Фрагмент урока по ОРКиСЭ с использованием диалога на тему "Добро и зло" (4 класс)
Оценка 4.7

Фрагмент урока по ОРКиСЭ с использованием диалога на тему "Добро и зло" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
10.01.2017
Фрагмент урока по ОРКиСЭ с использованием диалога на тему "Добро и зло" (4 класс)
Тема урока «Добро и зло». Цель: Создать условия для ознакомления с понятиями добро и зло, доброта, забота, жадность, тактичность, сдержанность. Задачи: Предметные: - формировать знания о понятиях добро и зло; - формировать умение рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта. Развивающие: - развивать познавательный интерес к предмету; - развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; - развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; - развивать творческие способности. Воспитательные: - формировать положительное отношение к нравственным поступкам; - формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям. Планируемые результаты: Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать; Метапредметные: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; - познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации; - коммуникативные: Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; - предметные: высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию. Основные понятия: добро, зло, жадность, тактичность, сдержанность.Доброжелательность, скромность, тактичность, вежливость, доброта, забота о ближних, любовь это качества, которые учат нас делать добро. Доброта, добро требует от человека проявления чувств. И без этого не может быть истинной, настоящей доброты.
Диалог_Агафонова Лариса Александровна.docx

МБОУ Ершовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

Тема урока «Добро и зло».

Цель: Создать условия для ознакомления с понятиями добро и зло, доброта, забота, жадность, тактичность, сдержанность.

Задачи:

Предметные:

- формировать знания о понятиях   добро и зло;

- формировать умение рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

- формировать навыки   доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные:   высказывать суждения о   поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: добро, зло, жадность, тактичность, сдержанность.

 

 

 

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами, ребята, рассматривали понятия о добре и зле, распространенные проявления зла. Выясняли, почему нужно стремиться к добру. Давайте вспомним определения - что такое добро и что такое зло.

Работа в группах: обсудить и дать определение понятия

 а) добро – это….

Ответы детей:  Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

 б) зло – это…

Ответы детей (групп)

Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить. Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.

Учитель:

- Давайте проверим по словарям,  правильно ли мы с вами дали определение этим понятиям. Все религии мира выясняют вопрос о добре и объясняют людям, что значит быть добрым. Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро, добрый, добродетель в Толковом словаре С. И. Ожегова.

Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры.

Ответы детей:  Добрый:

1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества. Добрый человек. Доброе сердце. Добрые глаза. Он добр ко мне.

2. Несущий благо, добро, благополучие. В добрый час. Добрые известия.

3. Хороший, нравственный.

4.Дружеский, близкий, милый. Наши добрые друзья.

5. Хороший, безукоризненный, отличный. Пожелание доброго здоровья. Добрый конь. Добрый молодец.

6. Безукоризненный, честный. Доброе имя.

Учитель:

- Добро – всё положительное, хорошее, полезное;

противоположное - зло.

Дети: Желать добра. Сделать много добра людям.

Учитель:

- А что означает фраза - поминать добром?

Дети: вспоминать с благодарностью, с любовью, с хорошим чувством.

Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность. Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Добродетельный человек, поступок.

В нашем мире происходит беспрерывная борьба добра со злом. Представьте и опишите мир, в котором может победить:

а) добро (Дети вспоминают и приводят примеры из литературных произведений: «Снежная королева», «Козетта», «Ну, погоди!», «Золушка», «Айболит», «Дюймовочка»…)

Ответы детей: Если ты хочешь, что бы к тебе относились с добром, с любовью, то будь сам добрым, справедливым. Цени людей за их поступки. Помогай ближним. Любой поступок человека, это как игра «Бумеранг», с чем запустишь, с тем и вернется.

б) зло (Дети не смогли подобрать и привести примеры, где зло побеждает добро).

Учитель: Какие литературные герои учат нас творить добро?

На  доске представлены  рисунки  «Сказочные герои»:   Золушка, Айболит,  Буратино, Дюймовочка и др. Каждый из этих героев  сделал  доброе дело. Какое? 

Ответы детей:

- Золушка очень добрая, вежливая, трудолюбивая. Ей было очень трудно жить в доме с мачехой и её дочками, которые в свою очередь были злыми, коварными, несправедливыми. Золушку они не любили, всегда обижали, издевались над ней, загружали непосильной работой. Но добрая Золушка выполняла всю трудную работу, что бы спасти своего отца от злющей мачехи, которая хотела сжить его с этого света.

- Айболит очень любил животных, звери приходили к нему лечиться, не боялись, что он им сделает больно. Они доверяли ему. Не задумываясь, Айболит отправился в Африку, что бы помочь бедным зверушкам.  Добравшись до Африки, он и день, и ночь ставил градусники, давал им шоколадки, и вылечил всех.

- Дюймовочка пожалела бедную ласточку. Она всю долгую зиму ухаживала за ней. Кормила, поила, согревала ее. И ласточка не погибла, она осталась жива.

- Буратино спас кукол от жадного и злющего Карабаса Барабаса, который издевался над ними. Заставлял много работать, избивал их…

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а как рассматривается тема добра и зла в русских народных и авторских сказках?

Маша. В сказках добро всегда побеждает зло, всегда получает награду за свои поступки, поэтому с раннего детства нас окружают добрые сказки. И в народных, и в авторских сказках тема добра и зла прослеживается очень четко. Добро

Учитель. Приведи примеры.

Маша. Примеры? Пожалуйста! Возьмем сказку "Золушка". Добрая фея и добрая Золушка и злые сестры, и   мачеха. В результате что побеждает? Конечно, добро! Еще примеры. Сказки А. С. Пушкина "О мертвой царевне", "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке", "О золотом петушке". А. Н. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино".

Витя. Если говорить о народных сказках – то  это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. Ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.

Учитель: Как же изображал в сказках народ два понятия: добро и зло?

Инна: Все герои сказки подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.

Валера: Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.

Анна: А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга.

Ольга: Иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.

Александр: Сказки с раннего детства помогают детям различать понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

Учитель: Какие  качества сказочных героев учат  и нас  делать добро?

Дети (вывод): Мы считаем что доброжелательность, скромность, тактичность, вежливость, доброта, забота о ближних,  любовь   это качества, которые учат нас делать добро. Доброта, добро требует от человека проявления чувств. И без этого не может быть истинной, настоящей доброты.


 

МБОУ Ершовская средняя общеобразовательная школа имени

МБОУ Ершовская средняя общеобразовательная школа имени

Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; - предметные: высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по…

Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; - предметные: высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по…

Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры

Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры

Дети не смогли подобрать и привести примеры, где зло побеждает добро)

Дети не смогли подобрать и привести примеры, где зло побеждает добро)

Маша. Примеры? Пожалуйста! Возьмем сказку "Золушка"

Маша. Примеры? Пожалуйста! Возьмем сказку "Золушка"

Ольга: Иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя

Ольга: Иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017