Формы и методы работы с одаренными детьми в школе
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей
проблеме; - дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные
марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные
игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Одной из новых форм работы с
одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод
представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как
«обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён
в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему,
осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения
проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по
кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод
находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при
работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям
практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты
универсальности.
Одна из форм работы с
одарёнными детьми – их участие в викторинах и олимпиадах. Конкурсы и
конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь»,
и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.