ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
История рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями, умениями, навыками; коррекционное воздействие изучаемого материала на личность обучающегося, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины, ознакомление с крупными историческими событиями отечественной истории и выдающимися деятелями, создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности через ознакомление с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную, коммуникативно- деятельностную, ценностно-ориентационную).
Составляющие качества образования
1.Предметно - информационная: -формирование комплекса систематизированных знаний об истории Мира, истории Отечества; -формирование представлений о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас; -формирование представления об истории, о времени в истории; формирование знаний о истории Древнего мира; -формирование представлений о истории появления и развития древнего человека, человека разумного, истории вещей и дел человека; -формирование знаний о истории человеческого общества, возникновении государства; -формирование знаний о истории нашей страны древнейшего периода; - формирование знаний о начале объединения русских земель.
2.Деятельностно - коммуникативная:
-формирование умений и навыков поиска и систематизации исторической информации;
-формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации; -развитие коммуникативной функции речи как непременного условия социальной адаптации;
-активизация уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- коррекция высших психических функций учащихся;
- развитие умения устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
3.Ценностно - ориентационная:
-воспитание ценностных качеств личности: национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего народа и своей Родины; -развитие исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; -развитие способности осознавать своё место, роль и предназначение в жизни; -развитие навыков контроля и самоконтроля; -формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья, необходимого для социально-психологической адаптации.
Специальной задачей обучения истории является коррекция познавательной деятельности, всестороннее развитие личности обучающихся. Достижение цели обучения осуществляется в процессе совершенствования компетенций.
Согласно учебному плану 2019 – 2020 учебного года на изучение предмета «Мир истории» отводится следующее количество часов:
Период |
6 |
Количество часов |
|
Неделя |
2 |
I четверть |
14 |
II четверть |
14 |
III четверть |
22 |
IV четверть |
17 |
Год |
67 |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5-балльную) систему прохождения материала.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории (пропедевтика)» для 6 класса разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов И. М. Бгажноковой: Москва, «Просвещение» 2013 год.
Содержательный минимум образования
-Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. - Представления о времени в истории. - Начальные представления об истории. - История появления и развития древнего человека. Человек разумный. - История освоения человеком огня, энергии (от древности до наших дней). - История использования человеком воды. - История жилища человека. - История появления мебели. - История питания человека. - История появления посуды. - История появления одежды и обуви. - Первобытные люди. Представления древних людей об окружающем мире. - Причины зарождения религиозных верований. - Понятия о науке. - Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. - Сообщества первых людей. Возникновения государства. Виды государств. - Экономика как показатель развития общества и государства. - Войны. Войны религиозные, захватнические, освободительные. Исторические уроки войн.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия в старших классах составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные учебные действия:
-Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правилами.
- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
- Адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
- Активно включаться в обществено-полезную, социальную деятельность.
- Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
- Понимать личную ответственность за свои поступки на основе пред-ставлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
- Соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения в природе и обществе.
2.Коммуникативные учебные действия:
-Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых и др.).
- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
- Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (воросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый).
- Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач.
- Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных.
3.Регулятивные учебные действия:
-Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности.
- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку.
- Корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность.
4.Познавательные учебные действия:
-Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию.
- Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификацию, установление аналогий, закономерностей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся.
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов, явлений действительности (исторических, природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач.
- Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание дат важнейших событий отечественной истории;
знание основных фактов (событий, явлений, процессов);
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
умение устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий, пользоваться «Лентой времени»;
умение описывать предметы, события, исторических героев с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя;
умение находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события;
умение объяснять значение основных исторических понятий.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной истории;
знание основных фактов (событий, явлений, процессов), их причин, участников, результатов, значения;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание «легенды» исторической карты;
знание основных терминов-понятий и их определений;
умение соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
умение давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении;
умение «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
умение сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
умение проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
умение устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями.
Характеристика дифференциации групп обучающихся
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
Дополнительная литература:
Нормативно-правовые документы:
Оборудование:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.