описаны формы труда в природе такие, как дежурство, трудовые поручения, индивидуальные, коллективный труд. Предлагается предметно-развивающая среда созданная на базе нашего МДОУ, труд не проходит без наблюдений и экспериментов, представлено на рассмотрения оборудование для экспериментов и этапы его проведения, основные методы и формы работы.формы организации труда в старшем возрасте
труд совушка.docx
Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь
наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает
пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление
трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающий мир,
пробуждает первое гражданское чувство чувство созидателя материальных
благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Формы организации труда в природе в старшей группе.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует
их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к
природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой
деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе
дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных
группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.
Коллективный труд в природе дает возможность формировать
трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа
объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда,
договариваться.
По своей структуре коллективный труд может быть организован как:
а) труд общий; б) труд совместный.
Дежурства предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и
определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают
дежурить в старшей группе.
Инвентарь для дежурства в уголке природы: фартуки, лейки, тазы для воды,
тряпочки, палочки для рыхления, пульверизатор, клеенки, ложки для корма,
сачок для ловли рыб, баночки с кормом, ножницы для обрезания растений.
Вместе с детьми можно сделать таблички с названиями комнатных цветов и
условиями их содержания.
Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети
пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли
доставать и убирать все необходимое для работы. В старшей и
подготовительной группе это может быть комбинированный шкаф любой
конструкции с закрытыми и открытыми полками.
Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога
ухаживают за комнатными растениями. Это могут быть 2—3 вида
традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус,
эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Эти растения
имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них
разные потребности в свете и влаге. Поэтому важно научить детей
правильному уходу за каждым растением: поливу, рыхлению земли и т.д. В уголке природы, в огороде и цветнике дети совместно с воспитателем
выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и
клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить
в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают
Для этой цели в детском саду можно обустроить "зимний сад", «живой
уголок», «огород на окошке», где дети смогут трудиться круглый год.
урожай.
Гигиенические требования к организации труда в природе.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия,
затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью
следует чередовать один вид работы с другим.
Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать
росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был
настоящий. "Цветы поливаем листья протираем"
В старшей группе дети ведут календари природы, где самостоятельно
фиксируют рост и развитие определенного растения или овощной культуры.
С наступлением весны наблюдения и труд в природе чаще переносятся на
улицу. Дети вместе с воспитателем разбивают грядки, цветники,
перекапывают землю и постепенно высаживают рассаду и семена. Формирование представлений детей о природе успешно происходит в ходе
осуществления продуманной поисковоисследовательской работы.
Воспитателям, учитывая познавательные особенности детей, при проведении
опытов необходимо обеспечить:
• наглядную агитацию;
• организовать активную исследовательскую деятельность;
• поэтапное усложнение задач; Основные методы:
• эксперимент;
• наблюдение (эпизодические, длительные)
• непосредственный контакт с природой;
• труд в природе;
• опытнопоисковая работа;
• поэтапная фиксация результатов;
• дидактические игры, игры медитации, игрыпутешествия;
• технические средства обучения;
• демонстрации картин, иллюстраций, фотографий;
• беседы;
• словеснологические задачи, проблемные задания, вопросы, ситуации.
Оборудование исследовательской лаборатории в дошкольном
образовательном учреждении
1. Оборудование для экспериментов: стаканчики, колбочки,
лупа, детский микроскоп, песочные часы, линейка, карандаш
и т.д.
2. Семена для посадки и проращивания растений
3. Земля, глина, песок.
4. Карточки схемы для фиксации опытов.
5. Халаты или спецодежда для работы в огороде.
Этапы проведения опыта
выявление знаний, заинтересованность выдвижение предположения
проведение опыта
обсуждение результатов
Дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами:
«Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». В ходе
такой деятельности дети сравнивают два состояния одного и того же объекта
и находят не только разницу, но и сходство. Старшие дети самостоятельно
задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности
между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Доступная самостоятельная поисковая деятельность дошкольников под
руководством воспитателей или родителей создает широкие возможности для
воспитания у детей интереса к природе и понимания ее значения. При этом
дети учатся сравнивать, анализировать, исправлять ошибки. У них
развивается самостоятельность, инициатива, так необходимые для
формирования бережного отношения к природе.
Результаты опытнической деятельности можно фиксировать в дневниках
наблюдений, а по результатам наблюдений составлять детские «научные
работы».
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет
кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач
сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:
со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
усваивают способы установки этих свойств.
Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для
выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли
растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев
и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о
свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
В процессе труда в природе у детей формируются знания:
1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности,
основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),
2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки,
образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между
условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним. Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности;
любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы,
к труду человека; уважение к людям труда.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности дети шестого года жизни
под руководством воспитателя овладевают рядом умений, научаются
сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, понимают некоторые
зависимости между ними.
1.Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию
старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39 43.
Литература:
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и
обучения в детском саду М., МозаикаСинтез, 2007230с.
3.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов
на Дону: Издво «Феникс», 1996. – 480 с.
4.Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания
дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.:
«Детство пресс», 2000. – 319 с.
5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.:
Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
6. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М.
«Просвещение», 1983 – 208с.
7.Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу.
8.Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты
занятий. – СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена; Издво «Союз», 2001.–208 с.
Формы организации труда в природе старший возраст
Формы организации труда в природе старший возраст
Формы организации труда в природе старший возраст
Формы организации труда в природе старший возраст
Формы организации труда в природе старший возраст
Формы организации труда в природе старший возраст
Формы организации труда в природе старший возраст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.