Воспитывать...
самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось!
Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.
В современных условиях, на очередном инновационно - технологическом этапе системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены обновления содержания образования и воспитания. На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что наша школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку».
Одна из главных функций школы – воспитательная.
Воспитание невозможно отделить от обучения, так как воспитывается и формируется человек в повседневной деятельности, в результате проживания каждого дня. Более того, в школе ребенок проводит практически все свое время, а это значит, что мы должны сделать все от нас зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка.
Школа – не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система, подверженная влиянию извне. Ребенка воспитывает все, что его окружает, как верно подметил А.С. Макаренко «Воспитывают все: люди, вещи, явления, люди, но, прежде всего, и дольше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги».
Цель воспитания по обновленным ФГОС 3 поколения:
Создание условий для личностного развития,
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятом в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человечества, семьи общества и государства, формирование
у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
Усвоение учащимися знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество(социальнозначимых знаний).
Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям(их освоение, принятие).
Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
Достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Акценты, расставленные
обновленным ФГОС:
1.Единство учебной и воспитательной деятельности.
2.Достижение личностных результатов.
3.Реализация программы совместно с семьей и
иными институтами воспитания.
Направления воспитания:
-Гражданско-патриотическое;
-Духовно-нравственное;
-Эстетическое;
-Физическое воспитание и формирование культуры
здоровья и эмоционального благополучия;
-Трудовое;
-Экологическое;
-Ценности научного познания
Рассмотрим подробнее каждое направление воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание
· осознание уч-ся российской гражданской идентичности, проявление интереса к познанию русского языка, истории, культуры РФ, своего края и народов России;
· неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
· готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважении прав, свобод и законных интересов других людей; готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
· представление о способах противодействия коррупции;
· уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
С 1 сентября 2022 г каждая учебная неделя начинается с поднятия Государственного Флага РФ и исполнения гимна.
Духовно-нравственное воспитание
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свои поступки и поступки других людей с позиции нравственных норм;
• активное неприятие асоциальных поступков;
• свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства
Эстетическое воспитание
• восприимчивость к различным видам искусства, традициям и творчеству своего народа и других народов;
• понимание эмоционального воздействия искусства;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание
• осознание ценности жизни;
• формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других) образа жизни в окружающей среде ( в том числе информационной);
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным и природным условиям.
Трудовое воспитание
• осознание ценности труда в жизни человека и общества, уважение к результатам трудовой деятельности,
• установка на активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности.
Экологическое воспитание
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания
• ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
• овладение языковой и читательской культурой, как средством познания мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности.
Достижение личностных результатов
-Единство учебной и воспитательной деятельности
-Совместная деятельность с семьей и другими
институтами воспитания
В рамках реализации обновленных ФГОС по понедельникам ведутся "Разговоры о важном", ключевыми темами которых являются: патриотизм, гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология, культура.
А сейчас остановимся на рабочей программе воспитания.
Рабочая программа воспитания - это документ, определяющий комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе.
Модули рабочей программы
воспитания:
Основные общешкольные дела
Классное руководство
Внеурочная деятельность
Школьный урок
Внешкольные мероприятия
Предметно-пространственная среда
Работа с родителями (законными представителями)
Самоуправления
Детские общественные объединения
Профилактика и безопасность
Социальное партнерство
Профориентация (в основной и старшей школе)
Рабочая программа
воспитания должна обеспечивать:
Создание целостной образовательной среды;
Целостность и единство воспитательных
воздействий на обучающихся;
Самореализацию и практическую подготовку
обучающихся;
Учет социальных потребностей обучающихся и их
семей
Содержание календарного плана ВР
Перечень воспитательных мероприятий, проводимых
школой
Перечень воспитательных мероприятий, в которых
школа принимает участие
Обновленный ФГОС 3 поколения
Исключил из ООП НОО «Программу формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни»;
Включил вопросы использования электронных
средств обучения и дистанционных технологий, в т. ч. и при проведении
внеурочной деятельности;
Меняет объем внеурочной деятельности на уровне
НОО (с 1350 до 1320 уроков за 4 года);
Вносит изменения в содержание рабочей программы:
если ранее указывались формы организации и
виды деятельности, то теперь должны быть указаны
формы проведения занятий.
Обновленный ФГОС
Определяет цель воспитания, делает акцент на единстве учебной
и воспитательной деятельности, совместной воспитательной деятельности семьи, школы
и различных институтов воспитания, уточняет направления воспитания,
конкретизирует личностные результаты, усиливает роль рабочей программы
воспитания, конкретизирует календарный план ВР и содержание рабочих программ
воспитательной деятельности ,изменяет объем воспитательной деятельности на
уровне НОО.
Работа по воспитанию – это постоянное творческое восхождение на профессиональную вершину, которая, как мираж: вот она, кажется совсем рядом, – протяни руку, и она покорена. Но посмотришь вперед, а она снова недосягаема, манит свой безукоризненной простотой.
Нам все время хочется снова и снова подниматься к своей вершине, ошибаясь, натыкаясь на преграды, но только- вверх!
Именно мы увлекаем за собой детей, ведём их за собой, учим их разбираться в сложном мире, в котором они окажутся уже завтра.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.