Формы и методы организации воспитательной работы по обновленным ФГОС

  • Документация
  • docx
  • 25.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формы и методы организации ВР по обновленным ФГОС.docx

Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось!
Не тут-то было: только начинается!

                                                                                                      Лермонтов М. Ю.

 

В современных условиях, на очередном инновационно - технологическом этапе   системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены  обновления содержания образования и воспитания. На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что наша школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку».

Одна из главных функций школы – воспитательная.

Воспитание  невозможно отделить от обучения, так как воспитывается и формируется человек в повседневной деятельности, в результате проживания каждого  дня. Более того, в школе  ребенок проводит практически все свое время, а это  значит, что мы должны сделать все от нас зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка.

Школа – не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система, подверженная влиянию извне. Ребенка воспитывает все, что его окружает, как  верно подметил А.С. Макаренко «Воспитывают все: люди, вещи, явления, люди, но, прежде всего, и дольше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

Цель воспитания по обновленным ФГОС 3 поколения:
Создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятом в российском обществе правил и норм поведения в интересах человечества, семьи общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.             

Задачи воспитания:

Усвоение учащимися знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество(социальнозначимых знаний).

Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям(их освоение, принятие).

Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.

Достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.

Акценты, расставленные обновленным ФГОС:
1.Единство учебной и воспитательной деятельности.
2.Достижение личностных результатов.
3.Реализация программы совместно с семьей и иными институтами воспитания.

Направления воспитания:
-Гражданско-патриотическое;
-Духовно-нравственное;
-Эстетическое;
-Физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
-Трудовое;
-Экологическое;
-Ценности научного познания

Рассмотрим подробнее каждое направление воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание

·        осознание уч-ся российской гражданской идентичности, проявление интереса к познанию русского языка, истории, культуры РФ, своего края и народов России;

·        неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

·        готовность к  выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважении прав, свобод и законных интересов других людей; готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни  человека;

·        представление о способах противодействия коррупции;

·        уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

 

С 1 сентября 2022 г каждая учебная неделя начинается с поднятия Государственного Флага РФ и исполнения гимна.

Духовно-нравственное воспитание

      ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свои поступки и поступки других людей с позиции нравственных норм;

      активное неприятие асоциальных поступков;

      свобода  и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства

Эстетическое воспитание

      восприимчивость к различным видам искусства, традициям и творчеству своего народа и других народов;

      понимание эмоционального воздействия искусства;

      стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физическое воспитание

      осознание ценности жизни;

      формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

       соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других) образа жизни в окружающей среде ( в том числе информационной);

      способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным и природным условиям.

Трудовое воспитание

      осознание ценности труда в жизни человека и общества, уважение к результатам трудовой деятельности, 

      установка на активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности;

      осознание важности обучения  на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности.


Экологическое воспитание

      активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

      готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания

      ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

      овладение языковой и читательской культурой, как                               средством познания мира;

      овладение основными навыками исследовательской деятельности.

Достижение личностных результатов
-Единство учебной и воспитательной деятельности
-Совместная деятельность с семьей и другими институтами воспитания

В рамках реализации обновленных ФГОС  по понедельникам ведутся "Разговоры о важном", ключевыми темами которых являются: патриотизм, гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология, культура.

А сейчас остановимся на рабочей программе воспитания.

Рабочая программа воспитания - это документ, определяющий комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе.

Модули рабочей программы воспитания:
Основные общешкольные дела
Классное руководство
Внеурочная деятельность
Школьный урок
Внешкольные мероприятия
Предметно-пространственная среда
Работа с родителями (законными представителями)
Самоуправления
Детские общественные объединения
Профилактика и безопасность
Социальное партнерство
Профориентация (в основной и старшей школе)

Рабочая программа воспитания должна обеспечивать:
Создание целостной образовательной среды;
Целостность и единство воспитательных воздействий на обучающихся;
Самореализацию и практическую подготовку обучающихся;
Учет социальных потребностей обучающихся и их семей

Содержание календарного плана ВР
Перечень воспитательных мероприятий, проводимых школой
Перечень воспитательных мероприятий, в которых школа принимает участие

Обновленный ФГОС 3 поколения
Исключил из ООП НОО «Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»;
Включил вопросы использования электронных средств обучения и дистанционных технологий, в т. ч. и при проведении внеурочной деятельности;
Меняет объем внеурочной деятельности на уровне НОО (с 1350 до 1320 уроков за 4 года);
Вносит изменения в содержание рабочей программы:
если ранее указывались формы организации и
виды деятельности, то теперь должны быть указаны
формы проведения занятий.

Обновленный ФГОС
Определяет цель воспитания, делает акцент на единстве учебной и воспитательной деятельности, совместной воспитательной деятельности семьи, школы и различных институтов воспитания, уточняет направления воспитания, конкретизирует личностные результаты, усиливает роль рабочей программы воспитания, конкретизирует календарный план ВР и содержание рабочих программ воспитательной деятельности ,изменяет объем воспитательной деятельности на уровне НОО.

Работа по воспитанию – это постоянное творческое восхождение на профессиональную вершину, которая, как мираж: вот она, кажется совсем рядом, – протяни руку, и она покорена. Но посмотришь вперед, а она снова недосягаема, манит свой безукоризненной простотой.

Нам все время хочется снова и снова подниматься к своей вершине, ошибаясь, натыкаясь на преграды, но только- вверх!

Именно мы увлекаем за собой детей, ведём их за собой, учим их разбираться в сложном мире, в котором они окажутся уже завтра.