Формы и методы самостоятельной работы на уроке
Оценка 4.8

Формы и методы самостоятельной работы на уроке

Оценка 4.8
docx
28.02.2022
Формы и методы самостоятельной  работы на уроке
Формы и методы самостоятельной работы на уроке.docx

Рекомендации по организации работы студентов на уроке.

Профессиональное образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Поэтому от качества образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего общества. Одним из показателей успешности образования является самостоятельность студентов, которая необходима для принятия студентом самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных трудностей. Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Основной целью организации процесса обучения студентов в форме самостоятельной работы является подготовка специалистов, умеющих оперативно решать типовые и нестандартные профессиональные задачи, проявляя в ходе их решения, такие качества, как компетентность, творческий подход, культуру мышления и самостоятельный поиск знаний, недостающих для решения задачи.

Самостоятельная  работа студентов в последнее время разделяют на аудиторную и внеаудиторную. Обе формы самостоятельной работы планируются преподавателем и выполняются «по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студента, а студент сам осуществляет познание

В своей практике я стараюсь как можно шире   применять аудиторную  самостоятельную  работу.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может предусматривать:

• Выполнение самостоятельных работ;

• Выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;

• Решение задач;

• Работу со справочной, методической литературой;

• Защиту выполненных работ;

• Собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;

• Тестирование и т.д.

          В условиях личностно-ориентированного обучения преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студента. Он помогает выйти на конечный результат. Обучение является активным процессом. Знания и навыки развиваются в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ. Активное вовлечение студентов в учебный процесс дает им возможность применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Методики активного обучения более эффективныкогда они используются в сочетании друг с другом, каждый метод должен использоваться не более 20-25 минут. Применение нескольких методов на занятии способствует меньшей утомляемости студентов, их большей самостоятельности, решению практических задач при усвоении нового материала, чередованию деятельности преподавателя и студента, подкреплению словесной информации демонстрацией (развитие зрительной памяти), получению большей информации по изучаемому вопросу.

      К основным методам активного обучения в системе профессионального образования относятся:

·        мозговой штурм;

·        управляемая пленарная дискуссия (громкое обсуждение; тихое обсуждение);

·        игра;

·        групповая деятельность на занятиях (работа в парах; работа в малых группах);

·        коллективная система обучения:

·        семинарское занятие;

·        вопрос-ответ и другие.

Применение данных методов обучения на занятии выводит урок за его традиционные рамки.

Методисты подчёркивают, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает ещё одним важным достоинством - носит индивидуальный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого учащегося и, как следствие, его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учебно-познавательной мотивации. От того, как удается развить мотивацию учения у студента, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения

Так как же сформировать интерес  у студента? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока

Я  преподаю дисциплины общепрофессионального цикла профессий энергетического направления. Давайте рассмотрим, как можно использовать самостоятельную работу на уроке тема которого «Расчет электрических цепей по току нагрузки».

На первом этапе  урока (мотивации и целеполагания) студентам зачитывается статья из газеты, в которой сообщается о том,  что в городе участились случаи возгорания деревянных домов, причиной чего часто бывает неисправная электропроводка. Данный пример, как правило, не вызывает общего интереса. Необходимо предложить реальную ситуацию, в результате чего учебно-познавательная деятельность для студента должна приобрести личностный смысл, создать устойчивый интерес к ней и превратить внешнюю цель урока во внутреннюю потребность учащегося. Для этого студентам предлагаю  рассмотреть макет кухни с  работающей электропроводкой, где предусмотрены ошибки, встречающиеся почти в каждом доме, которые чаще всего приводят к возгоранию, если не сработает защита электрической цепи. Перед студентами ставится вопрос: Почему сработала защита в электрической цепи. Что  могло бы произойти, если защиты нет или она неправильно установлена.  Здесь целесообразно использовать метод мозгового штурма, который дает возможность получения большого количества идей от студентов по конкретной теме за короткий период времени.   Этот  метод используется еще и для того, чтобы определить широту изучаемой темы, создать живую атмосферу в учебной аудитории. В итоге преподаватель обобщает и систематизирует идеи студентов, и с их помощью ставит цель урока.  Здесь использована  фронтальная форма организации самостоятель­ной деятельности студентов

Преимущество этой формы состоит в том, что возможно кол­лективное достижение общей цели и задач, побуждающих студен­тов к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут обсуждаться всеми студентами, подвергаться взаимному контролю.

 

         На этапе актуализации опорных знаний  используется один  из важных элементов организации самостоятельной работы студентов - контроль знаний в форме тестирования, который позволяет не только проводить диагностику уровня подготовки студента, но и имеет также учебное, воспитательное и организационное значение. Тестирование открывает возможность объективно и, самое главное, количественно определить уровень знаний студента, сводя к минимуму субъективизм преподавателя . Индивидуальная форма организации самостоятельной работы предусматри­вает обязательное личное выполнение заданий и исключает со­трудничество студентов. Эффективность использования тестовой методики в самостоятельной работе учащихся включает: частое использование тестов с разными обучающими целями, четкость и краткость формулировок, быстроту выполнения и проверки результатов, анализ ошибок в классе.

На этапе корректировки студенты восполняют пробелы в знаниях, необходимых для усвоения нового материала.

Основной этап урока –этап  формирования новых знаний. Здесь предусмотрена индивидуальная самостоятельная работа с информационными листами, которые содержат отобранную информацию, необходимую   для усвоения нового материала. Работа с информационными листами дает возможность избежать трудностей при изучении нового материала тем студентам, которые не могут воспринимать большой объем информации и выбирать нужную.

        

   На этапе закрепления полученных знаний ребята самостоятельно работают в малых группах, где каждой группе  предлагается рассчитать параметры электрической проводки  для реального объекта. Задание  направлено на разви­тие наблюдательности, поисковой деятель­ности, на использование справочного материала.

Форму организации работы в малых группах  можно одинаково успешно использовать для:

·        совместной проработки материала учебника, документа;

·        выполнения лабораторных работ и практических заданий;

·        взаимной проверки письменных упражнений.

При такой организации студент имеет возможность общаться с другими студентами, у которых более высокий уровень знаний, иной тип мышления. Преимущество групповой  работы — необходи­мость и неизбежность делового взаимодействия. В качестве оснований для объединения студентов в та­кие группы преподаватели выдвигают разные основания (крите­рии): уровень знаний, способности, интерес к учению, уровень умений и т.д.

 

Своеобразной формой организации самостоятельной работы студентов являются самостоятельные занятия студентов по выполнению домашних заданий. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. На этом этапе студенты получили задание рассчитать сечение жил провода для эдектропроводки в своей квартире.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.

Сочетание разнообразных форм и видов  самостоятельной работы позволило добиться высокой эффективности урока, заинтересовать учащихся и достигнуть поставленных целей урока. Кроме этого решается и вопрос накопляемости оценок, т.к. на уроке возможно получить не одну оценку.

 


 

Рекомендации по организации работы студентов на уроке

Рекомендации по организации работы студентов на уроке

Он помогает выйти на конечный результат

Он помогает выйти на конечный результат

Так как же сформировать интерес у студента?

Так как же сформировать интерес у студента?

На этапе корректировки студенты восполняют пробелы в знаниях, необходимых для усвоения нового материала

На этапе корректировки студенты восполняют пробелы в знаниях, необходимых для усвоения нового материала

Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед

Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2022