты, создают подделки, придумывают новые фразеологизмы, связанные с их коллективом.

По источнику знаний (С.И. Петровский, Е.Я. Голанд) выделяются такие группы методов обучения как:

-                   словесные – рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия;

-                   наглядные – демонстрация, иллюстрация, преподнесение информации через видеоряд, работа с учебной и научной литературой, картами, моделями;

-                   практические – упражнения, лабораторный метод, практический метод, познавательные игры, наблюдение объектов и явлений в природе [6].

Все указанные методы могут применяться при изучении фразеологизмов на уроках русского языка в 6 классе.

Таким образом, при изучении фразеологизмов на уроках русского языка в 6 классе применяются разнообразные формы и методы обучения

 

Список литературы

 

1.                 Современная фразеология: тенденции и инновации: Монография / Н.Ф. Алефиренко, В.И. Зимин, А.П. Василенко, Т.Н. Федуленкова, Д.О. Добровольский, А.М. Мелерович, В.М. Мокинко; под ред. А.П. Василенко. – М., СПб., Брянск: Новый проект, 2016. – 200 с.

2.                 Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щерболева; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.

3.                 Чепкова, Т.П. Русские фразеологизмы. Узнаем и учим: учебное пособие / Т.П. Чепкова, Ю.Б. Мартыненко, Е.В. Степанян. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 107 с.

4.                 Сухоруков, В.Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям / В.Д. Сухоруков, В.Г. Суслов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 364 с.

5.                 Колесов, В.И. Теоретические основы педагогики в XXI веке: учебник пол дисциплине «Педагогика» / В.И. Колесов, А.Н. Смолонская. – 4-е изд. – СПб.: ООО НПО ПБ АС, 2021. – 386 с.

6.                 Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / С.Д. Якушева. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 254 с.

7.                 Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.

8.                 Баурина, Е.В. Методические аспекты обучения фразеологии в русской школе / Е.В. Байрина // Rhema. Рема, 2011. – № 4. – С. 102-106.

9.                 Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2013. – 777 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ

Фразеология – это один их важных разделов русского языка, который изучается и в школьном курсе русского языка

Фразеология – это один их важных разделов русского языка, который изучается и в школьном курсе русского языка

По количеству учащихся: ·

По количеству учащихся: ·

Например: Исправление ошибок

Например: Исправление ошибок

Сюда можно отнести рассказ учителя, выполнение заданий по готовому алгоритму

Сюда можно отнести рассказ учителя, выполнение заданий по готовому алгоритму

Все указанные методы могут применяться при изучении фразеологизмов на уроках русского языка в 6 классе

Все указанные методы могут применяться при изучении фразеологизмов на уроках русского языка в 6 классе

Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования /

Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024