Формы внеклассной работы по иностранным языкам
Формирования коммуникативной культуры стала одной из самых актуальных проблем педагогической науки. Задачей современного образования является формирование у учащихся высокого уровня коммуникативной культуры. Без коммуникативной культуры невозможно развитие ни информационной, ни социокультурной, ни компенсаторной составляющих образованности в современном понимании.
Важной частью иноязычной коммуникативной компетенции является социальная компетенция, то есть готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
Внеклассная работа – отличная возможность для формирования у школьников коммуникативной компетенции во всех ее аспектах. Воспитываются такие нравственные качества как доброжелательность, чувство товарищества. Здесь же создается обстановка неформального дружеского общения, которая позволяет легко преодолевать психологический и языковой барьер, воспитывается желание и готовность общаться.
Внеклассная работа необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранных языков, для развития творческих способностей учащихся. Эта работа имеет большое развивающее значение, т.к. она способствует расширению культурологического кругозора школьников, активизации природных наклонностей и талантов, развитию эстетического вкуса и творческой активности.
Основные задачи, которые ставит учитель при внеклассной работе, следующие:
* углублять и расширять знания и практические навыки учащихся;
* выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию;
* вырабатывать интерес к иностранным языкам;
* вовлекать детей в занимательные занятия;
* укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм.
Важно принять во внимание отличия внеклассной работы от учебной деятельности:
1. Добровольный характер участия обучающихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.
Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Таким образом, этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы – она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, выражающийся, во-первых, в отсутствии строгого урочного формата, касающийся времени, места, формы их проведения. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, а, главное, оценок.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где учитель играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.
Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках иностранного языка, поэтому очень важным является то, чтобы ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку.
Главный принцип организации внеклассной работы - принцип развития индивидуальных способностей и интересов учащихся, а также взаимосвязь этой работы с урочной деятельностью.
Основные формы внеклассной работы можно назвать:
индивидуальные:
* конкурсы рисунков и открыток к праздникам,
* конкурсы плакатов, сочинений,
* конкурсы чтецов, переводчиков,
* подготовка сообщений, презентаций, проектов, и пр.
групповые:
* конкурсы стенгазет,
* инсценировок, презентаций, проектов и пр.,
* работа кружков, факультативов,
* массовые мероприятия во внеурочной деятельности во время недели иностранного языка, а также традиционные праздники: День Святого Валентина, Рождество в Европе, День Европейских языков.
Одна из групповых форм внеклассной работы стала доброй традицией в нашей школе: ежегодно 25 декабря проходит Рожественский концерт, включающий в себя разнообразные жанры - чтение стихов, театрализованные постановки, диалоги ведущих, танцы, пение.
Основной целью проведения такого мероприятия, как и любой другой формы внеклассной работы является формирование всех видов универсальных учебных действий средствами иностранных языков:
* познавательных, особое место среди которых занимают создание мотивации к изучению иностранного языка, развитие средствами предмета творческих способностей, учащихся;
* коммуникативных – развитие умения общаться не только среди одноклассников (очень часто концерт – это мероприятие с участием учащихся разного возраста, разных классов);
* личностных - воспитание дружелюбия, контактности, вежливости, умения сотрудничать при решении общих задач, интереса к культуре и особенностям стран изучаемого языка и родной страны (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи);
* регулятивных - развитие внимания, памяти, наблюдательности, умения обобщать и делать выводы, расширение общего кругозора.
Участие
в таких мероприятиях повышает самостоятельность учащихся, их поисковая деятельность
в ходе подготовки дополняется классными занятиями под руководством учителя и
составляет вместе с ними неразрывное целое. Такой подход обеспечивает прочное усвоение
пройденного, повышает развивающую роль обучения, является средством воспитания
и развития познавательных возможностей учащихся, позволяет по-новому решать
проблему учета индивидуальных особенностей учеников. Рождественский концерт
является своего рода обобщением языковых знаний, умений, навыков учащихся. При
участии в подобных мероприятиях «пассивный» словарный запас детей постепенно
переходит в «активный», т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на
иностранном языке более свободно как в устной речи, так и в письменной.
Рождественский
концерт – это соединение разных жанров исполнительского искусства, особое место
среди которых занимает театральная постановка. Это требует особого внимания,
тщательной подготовки, поэтому состоит из нескольких важных этапов.
1. Выбор участников. На этом этапе важно помнить о принципе добровольности участия. Очень часто желающими участвовать в постановке становятся учащиеся с довольно высоким уровнем мотивации к предмету, к творческой деятельности. Но в группе всегда есть дети более стеснительные, закомплексованные. Заявить добровольно о своем желании участвовать им трудно. Это могут быть дети с самыми разными учебными результатами. Оценка по иностранному языку в данном случае вообще не играет никакой роли! Для учителя важно заинтересовать таких учащихся. И для них всегда найдется роль. Участие в концерте может быть и невербальным- костюмер, декоратор, реквизитор, оформитель сцены, музыкальный редактор, ответственные за подготовку техники и т.п. Доверие учителя может стать для одних – поводом, наконец-то, «повернуться лицом» к иностранному языку, для вторых – возможность скинуть с себя «оковы» стеснительности, для третьих – демонстрация своих талантов.
2. Выбор сценария. Чаще всего «труппе» предлагается уже готовый материал. Но, если в составе участников есть учащиеся, способные самостоятельно отобрать из литературы, интернета подходящий материал, то такую возможность нельзя упускать. Это возможность развить в учащихся умение из большого объема отобрать материал, подходящий по тематике, возрасту, возможностям исполнения.
3. Распределение ролей. Перед распределением ролей учитель должен сам прочитать весь текст постановки, желательно, во всех красках, артистично. Это важно, т.к. во время слушания ребята могут «примерить» на себя подходящую роль. Учащиеся сами могу предложить себя или другого ученика, который больше подходит на эту роль.
4. Работа над текстом. Это самый трудоемкий этап работы. Начинается он с индивидуальной проработки текста роли. На этой стадии просматривается связь с уроком иностранного языка, где чтение текста с полным пониманием является одним из видов деятельности учащихся, развивающих речевую компетенцию. Учащиеся знакомятся с текстом роли, находят, выписывают, заучивают незнакомые слова, пополняя тем самым свой словарный запас. Необходимо вникнуть в смысловую и интонационную схему предложения, отработать произношение, мимику, движение рук и т.п. Эту же работу необходимо провести и с участниками всего концерта - чтецами отдельных самостоятельных стихотворений, исполнителями песен, ведь песня и стихотворная форма – это от же текст. Только после индивидуальной проработки текстов ролей, можно приступить к коллективному сначала чтению, а затем и к «проигрыванию» всей постановки.
5. Репетиции. Очень важно находить для репетиций удобное по возможности для всех участников спектакля время. Это позволит сохранить доброжелательный настрой всех участников. Целесообразно проводить репетиции по эпизодам, это экономит время всех участвующих в постановке детей. Очень важно также репетировать сразу на сцене или там, где предполагается концерт, чтобы дети привыкли к «театральной» площадке. «Вживанию» в роль способствует также использование уже на репетициях костюмов, реквизита, декораций, музыкального сопровождения. Генеральной репетицией может стать показ всего концерта, спектакля целиком или его сюжетных эпизодов перед учащимися младших классов, учащимися своего класса или параллели. Этот придаст мероприятию массовый характер, ведь на самом концерте не смогут присутствовать все желающие по разным причинам.
5. Оформление спектакля. При создании декораций к спектаклю почти всегда возникают трудности. Но здесь на помощь приходят родители. Иногда ребята делают и декорации, и костюмы сами. Часто «поставщиками» костюмов выступают учащиеся, непосредственно не участвующие в концерте по каким-то причинам. От их помощи нельзя отказываться. Очень часто из «пассивных» артистов такие ребята переходят в разряд активных участников.
6. Объявление и приглашения на концерт. Заранее вывешивается афиша. Она должна быть красочной, на ней должна быть соответствующая информация. Именные приглашения на мероприятия выполняют все учащиеся без исключения. При создании приглашений учитываются творческий подход, креативность, а также правила вербального оформления. В реализации этого этапа участвуют все желающие.
На мой взгляд, учителя не должны бояться показаться непрофессионалами с точки зрения режиссуры и драматургии, ведь конечная цель постановки — не создание театрального шедевра, а вовлечение детей в творческий процесс обучения языку. Даже возникающие заминки, паузы – это не такая уж и проблема, хотя и её решить необходимо здесь и сейчас на виду у зрителей. В таких ситуациях развиваются компенсаторные компетенции, разрушаются комплексы общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.