Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.
Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.
Задание:
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, «на лету» схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Задача учителя начальных классов:
· во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации,
· во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Цель
–
формирование и реализация системы планомерных
и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных
детей.
Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
· индивидуальный подход на уроках;
· дополнительные занятия с одаренными учащимися;
· участие в школьных и городских олимпиадах;
· психологические консультации, тренинги, тестирование;
· конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
· посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
· использование современных средств информации;
· создание детских портфолио.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания
Внеурочная деятельность.
• К ней относятся следующие виды деятельности:
• - факультативы,
• - предметные недели,
• - олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
• - видом одарённости;
• - возрастом ребёнка;
• - социальным статусом семьи ребёнка;
• - уровнем одарённости;
• - активностью самого ребёнка;
• - профессиональной подготовкой педагога.
Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
3. проблемный;
4. проектный.
Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:
· классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
· дифференцированные разноуровневые задания,
· творческие задания; -
· консультирование по возникшей проблеме;
· дискуссия;
· игры.
Очень важны для развития одаренности младших школьников:
1. -предметные олимпиады;
2. интеллектуальные марафоны;
3. различные конкурсы и викторины;
4. словесные игры и забавы;
5. проекты по различной тематике;
6. ролевые игры;
7. индивидуальные творческие задания.
Перед учителем начальной школы стоит задача создания оптимальных
условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю, как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.