«Формы работы с одаренными детьми»
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Определив таких ребят, мы должны научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Для его поддержания я использую следующие формы работы с одаренными учащимися:
· занятия в группах ( элективные курсы);
· исследовательские работы по математике ;
· дидактические игры на уроках;
· участие в олимпиадах и конкурсах;
· внеклассные мероприятия по предмету: « Математический КВН», «Морской бой», «Ярмарка задач», математический конкурс «Мисс математики».
Хочется несколько слов сказать о формах работы в старших классах.
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными формами являются элективные курсы. которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся.
Предлагаю разработку элективного курса для учащихся 9 класса « Занимательная математика.
Каждое занятие направлено на то, чтобы развить интерес школьников, к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления, порешать интересные задачи.
Обязательный минимум содержания авторской программы «Занимательная математика»
Алгебраические выражения:
· уметь выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы применения вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем;
· проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Функции и графики:
· уметь определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
· строить графики функции в модулях;
· решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функции и их графиков.
Уравнения и неравенства:
· уметь решать квадратные уравнения, уравнения с помощью теорем геометрии.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей:
· уметь решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
· находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
· находить вероятности случайных событий.
Геометрия:
· уметь изображать геометрические фигуры , выполнять чертежи по условиям задачи;
· решать задачи на перекраивание или разрезание, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур и отношений между ними, выводя формул площадей геометрических фигур.
Тематическое планирование
№ |
Содержание курса |
Количество часов |
1 |
Задачи на комбинаторику и теорию вероятности |
4 |
2 |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях |
4 |
3 |
Решение алгебраических задач с использованием геометрии |
2 |
4 |
Графики уравнений с модулями |
4 |
5 |
Применение свойств квадратичной функции |
2 |
6 |
Привилегии числу 7 |
2 |
7 |
Тематическое планирование |
|
|
Всего |
18 |
Содержание курса:
Тема 1. Задачи на комбинаторику и теорию вероятности (4 часа)
1. Исторический экскурс.
2.Решение задач с помощью правила умножения.
3.Задачи на теорию вероятности..
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (4 часа)
I. Распродажа.
II. Тарифы.
III. Штрафы.
IV. Банковские операции.
Тема 3. Решение алгебраических задач с использованием геометрии (2 часа)
Познакомить учащихся с новыми идеями и методами , расширить представления об изучаемом материале и, главное, показать целостность математики.
I Историческая справка.
II Решение алгебраических задач с использованием теоремы Пифагора.
III Решение алгебраических задач с использованием теоремы косинусов.
Тема 4. Графики уравнений с модулями (4 часа)
Познакомить учащихся с основными приемами построения графиков уравнений , содержащих модули. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности. Предусмотреть возможность творчества учащихся.
Строить такие графики, надо владеть приёмами построения «базовых» фигур, а также твердо знать и понимать определение модуля числа.
Тема 5. Применение свойств квадратичной функции (2 часа)
Показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратичной функции и графических соображений.
I. Знаки квадратного трёхчлена вне его корней.
II.Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач
Тема 6. Привилегии числу 7 (2 часа)
С давних времен число 7 почиталось «священным», «магическим», «мировой константой». Семь дней сотворения мира. Семь слонов- символ счастья Именно числу 7 пифагорейцы отдали привилегию быть символом святости, здоровья и разума. Марина Цветаева так озаглавила одну из своих миниатюр : «Семь равно три плюс четыре». У Достоевского число 7 фатально преследовало Раскольникова.
Своеобразие курса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.