Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 27.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Таежные уроки Васютки
Иконка файла материала Исследоват. работа Астафьев.docx

Научно - практическая конференция

«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

Секция литературы

 

 

 

Таежные уроки Васютки

Исследовательская работа                                                                                       по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

 

 

                                                                  Автор:  

                                                                  Кирилин Денис

                                                                  7 класс,  МКОУ Тамтачетская СОШ

                                                                  Поселок Тамтачет         

                                                                  Научный руководитель: 

                                                                  Юзефович Людмила Филипповна                                                                                          учитель русского языка  и литературы

                                                                   МКОУ Тамтачетской СОШ                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

                                                  Аннотация                                                     

исследовательской работы «Таежные уроки Васютки»

 

Исследовательская работа посвящена  изучению образа главного героя рассказа «Васюткино озеро» для того, чтобы в лице Васютки ближе познакомиться с детьми 30-х годов прошлого века и через образ Васютки лучше узнать автора В.П. Астафьева. Для достижения поставленной цели автор проводит наблюдения над поведением Васютки в лесу, анализируя ситуации, в которые попадает герой.  Обращает внимание на то, как природа учит мальчика на ошибках, помогает в выборе пути, раскрывает черты характера.  На основе анализа эпизодов, произошедших с Васюткой в тайге, делает вывод о том, что помогло герою выжить. Автор работы высказывает свое мнение о герое и в заключении делится своими выводами о том, что объединяет и что отличает современных детей и поколение ровесников писателя.

В своей работе автор приходит к пониманию, что детство – это не только беззаботная пора, но и время становление личности, формирования характера.

 

Юзефович Л.Ф., учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Оглавление

Аннотация                                                                                             стр. 1

Оглавление                                                                                                  стр 2

Введение                                                                                                 стр. 3-4                                                 

1.   По таежным следам Васютки.                                                        стр-5-15                                   ( по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)                            стр. 5                                                                                                                                                                                                        

        1.1. Кто такой Васютка?                                                                стр. 5                                                  

        1.2. Как автор раскрывает образ Васютки                                   стр. 5

        1.3. Встречи с миром живой природы                                          стр. 6-8 

        1.4. Поведение Васютки в лесу                                                      стр. 8-9

        1.5 Черты характера Васютки                                                         стр. 10-11                                                    

       1.6. Что помогло выжить Васютке?                                                 стр. 12-13  

       1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?                      стр. 13-14 

       1.8. Что думаю я о Васютке.                                                             стр. 14-15  

Заключение                                                                                                стр. 15-16                                                                            

Список использованной литературы                                                       стр. 17

 

 

 

      

 

 

 

 

              

 

Введение

         Виктор Петрович Астафьев (1924-2001г.г.) является одним из талантливых писателей второй половины  XX века. Он - лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991г.), трех Государственных премий РФ (1975, 1995, 2003Г.г.), Герой Социалистического Труда.  В общей сложности он создал 373 произведения.

 Известный русский писатель родился он в 1924 году,  в крестьянской семье, в маленьком селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска.  Детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем. Герои его произведений – земляки, односельчане, дедушка, бабушка, занятые рабочим повседневным делом, на котором земля и все на земле держится. Особое место в его творчестве занимают рассказы о детстве, которое, несмотря на трудное время, было счастливой порой. . Страницы деревенского детства отражены в  рассказах, написанных в разное время.  Они составили единую и целостную книгу « Последний поклон».  На протяжении 20 лет создавалась эта его        «сокровенная книга», в которой « образ неведомой страны счастья и справедливости замрёт, остановится, закаменеет…».

        В ноябре 2021 года я вместе со своими одноклассниками посетил мемориальный комплекс В.П. Астафьева в поселке Овсянка, что находится на пути между Красноярском и Дивногорском. На узкой улочке Щетинкина стоит дом писателя, в котором он жил с 1980 по 2001 год. Горница, кабинет, небольшой огород. Этот маленький домик лишний раз подтверждал, что истинно великий человек скромен.

В музее мы разговаривали с людьми,  близко знакомыми с писателем.  Мы ходили по улочкам, по которым ходил писатель,  вдыхали здоровый воздух, который вдыхал и Астафьев, встречались с прохожими, которые, возможно, были героями его рассказов, внимательно                                  разглядывали его односельчан, среди которых он жил и был не известным на весь мир человеком, а добрым соседом.

Красота окружающей природы: лес, увалы, Енисей – вызвали воспоминание о рассказе «Васюткино озеро», который мы изучали в 5 классе. Рассказ «Васюткино озеро»- особенный в творчестве писателя. Он был написан В.П. Астафьевым в 1956 году.  Вот что пишет о истории его создания сам писатель: «В городе Игарка преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий  Дмитриевич Рождественский. Однажды предложил нам, пятиклассникам, написать о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, и вот об этом обо всем написал. Сочинение было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро»- мой первый рассказ для детей. И хотя рассказ написан еще неуверенной рукою, у меня все же отношение к нему особое, теплое…»,- рассказывал  В.П. Астафьев.

Зная, что этот рассказ тесно связан с жизнью талантливого писателя, носит автобиографический характер,  я  захотел еще раз перечитать произведение, пристальнее вглядеться в образ Васютки и пройти вместе с ним таежными тропами через все его испытания. Мне интересно было  лучше увидеть и понять  деревенского мальчишку 30-х годов, сравнить с детьми моего поколения и понять, какие силы подняли  Витю Астафьева до высот литературного Олимпа, помогли стать достойным сыном своей страны и гордостью земляков.       

 

 

 

 

 

 

 

По таежным следам Васютки

Кто такой Васютка?

Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" -  тринадцатилетний мальчишка. Васютка жил в деревне, расположенной возле тайги, учился в школе.  Его отец, Григорий Шадрин, - бригадир рыбаков. С отцом часто рыбачил на Енисее, охотился в лесу. У него есть заботливая мать и ворчливый, но умный и добрый дедушка Афанасий.

 В  рассказе «Васюткино озеро» описана сложная ситуация, в которую попал мальчик. Как-то раз Васютка пошел в лес за кедровыми орешками и заблудился.    В тайге было страшно.   Огромный лес, тайга, вокруг ни души, а в сумке только краюха  хлеба да ружье, и полная неизвестность впереди. Сможет ли он выйти из этого леса? Найдется ли?

 Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся Васютке целых пять дней продержаться в неприветливой тайге, добывая себе пропитание охотой,  выйти к людям и рассказать рыбакам об обнаруженном им  озере, в котором водилось очень много речной рыбы.

Как автор раскрывает образ главного героя?

В.П. Астафьев раскрывает образ Васютки через его взаимоотношения с природой.                                

Человек- дитя природы.  Однако любая мать бывает со своими детьми не только ласковой и нежной, но и строгой и суровой. Именно такой увидел тайгу маленький герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».  Природа ставит Васютку в такие обстоятельства, которые учат по достоинству оценить мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

   Природа  наказывает героя за легкомыслие и эгоизм, устраивает ловушки герою,  она учит человека на ошибках,  прощает, указывает верный путь и помогает в выбраться из тайги.

Встречи с миром живой природы

                                                  Природа – это книга, которую                         надо прочитать и правильно понять. Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей.

Читая начало рассказа, я почувствовала, что о Васютке, 13- летнем мальчике, автор говорит с уважением. Васютка не по годам мудр. Почему? Кто был его учителем? Природа с ее уроками, тайнами, загадками.

Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, погнавшись в лесу за глухарем,  мальчик не сразу понял, что случилась беда - он заблудился… Как маленькая песчинка легко теряется в океане, как звездочка во Вселенной, так и мальчик потерялся в бескрайней тайге. Пронизывающий ужас  заставлял его то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Бескрайняя тайга  и Васютка. «Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем.  … Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».

Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир. Природа – это нечто живое, одушевленное, обладающее своими чувствами и мыслями.

Природа – устраивает ловушки

            Не раз бывавший в лесу мальчик Васютка сбился с пути, потому что нарушил закон тайги, перестал следить за пометками на деревьях. Природа устраивает герою ловушки и дает подсказки.  В эпизоде «Паук и его жертва» автор как бы сравнивает Васютку с попавшей в паутину жертвой. «Опытный охотник- паук  растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет…Попалась в нее сытая,  крупная муха   и бьется, жужжит слабеющими крыльями». И  тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!

 

Природа – собеседник

Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней. «Ну и зарядил, окаянный!»-обругал Васютка дождь. Через природу он пытается подать весточку родным . С улыбкой обращаясь к белке, он говорит: «А я вот заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут… А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная». А вот еще один пример. Когда на его пути почти из- под ног взметнулся здоровенный глухарь,  Васютка  показал ему кукиш: «А этого не хочешь? Провалиться мне, если я еще свяжусь с вашим братом!»

Природа  дает подсказки

Безымянное озеро, найденное Васюткой, стало для него озером надежды. «И все –таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги. … Уток было множество. …Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то  и дело расплывались круги. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы…. Столько рыбы он еще никогда не видел…. Это было удивительнее всего. В озере – белая рыба!» Он не раз слышал от рыбаков, что если в озерах водится белая рыба, значит озера проточные. А если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведет его к Енисею.

Природа – это красота и надежда

Лес. Осенний холод. Вокруг ни души. Мальчик брел, почти падая от усталости. Хотелось лечь и не двигаться. И даже при таких удручающих обстоятельствах маленький герой не может не поразиться красоте и мощи Енисея, к берегу которого вышел.

«У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо.

- Енисеюшко! Славный, хороший… - шмыгал Васютка носом и размазывал грязными, пропахшими дымом руками слезы по лицу. От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой».

Васютка смог прочитать « книгу тайги».   Природа преподала  Васютке  уроки мудрости и доброты,   показала свое величие, мощь, силу, красоту и указала выход из тупика.

Поведение Васютки в лесу

         Деревья, деревья… Под ногами  - мох и жухлая трава, над головой – равнодушные облака, а в сердце –ужас. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти

Поняв, что рассчитывать можно только на самого себя, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение.  Он перестал метаться по тайге и заставил себя соображать.   "Тайга хлипких не любит",- эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии. Он стал припоминать все, чему его учили.

 Когда «в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь», перво-наперво он развел костер, потом на горячем месте выкопал ямку и положил туда глухаря, «плотно закрыв ее мхом…, присыпал золой, углями». Через час охотничье блюдо было готово, и Васютка  раскопал птицу. « От птицы шел аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку», но без соли мясо было невкусным. Мальчик подумал и вспомнил, что мешок под шишками из- под соли. Он вывернул мешок и обнаружил в уголках соль.

 Поужинав, мальчик приготовил себе место для ночлега, зарядил ружье и положил его рядом. Первая ночь  была самой страшной, потому что ночью Васютка впервые оказался один в лесу. Ему было жутко: слышались разные шорохи,  а огромный корень-выворотень  показался ему злобным чудовищем. Проведя беспокойную ночь, под утро он крепко заснул, придвинувшись к костру.

Утром мальчик долго не мог понять, где нахо­дитсяВасютка залез на дерево. Долго искал взглядом полосу лиственного леса, что тянулась по берегам Енисея, и не мог найти. Спустившись, он позавтракал мясом и дви­нулся на север, надеясь выйти в тундру, где бы­ли хоть и редкие, но поселения.

Васютка постоянно размышляет, у него очень пытливый ум. Это оказывается решающим в его путешествии. И хотя природа, как змей- искуситель, запутывает следы, она в то же время дает подсказки, оставляет знаки.

 На закате он заметил среди мха стебли травы и пошел быстрее. Он надеялся, что впереди Ени­сей, так как знал, что трава обычно растет у больших водоемов. Прорвавшись через чащу, он оказался на берегу озера, где увидел множество непуганых уток  и был поражен обилием рыбы. И не просто озерной, а белой рыбы. Он подстрелил уток, ощипал их, зарыл в горячие угли костра, лег на пихтовые ветки. Он старался отгонять худые мысли, думал о доме, школе, товарищах. Его донимало раскаяние: «Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил…» «Сам Васютка покуривал» и другим табачок давал. «Эх, сейчас бы Ольгу Федоровну увидеть…,- думал вслух. – Весь табак бы вытряхнул.»

Васютке пришлось провести еще несколько тревожных дней и ночей в неприветливом осеннем лесу.  Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, его мужество было вознаграждено. Ему удалось разгадать все загадки тайги и выйти на берег Енисея, где его подобрали знакомые рыбаки с проплывающего мимо бота, накормили, уложили спать и помогли вернуться домой.             

Смекалка, вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.                                 

Черты характера Васютки                                                                                      

Каждую минуту своей жизни,  общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».  Вот какие черты характера Васютки я отметила, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.

Заботливость.

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

 

 

 

Эмоциональность

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило»                                                                            «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

 

Рассудительность:

 

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак...Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

 

 

 

Самообладание:

 

«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не  стал… Трепет перед драгоценным  «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

 

 

 

 

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

 

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

 

 

Воля.                      Мужество.                               Выносливость.

        

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка  не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «...отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

 

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

 

 

 

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

 Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.           

 

                             

 Что помогло выжить Васютке?                                  

Приобретенные навыки и умения

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось»

ü Владел ружьем

ü Умел разжечь костер даже в дождь

ü Добыть и приготовить дичь

ü Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

ü Умел без компаса определить стороны света

ü Знал особенности эха в лесу

ü Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

ü Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

ü Знал приметы погоды

ü Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

ü Не расходовать зря патроны

ü Не съедать припасы  все сразу

ü Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда:  «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил. 

 

Собственные догадки:

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?»,  «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

ü «Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

ü Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

ü Речная рыба водится только в проточных озерах

Знание  примет

Тайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.  

 

ü Умел по деревьям определять направления (север-юг,…)  «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

ü Найти по типу леса реку.

ü Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

ü Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

 

ü Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

 

 

 

 

 

Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

 Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь - любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

                      Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

Никогда  не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!

ü    Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать. 

(Мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.)      

ü    Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

ü    Природа научила Васютку  не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.

ü    Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

ü    Мальчик по достоинству оценил мудрость деда ( «С тайгой надо дружить» , « В тайге одному делать нечего»)  и те навыки, что передал ему отец.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получил, общаясь с героем

Герой - необычный мальчик. Симпатия, которую  испытывает и автор к Васютке, читается между строк.                                                                             

Мне он тоже глубоко симпатичен.  Несмотря на то, что учился Васютка средне и пошалить любил, и табачком баловался, он заслуживает уважения и даже восхищения. Он совершает ошибку и исправляет ее. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он беззащитный и в то же время сильный. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание .

Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился    внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.

Этот мальчик  - мой ровесник, но я совсем не уверена, что сумела бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудилась в лесу.  Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем.  Озеро названо так не только потому,  что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

 Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.

 

 

                                                    Заключение

После внимательного, вдумчивого прочтения рассказа «Васюткино озеро» я понял, что писатель Виктор Петрович Астафьев стал мне ближе и понятнее. Астафьев — прекрасный рассказчик.  Подчиняясь магии его слов, я ощущаа себя свидетелем происходящего.

Оказавшись вместе с героем в трудных обстоятельствах и став свидетелем его поведения, поступков,  я почувствовал  к нему уважение. Возможно, сам Виктор Петрович Астафьев в детстве был похож на героя.            

Ему, как и ребятам нашего поколения, свойственна в какой-то степени

проказливость, легкомысленность. Васютка не очень любил учиться, совершал глупости. Но, я считаю, он более самостоятелен, чем мы, сегодняшние. Он заботлив.  А самое главное качество, самое важное у Васютки – это выносливость и сила духа. По-моему, благодаря этим качествам, правильному воспитанию и умению извлечь уроки из ситуаций, в

которые он попадал, а также умению оценить знания и принять мудрые советы взрослых людей, Виктор Петрович Астафьев стал достойным человеком и замечательным писателем.

 Затеси- это зарубки на деревьях, указывающие в тайге путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце и в уме. Какие же зарубки остались в моем сознании?   

 Мысленно проходя по таежным следам Васютки,  анализируя поведение, поступки героя, я пришел к определенным выводам.                       

Детство - это эмоции: радости и печали, слезы и счастье.   

 Детство- это не только счастливая, беззаботная пора, согретая любовью и заботой родных людей.

Детство является основой жизни, где закладывается характер человека, помогающий строить дальнейшую жизнь.

 Детство - это время познания мира, первых столкновений с жизненными трудностями.

В детстве мы узнаем людей,  учимся ценить опыт и знания старших. Детство не проходит. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить.  Это не только воспоминание. Это часть  взрослой жизни. В.П. Астафьев говорил: «Животворящий свет детства согревал меня».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Астафьев В. П. « Васюткино озеро» Рассказы / В. П. Астафьев. – М.: Дет. лит. 2010 г.

2.     Астафьев В. П. Сопричастный всему живому / В. П. Астафьев  «Литература в школе». – 1989. – №2. – С. 30-38.

3.     Листвяков М. (режиссер)  Документальный фильм «Последний поклон» (Памяти В.П. Астафьева).  Серия из 4-х фильмов

4.     Шкловский Е. В. Это сложное время  «Литературное обозрение» –

2006 г. - №3. – С. 65-73.