Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Оценка 5

Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
7 кл
27.02.2022
Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Таежные уроки Васютки
Исследоват. работа Астафьев.docx

Научно - практическая конференция

«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

Секция литературы

 

 

 

Таежные уроки Васютки

Исследовательская работа                                                                                       по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

 

 

                                                                  Автор:  

                                                                  Кирилин Денис

                                                                  7 класс,  МКОУ Тамтачетская СОШ

                                                                  Поселок Тамтачет         

                                                                  Научный руководитель: 

                                                                  Юзефович Людмила Филипповна                                                                                          учитель русского языка  и литературы

                                                                   МКОУ Тамтачетской СОШ                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

                                                  Аннотация                                                     

исследовательской работы «Таежные уроки Васютки»

 

Исследовательская работа посвящена  изучению образа главного героя рассказа «Васюткино озеро» для того, чтобы в лице Васютки ближе познакомиться с детьми 30-х годов прошлого века и через образ Васютки лучше узнать автора В.П. Астафьева. Для достижения поставленной цели автор проводит наблюдения над поведением Васютки в лесу, анализируя ситуации, в которые попадает герой.  Обращает внимание на то, как природа учит мальчика на ошибках, помогает в выборе пути, раскрывает черты характера.  На основе анализа эпизодов, произошедших с Васюткой в тайге, делает вывод о том, что помогло герою выжить. Автор работы высказывает свое мнение о герое и в заключении делится своими выводами о том, что объединяет и что отличает современных детей и поколение ровесников писателя.

В своей работе автор приходит к пониманию, что детство – это не только беззаботная пора, но и время становление личности, формирования характера.

 

Юзефович Л.Ф., учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Оглавление

Аннотация                                                                                             стр. 1

Оглавление                                                                                                  стр 2

Введение                                                                                                 стр. 3-4                                                 

1.   По таежным следам Васютки.                                                        стр-5-15                                   ( по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)                            стр. 5                                                                                                                                                                                                        

        1.1. Кто такой Васютка?                                                                стр. 5                                                  

        1.2. Как автор раскрывает образ Васютки                                   стр. 5

        1.3. Встречи с миром живой природы                                          стр. 6-8 

        1.4. Поведение Васютки в лесу                                                      стр. 8-9

        1.5 Черты характера Васютки                                                         стр. 10-11                                                    

       1.6. Что помогло выжить Васютке?                                                 стр. 12-13  

       1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?                      стр. 13-14 

       1.8. Что думаю я о Васютке.                                                             стр. 14-15  

Заключение                                                                                                стр. 15-16                                                                            

Список использованной литературы                                                       стр. 17

 

 

 

      

 

 

 

 

              

 

Введение

         Виктор Петрович Астафьев (1924-2001г.г.) является одним из талантливых писателей второй половины  XX века. Он - лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991г.), трех Государственных премий РФ (1975, 1995, 2003Г.г.), Герой Социалистического Труда.  В общей сложности он создал 373 произведения.

 Известный русский писатель родился он в 1924 году,  в крестьянской семье, в маленьком селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска.  Детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем. Герои его произведений – земляки, односельчане, дедушка, бабушка, занятые рабочим повседневным делом, на котором земля и все на земле держится. Особое место в его творчестве занимают рассказы о детстве, которое, несмотря на трудное время, было счастливой порой. . Страницы деревенского детства отражены в  рассказах, написанных в разное время.  Они составили единую и целостную книгу « Последний поклон».  На протяжении 20 лет создавалась эта его        «сокровенная книга», в которой « образ неведомой страны счастья и справедливости замрёт, остановится, закаменеет…».

        В ноябре 2021 года я вместе со своими одноклассниками посетил мемориальный комплекс В.П. Астафьева в поселке Овсянка, что находится на пути между Красноярском и Дивногорском. На узкой улочке Щетинкина стоит дом писателя, в котором он жил с 1980 по 2001 год. Горница, кабинет, небольшой огород. Этот маленький домик лишний раз подтверждал, что истинно великий человек скромен.

В музее мы разговаривали с людьми,  близко знакомыми с писателем.  Мы ходили по улочкам, по которым ходил писатель,  вдыхали здоровый воздух, который вдыхал и Астафьев, встречались с прохожими, которые, возможно, были героями его рассказов, внимательно                                  разглядывали его односельчан, среди которых он жил и был не известным на весь мир человеком, а добрым соседом.

Красота окружающей природы: лес, увалы, Енисей – вызвали воспоминание о рассказе «Васюткино озеро», который мы изучали в 5 классе. Рассказ «Васюткино озеро»- особенный в творчестве писателя. Он был написан В.П. Астафьевым в 1956 году.  Вот что пишет о истории его создания сам писатель: «В городе Игарка преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий  Дмитриевич Рождественский. Однажды предложил нам, пятиклассникам, написать о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, и вот об этом обо всем написал. Сочинение было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро»- мой первый рассказ для детей. И хотя рассказ написан еще неуверенной рукою, у меня все же отношение к нему особое, теплое…»,- рассказывал  В.П. Астафьев.

Зная, что этот рассказ тесно связан с жизнью талантливого писателя, носит автобиографический характер,  я  захотел еще раз перечитать произведение, пристальнее вглядеться в образ Васютки и пройти вместе с ним таежными тропами через все его испытания. Мне интересно было  лучше увидеть и понять  деревенского мальчишку 30-х годов, сравнить с детьми моего поколения и понять, какие силы подняли  Витю Астафьева до высот литературного Олимпа, помогли стать достойным сыном своей страны и гордостью земляков.       

 

 

 

 

 

 

 

По таежным следам Васютки

Кто такой Васютка?

Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" -  тринадцатилетний мальчишка. Васютка жил в деревне, расположенной возле тайги, учился в школе.  Его отец, Григорий Шадрин, - бригадир рыбаков. С отцом часто рыбачил на Енисее, охотился в лесу. У него есть заботливая мать и ворчливый, но умный и добрый дедушка Афанасий.

 В  рассказе «Васюткино озеро» описана сложная ситуация, в которую попал мальчик. Как-то раз Васютка пошел в лес за кедровыми орешками и заблудился.    В тайге было страшно.   Огромный лес, тайга, вокруг ни души, а в сумке только краюха  хлеба да ружье, и полная неизвестность впереди. Сможет ли он выйти из этого леса? Найдется ли?

 Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся Васютке целых пять дней продержаться в неприветливой тайге, добывая себе пропитание охотой,  выйти к людям и рассказать рыбакам об обнаруженном им  озере, в котором водилось очень много речной рыбы.

Как автор раскрывает образ главного героя?

В.П. Астафьев раскрывает образ Васютки через его взаимоотношения с природой.                                

Человек- дитя природы.  Однако любая мать бывает со своими детьми не только ласковой и нежной, но и строгой и суровой. Именно такой увидел тайгу маленький герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».  Природа ставит Васютку в такие обстоятельства, которые учат по достоинству оценить мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

   Природа  наказывает героя за легкомыслие и эгоизм, устраивает ловушки герою,  она учит человека на ошибках,  прощает, указывает верный путь и помогает в выбраться из тайги.

Встречи с миром живой природы

                                                  Природа – это книга, которую                         надо прочитать и правильно понять. Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей.

Читая начало рассказа, я почувствовала, что о Васютке, 13- летнем мальчике, автор говорит с уважением. Васютка не по годам мудр. Почему? Кто был его учителем? Природа с ее уроками, тайнами, загадками.

Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, погнавшись в лесу за глухарем,  мальчик не сразу понял, что случилась беда - он заблудился… Как маленькая песчинка легко теряется в океане, как звездочка во Вселенной, так и мальчик потерялся в бескрайней тайге. Пронизывающий ужас  заставлял его то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Бескрайняя тайга  и Васютка. «Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем.  … Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».

Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир. Природа – это нечто живое, одушевленное, обладающее своими чувствами и мыслями.

Природа – устраивает ловушки

            Не раз бывавший в лесу мальчик Васютка сбился с пути, потому что нарушил закон тайги, перестал следить за пометками на деревьях. Природа устраивает герою ловушки и дает подсказки.  В эпизоде «Паук и его жертва» автор как бы сравнивает Васютку с попавшей в паутину жертвой. «Опытный охотник- паук  растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет…Попалась в нее сытая,  крупная муха   и бьется, жужжит слабеющими крыльями». И  тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!

 

Природа – собеседник

Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней. «Ну и зарядил, окаянный!»-обругал Васютка дождь. Через природу он пытается подать весточку родным . С улыбкой обращаясь к белке, он говорит: «А я вот заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут… А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная». А вот еще один пример. Когда на его пути почти из- под ног взметнулся здоровенный глухарь,  Васютка  показал ему кукиш: «А этого не хочешь? Провалиться мне, если я еще свяжусь с вашим братом!»

Природа  дает подсказки

Безымянное озеро, найденное Васюткой, стало для него озером надежды. «И все –таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги. … Уток было множество. …Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то  и дело расплывались круги. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы…. Столько рыбы он еще никогда не видел…. Это было удивительнее всего. В озере – белая рыба!» Он не раз слышал от рыбаков, что если в озерах водится белая рыба, значит озера проточные. А если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведет его к Енисею.

Природа – это красота и надежда

Лес. Осенний холод. Вокруг ни души. Мальчик брел, почти падая от усталости. Хотелось лечь и не двигаться. И даже при таких удручающих обстоятельствах маленький герой не может не поразиться красоте и мощи Енисея, к берегу которого вышел.

«У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо.

- Енисеюшко! Славный, хороший… - шмыгал Васютка носом и размазывал грязными, пропахшими дымом руками слезы по лицу. От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой».

Васютка смог прочитать « книгу тайги».   Природа преподала  Васютке  уроки мудрости и доброты,   показала свое величие, мощь, силу, красоту и указала выход из тупика.

Поведение Васютки в лесу

         Деревья, деревья… Под ногами  - мох и жухлая трава, над головой – равнодушные облака, а в сердце –ужас. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти

Поняв, что рассчитывать можно только на самого себя, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение.  Он перестал метаться по тайге и заставил себя соображать.   "Тайга хлипких не любит",- эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии. Он стал припоминать все, чему его учили.

 Когда «в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь», перво-наперво он развел костер, потом на горячем месте выкопал ямку и положил туда глухаря, «плотно закрыв ее мхом…, присыпал золой, углями». Через час охотничье блюдо было готово, и Васютка  раскопал птицу. « От птицы шел аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку», но без соли мясо было невкусным. Мальчик подумал и вспомнил, что мешок под шишками из- под соли. Он вывернул мешок и обнаружил в уголках соль.

 Поужинав, мальчик приготовил себе место для ночлега, зарядил ружье и положил его рядом. Первая ночь  была самой страшной, потому что ночью Васютка впервые оказался один в лесу. Ему было жутко: слышались разные шорохи,  а огромный корень-выворотень  показался ему злобным чудовищем. Проведя беспокойную ночь, под утро он крепко заснул, придвинувшись к костру.

Утром мальчик долго не мог понять, где нахо­дитсяВасютка залез на дерево. Долго искал взглядом полосу лиственного леса, что тянулась по берегам Енисея, и не мог найти. Спустившись, он позавтракал мясом и дви­нулся на север, надеясь выйти в тундру, где бы­ли хоть и редкие, но поселения.

Васютка постоянно размышляет, у него очень пытливый ум. Это оказывается решающим в его путешествии. И хотя природа, как змей- искуситель, запутывает следы, она в то же время дает подсказки, оставляет знаки.

 На закате он заметил среди мха стебли травы и пошел быстрее. Он надеялся, что впереди Ени­сей, так как знал, что трава обычно растет у больших водоемов. Прорвавшись через чащу, он оказался на берегу озера, где увидел множество непуганых уток  и был поражен обилием рыбы. И не просто озерной, а белой рыбы. Он подстрелил уток, ощипал их, зарыл в горячие угли костра, лег на пихтовые ветки. Он старался отгонять худые мысли, думал о доме, школе, товарищах. Его донимало раскаяние: «Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил…» «Сам Васютка покуривал» и другим табачок давал. «Эх, сейчас бы Ольгу Федоровну увидеть…,- думал вслух. – Весь табак бы вытряхнул.»

Васютке пришлось провести еще несколько тревожных дней и ночей в неприветливом осеннем лесу.  Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, его мужество было вознаграждено. Ему удалось разгадать все загадки тайги и выйти на берег Енисея, где его подобрали знакомые рыбаки с проплывающего мимо бота, накормили, уложили спать и помогли вернуться домой.             

Смекалка, вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.                                 

Черты характера Васютки                                                                                      

Каждую минуту своей жизни,  общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».  Вот какие черты характера Васютки я отметила, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.

Заботливость.

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

 

 

 

Эмоциональность

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило»                                                                            «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

 

Рассудительность:

 

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак...Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

 

 

 

Самообладание:

 

«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не  стал… Трепет перед драгоценным  «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

 

 

 

 

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

 

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

 

 

Воля.                      Мужество.                               Выносливость.

        

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка  не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «...отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

 

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

 

 

 

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

 Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.           

 

                             

 Что помогло выжить Васютке?                                  

Приобретенные навыки и умения

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось»

ü Владел ружьем

ü Умел разжечь костер даже в дождь

ü Добыть и приготовить дичь

ü Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

ü Умел без компаса определить стороны света

ü Знал особенности эха в лесу

ü Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

ü Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

ü Знал приметы погоды

ü Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

ü Не расходовать зря патроны

ü Не съедать припасы  все сразу

ü Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда:  «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил. 

 

Собственные догадки:

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?»,  «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

ü «Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

ü Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

ü Речная рыба водится только в проточных озерах

Знание  примет

Тайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.  

 

ü Умел по деревьям определять направления (север-юг,…)  «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

ü Найти по типу леса реку.

ü Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

ü Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

 

ü Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

 

 

 

 

 

Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

 Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь - любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

                      Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

Никогда  не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!

ü    Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать. 

(Мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.)      

ü    Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

ü    Природа научила Васютку  не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.

ü    Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

ü    Мальчик по достоинству оценил мудрость деда ( «С тайгой надо дружить» , « В тайге одному делать нечего»)  и те навыки, что передал ему отец.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получил, общаясь с героем

Герой - необычный мальчик. Симпатия, которую  испытывает и автор к Васютке, читается между строк.                                                                             

Мне он тоже глубоко симпатичен.  Несмотря на то, что учился Васютка средне и пошалить любил, и табачком баловался, он заслуживает уважения и даже восхищения. Он совершает ошибку и исправляет ее. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он беззащитный и в то же время сильный. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание .

Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился    внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.

Этот мальчик  - мой ровесник, но я совсем не уверена, что сумела бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудилась в лесу.  Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем.  Озеро названо так не только потому,  что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

 Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.

 

 

                                                    Заключение

После внимательного, вдумчивого прочтения рассказа «Васюткино озеро» я понял, что писатель Виктор Петрович Астафьев стал мне ближе и понятнее. Астафьев — прекрасный рассказчик.  Подчиняясь магии его слов, я ощущаа себя свидетелем происходящего.

Оказавшись вместе с героем в трудных обстоятельствах и став свидетелем его поведения, поступков,  я почувствовал  к нему уважение. Возможно, сам Виктор Петрович Астафьев в детстве был похож на героя.            

Ему, как и ребятам нашего поколения, свойственна в какой-то степени

проказливость, легкомысленность. Васютка не очень любил учиться, совершал глупости. Но, я считаю, он более самостоятелен, чем мы, сегодняшние. Он заботлив.  А самое главное качество, самое важное у Васютки – это выносливость и сила духа. По-моему, благодаря этим качествам, правильному воспитанию и умению извлечь уроки из ситуаций, в

которые он попадал, а также умению оценить знания и принять мудрые советы взрослых людей, Виктор Петрович Астафьев стал достойным человеком и замечательным писателем.

 Затеси- это зарубки на деревьях, указывающие в тайге путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце и в уме. Какие же зарубки остались в моем сознании?   

 Мысленно проходя по таежным следам Васютки,  анализируя поведение, поступки героя, я пришел к определенным выводам.                       

Детство - это эмоции: радости и печали, слезы и счастье.   

 Детство- это не только счастливая, беззаботная пора, согретая любовью и заботой родных людей.

Детство является основой жизни, где закладывается характер человека, помогающий строить дальнейшую жизнь.

 Детство - это время познания мира, первых столкновений с жизненными трудностями.

В детстве мы узнаем людей,  учимся ценить опыт и знания старших. Детство не проходит. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить.  Это не только воспоминание. Это часть  взрослой жизни. В.П. Астафьев говорил: «Животворящий свет детства согревал меня».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Астафьев В. П. « Васюткино озеро» Рассказы / В. П. Астафьев. – М.: Дет. лит. 2010 г.

2.     Астафьев В. П. Сопричастный всему живому / В. П. Астафьев  «Литература в школе». – 1989. – №2. – С. 30-38.

3.     Листвяков М. (режиссер)  Документальный фильм «Последний поклон» (Памяти В.П. Астафьева).  Серия из 4-х фильмов

4.     Шкловский Е. В. Это сложное время  «Литературное обозрение» –

2006 г. - №3. – С. 65-73.

                                             


Научно - практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

Научно - практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

Аннотация исследовательской работы «Таежные уроки

Аннотация исследовательской работы «Таежные уроки

Оглавление Аннотация стр

Оглавление Аннотация стр

Введение Виктор Петрович

Введение Виктор Петрович

Красота окружающей природы: лес, увалы,

Красота окружающей природы: лес, увалы,

По таежным следам Васютки Кто такой

По таежным следам Васютки Кто такой

Встречи с миром живой природы

Встречи с миром живой природы

Природа – собеседник Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней

Природа – собеседник Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней

Васютка смог прочитать « книгу тайги»

Васютка смог прочитать « книгу тайги»

Проведя беспокойную ночь, под утро он крепко заснул, придвинувшись к костру

Проведя беспокойную ночь, под утро он крепко заснул, придвинувшись к костру

Черты характера Васютки

Черты характера Васютки

Сообразительность. Смекалка.

Сообразительность. Смекалка.

Что помогло выжить Васютке?

Что помогло выжить Васютке?

Знание примет Тайга для

Знание примет Тайга для

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого

Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика

Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика

Виктор Петрович Астафьев стал достойным человеком и замечательным писателем

Виктор Петрович Астафьев стал достойным человеком и замечательным писателем

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2022