Конспект урока "Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени"
Оценка 4.7

Конспект урока "Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
27.02.2022
Конспект урока "Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока
Конспект урока.docx

Тема: Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.

Автор: Юзефович Людмила Филипповна, учитель 1 квалификационной категории МКОУ Тамтачетской СОШ.

Цели: познакомить  с образованием страдательных причастий, с условием выбора гласной в суффиксах страдательных причастий. Закрепить навык правописания  суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

Задачи:

1.      закрепить знание о причастии как части речи;

2.      умение отличать причастие от глагола и прилагательного;

3.      закрепить навык отличия действительных причастий от страдательных;

4.      сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме;

5.      прививать интерес к предмету;

6.      способствовать формированию переключаться с одного вида деятельности на другой.

Оборудование урока:

1.      Документ-Камера.

2.      Интерактивная доска.

3.      Компьютер.

4.      Мультимедийный проектор.

5.      Презентация к уроку.

6.      Маршрутный лист№1

7.      Сигнальные карточки и карточки для самооценки «Совенок!?»

8.      Жетоны-смайлики для оценки устных ответов, листы самоконтроля.

Учебная литература:

1.   Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др Русский язык. 7 класс,-Москва, «Просвещение», 2016 г.

 

 

                                                                                                      ХОД УРОКА:

№ п/п

Этапы урока

Приемы и методы

работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

1.       

Организационный

момент.

1 мин.

Настраивает класс на продуктивную деятельность

Приветствует. Настраивает класс на продуктивную деятельность. Эмблема урока- СОВЕНОК. Это символ мудрости Он держит раскрытую книгу, на обложке которой написаны слова. Они станут девизом урока

Готовят письменные принадлежности, учебник, хором прочитывают девиз: «Хочу все знать!»

2.       

Мотивационный.

 

2 мин..

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

Используется игровая технология.

.

 

ПОВТОРИМ?!! Предлагает познавательную задачу:

 Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, глагол по значению напоминаю.

 О какой части речи я прочитала?

Слайд 2.

(отражает общую тему занятия)

 

Организует игру «Одним словом».

Цель: активизировать внимание, подготовить к изучению новой темы.

 

 

Дают определение ПРИЧАСТИЯ

 

 

 

 

 

 

Заменяют сочетания слов

3.       

Актуализация знаний.

 

6 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельная работа

 

 

 

 

используется

игровая технология

 

 

 

 

самостоятельная работа

 

  Проводит устный опрос

-Причастия могут быть…

- Какие причастия мы называем действительными?

-От чего в их суффиксах зависит написание гласной»

- Какие причастия мы называем страдательными?

 

Учитель предлагает выполнение задания на слайде №3

(Выпишите из предложений причастия, распределив их в две колонки: 1)действительные, 2)страдательные

 

 

 

Организует игру «Перепутаница»

На доске прикреплены с помощью магнитов карточки с суффиксами причастий. Нужно выбрать суффиксы действительных причастий, разделив их на 2 колонки: от глаголов I и  II спряжения.

 

Орфографический тренинг.                              Раздает карточки, объясняет задание:

-Вставьте пропущенные буквы, выделив суффиксы, обозначьте условия выбора орфограмм

 

Отвечают на вопросы, дают объяснения

 

 

 

 

Письменно выполняют задание: выписывают из предложений причастия в два столбца-действительные, страдательные, выделяют суффиксы действительных причастий.

 

 

 

Выполняют задания у доски.

 

 

 

Выполняют работу на карточках, выданных учителем, осуществляют взаимопроверку по листу контроля.

4.       

Введение в тему урока.

1 мин

Фронтальная беседа.

Ориентирует на формулировку темы и определение целей урока.

-Скажите, о суффиксах какой группы причастий мы еще не говорили? Слайд№4

1) расширить знания…

2) научиться образовывать…

Вместе с учителем определяют тему урока и определяют цели методом неоконченных предложений.

5.       

Изучение нового материала.

 

6 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный

4 мин.

 

 

 

Объяснительно-иллюстративный

2 мин.

Организует самостоятельную работу учащихся с таблицей учебной статьи и дает познавательно-аналитическую задачу.

 

 

-От чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий?

 

Учитель аргументированно  излагает новый материал, объясняет тему с опорой на таблицу слайда Слайд №5( способы образования страдательных причастий) Слайд №6 ( примеры образования страдательных причастий)

Работают с текстом                ( учебник-7 кл, стр52-53, параграф 20) сопоставляют правила и делают вывод.

 

 

Следят за объяснением, делают записи в тетради.

6.       

Закрепление новой темы

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

Самостоятельная работа репродуктивного характера

 

 

Предлагается выполнить работу по алгоритму на индивидуальных маршрутных листах (образовать от глаголов с указанием спряжения страдательные причастия, выделить суффикс.)

СЛАЙД № 7.

 

 

 

 

Учитель предлагает выполнить взаимопроверку с опорой на слайд, оценить работу партнера. СЛАЙД № 8.

Заполняют маршрутные листы №1.

 

 

Отрабатывают навык условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

 

 

Выполняют взаимопроверку, анализируют качество выполнения работы товарища.

7.       

Физкультминутка

 

1 мин.

Метод эмоциональной разрядки и физической разминки

Предлагает сделать расслабляющую зарядку.

Раз -подняться, потянуться.

Два- согнуться, разогнуться.

Три –в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре- руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парту тихо сесть.

 

Делают мини-зарядку

8.       

Вторичное закрепление

5мин

Проблемно-творческая

Работа с учебником!!! (упр.№121, стр.54)

-Замените действительные причастия страдательными и запишите получившиеся выражения

Выполняют упражнение, обозначают условия выбора букв Е,И в суффииксах

9.       

 

1 мин

 

Поисковый

1 мин.

Дает лингвистическую задачу и подводит к выводу о словах-исключениях.

Организует игру «Собери слово»

 Слайд №9

 

Составляют слово ДВИЖИМЫЙ.

 

Делают выводы о словах-исключениях.

10.  

6 мин.

Диктант «Проверяю себя»

 

 

 

Работа с сигнальными карточками («совенок с вопросом»

-

 

Проводит контрольно-обучающий диктант, иллюстрируя его репродукцией картины художника И.И. Щишкина «Рожь». Демонстрирует ее через документ-камеру

Записывают словосочетания со страдательными причастиями настоящего времени. При помощи сигнальных карточек подают знак о сомнении в выборе гласной в суффиксе.

11.  

Рефлексия.

 

3 мин.

Фронтальный опрос

Учитель предлагает ребятам, сидящим за одной партой, провести теоретический мини-взаимоэкзамен по материалу урока.

 

 

Выясняет степень усвоения материала методом опроса, обобщает материал с опорой на слайд №10

-От чего зависит написание гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

 

Проводят взаимоэкзамен, анализируют и оценивают ответы.

 

 

Дают ответы.

 

 

 

12.  

Итоги урока

2 мин.

Беседа.

(Оценивание работы класса в целом и индивидуальное)

Подводит итог урока. Предлагает проанализировать индивидуальный результат.и прикрепить  к доске карточку «Сова со знаком ! или ?»

Анализирует общую картину и выставляет оценки. Победителю вручают грамоту ученой Совы.

Делают самооценку результатов своей деятельности. На доску крепят карточки с изображением ученой Совы со знаком! или со знаком ?

13.  

Домашнее задание.

(Метод разноуровневого  задания)

1мин.

Метод разноуровнего задания

Всем!

 Параграф 20, стр.52-53;

Упр.№118 (для знака ?)

Упр.№ 122 ( для знака!)

Записывают домашнее задание в соответствии с уровнем самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист самоконтроля

 

Фамилия, имя__________________________

 

№п/п

задание

Максимальный балл

Твой балл

 

Устные ответы на вопросы учителя

жетоны-смайликами

Подсчитай, сколько их у тебя

 

Игра «Одним словом»

Жетоны- смайлики

?

1

Распредели причастия! (слайд№3)

7

?

2

Орфографический тренинг

8

?

3

Образуй страд. причастие ( слайд №7)

8

?

4

Диктант «Проверяю себя»

5

?

 

ИТОГО:

28 баллов+ жетоны

 

 

Карточка №1

«Орфографический тренинг»

 

Вставьте пропущенные буквы: объясните графически

условия выбора букв У, Ю, А, Я в суффиксах

действительных причастий.

1.      Руб_щие лес.

2.      Слыш_щие шорох.

3.      Хлопоч_щая у плиты хозяйка.

4.      Та_щий снег.

5.      Слыш_щийся издали рокот

6.      Паш_щие поле

7.      Держ_щий знамя

8.      Чуть плещ_щие волны


ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист самоконтроля

 

Фамилия, имя__________________________

 

№п/п

задание

Максимальный балл

Твой балл

 

Устные ответы на вопросы учителя

жетоны-смайликами

Подсчитай, сколько их у тебя

 

Игра «Одним словом»

Жетоны- смайлики

?

1

Распредели причастия! (слайд№3)

7

?

2

Орфографический тренинг

8

?

3

Образуй страд. причастие ( слайд №7)

8

?

4

Диктант «Проверяю себя»

5

?

 

ИТОГО:

28 баллов+ жетоны

 

 

Карточка №1

«Орфографический тренинг»

 

Вставьте пропущенные буквы: объясните графически

условия выбора букв У, Ю, А, Я в суффиксах

действительных причастий.

1.      Руб_щие лес.

2.      Слыш_щие шорох.

3.      Хлопоч_щая у плиты хозяйка.

4.      Та_щий снег.

5.      Слыш_щийся издали рокот

6.      Паш_щие поле

7.      Держ_щий знамя

8.      Чуть плещ_щие волны

 

 

 

 

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1.

Ф.И.О.______________________________________

Внимание!!!

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2.

Вставь пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Не забудь определить спряжение глагола, от которого оно образовано.

 

Издава…мый

Освеща…мый

Слыш…мый

Гон…мый

Движ…мый

Озаря…мый

Колебл…мый

Терп…мый


 

Тема: Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

Тема: Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

ХОД УРОКА: № п/п

ХОД УРОКА: № п/п

Фронтальный опрос самостоятельная работа используется игровая технология самостоятельная работа

Фронтальный опрос самостоятельная работа используется игровая технология самостоятельная работа

Проблемный 4 мин. Объяснительно-иллюстративный 2 мин

Проблемный 4 мин. Объяснительно-иллюстративный 2 мин

Предлагает сделать расслабляющую зарядку

Предлагает сделать расслабляющую зарядку

Рефлексия. 3 мин.

Рефлексия. 3 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ Лист самоконтроля

ПРИЛОЖЕНИЕ Лист самоконтроля

ПРИЛОЖЕНИЕ Лист самоконтроля

ПРИЛОЖЕНИЕ Лист самоконтроля

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1. Ф.И.О.______________________________________

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1. Ф.И.О.______________________________________

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2. Вставь пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2. Вставь пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2022