Тема: Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.
Автор: Юзефович Людмила Филипповна, учитель 1 квалификационной категории МКОУ Тамтачетской СОШ.
Цели: познакомить с образованием страдательных причастий, с условием выбора гласной в суффиксах страдательных причастий. Закрепить навык правописания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.
Задачи:
1. закрепить знание о причастии как части речи;
2. умение отличать причастие от глагола и прилагательного;
3. закрепить навык отличия действительных причастий от страдательных;
4. сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме;
5. прививать интерес к предмету;
6. способствовать формированию переключаться с одного вида деятельности на другой.
Оборудование урока:
1. Документ-Камера.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютер.
4. Мультимедийный проектор.
5. Презентация к уроку.
6. Маршрутный лист№1
7. Сигнальные карточки и карточки для самооценки «Совенок!?»
8. Жетоны-смайлики для оценки устных ответов, листы самоконтроля.
Учебная литература:
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др Русский язык. 7 класс,-Москва, «Просвещение», 2016 г.
ХОД УРОКА:
№ п/п |
Этапы урока |
Приемы и методы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика, формы работы |
1. |
Организационный момент. 1 мин. |
Настраивает класс на продуктивную деятельность |
Приветствует. Настраивает класс на продуктивную деятельность. Эмблема урока- СОВЕНОК. Это символ мудрости Он держит раскрытую книгу, на обложке которой написаны слова. Они станут девизом урока |
Готовят письменные принадлежности, учебник, хором прочитывают девиз: «Хочу все знать!» |
2. |
Мотивационный.
2 мин.. |
Фронтальная беседа
Используется игровая технология. .
|
ПОВТОРИМ?!! Предлагает познавательную задачу: Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, глагол по значению напоминаю. О какой части речи я прочитала? Слайд 2. (отражает общую тему занятия)
Организует игру «Одним словом». Цель: активизировать внимание, подготовить к изучению новой темы.
|
Дают определение ПРИЧАСТИЯ
Заменяют сочетания слов |
3. |
Актуализация знаний.
6 мин.
|
Фронтальный опрос
самостоятельная работа
используется игровая технология
самостоятельная работа
|
Проводит устный опрос -Причастия могут быть… - Какие причастия мы называем действительными? -От чего в их суффиксах зависит написание гласной» - Какие причастия мы называем страдательными?
Учитель предлагает выполнение задания на слайде №3 (Выпишите из предложений причастия, распределив их в две колонки: 1)действительные, 2)страдательные
Организует игру «Перепутаница» На доске прикреплены с помощью магнитов карточки с суффиксами причастий. Нужно выбрать суффиксы действительных причастий, разделив их на 2 колонки: от глаголов I и II спряжения.
Орфографический тренинг. Раздает карточки, объясняет задание: -Вставьте пропущенные буквы, выделив суффиксы, обозначьте условия выбора орфограмм |
Отвечают на вопросы, дают объяснения
Письменно выполняют задание: выписывают из предложений причастия в два столбца-действительные, страдательные, выделяют суффиксы действительных причастий.
Выполняют задания у доски.
Выполняют работу на карточках, выданных учителем, осуществляют взаимопроверку по листу контроля. |
4. |
Введение в тему урока. 1 мин |
Фронтальная беседа. |
Ориентирует на формулировку темы и определение целей урока. -Скажите, о суффиксах какой группы причастий мы еще не говорили? Слайд№4 1) расширить знания… 2) научиться образовывать… |
Вместе с учителем определяют тему урока и определяют цели методом неоконченных предложений. |
5. |
Изучение нового материала.
6 мин.
|
Проблемный 4 мин.
Объяснительно-иллюстративный 2 мин. |
Организует самостоятельную работу учащихся с таблицей учебной статьи и дает познавательно-аналитическую задачу.
-От чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий?
Учитель аргументированно излагает новый материал, объясняет тему с опорой на таблицу слайда Слайд №5( способы образования страдательных причастий) Слайд №6 ( примеры образования страдательных причастий) |
Работают с текстом ( учебник-7 кл, стр52-53, параграф 20) сопоставляют правила и делают вывод.
Следят за объяснением, делают записи в тетради. |
6. |
Закрепление новой темы
5 мин. |
Самостоятельная работа репродуктивного характера
|
Предлагается выполнить работу по алгоритму на индивидуальных маршрутных листах (образовать от глаголов с указанием спряжения страдательные причастия, выделить суффикс.) СЛАЙД № 7.
Учитель предлагает выполнить взаимопроверку с опорой на слайд, оценить работу партнера. СЛАЙД № 8. |
Заполняют маршрутные листы №1.
Отрабатывают навык условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Выполняют взаимопроверку, анализируют качество выполнения работы товарища. |
7. |
Физкультминутка
1 мин. |
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки |
Предлагает сделать расслабляющую зарядку. Раз -подняться, потянуться. Два- согнуться, разогнуться. Три –в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре- руки шире. Пять- руками помахать. Шесть- за парту тихо сесть.
|
Делают мини-зарядку |
8. |
Вторичное закрепление 5мин |
Проблемно-творческая |
Работа с учебником!!! (упр.№121, стр.54) -Замените действительные причастия страдательными и запишите получившиеся выражения |
Выполняют упражнение, обозначают условия выбора букв Е,И в суффииксах |
9. |
1 мин
|
Поисковый 1 мин. |
Дает лингвистическую задачу и подводит к выводу о словах-исключениях. Организует игру «Собери слово» Слайд №9 |
Составляют слово ДВИЖИМЫЙ.
Делают выводы о словах-исключениях. |
10. |
6 мин. |
Диктант «Проверяю себя»
Работа с сигнальными карточками («совенок с вопросом» |
-
Проводит контрольно-обучающий диктант, иллюстрируя его репродукцией картины художника И.И. Щишкина «Рожь». Демонстрирует ее через документ-камеру |
Записывают словосочетания со страдательными причастиями настоящего времени. При помощи сигнальных карточек подают знак о сомнении в выборе гласной в суффиксе. |
11. |
Рефлексия.
3 мин. |
Фронтальный опрос |
Учитель предлагает ребятам, сидящим за одной партой, провести теоретический мини-взаимоэкзамен по материалу урока.
Выясняет степень усвоения материала методом опроса, обобщает материал с опорой на слайд №10 -От чего зависит написание гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
|
Проводят взаимоэкзамен, анализируют и оценивают ответы.
Дают ответы.
|
12. |
Итоги урока 2 мин. |
Беседа. (Оценивание работы класса в целом и индивидуальное) |
Подводит итог урока. Предлагает проанализировать индивидуальный результат.и прикрепить к доске карточку «Сова со знаком ! или ?» Анализирует общую картину и выставляет оценки. Победителю вручают грамоту ученой Совы. |
Делают самооценку результатов своей деятельности. На доску крепят карточки с изображением ученой Совы со знаком! или со знаком ? |
13. |
Домашнее задание. (Метод разноуровневого задания) 1мин. |
Метод разноуровнего задания |
Всем! Параграф 20, стр.52-53; Упр.№118 (для знака ?) Упр.№ 122 ( для знака!) |
Записывают домашнее задание в соответствии с уровнем самооценки. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист самоконтроля
Фамилия, имя__________________________
№п/п |
задание |
Максимальный балл |
Твой балл |
|
Устные ответы на вопросы учителя |
жетоны-смайликами |
Подсчитай, сколько их у тебя |
|
Игра «Одним словом» |
Жетоны- смайлики |
? |
1 |
Распредели причастия! (слайд№3) |
7 |
? |
2 |
Орфографический тренинг |
8 |
? |
3 |
Образуй страд. причастие ( слайд №7) |
8 |
? |
4 |
Диктант «Проверяю себя» |
5 |
? |
|
ИТОГО: |
28 баллов+ жетоны |
|
Карточка №1
«Орфографический тренинг»
Вставьте пропущенные буквы: объясните графически
условия выбора букв У, Ю, А, Я в суффиксах
действительных причастий.
1. Руб_щие лес.
2. Слыш_щие шорох.
3. Хлопоч_щая у плиты хозяйка.
4. Та_щий снег.
5. Слыш_щийся издали рокот
6. Паш_щие поле
7. Держ_щий знамя
8. Чуть плещ_щие волны
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист самоконтроля
Фамилия, имя__________________________
№п/п |
задание |
Максимальный балл |
Твой балл |
|
Устные ответы на вопросы учителя |
жетоны-смайликами |
Подсчитай, сколько их у тебя |
|
Игра «Одним словом» |
Жетоны- смайлики |
? |
1 |
Распредели причастия! (слайд№3) |
7 |
? |
2 |
Орфографический тренинг |
8 |
? |
3 |
Образуй страд. причастие ( слайд №7) |
8 |
? |
4 |
Диктант «Проверяю себя» |
5 |
? |
|
ИТОГО: |
28 баллов+ жетоны |
|
Карточка №1
«Орфографический тренинг»
Вставьте пропущенные буквы: объясните графически
условия выбора букв У, Ю, А, Я в суффиксах
действительных причастий.
1. Руб_щие лес.
2. Слыш_щие шорох.
3. Хлопоч_щая у плиты хозяйка.
4. Та_щий снег.
5. Слыш_щийся издали рокот
6. Паш_щие поле
7. Держ_щий знамя
8. Чуть плещ_щие волны
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1.
Ф.И.О.______________________________________
Внимание!!!
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2.
Вставь пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Не забудь определить спряжение глагола, от которого оно образовано.
Издава…мый
Освеща…мый
Слыш…мый
Гон…мый
Движ…мый
Озаря…мый
Колебл…мый
Терп…мый
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.