Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы
учащихся начальной школы.
Совершенствование урока - проблема вечная: необходимость вносить коррективы, существует всегда.
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся, но подчас приходится слышать: "не хочет учиться”, "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Мотивы или можно сказать – интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Особенностью мотивации деятельности и поведения в школьном возрасте у детей является, сильно развитый инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтавня служат признаками этого инстинкта. Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всё трогать, ощупывать, пробовать. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвижение своего «я» и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества. Дети любят созидать, устраивать что-то часто из ничего, дополняя недостающее воображением. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Основными факторами,
влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности
являются:
· содержание учебного материала;
· стиль общения педагога и учащихся;
· характер и уровень учебно-познавательной
деятельности.
Дети, обучающиеся в одном классе общеобразовательной
школы, имеют разный уровень подготовки, индивидуальны в восприятии учебного
материала, скорости выполнения заданий, глубины, на которой способны освоить
материал. Чтобы сформировать и поддерживать интерес к изучению материала у всех
учащихся, в том числе и у одаренных, образовательный процесс необходимо
дифференцировать. Дифференциация лежит в основе личностно
ориентированного подхода в образовании, вовлекающего детей в общий труд учения,
вызывающего у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. В этом же случае можно дать возможность ученикам соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
- найди лишнее число в каждом ряду
- зачеркни его
- оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания
- подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово
- запиши его
20 25 32 37 46 48 51 55 61 64 75 84 94
Ю Т З У М Г Е Я А Й Р И Н
61, 25, 48, 84, 55, 94, 75, 37 51, 20, 32,46, 64
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи. При изучении темы по математике «Решение задач на взаимосвязанные величины: цена, количество, стоимость» использовать упражнение «Покупка». (ПОСЧИТАЛ, ПОДУМАЛ, СКОПИЛ, КУПИЛ).
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применять игры: «Ребусы». ш1а (школа) 100Л(стол) 7Я (семья) «Провоцирующие задачи». Сколько горошин войдет в стакан? (нисколько). На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 50 Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из них включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия.
Как сделать урок русского языка интересным и любимым предметом для ребенка? Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по письму, является дидактическая игра. Так, при закреплении и проверке знаний можно использовать игру "Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами) красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». Хозяева приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Материал для игры: карточки с заданием.
При изучении словарных слов использую ассационные картинки словарных слов. Игра « Шифровальщики». Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке слов и словосочетаний. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок); оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка); плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег).
Используются игровые приемы:
1. Найди «Лишнее слово»
2. Детям очень нравятся такие задания, как: Заменить словосочетания одним словом: - промежуток времени в 60 минут, - … , осенняя непромокаемая обувь, -…., место, где выращивают овощи, -…., 12 месяцев вместе - … .
3. Игра «Наборщики» из одного многосложного слова составить новые слова, используя буквы данного слова.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать и развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей.
Также способствуют развитию мотивации учебной деятельности информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. С помощью ИКТ можно разгадывать кроссворды, рассматривать иллюстрации, решать различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более успешным.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.