Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе

  • docx
  • 02.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе.docx

Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

       Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

      Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

              Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.

 

Задание:

    Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,  которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам  нравятся в учениках,   а знаком «-» те, что не нравятся.

1.                     Дисциплинированный.

2.                     Неровно успевающий.

3.                     Организованный.

4.                     Выбивающийся из общего темпа.

5.                     Эрудированный.

6.                     Странный в поведении, непонятный.

7.                     Умеющий поддержать общее дело.

8.                     Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9.                     Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10.                Занятый своими делами (индивидуалист).

11.                Быстро, «на лету» схватывающий.

12.                Не умеющий общаться, конфликтный.

13.                Общающийся легко, приятный в общении.

14.                Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15.                Ясно,  понятно для всех выражающий свои мысли.

16.                Не всегда желающий подчиняться большинству  или официальному руководителю.

Если чётных «+» больше, то  Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Задача учителя начальных классов:

· во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,

· во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Цель – формирование и реализация системы планомерных
и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

· индивидуальный подход на уроках;

· дополнительные занятия с одаренными учащимися;

· участие в школьных и городских олимпиадах;

· психологические консультации, тренинги, тестирование;

· конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

· посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

· использование современных средств информации;

· создание детских портфолио.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания

Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

 

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога.

 

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

1.                     исследовательский;

2.                     частично-поисковый;

3.                     проблемный;

4.                     проектный.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

· классно-урочная (работа в парах, в малых группах),

· дифференцированные разноуровневые задания,

· творческие задания; -

· консультирование по возникшей проблеме;

· дискуссия;

· игры.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

1.                     -предметные олимпиады;

2.                     интеллектуальные марафоны;

3.                     различные конкурсы и викторины;

4.                     словесные игры и забавы;

5.                     проекты по различной тематике;

6.                     ролевые игры;

7.                     индивидуальные творческие задания.

Перед учителем начальной школы стоит задача создания оптимальных

условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю,  как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины,   чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.