Формы и методы оценивания в современной начальной школе
Оценка 4.6

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
docx
математика +1
4 кл
04.04.2017
Формы и методы оценивания в современной начальной школе
Данная работа содержит материал на тему "Формы и методы оценивания в современной начальной школе". Процесс оценивания деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Формы и методы оценивания в начальной школе.docx
Формы и методы оценивания в современной начальной школе Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 27 Тишина Татьяна Александровна Процесс оценивания  деятельности учащихся является   важной  составляющей образовательного процесса.     Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения,   призванных   помочь   учителю   выбрать   наиболее   эффективные   приемы   и средства  обучения,  которые   бы  поощряли  обучающихся   к развитию  и  дальнейшему продвижению в познании. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися    новые  требования. Обучающиеся   начальной   школы   учатся   оценивать   себя,   свои   успехи   в   учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.    Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания  результатов, построенную на следующих основаниях:  Оценивание   является   постоянным   процессом,   естественным   образом интегрированным   в   образовательный   процесс.   Оценивание   осуществляется практически  на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.  Оценивание   может   быть   только   критериальным.   Критериями   выступают результаты, соответствующие учебным целям.  Критерии   оценивания   и   алгоритм   выставления   отметки   заранее   известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться  ими                  совместно.  Учащиеся   должны   включаться   в   контрольно­оценочную   деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.  Принципы  современной  системы оценивания:    в центре оценивания – ученик;  учитель   определяет   что   оценивать,   каким   образом,   как   реагировать   на полученную информацию;  оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью   которой   учитель   получает   информацию   о   том,   чему   ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Цель оценивания – улучшать качество учения. Процесс   оценивания   ­   один   из   самых   важных   в   нашей   работе. От правильного   оценивания   зависит   отношение   ученика   к   изучаемому   предмету, взаимоотношения   между   учеником   и   учителем,   между   учениками   внутри   группы. Правильное оценивание ­ залог успешной работы, как ученика, так и учителя.     Я       считаю,   что   оценивание   на   уроке   может   быть   и   процессом   и   результатом. Оценивание   является   процессом,   т.к.   учитель   самостоятельно   или   совместно   с учащимися   разрабатывает   различные   критерии,   по   которым   в   дальнейшем   будет оценивать работу учащихся.  Оценивание также является и результатом, показателем,на сколько полно, правильно усвоены   знания,   какие   умения   приобретены,   какие   навыки   развиты.   Несомненно, оценивание может  стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.  Методы   и   приемы,   которые   использует   учитель   для   вовлечения   учащихся   в процесс оценивания,     имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям  учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.  В   своей   работе   я   использую   критериальные   модели   оценивания:самооценивание, взаимооценивание,  рефлексию. Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3.   Задание   выполнено   верно   или   не   совсем   верно?   (Учимся   находить   и   признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей­то помощью? (Учимся оценивать процесс.)  В начальной школе дети очень любят оценивать себя.Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности.    Мои третьеклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе  дома и  на уроке: Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома Критерии оценки Оценка учителя На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5)     я   использовал   дополнительный 1. готовясь к уроку дома, я поработал на … 2.   я   выучил   (повторил)   необходимую лексику, грамматику на … 3. я выполнил письменное задание на … 4.  я работал со словарём на … 5.   материал на … 6.  я подготовил устное задание на … 7.   моё участие в работе на уроке можно оценить на … 8. моя реальная отметка за урок 9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил … Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат: 1. быть внимательнее на уроке 2. активнее работать на уроке На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5)   Оценка учителя Критерии оценки 3.   сразу   просить   объяснить   то,   что непонятно 4. получить консультацию учителя 5. воспользоваться помощью товарищей 6.   увеличить   количество   времени   на подготовку к уроку дома 7. другое Лист самооценивания  работы на уроке литературного чтения Отметка о выполнении:  «!»  ­ всё верно,   «+» ­ есть ошибки,  « –» ­ не  справились.  Дополнение учителя к оценке  Что делаем на уроке 1. Скороговорка 2. Игра «Составь  слова» 3. Работа с текстом. 4. Вставь пропущенные  слова и вспомни авторов произведений. 6. Общий итог по уроку. Следующий лист оценивания использую   на разных этапах урока по математике.   На листе указаны задания, которые взяты под контроль. Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики Задание Правильность выполнения « Посчитай»  «Реши задачу» «Подумай и сравни» Кр. запись Решение Ответ Схема Оцени свою  работу. Отметь нужное место на линейке знаком X. Оценка  о выполнени и    (!, +, –) 0    1   2   3   4    5   6   7   8   9   10 На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала. Ф.И. Проверяемое Ст…ной Л..сичка Л…сной Тр…ва Сл…ва Оценка  работы обучающегося Задание  по русскому языку Проверочное ед.ч.  или  мн. ч. уменьш. – ласкательное Другое  однокоренное «!» ­ всё правильно «+» ­ есть ошибки, но сам  исправил «­» ­  не выполнил задание Оценка учителя Также     прием   самооценки   применяю   при   работе   с   тестами   на   разных   уроках: выполненные     тесты     мои   ученики         проверяют   сами   по     слайдам­ответам.   Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой. Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности. Лист самооценки творческого дела Ф.И. ученик       ___________________ Необыкновенный результат, его будет  сложно  повторить Очень доволен, так как результат отличается от  обычного Доволен,  похоже на то, что делаю обычно Цель достигнута,  но в следующий раз многое сделаю  иначе Практикую   на   своих   уроках   взаимопроверка.   парноевзаимооценивание,   так   называемая Лист взаимооценки выразительного чтения Критерии чтения Я как исполнитель Мнение слушателя Названы автор и заглавие  произведения Передано настроение автора и  героя Голосом выделены ключевые  слова каждой смысловой части Соблюдены паузы внутри и в  конце высказываний Выбран необходимый темп  чтения Текст прочитан с необходимой  громкостью Удачно нарисован голосом  словесный образ…. Слушателям понятно то, о чём  было прочитано Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя   и   друг   друга   при   выполнении   задания   по   весу   участия   каждого   в   групповой работе. Лист оценивания  на уроке технологии Название группы ______________________________    Фамилия и имя ___________________________________ Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен  (согласна).  Все ли члены группы принимали участие в работе? А. Да, все работали одинаково. Б. Нет, работал только один. В. Кто­то работал больше, а кто­то меньше.  Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? А. Работали дружно, ссор не было. Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.  Тебе нравится результат работы группы? А. Да, все получилось хорошо. Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. В. Нет, не нравится.  Оцени   свой   вклад   в   работу   группы.   Отметь   нужное   место   на   линейке знаком X. 01   2   3   4    5   6   7   8   9   10  Лист оценки работы в группе над проектом По каждомупункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5. Критерии самооценки 1 Мы тщательно изучили  тему проекта  2 Мы   ознакомились   с   критериями оценивания проектной работы  3 Мы   распределили   обязанности участников проекта 4 Мы   провели   исследование   по   теме  5 проекта  Каждый участник команды участвовал в сборе информации  6 Мы умеем работать в группе 7 Мы   подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта    8 Мы   правильно   распределили   время работы над проектом  9 Мы   научились   анализировать   свои действия  10 Мы   научились   представлять   результаты своего труда  11 Мы научились создавать презентации для представления проекта 12 Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта 13 Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет 14 Мы   научились   защищать   свой   проект перед аудиторией  Итого (балл) В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями   и   получая   комментарии   от   учителя.   Ученик   видит,   где   он   не   достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться. Организуя   групповую   работу,   часто   предлагаю   своим   ученикам   подобные карточки.   В  данном  случае  школьники  читали   мини­тексты  по  теме    «Домашние  и дикие животные», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме. Карточка  взаимооценивания результатов работы в группе Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.  Задание 1: соотнеси тексты и их заголовки Задание 2: задай 3 вопроса по содержанию текста Задание 4: выскажи  свое мнение  по данному  вопросу  Задание 3: ответь на вопросы одноклас­ сников текст 1 текст 2 текст 3 вопрос1 вопрос2 вопрос3 количество  правильных  ответов задание выполнено + задание не  выполнено ­ ученик 1    +   ­   + + ученик 2     +    +   ­   +   +  ­     ­        +  +            +   ­   + + +             + ученик 3  1 «+» = 1 балл 9­10 баллов ­  отметка «5» 7­8 баллов – отметка  «4» 5­6 баллов – отметка «3» менее 5 баллов – Отметка «2» В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей.  Я люблю   применять  критериальные оценки, так как  они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат.В любой момент ученик может улучшить свои достижения. Зная   заранее   критерии   оценивания,   ученики   более   осознанно   подходят   к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные  достижения, а также достижения своих  одноклассников.  В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую  рефлексию.  Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост. Рассмотрим   варианты   рефлексивных   заданий,   которые   я   использую   на  своих уроках. 1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...  Мнебольшевсегоудалось...   А особенноудалось...  Что я получил от этого урока, мероприятия?     За что ты можешь себя похвалить?  За что ты можешь похвалить одноклассников?  За что ты можешь похвалить учителя? 2. Мои достижения  на уроке... Сегодня на уроке я (мне):  научился...  былоинтересно...  былотрудно...  моиощущения... 3. Урокпривлекменятем ...     показалсяинтересным... взволновал... заставилзадуматься... навелменянаразмышления... 4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:   они мне нравятся больше остальных; я чувствую, что справлюсь с ними  лучше, чем с другими заданиями; онилегчеостальныхзаданий;  затрудняюсьответить.   5. «Состояниемоейдуши». Ребенок   берет   изображение   человечка   и   ставит   ее   на   ту   ступеньку,   которая соответствует состоянию его души. Д Комфортно Г Уверен   своихсилах в В Хорошо Б А Плохо Крайнескверно  6. «Лесенка успеха» не справился; 2­я и 3­я ступеньки – у ученика  остались вопросы по новой теме, в  самостоятельной работе были  допущены ошибки; 1­я ступенька – ученик не понял новое знание,  ничего не запомнил, у него осталось много  вопросов; с самостоятельной работой на уроке 4­я ступенька – ученик хорошо усвоил  новое знание и может его рассказать, в  самостоятельной работе ошибок не  допустил; Оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков,   умения   обосновывать   свое   решение,   отстаивать   свою   точку   зрения,   развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности. С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания? Самая   главная   проблема   ­   заниженная   и   завышенная   самооценка   учащихся.Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику. Только   постоянная   и   регулярная   кропотливая   работа   помогает   привести   все   оценки   к единому "знаменателю". Конечно,   проблемы   с   процессом   оцениванияесть   у   всех.   В   первую   очередь,   это нехватка   времени   на   уроке.   Однако   ­   дорогу   осилит   идущий,   мы   не   можем   увеличить продолжительность   урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы  оценивания, пополнять свой методический багаж ­ вполне в наших силах.

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе

Формы и методы оценивания в современной начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017