Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Оценка 5

Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Оценка 5
docx
02.10.2024
Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе.docx

Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

       Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

      Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

              Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.

 

Задание:

    Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,  которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам  нравятся в учениках,   а знаком «-» те, что не нравятся.

1.                     Дисциплинированный.

2.                     Неровно успевающий.

3.                     Организованный.

4.                     Выбивающийся из общего темпа.

5.                     Эрудированный.

6.                     Странный в поведении, непонятный.

7.                     Умеющий поддержать общее дело.

8.                     Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9.                     Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10.                Занятый своими делами (индивидуалист).

11.                Быстро, «на лету» схватывающий.

12.                Не умеющий общаться, конфликтный.

13.                Общающийся легко, приятный в общении.

14.                Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15.                Ясно,  понятно для всех выражающий свои мысли.

16.                Не всегда желающий подчиняться большинству  или официальному руководителю.

Если чётных «+» больше, то  Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Задача учителя начальных классов:

· во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,

· во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Цель – формирование и реализация системы планомерных
и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

· индивидуальный подход на уроках;

· дополнительные занятия с одаренными учащимися;

· участие в школьных и городских олимпиадах;

· психологические консультации, тренинги, тестирование;

· конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

· посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

· использование современных средств информации;

· создание детских портфолио.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания

Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

 

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога.

 

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

1.                     исследовательский;

2.                     частично-поисковый;

3.                     проблемный;

4.                     проектный.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

· классно-урочная (работа в парах, в малых группах),

· дифференцированные разноуровневые задания,

· творческие задания; -

· консультирование по возникшей проблеме;

· дискуссия;

· игры.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

1.                     -предметные олимпиады;

2.                     интеллектуальные марафоны;

3.                     различные конкурсы и викторины;

4.                     словесные игры и забавы;

5.                     проекты по различной тематике;

6.                     ролевые игры;

7.                     индивидуальные творческие задания.

Перед учителем начальной школы стоит задача создания оптимальных

условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю,  как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины,   чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.

 


 

Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Выбивающийся из общего темпа. 2

Выбивающийся из общего темпа. 2

Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое…

Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое…

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами: • - видом одарённости; • - возрастом ребёнка; • - социальным статусом семьи ребёнка; • - уровнем…

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами: • - видом одарённости; • - возрастом ребёнка; • - социальным статусом семьи ребёнка; • - уровнем…

Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей

Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2024