Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся начальной школы.
Оценка 4.6

Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся начальной школы.

Оценка 4.6
docx
10.02.2020
Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся начальной школы.
Формы работы.docx

Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы

учащихся начальной школы.

Совершенствование урока - проблема вечная: необходимость вносить коррективы, существует всегда.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся, но подчас приходится слышать: "не хочет учиться”, "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Мотивы или можно сказать – интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Особенностью мотивации деятельности и поведения в школьном возрасте у детей  является, сильно развитый инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтавня служат признаками этого инстинкта. Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всё трогать, ощупывать, пробовать. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвижение своего «я» и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества. Дети любят созидать, устраивать что-то часто из ничего, дополняя недостающее воображением. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности являются:
·     содержание учебного материала;
·     стиль общения педагога и учащихся;
·     характер и уровень учебно-познавательной деятельности. 
     Дети, обучающиеся в одном классе общеобразовательной школы, имеют разный уровень подготовки, индивидуальны в восприятии учебного материала, скорости выполнения заданий, глубины, на которой способны освоить материал. Чтобы сформировать и поддерживать интерес к изучению материала у всех учащихся, в том числе и у одаренных, образовательный процесс необходимо дифференцировать. Дифференциация лежит в основе личностно ориентированного подхода в образовании, вовлекающего детей в общий труд учения, вызывающего у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. В этом же случае можно дать возможность ученикам соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

- найди лишнее число в каждом ряду

- зачеркни его

- оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания

- подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово

- запиши его

20 25 32 37 46 48 51 55 61 64 75 84 94

Ю Т З У М Г Е Я А Й Р И Н

61, 25, 48, 84, 55, 94, 75, 37 51, 20, 32,46, 64

Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи. При  изучении темы по математике «Решение задач на взаимосвязанные величины: цена, количество, стоимость» использовать упражнение «Покупка». (ПОСЧИТАЛ, ПОДУМАЛ, СКОПИЛ, КУПИЛ).

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применять игры: «Ребусы». ш1а (школа) 100Л(стол) 7Я (семья) «Провоцирующие задачи». Сколько горошин войдет в стакан? (нисколько). На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 50 Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из них включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия.

Как сделать урок русского языка интересным и любимым предметом для ребенка? Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по письму, является дидактическая игра. Так, при закреплении и проверке знаний можно использовать игру "Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами) красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». Хозяева приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Материал для игры: карточки с заданием.

При изучении словарных слов использую ассационные картинки словарных слов. Игра « Шифровальщики». Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке слов и словосочетаний. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок); оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка); плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег).

 Используются игровые приемы:

1. Найди «Лишнее слово»

2. Детям очень нравятся такие задания, как: Заменить словосочетания одним словом: - промежуток времени в 60 минут, - … , осенняя непромокаемая обувь, -…., место, где выращивают овощи, -…., 12 месяцев вместе - …  .

3. Игра «Наборщики» из одного многосложного слова составить новые слова, используя буквы данного слова.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать и развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей.

Также способствуют развитию мотивации учебной деятельности информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. С помощью ИКТ можно разгадывать кроссворды, рассматривать  иллюстрации, решать различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более успешным.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

 

 


 

Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся начальной школы

Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся начальной школы

Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности

Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности

Используются игровые приемы: 1

Используются игровые приемы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020