Фрагмент урока о фразеологизмах
Выражение повесил нос имеет переносное значение «расстраиваться». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми.
Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл: ни свет ни заря, прикусил язык.
Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов:
ни свет ни заря означает «рано, до рассвета»;
прикусил язык имеет значение «замолчал».
Обратите внимание! В учебнике помещён фразеологический словарь. В нём даются толкования некоторых фразеологизмов.
- Прочитайте в словаре учебника толкование фразеологизмов брать на буксир, висеть на телефоне.
Выпишите из словаря эти фразеологизмы и их значения.
- Прочитайте фразеологизмы. Когда так говорят?
гладить по головке
падать духом
надуть губы
во все лопатки
ломать голову
рукой подать
капля в море
унывать
быстро
хвалить
мало
думать
обидеться
близко
-Выберите из правого столбика слова, которые объясняют фразеологизмы. Запишите парами по образцу.
1. Работа в группах
- Поработайте над карточкой-тестом. Выделите правильные ответы.
О каком человеке так говорят:
1. Он выйдет сухим из воды:
ловкий
робкий
2.У него денег куры не клюют
богатый
бедный
3. У него зимой снега не выпросишь:
щедрый
жадный
2. Он водит всех за нос:
показывает людям дорогу
обманывает людей
Проверка – переворачивают карточки на планшетах и работа с интерактивной доской- подчеркивают верные ответы. Самооценка работы группы с помощью светофора.
3. Работа с текстом группах.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.
Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Чтение текста вслух.
-Какие фразеологизмы вам встретились в тексте? Подчеркните их . (Пальчики
оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, попались на удочку.). Проверка по доске.
- Вы прочитали текст. Скажите, а для чего автор использовал фразеологизмы? Какие глаголы вы можете записать в третьей строке синквейна (употребляется, заменяет, выражает, украшает.)
Карточка № 1
Фамилия__________________________________________________
1. Вставь пропущенные буквы.
Падает пуш__стый сне__. У дома вырос б__льшой сугро__. Гле__, Яко__ и Оле__ надели тёплую обу__ь и поб__жали на пру__. Им не страшен м__ро__. Вес__л__ скол__зит__ по гла__кому л__ду!
2. Подчеркни главные члены в первом и втором предложениях.
______________________________________________________________
Карточка № 2
Фамилия_________________________________
1. Вставь пропущенные буквы.
Падает пуш__стый сне__. Он укутал д__рев__я . Ду__ ст__ит в м__хнатой шапке. На ветках б__рё__ леж__т белый шар__. Молодая ёло__ка спряталас__ в сугро__. Им не страшен сил__ный холо__!
2. Подчеркни главные члены в первом и третьем предложениях.
Карточка № 3
Фамилия_________________________________________________
1. Подчеркни грамматическую основу предложения.
В зелёной листве появились жёлтые пряди.
2. Выпиши из предложения словосочетания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Карточка № 3
Фамилия_________________________________________________
1. Подчеркни грамматическую основу предложения.
В зелёной листве появились жёлтые пряди.
2. Выпиши из предложения словосочетания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.
Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
О каком человеке так говорят:
1. Он выйдет сухим из воды:
ловкий
робкий
2.У него денег куры не клюют
богатый
бедный
3. У него зимой снега не выпросишь:
щедрый
жадный
4. Он водит всех за нос:
показывает людям дорогу
обманывает людей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.